Использование интерактивного оборудования MATATALAB с детьми дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Макарчук Софья Романовна
Глобальная информатизация современного общества во всех сферах жизни человека определяет новые потребности включения технологичных устройств уже на этапе дошкольного обучения. Дети с дошкольного возраста имеют доступ к различным электронным гаджетам и осваивают их достаточно хорошо зачастую методом проб и ошибок. Но можно ли это взаимодействие «гаджет – ребенок» считать развитием и обучением? Скорее всего нет, особенно если выбор интернет ресурсов осуществляется без контроля взрослого.  
Становится очевидным, что в дошкольной образовательной организации современные педагоги должны использовать такие средства обучения и воспитания, которые были бы высокотехнологичными, интерактивными, способными вызвать познавательный интерес у ребенка-дошкольника, способствовали действительно развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, создав успешную альтернативу компьютерным играм с сомнительным содержанием. 
К счастью, имеются современные интерактивные средства, которые можно использовать в обучении и развитии детей дошкольного возраста (начиная с 4 лет) воспитателю образовательной организации. Это MatataLab - робототехнический набор, который применяется для обучения начальным навыкам программирования, развивает пространственное восприятие, логическое мышление и другие познавательные процессы. В состав такого набора входит: 
программируемый робот; 
управляющая башня с вмонтированной камерой; 
поле для блоков, где выкладывается алгоритм, с кнопкой запуска действий; 
блоки с понятными символами;  
игровое поле для перемещения робота. 
Используя в педагогической работе интерактивное оборудование Matatalab, можно решать следующие образовательные и воспитательные задачи: 
способствовать всестороннему развитию личности ребенка; 
способствовать развитию высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи;  
стимулировать познавательный интерес; 
развивать навыки ориентировки в пространстве; 
формировать навыки элементарного программирования; 
вызывать положительную мотивацию к обучению; 
способствовать развитию коммуникативных навыков, умению общаться со сверстниками и взрослыми, работать в команде и индивидуально;  
развивать творческий потенциал и многое другое. 
Чтобы разобраться с опциями MatataLab, от ребенка не требуется умения читать и писать. Все, что нужно обучающимся, - внимательность и сила воображения. Выполняя всевозможные задания, детям приходится совершать последовательные действия, согласно поставленной задаче, то есть, выполнять игровое правило. Робот позволяет освоить элементарные навыки программирования, которые заключаются в составлении простых алгоритмов и возможность в практическом плане осуществлять проверку своих действий, приводя его в движение. Безусловно, с помощь данного оборудования можно развивать музыкальное восприятие и внимание, ориентировку в пространстве, совершенствовать тонкую и общую моторику. Набор включает дидактические и интерактивные элементы, позволяющие ребенку самостоятельно принимать решения и развивать творческие способности. Интерактивное оборудование MatataLab можно применять на разных занятиях и в свободное от занятий время как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми дошкольного возраста. Поскольку определены достаточно широкие возможности применения данного оборудования, полагаем, что его можно также активно использовать и в условиях инклюзивного образования. Актуальным в настоящее время является разработка дидактических игр и упражнений, выполняемых с использованием данного роботизированного оборудования с детьми дошкольного возраста, имеющими особые образовательные потребности. 
Выполняемые с роботизированным оборудованием задания, можно условно поделить на несколько групп: 
1) Программирование движений до заданной цели. 
Дети с помощью блоков: «вперед», «назад», «поворот вправо», «поворот влево», числовых блоков выстраивают маршрут, по которому пойдет Matata по карте от одного объекта до другого. Начало и конец пути ребята обозначают цветными флажками. Таким образом, учатся составлять алгоритм движения робота, развивают ориентировку в пространстве и логическое мышление. Ребенок составляет план маршрута, выкладывает его с помощью символов на блоках на рабочую панель. Нажимает на кнопку «пуск» и бот начинает движение в соответствии с заданным алгоритмом. Если алгоритм составлен верно, то бот достигнет цели. Ошибочно составленный алгоритм можно исправить, осознав неправильность выбранного символа на блоке. Самое легкое, с чего можно начать, предложить ребенку составить алгоритм в соответствии с уже составленным маршрутом, т.е. действуя по образцу, что очень важно для дальнейшего формирования учебных навыков. 
2) Вторая группа заданий - «Matata-художник».  
Используя входящие в набор маркеры, по заданным алгоритмам, бот может нарисовать различные геометрические фигуры. Для рисования роботом геометрических фигур дети используют угловые блоки и программные блоки цикла (начало, конец повторяющихся движений, а также карточки с примерами рисования фигур). Для усложнения заданий можно предложить детям подумать, что нужно сделать, чтобы фигура, которая запрограммирована для робота стала больше. 
3) Третья группа заданий – воспроизведение отдельных нот и мелодий. Блоки с изображением нот также выкладываются на рабочую панель, далее робот проигрывает мелодии в соответствии с алгоритмом. Чаще всего для дошкольников используются уже готовые алгоритмы составленных музыкальных фрагментов, которые они воспроизводят. Но старшим дошкольникам доступны и усложненные задания, в которых ребенок может проявить свое творчество, составив самостоятельно небольшие музыкальные композиции. 
Однако нужно не забывать о том, что для предотвращения переутомления детей, необходимо помнить о времени использования данного интерактивного оборудования, что составляет для детей дошкольного возраста не более 15 мнут.  
Еще одним важным аспектом является то, что игровые поля можно создавать самому педагогу в зависимости от его желания, потребностей детей, необходимости реализовать конкретную дидактическую игру и креативности воспитателя. Тематика таких игр может быть различна и в настоящее время находятся на стадии разработки. Порой для создания интересного сюжета, можно преобразить робота, накрыв его специально изготовленной игрушкой или добавить к нему интересный атрибут, например, ежик изготовленный из фетра или наклейка с изображением какого-либо животного. 
Далее предлагаем примеры игр, которые можно использовать в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста. 
Игра «Лабиринт сокровищ» 
Представим, что ребенок недавно познакомился с набором MatatLab. 
Цель игры: построить алгоритм движения робота так, чтобы он дошел до сокровища и не свернул с пути.  Возраст: 5-6 лет Задачи:  
- развивать умение составлять линейные алгоритмы; 
- развивать самостоятельность;  
- развивать пространственное мышление и восприятие;  
- развивать умение логически мыслить;  
- закреплять понятия «право»; «лево», «вперед», «назад» 
- воспитывать умение детей работать малой группой и подгруппами  - обеспечить положительный эмоциональный фон. Материал: 
1) игровое поле 
2) картинка с изображением сокровища 
3) пират из фетра, который надевается поверх робота 
4) флажки 
5) преграды 
Ход игры: воспитатель обозначает место старта и место финиша робота (указав заданные точки флажками). В конце пути в квадрат помещается картинка с сокровищем. После предоставления инструкции, ребенку предлагается самостоятельно составить алгоритм движения робота. Ребенок сначала выкладывает нужные фишки с направлениями движения на панель, затем, нажатием кнопки, приводит робота в движение. Проверяет правильность пройденного роботом маршрута. Если маршрут не пройден или были сделаны ошибки, ребенку предлагается выполнить задание еще раз.  
Инструкция: «Это пират. Он ищет сокровище. Помоги проложить путь к сокровищу. Выложи маршрут (путь) его движения. Обходи преграды». 
 
