как научить ребенка одеваться самостоятельно
консультация (младшая группа)

Клименко Татьяна Анатольевна

    Прежде чем приступать к постижению основ одевания и раздевания, предстоит пройти предварительную подготовку – выучить с крохой части тела. Эта работа проводится в год-полтора.С этого же периода можно постепенно научить его раздеваться – простейшие действия (снять шапку или носки) ему вполне по силам.

     А к занятиям по одеванию необходимо приступать в 2-3 года: именно в этом возрасте малыши стремятся к самостоятельности, желают делать все без посторонней помощи. Данную особенность можно использовать во благо крохе. Если момент упустить, то в 4 годика процесс обучения будет более сложным и затянется надолго.

Доступные умения по возрастам выглядят так:

  • до года ребенка одевают взрослые – уже на этом этапе можно начать подготовку, комментируя свои поступки («На ножки мы надеваем колготки, потом – штанишки»), в дальнейшем крохе будет проще повторять уже знакомые действия;

  • в 1 год малыш может сам снять носки и шапку;

  • в 2 года – надевать носки, шапку, снимать колготки, штаны, трусы.

К трем годам перечень умений возрастает. Ребенок уже умеет:

  • надевать и снимать трусы, колготки, штаны;

  • надевать жилет без пуговиц;

  • обуваться в ботинки без шнурков;

  • расстегивать и застегивать молнию (взрослый должен помочь соединить ее концы внизу);

  • снимать кофты и футболки.

ЗНАКОМСТВО С ЧАСТЯМИ ТЕЛА

Чтобы младший дошкольник постепенно учился одеваться, необходимо добиться того, чтобы он понимал, какой предмет одежды для какой части тела предназначен. Примерно в 6-7 месяцев ребенок начинает испытывать интерес к собственному телу, что и необходимо использовать. Можно рассматривать с ним книжки с картинками, показывая на персонажах, где находятся ручки, ножки, голова, читать стишки, в которых упоминаются эти части, и показывать их на ребенке, поглаживать. Такие занятия повеселят его. Делая массаж, купая или собирая кроху на прогулку, важно проговаривать свои действия, это поможет естественно, но быстро все запомнить.В годик ребенок уже сам сможет показывать ручки, ножки, а также части лица – глазки, рот, нос.

Помогут веселые стишки, например:

Для чего Ванюше ножки?Чтобы бегать по дорожке!

А зачем Ванюше ручки?Чтобы разогнать все тучки!

Ротик наш так любит кушать,Нос – дышать, а уши – слушать.

Главные правила таких занятий – регулярность, ненавязчивость, легкая игровая форма. Тогда ребенок быстро и с удовольствием будет запоминать.

ВЫБОР ОДЕЖДЫ

Чтобы процесс обучения начался легко и без слез, следует правильно выбрать «наряды», в которые ребенок будет самостоятельно облачаться. Правила просты.

  • Вещь должна быть чуть-чуть велика ребенку (на один размер), так ему проще будет попадать в горловину и рукава.

  • Простой крой и отсутствие мелких деталей и сложных застежек – важные факторы успеха.

  • Брюки лучше выбрать свободные, на резинке, футболку – с большой удобной горловиной. С их помощью очень просто приучить кроху к самостоятельности.

  • Предпочтительные виды застежек – липучки, молнии. К пуговицам можно приступать только после предварительной подготовки.

Спинка и перед, лицо и изнанка должны иметь явные, понятные малышу отличия. Помогут аппликации, вышивка, карманы. Детям постарше можно предлагать ассоциации, например, если на кофте цветы, то следует сказать, что «спереди растет крупный цветок, чтобы видеть солнце, а сзади цветки более маленькие, им достается меньше солнечных лучей».

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОДЕВАНИЕ

     Когда малышу исполнилось 2 года и он запомнил названия всех частей тела, можно приступать к обучению одеванию. Важно проговаривать каждый шаг, например: «Сейчас мы будем надевать на ножки носочки». Через некоторое время можно проверить, насколько хорошо ребенок запомнил алгоритм, задавая ему вопросы: «Что мы надеваем на ножки?». За правильный ответ обязательно нужно похвалить, если же малыш ошибся, то ругать его не стоит, достаточно поправить. Если у крохи ничего не получается и он уже готов заплакать, злится, то занятие лучше отложить.

    Обучая дошкольника, предстоит проявить терпение, ведь дети одеваются очень медленно, поэтому родителям необходимо рассчитывать время, чтобы у малыша было его достаточно для самостоятельного одевания. Не стоит недооценивать важность обучения, ведь ребенок не только получает полезные для дальнейшей жизни навыки, но и учится самостоятельности, настойчивости, умению добиваться поставленной цели. Кроме того, одевание – это еще и аналог физическим упражнениям, ведь в данном процессе задействованы мышцы плеч, рук, ног, таза, регулярные «тренировки» помогут развить координацию движений.

