Памятка для воспитателей по организации развивающей предметно-пространственной среды.
методическая разработка
Памятка для воспитателей по организации развивающей предметно-пространственной среды.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС ДО Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.
Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Развивающая предметно-пространственная среда предполагает:
· доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
· свободный подход воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.
Требования СанПин к настольно-печатным играм
2.2. Игрушки (игры) должны соответствовать утвержденному образцу - "типовому представителю"*(1).
2.3. Уровень запаха всех видов игрушек (игр) не должен превышать 2-х баллов.
2.4. Декоративное или защитное покрытие игрушек должно быть стойким к действию слюны, пота и влажной обработки.
2.5. Уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры в помещении (за исключением настроенных музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов), не должен превышать 65 дБА, а уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры на открытом воздухе, не более 75 дБА.
2.7. В настольно-печатных играх текст должен быть напечатан контрастным для фона цветом. Цифровые и буквенные обозначения должны иметь черную окраску или черный рельеф.
Гигиенически обоснованными являются следующие оптимальные цвета для фона:
голубой;
зеленый;
желто-зеленый;
желтый;
оранжевый;
оранжево-красный.
Высота букв текста в настольно-печатных играх, предназначенных для чтения детьми в возрасте до 10 лет, должна быть не менее 2,3 мм и не менее 1,75 мм - для детей старше 10 лет.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты, а так же настольно-печатные игры, формирующие знания о многообразии животных.
Настольно-печатные игры формирующие знания о многообразии животных, относятся к познавательному развитию. Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности, в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию.
К познавательному развитию относится – экология, где мы можем встретить настольно-печатные игры направленные на формирование знаний о многообразии животных.
Экологический центр предназначен для проведения экологических занятий, самостоятельных наблюдений, знакомства с коллекциями семян, природного материала, ухода за комнатными растениями, экологических игр. Центр подразделяется на ряд функциональных зон.
При создании экологического центра должны учитываться общие требования для всех групп соответствующие возрастным особенностям детей. Организация этих центров регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.3049 – 13, от 15.05.2013).
Общие требования к экологическим центрам.
Требования растут и расширяются год от года и отражены в образовательных программах:
· Согласно санитарным нормам в групповых помещениях, раздевалках, спальнях запрещено размещать животных. Если в детском саду хотят, чтобы дети имели возможность наблюдать и ухаживать за ними, для них отводят отдельное помещение, куда дети могут ходить на экскурсию с воспитателем.
· Расположение с учётом естественного освещения. Растения, которые там находятся, не должны быть затенены мебелью, игрушками, то есть им нужно предоставить максимум солнечного света в дневное время
· Безопасность. Растения, материалы и инструменты не должны причинять детям вреда и не представлять опасности.
· Исключить колючие и ядовитые растения, а мелкие природные материалы (камни, фасоль, горох, ракушки) дети должны использовать под присмотром воспитателя.
· Это же требование относится к оборудованию для опытов и экспериментирования: оно не должно содержать стеклянных, острых предметов (пробирок, пинцетов). Пользоваться им детям разрешено под присмотром педагога.
· Однако, чтобы поощрять дошкольников к самостоятельности в исследовании, нужно иметь достаточное количество безопасных объектов, которыми дети могут пользоваться по собственной инициативе. Например, коллекцию семян растений, запаянных наглухо в пластиковые пакеты, дошкольники могут рассматривать самостоятельно, начиная со средней группы.
· С этого же возраста детям можно давать небьющиеся увеличительные стёкла в пластиковой оправе. Детям младших групп для обследования и игры можно предложить пластиковые муляжи овощей и фруктов, фигурки животных, каштаны, листья.
· Необходимо удостовериться, что ни на одно растение или животное у воспитанников нет аллергии
Чтобы познавательное развитие было успешным, нужно правильно разработать данные зоны.