Игра «Ежик собирает яблоки». 
Для ребенка, который уже знаком с набором MatatLab. 
Цель: построить алгоритм движения робота так, чтобы тот собрал максимальное количество яблок на поле. Возраст: 5-6 лет Задачи:  
- развивать умение составлять линейные алгоритмы; 
- развивать самостоятельность; 
- развивать пространственное мышление и восприятие; 
- развивать умение логически мыслить;  
- закреплять пространственные понятия «право»; «лево», «вперед», «назад»; - воспитывать умение детей работать малой группой и подгруппами;  - обеспечить положительный эмоциональный фон. 
Материал: 
1) игровое поле 
2) карточки с изображением яблок (лучше, если изображение яблока будет максимально закрывать клетку поля) 
3) картинка ежа (крепится на двусторонний скотч) 
4) преграды 
Ход игры: на игровое поле выкладываются картинки с изображением яблок (их количество зависит от уровня сложности, который определяет педагог в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка). Ребенку предлагается составить маршрут ежика таким образом, чтобы ежик собрал все яблоки. Сначала ребенок составляет предполагаемый маршрут с помощью фишек движения на панели, затем с помощью кнопки «пуск» приводит робота в движении. После выполнения заданного маршрута, ребенку предлагается оценить правильность составленного маршрута движения ежика. При совершении ошибки в составлении алгоритма, ребенку предлагается внести необходимые изменения и снова запустить робота. 
Инструкция: «Кто это? Это ежик. Он ищет в саду упавшие яблоки. Давай поможем ежику собрать все яблоки. Подумай, как ему нужно двигаться, чтобы собрать яблоки. Составь маршрут (путь) ежика». 
Еще раз отметим преимущество данного интерактивного оборудования: MatataLab – это не однотипная игра с одним и тем же сюжетом, героями и одним игровым полем, а неограниченные возможности реализации творческого потенциала педагога. Игровое поле можно распечатать с сайта, а можно придумать свою собственную неповторимую игру и создать поле для реализации игры самостоятельно или совместно с детьми.  
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в мире, система образования быстро реагирует на запрос участников образовательного процесса в использовании дистанционных средств обучения. Разработчики интерактивного оборудования MatataLab предлагают воспользоваться интернет-сайтом для использования полученных навыков в виртуальном режиме. 
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью утверждать, что данное оборудование MatataLab может по праву считаться эффективным средством обучения и развития детей дошкольного возраста и может успешно применяться в системе дошкольного образования. 
 
