Использование интерактивного оборудования MATATALAB с детьми дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
С.Р. Макарчук г. Москва
ГАОУ ВО МГПУ ИСПО им. К.Д. Ушинского
Руководитель: А.Ю. Клюквина, преподаватель
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ MATATALAB С
ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Глобальная информатизация современного общества во всех сферах жизни человека определяет новые потребности включения технологичных устройств уже на этапе дошкольного обучения. Дети с дошкольного возраста имеют доступ к различным электронным гаджетам и осваивают их достаточно хорошо зачастую методом проб и ошибок. Но можно ли это взаимодействие «гаджет – ребенок» считать развитием и обучением? Скорее всего нет, особенно если выбор интернет ресурсов осуществляется без контроля взрослого.
Становится очевидным, что в дошкольной образовательной организации современные педагоги должны использовать такие средства обучения и воспитания, которые были бы высокотехнологичными, интерактивными, способными вызвать познавательный интерес у ребенка-дошкольника, способствовали действительно развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, создав успешную альтернативу компьютерным играм с сомнительным содержанием.
К счастью, имеются современные интерактивные средства, которые можно использовать в обучении и развитии детей дошкольного возраста (начиная с 4 лет) воспитателю образовательной организации. Это MatataLab - робототехнический набор, который применяется для обучения начальным навыкам программирования, развивает пространственное восприятие, логическое мышление и другие познавательные процессы. В состав такого набора входит:
- программируемый робот;
- управляющая башня с вмонтированной камерой;
- поле для блоков, где выкладывается алгоритм, с кнопкой запуска действий;
- блоки с понятными символами;
- игровое поле для перемещения робота.
Используя в педагогической работе интерактивное оборудование Matatalab, можно решать следующие образовательные и воспитательные задачи:
- способствовать всестороннему развитию личности ребенка;
- способствовать развитию высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи;
- стимулировать познавательный интерес;
- развивать навыки ориентировки в пространстве;
- формировать навыки элементарного программирования;
- вызывать положительную мотивацию к обучению;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, умению общаться со сверстниками и взрослыми, работать в команде и индивидуально;
- развивать творческий потенциал и многое другое.
Чтобы разобраться с опциями MatataLab, от ребенка не требуется умения читать и писать. Все, что нужно обучающимся, - внимательность и сила воображения. Выполняя всевозможные задания, детям приходится совершать последовательные действия, согласно поставленной задаче, то есть, выполнять игровое правило. Робот позволяет освоить элементарные навыки программирования, которые заключаются в составлении простых алгоритмов и возможность в практическом плане осуществлять проверку своих действий, приводя его в движение. Безусловно, с помощь данного оборудования можно развивать музыкальное восприятие и внимание, ориентировку в пространстве, совершенствовать тонкую и общую моторику. Набор включает дидактические и интерактивные элементы, позволяющие ребенку самостоятельно принимать решения и развивать творческие способности. Интерактивное оборудование MatataLab можно применять на разных занятиях и в свободное от занятий время как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми дошкольного возраста. Поскольку определены достаточно широкие возможности применения данного оборудования, полагаем, что его можно также активно использовать и в условиях инклюзивного образования. Актуальным в настоящее время является разработка дидактических игр и упражнений, выполняемых с использованием данного роботизированного оборудования с детьми дошкольного возраста, имеющими особые образовательные потребности.
Выполняемые с роботизированным оборудованием задания, можно условно поделить на несколько групп:
- Программирование движений до заданной цели.
Дети с помощью блоков: «вперед», «назад», «поворот вправо», «поворот влево», числовых блоков выстраивают маршрут, по которому пойдет Matata по карте от одного объекта до другого. Начало и конец пути ребята обозначают цветными флажками. Таким образом, учатся составлять алгоритм движения робота, развивают ориентировку в пространстве и логическое мышление. Ребенок составляет план маршрута, выкладывает его с помощью символов на блоках на рабочую панель. Нажимает на кнопку «пуск» и бот начинает движение в соответствии с заданным алгоритмом. Если алгоритм составлен верно, то бот достигнет цели. Ошибочно составленный алгоритм можно исправить, осознав неправильность выбранного символа на блоке. Самое легкое, с чего можно начать, предложить ребенку составить алгоритм в соответствии с уже составленным маршрутом, т.е. действуя по образцу, что очень важно для дальнейшего формирования учебных навыков.
- Вторая группа заданий - «Matata-художник».
Используя входящие в набор маркеры, по заданным алгоритмам, бот может нарисовать различные геометрические фигуры. Для рисования роботом геометрических фигур дети используют угловые блоки и программные блоки цикла (начало, конец повторяющихся движений, а также карточки с примерами рисования фигур). Для усложнения заданий можно предложить детям подумать, что нужно сделать, чтобы фигура, которая запрограммирована для робота стала больше.
- Третья группа заданий – воспроизведение отдельных нот и мелодий. Блоки с изображением нот также выкладываются на рабочую панель, далее робот проигрывает мелодии в соответствии с алгоритмом. Чаще всего для дошкольников используются уже готовые алгоритмы составленных музыкальных фрагментов, которые они воспроизводят. Но старшим дошкольникам доступны и усложненные задания, в которых ребенок может проявить свое творчество, составив самостоятельно небольшие музыкальные композиции.
Однако нужно не забывать о том, что для предотвращения переутомления детей, необходимо помнить о времени использования данного интерактивного оборудования, что составляет для детей дошкольного возраста не более 15 мнут.