Экологический центр должен состоять из нескольких блоков (зон):
· Уголок природы (Растения в Уголке природы находятся в доступном для детей месте и с учетом их комфортного произрастания. Здесь подобраны комнатные растения с учетом возраста детей и особенностями роста растений и СанПин)
· Календарь природы – один из блоков обустройства Уголка природы.
· Переносная мини-лаборатория и уголок эксперементирования (Уголок экспериментирования и переносная мини-лаборатория предназначен для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности)
· Уголок дидактических игр (В дидактическом уголке подобраны и оформлены тематические альбомы, экологические проекты, картотеки загадок. Оборудована игротека с дидактическими играми экологического содержания с учетом возрастных особенностей детей)
· Выставка поделок из природного материала
· Специальное место для дидактических материалов (иллюстрированно-наглядный материал помогает закрепить и уточнить представления детей в процессе игровой деятельности, в ходе непосредственного восприятия природных явлений)
На основе всего вышеперечисленного формируется понятие об экосистеме планеты Земля, её уникальности и ценности. При постоянной поддержке и создании достаточной развивающей среды дети овладевают нормами культурного поведения в природе, у них появляется желание следовать им, беречь и приумножать её дары и богатства. Деятельность детей в уголке природы становится более насыщенной и разнообразной, как и само наполнение уголка материалами и пособиями.
Список литературы:
• «Мы» (Н.Н.Кондратьева),
• «Наш дом – природа» (Н.А.Рыжова),
• «Паутинка» (Ж.Л.Васякина-Новикова),
• «Природа и художник» (Т.А.Копцева),
• «Семицветик» (В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова),
• «Юный эколог» (С.Н.Николаева).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для воспитателей по организации развивающей предметно-пространственной среды.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС ДО Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.
Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Развивающая предметно-пространственная среда предполагает:
∙ доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
∙ свободный подход воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.
Требования СанПин к настольно-печатным играм
2.2. Игрушки (игры) должны соответствовать утвержденному образцу - "типовому представителю"*(1).
2.3. Уровень запаха всех видов игрушек (игр) не должен превышать 2-х баллов.
2.4. Декоративное или защитное покрытие игрушек должно быть стойким к действию слюны, пота и влажной обработки.
2.5. Уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры в помещении (за исключением настроенных музыкальных игрушек, духовых и ударных инструментов), не должен превышать 65 дБА, а уровень звука, издаваемый игрушкой, предназначенной для игры на открытом воздухе, не более 75 дБА.
2.7. В настольно-печатных играх текст должен быть напечатан контрастным для фона цветом. Цифровые и буквенные обозначения должны иметь черную окраску или черный рельеф.
Гигиенически обоснованными являются следующие оптимальные цвета для фона:
голубой;
зеленый;
желто-зеленый;
желтый;
оранжевый;
оранжево-красный.
Высота букв текста в настольно-печатных играх, предназначенных для чтения детьми в возрасте до 10 лет, должна быть не менее 2,3 мм и не менее 1,75 мм - для детей старше 10 лет.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты, а так же настольно-печатные игры, формирующие знания о многообразии животных.
Настольно-печатные игры формирующие знания о многообразии животных, относятся к познавательному развитию. Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности, в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию.
К познавательному развитию относится – экология, где мы можем встретить настольно-печатные игры направленные на формирование знаний о многообразии животных.
Экологический центр предназначен для проведения экологических занятий, самостоятельных наблюдений, знакомства с коллекциями семян, природного материала, ухода за комнатными растениями, экологических игр. Центр подразделяется на ряд функциональных зон.
При создании экологического центра должны учитываться общие требования для всех групп соответствующие возрастным особенностям детей. Организация этих центров регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.3049 – 13, от 15.05.2013).
Общие требования к экологическим центрам.
Требования растут и расширяются год от года и отражены в образовательных программах:
- Согласно санитарным нормам в групповых помещениях, раздевалках, спальнях запрещено размещать животных. Если в детском саду хотят, чтобы дети имели возможность наблюдать и ухаживать за ними, для них отводят отдельное помещение, куда дети могут ходить на экскурсию с воспитателем.