Библиографический список 
1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография/ Под ред.: Б. Дендева. – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 с. 
3. Интерактивные технологии в современном образовании: сборник научных трудов/ отв.ред. Н.Е. Ерофеева. – Орск, 2018. – 143 с. 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makarchuk_statya_matata.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

С.Р. Макарчук  г. Москва  

ГАОУ ВО МГПУ ИСПО им. К.Д. Ушинского

Руководитель: А.Ю. Клюквина, преподаватель

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ MATATALAB С

ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Глобальная информатизация современного общества во всех сферах жизни человека определяет новые потребности включения технологичных устройств уже на этапе дошкольного обучения. Дети с дошкольного возраста имеют доступ к различным электронным гаджетам и осваивают их достаточно хорошо зачастую методом проб и ошибок. Но можно ли это взаимодействие «гаджет – ребенок» считать развитием и обучением? Скорее всего нет, особенно если выбор интернет ресурсов осуществляется без контроля взрослого.  

Становится очевидным, что в дошкольной образовательной организации современные педагоги должны использовать такие средства обучения и воспитания, которые были бы высокотехнологичными, интерактивными, способными вызвать познавательный интерес у ребенка-дошкольника, способствовали действительно развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, создав успешную альтернативу компьютерным играм с сомнительным содержанием.

К счастью, имеются современные интерактивные средства, которые можно использовать в обучении и развитии детей дошкольного возраста (начиная с 4 лет) воспитателю образовательной организации. Это MatataLab - робототехнический набор, который применяется для обучения начальным навыкам программирования, развивает пространственное восприятие, логическое мышление и другие познавательные процессы. В состав такого набора входит:

  • программируемый робот;
  • управляющая башня с вмонтированной камерой;
  • поле для блоков, где выкладывается алгоритм, с кнопкой запуска действий;
  • блоки с понятными символами;  
  • игровое поле для перемещения робота.

Используя в педагогической работе интерактивное оборудование Matatalab, можно решать следующие образовательные и воспитательные задачи:

  • способствовать всестороннему развитию личности ребенка;
  • способствовать развитию высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи;  
  • стимулировать познавательный интерес;
  • развивать навыки ориентировки в пространстве;
  • формировать навыки элементарного программирования;
  • вызывать положительную мотивацию к обучению;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков, умению общаться со сверстниками и взрослыми, работать в команде и индивидуально;  
  • развивать творческий потенциал и многое другое.