Еще одним важным аспектом является то, что игровые поля можно создавать самому педагогу в зависимости от его желания, потребностей детей, необходимости реализовать конкретную дидактическую игру и креативности воспитателя. Тематика таких игр может быть различна и в настоящее время находятся на стадии разработки. Порой для создания интересного сюжета, можно преобразить робота, накрыв его специально изготовленной игрушкой или добавить к нему интересный атрибут, например, ежик изготовленный из фетра или наклейка с изображением какого-либо животного.
Далее предлагаем примеры игр, которые можно использовать в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста.
Игра «Лабиринт сокровищ»
Представим, что ребенок недавно познакомился с набором MatatLab.
Цель игры: построить алгоритм движения робота так, чтобы он дошел до сокровища и не свернул с пути. Возраст: 5-6 лет Задачи:
- развивать умение составлять линейные алгоритмы;
- развивать самостоятельность;
- развивать пространственное мышление и восприятие;
- развивать умение логически мыслить;
- закреплять понятия «право»; «лево», «вперед», «назад»
- воспитывать умение детей работать малой группой и подгруппами - обеспечить положительный эмоциональный фон. Материал:
- игровое поле
- картинка с изображением сокровища
- пират из фетра, который надевается поверх робота
- флажки
- преграды
Ход игры: воспитатель обозначает место старта и место финиша робота (указав заданные точки флажками). В конце пути в квадрат помещается картинка с сокровищем. После предоставления инструкции, ребенку предлагается самостоятельно составить алгоритм движения робота. Ребенок сначала выкладывает нужные фишки с направлениями движения на панель, затем, нажатием кнопки, приводит робота в движение. Проверяет правильность пройденного роботом маршрута. Если маршрут не пройден или были сделаны ошибки, ребенку предлагается выполнить задание еще раз.
Инструкция: «Это пират. Он ищет сокровище. Помоги проложить путь к сокровищу. Выложи маршрут (путь) его движения. Обходи преграды».
Игра «Ежик собирает яблоки».
Для ребенка, который уже знаком с набором MatatLab.
Цель: построить алгоритм движения робота так, чтобы тот собрал максимальное количество яблок на поле. Возраст: 5-6 лет Задачи:
- развивать умение составлять линейные алгоритмы;
- развивать самостоятельность;
- развивать пространственное мышление и восприятие;
- развивать умение логически мыслить;
- закреплять пространственные понятия «право»; «лево», «вперед», «назад»; - воспитывать умение детей работать малой группой и подгруппами; - обеспечить положительный эмоциональный фон.
Материал:
- игровое поле
- карточки с изображением яблок (лучше, если изображение яблока будет максимально закрывать клетку поля)
- картинка ежа (крепится на двусторонний скотч)
- преграды
Ход игры: на игровое поле выкладываются картинки с изображением яблок (их количество зависит от уровня сложности, который определяет педагог в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка). Ребенку предлагается составить маршрут ежика таким образом, чтобы ежик собрал все яблоки. Сначала ребенок составляет предполагаемый маршрут с помощью фишек движения на панели, затем с помощью кнопки «пуск» приводит робота в движении. После выполнения заданного маршрута, ребенку предлагается оценить правильность составленного маршрута движения ежика. При совершении ошибки в составлении алгоритма, ребенку предлагается внести необходимые изменения и снова запустить робота.
Инструкция: «Кто это? Это ежик. Он ищет в саду упавшие яблоки. Давай поможем ежику собрать все яблоки. Подумай, как ему нужно двигаться, чтобы собрать яблоки. Составь маршрут (путь) ежика».
Еще раз отметим преимущество данного интерактивного оборудования: MatataLab – это не однотипная игра с одним и тем же сюжетом, героями и одним игровым полем, а неограниченные возможности реализации творческого потенциала педагога. Игровое поле можно распечатать с сайта, а можно придумать свою собственную неповторимую игру и создать поле для реализации игры самостоятельно или совместно с детьми.
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в мире, система образования быстро реагирует на запрос участников образовательного процесса в использовании дистанционных средств обучения. Разработчики интерактивного оборудования MatataLab предлагают воспользоваться интернет-сайтом для использования полученных навыков в виртуальном режиме.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью утверждать, что данное оборудование MatataLab может по праву считаться эффективным средством обучения и развития детей дошкольного возраста и может успешно применяться в системе дошкольного образования.
Библиографический список
- Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография/ Под ред.: Б. Дендева. – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 с.
- http://matatalab.pro/
- Интерактивные технологии в современном образовании: сборник научных трудов/ отв.ред. Н.Е. Ерофеева. – Орск, 2018. – 143 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование нестандартного оборудования для обучения детей дошкольного возраста плаванию"
Методическая разработка...

Конспект образовательной ситуации "Дары осени" в технологии деятельностного метода с использованием интерактивного оборудования для детей старшего дошкольного возраста
Данный конспект будет полезен педагогам для ознакомления детей с новыми овощами и фруктами, и с закреплением уже ранее изученных....

«Подвижные игры с использованием нестандартного оборудования для детей старшего дошкольного возраста с О.Н.Р.»
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социаль...

Презентация РМО на тему: «Игровой массаж с использованием нестандартного оборудования для детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Распространение педагогического опыта по применению технологии игрового массажа в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:Øраскрыть значение здоровьесберегающей технологии;Øпознакомить с мет...

РМО Буклет - Игровой массаж с использованием нестандартного оборудования для детей младшего дошкольного возраста
РМО Буклет - Игровой массаж с использованием нестандартного оборудования для детей младшего дошкольного возраста (1)...