- Расположение с учётом естественного освещения. Растения, которые там находятся, не должны быть затенены мебелью, игрушками, то есть им нужно предоставить максимум солнечного света в дневное время
- Безопасность. Растения, материалы и инструменты не должны причинять детям вреда и не представлять опасности.
- Исключить колючие и ядовитые растения, а мелкие природные материалы (камни, фасоль, горох, ракушки) дети должны использовать под присмотром воспитателя.
- Это же требование относится к оборудованию для опытов и экспериментирования: оно не должно содержать стеклянных, острых предметов (пробирок, пинцетов). Пользоваться им детям разрешено под присмотром педагога.
- Однако, чтобы поощрять дошкольников к самостоятельности в исследовании, нужно иметь достаточное количество безопасных объектов, которыми дети могут пользоваться по собственной инициативе. Например, коллекцию семян растений, запаянных наглухо в пластиковые пакеты, дошкольники могут рассматривать самостоятельно, начиная со средней группы.
- С этого же возраста детям можно давать небьющиеся увеличительные стёкла в пластиковой оправе. Детям младших групп для обследования и игры можно предложить пластиковые муляжи овощей и фруктов, фигурки животных, каштаны, листья.
- Необходимо удостовериться, что ни на одно растение или животное у воспитанников нет аллергии
Чтобы познавательное развитие было успешным, нужно правильно разработать данные зоны.
Экологический центр должен состоять из нескольких блоков (зон):
- Уголок природы (Растения в Уголке природы находятся в доступном для детей месте и с учетом их комфортного произрастания. Здесь подобраны комнатные растения с учетом возраста детей и особенностями роста растений и СанПин)
- Календарь природы – один из блоков обустройства Уголка природы.
- Переносная мини-лаборатория и уголок эксперементирования (Уголок экспериментирования и переносная мини-лаборатория предназначен для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности)
- Уголок дидактических игр (В дидактическом уголке подобраны и оформлены тематические альбомы, экологические проекты, картотеки загадок. Оборудована игротека с дидактическими играми экологического содержания с учетом возрастных особенностей детей)
- Выставка поделок из природного материала
- Специальное место для дидактических материалов (иллюстрированно-наглядный материал помогает закрепить и уточнить представления детей в процессе игровой деятельности, в ходе непосредственного восприятия природных явлений)
На основе всего вышеперечисленного формируется понятие об экосистеме планеты Земля, её уникальности и ценности. При постоянной поддержке и создании достаточной развивающей среды дети овладевают нормами культурного поведения в природе, у них появляется желание следовать им, беречь и приумножать её дары и богатства. Деятельность детей в уголке природы становится более насыщенной и разнообразной, как и само наполнение уголка материалами и пособиями.
Список литературы:
- «Мы» (Н.Н.Кондратьева),
- «Наш дом – природа» (Н.А.Рыжова),
- «Паутинка» (Ж.Л.Васякина-Новикова),
- «Природа и художник» (Т.А.Копцева),
- «Семицветик» (В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова),
- «Юный эколог» (С.Н.Николаева).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для воспитателей по организации развивающей предметно-пространственной среды.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...

Памятка для воспитателей по организации развивающей предметно-пространственной среды.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Памятка для воспитателей "Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ"
Памятка направлена на закрепление и уточнение знаний педагогов требований ФГОС к РППС дошкольного учреждения. Содержит цель, требования по ФГОС к созданию предметно -пространственной среды....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Памятка для воспитателей по организации развивающей предметно-пространственной среды.
Памятка для воспитателей по организации развивающей предметно-пространственной среды....
Консультации для воспитателей «Особенности организации развивающая предметно-пространственная среда для познавательно-исследовательской деятельности»
Консультации для воспитателей «Особенности организации развивающая предметно-пространственная среда для познавательно-исследовательской деятельности»...