Чтобы разобраться с опциями MatataLab, от ребенка не требуется умения читать и писать. Все, что нужно обучающимся, - внимательность и сила воображения. Выполняя всевозможные задания, детям приходится совершать последовательные действия, согласно поставленной задаче, то есть, выполнять игровое правило. Робот позволяет освоить элементарные навыки программирования, которые заключаются в составлении простых алгоритмов и возможность в практическом плане осуществлять проверку своих действий, приводя его в движение. Безусловно, с помощь данного оборудования можно развивать музыкальное восприятие и внимание, ориентировку в пространстве, совершенствовать тонкую и общую моторику. Набор включает дидактические и интерактивные элементы, позволяющие ребенку самостоятельно принимать решения и развивать творческие способности. Интерактивное оборудование MatataLab можно применять на разных занятиях и в свободное от занятий время как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми дошкольного возраста. Поскольку определены достаточно широкие возможности применения данного оборудования, полагаем, что его можно также активно использовать и в условиях инклюзивного образования. Актуальным в настоящее время является разработка дидактических игр и упражнений, выполняемых с использованием данного роботизированного оборудования с детьми дошкольного возраста, имеющими особые образовательные потребности.

Выполняемые с роботизированным оборудованием задания, можно условно поделить на несколько групп: 

  1. Программирование движений до заданной цели.

Дети с помощью блоков: «вперед», «назад», «поворот вправо», «поворот влево», числовых блоков выстраивают маршрут, по которому пойдет Matata по карте от одного объекта до другого. Начало и конец пути ребята обозначают цветными флажками. Таким образом, учатся составлять алгоритм движения робота, развивают ориентировку в пространстве и логическое мышление. Ребенок составляет план маршрута, выкладывает его с помощью символов на блоках на рабочую панель. Нажимает на кнопку «пуск» и бот начинает движение в соответствии с заданным алгоритмом. Если алгоритм составлен верно, то бот достигнет цели. Ошибочно составленный алгоритм можно исправить, осознав неправильность выбранного символа на блоке. Самое легкое, с чего можно начать, предложить ребенку составить алгоритм в соответствии с уже составленным маршрутом, т.е. действуя по образцу, что очень важно для дальнейшего формирования учебных навыков.

  1. Вторая группа заданий - «Matata-художник».  

Используя входящие в набор маркеры, по заданным алгоритмам, бот может нарисовать различные геометрические фигуры. Для рисования роботом геометрических фигур дети используют угловые блоки и программные блоки цикла (начало, конец повторяющихся движений, а также карточки с примерами рисования фигур). Для усложнения заданий можно предложить детям подумать, что нужно сделать, чтобы фигура, которая запрограммирована для робота стала больше.

  1. Третья группа заданий – воспроизведение отдельных нот и мелодий. Блоки с изображением нот также выкладываются на рабочую панель, далее робот проигрывает мелодии в соответствии с алгоритмом. Чаще всего для дошкольников используются уже готовые алгоритмы составленных музыкальных фрагментов, которые они воспроизводят. Но старшим дошкольникам доступны и усложненные задания, в которых ребенок может проявить свое творчество, составив самостоятельно небольшие музыкальные композиции.

Однако нужно не забывать о том, что для предотвращения переутомления детей, необходимо помнить о времени использования данного интерактивного оборудования, что составляет для детей дошкольного возраста не более 15 мнут.  

Еще одним важным аспектом является то, что игровые поля можно создавать самому педагогу в зависимости от его желания, потребностей детей, необходимости реализовать конкретную дидактическую игру и креативности воспитателя. Тематика таких игр может быть различна и в настоящее время находятся на стадии разработки. Порой для создания интересного сюжета, можно преобразить робота, накрыв его специально изготовленной игрушкой или добавить к нему интересный атрибут, например, ежик изготовленный из фетра или наклейка с изображением какого-либо животного.

Далее предлагаем примеры игр, которые можно использовать в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста.

Игра «Лабиринт сокровищ» 

Представим, что ребенок недавно познакомился с набором MatatLab.

Цель игры: построить алгоритм движения робота так, чтобы он дошел до сокровища и не свернул с пути.  Возраст: 5-6 лет Задачи: 

  • развивать умение составлять линейные алгоритмы;
  • развивать самостоятельность;  
  • развивать пространственное мышление и восприятие;  
  • развивать умение логически мыслить;  
  • закреплять понятия «право»; «лево», «вперед», «назад»
  • воспитывать умение детей работать малой группой и подгруппами  - обеспечить положительный эмоциональный фон. Материал: 
  1. игровое поле
  2. картинка с изображением сокровища
  3. пират из фетра, который надевается поверх робота
  4. флажки
  5. преграды

Ход игры: воспитатель обозначает место старта и место финиша робота (указав заданные точки флажками). В конце пути в квадрат помещается картинка с сокровищем. После предоставления инструкции, ребенку предлагается самостоятельно составить алгоритм движения робота. Ребенок сначала выкладывает нужные фишки с направлениями движения на панель, затем, нажатием кнопки, приводит робота в движение. Проверяет правильность пройденного роботом маршрута. Если маршрут не пройден или были сделаны ошибки, ребенку предлагается выполнить задание еще раз.  

Инструкция: «Это пират. Он ищет сокровище. Помоги проложить путь к сокровищу. Выложи маршрут (путь) его движения. Обходи преграды».

 

Игра «Ежик собирает яблоки». 

Для ребенка, который уже знаком с набором MatatLab.

Цель: построить алгоритм движения робота так, чтобы тот собрал максимальное количество яблок на поле. Возраст: 5-6 лет Задачи: 

  • развивать умение составлять линейные алгоритмы;
  • развивать самостоятельность;
  • развивать пространственное мышление и восприятие;
  • развивать умение логически мыслить;  
  • закреплять пространственные понятия «право»; «лево», «вперед», «назад»; - воспитывать умение детей работать малой группой и подгруппами;  - обеспечить положительный эмоциональный фон.

Материал: 

  1. игровое поле
  2. карточки с изображением яблок (лучше, если изображение яблока будет максимально закрывать клетку поля)
  3. картинка ежа (крепится на двусторонний скотч)
  4. преграды

Ход игры: на игровое поле выкладываются картинки с изображением яблок (их количество зависит от уровня сложности, который определяет педагог в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка). Ребенку предлагается составить маршрут ежика таким образом, чтобы ежик собрал все яблоки. Сначала ребенок составляет предполагаемый маршрут с помощью фишек движения на панели, затем с помощью кнопки «пуск» приводит робота в движении. После выполнения заданного маршрута, ребенку предлагается оценить правильность составленного маршрута движения ежика. При совершении ошибки в составлении алгоритма, ребенку предлагается внести необходимые изменения и снова запустить робота.

Инструкция: «Кто это? Это ежик. Он ищет в саду упавшие яблоки. Давай поможем ежику собрать все яблоки. Подумай, как ему нужно двигаться, чтобы собрать яблоки. Составь маршрут (путь) ежика».

Еще раз отметим преимущество данного интерактивного оборудования: MatataLab – это не однотипная игра с одним и тем же сюжетом, героями и одним игровым полем, а неограниченные возможности реализации творческого потенциала педагога. Игровое поле можно распечатать с сайта, а можно придумать свою собственную неповторимую игру и создать поле для реализации игры самостоятельно или совместно с детьми.  

В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в мире, система образования быстро реагирует на запрос участников образовательного процесса в использовании дистанционных средств обучения. Разработчики интерактивного оборудования MatataLab предлагают воспользоваться интернет-сайтом для использования полученных навыков в виртуальном режиме.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью утверждать, что данное оборудование MatataLab может по праву считаться эффективным средством обучения и развития детей дошкольного возраста и может успешно применяться в системе дошкольного образования.

 

Библиографический список

  1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография/ Под ред.: Б. Дендева. – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 с.
  2. http://matatalab.pro/ 
  3. Интерактивные технологии в современном образовании: сборник научных трудов/ отв.ред. Н.Е. Ерофеева. – Орск, 2018. – 143 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации "Дары осени" в технологии деятельностного метода с использованием интерактивного оборудования для детей старшего дошкольного возраста

Данный конспект будет полезен педагогам для ознакомления детей с новыми овощами и фруктами, и с закреплением уже ранее изученных....

«Подвижные игры с использованием нестандартного оборудования для детей старшего дошкольного возраста с О.Н.Р.»

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социаль...

Презентация РМО на тему: «Игровой массаж с использованием нестандартного оборудования для детей младшего дошкольного возраста»

Цель: Распространение педагогического опыта по применению технологии игрового массажа в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Øраскрыть значение здоровьесберегающей технологии;Øпознакомить с мет...

РМО Буклет - Игровой массаж с использованием нестандартного оборудования для детей младшего дошкольного возраста

РМО Буклет - Игровой массаж с использованием нестандартного оборудования для детей младшего дошкольного возраста (1)...