Есть простой и хитрый прием, который побудит ребенка к активным действиям: надо надеть на него колготки не до конца, предложить самому завершить одевание. Важна также и мотивация, поэтому мама может сказать малышу, что они отправятся на прогулку тогда, когда он самостоятельно наденет, например, носки.Обучать умению одеваться нужно с умения раздеваться. Сначала научите ребенка снимать носочки, трусики, колготки, кофточку на молнии, то есть те вещи, которые действительно легко снимаются.После этого нужно учить уже непосредственно одеванию.Для этого подойдёт следующий алгоритм действий.

Колготки и штаны

Сначала нужно научить ребенка снимать штаны или колготки.

 Ребенок берётся обеими ручками за резинку колготок или штанишек и спускает их ниже колен.Затем садится на стул.Выпускает из ручек резинку и берётся одной ручкой за пятку чулка, а второй – за носок. Стягивает чулок. Делает то же самое и с другим чулком.Поочерёдно стягивает оба чулка, а штаны снимаем за нижнюю резинку и также стягивает вниз. Берёт колготки или штанишки за поясок, расправляет их и встаёт со стула.

Если всё сделано верно,тогда можно перейти к вопросу, как научить ребенка надевать колготки или штаны. Для этого нужно выполнить следующие шаги:

Малыш подходит к стулу, берёт колготы или штаны обеими руками за резинку. Прижимает их к себе, не переворачивая и не вращая их.Садится на стул, всовывает ножки поочерёдно в чулки или в штанины, а затем тянет их вверх. Всё!

Платье, рубашка, футболка

И опять начинаем с раздевания. Малыш расстёгивает (при помощи мамы) пуговицы на воротнике платья и 2-3 верхние пуговки на рубашке. Если снимается футболка, расстёгивать не нужно.Немного наклоняется, тянет одежду за расстёгнутый воротник обеими руками вперёд и чуточку вниз, чтобы освободить голову.Тянут рукав вниз за манжету с одной ручки и тоже самое проделывают с другим рукавом.Встаёт за спинкой стульчика и вешает на него рубашку подолом вверх, а пуговицами вниз (то есть передняя сторона должна быть внизу).

Последовательность одевания будет следующим образом:

 Малыш подходит к спинке стульчика.Наклоняется в одежде, приподнимает её, не переворачивая и не вращая. Просовывает в горловину голову, выпрямляется и поочерёдно проталкивает руки в рукава. Всё!

Обувь

Порядок действий в этом случае такой:

Сидя на стуле ставит обутые ножки вместе.Наклоняется и расшнуровывает шнурки или растегивает лепучки,ремешок.Вынимает по очереди ноги и встаёт таким образом, чтобы обувь находилась между ступнями.Задвигает обувь под стул, при этом обязательно парой не меняя их местами.

Чтобы надеть ботинки или кроссовки, нужно всего лишь сделать следующее:

Ребенок выдвигает из-под стула обувь, не разъединяя их. Ставит обувь таким образом, что она находилась между стопами ног ребенка. Поочерёдно вставляет ступни ног в ботинки и застёгивает их .

Пальто, шуба, куртка 

Снимают таким образом:

Расстегивает пуговицы – сначала нижнюю, потом верхние (т. е. идем снизу вверх, в расстегивании верхних пуговиц может потребоваться помощь взрослых – они часто бывают очень тугие).Приспускает пальто или куртку с плеч. Сначала малышу будет требоваться Ваша помощь – придержите пальто или куртку.Выдёргивает одну руку из рукава.Тянет за другой рукав пальто и вынимает другую руку.Вешает пальто или куртку на свой крючок или в свой шкафчик . Может потребоваться сначала Ваша помощь – помогите малышу найти петельку, за которую надо повесить пальто или куртку.

Одевание :

Вначале ребенок держит одной рукой за одну сторону и просовывает другую руку в рукав, затем другую руку. Застегивает пуговицы - с низу-вверх.

Трудности при обучении:

При одевании носков сложность состоит в том, что ребенок растопыривает пальчики и у него не получается натянуть носок до конца. Покажите, как нужно держать пальчики.

При одевании свитера объясните, что в горловину нужно лезть не лицом, а макушкой. Если Вы знаете, что горло у свитера узковато, растягивайте его руками, перед тем, как дать ребенку, покажите, что пространство большое и голова туда пролезет. Иначе ребенок утвердится в мысли, что надевать какие-то вещи очень сложно.

Научите собирать пальчики в кулачок при одевании кофт и свитеров.

Обучение способам действий идет последовательно:

Этап первый. Показ взрослого (демонстрация и объяснение малышу способа действия).

Этап второй. Совместные действия с ребенком. Взрослый действует вместе с малышом (иногда направляя руки ребенка, держа их в своих ладонях, напоминает, повторно показывает-демонстрирует. Как только мы видим, что малыш понял, как действовать, и у него начало получаться, ребенок начинает выполнять действие самостоятельно . А взрослый приходит на помощь, только если есть трудности, предоставляя малышу возможность делать самому.

Мы обязательно хвалим малыша за его попытки сделать самостоятельно и  даже мелкие успехи.

Этап третий. Малыш выполняет действие полностью самостоятельно, помощь взрослого не нужна,а значит, пришла пора переходить к освоению нового действия. «Старое» действие освоено и скоро будет выполняться правильно автоматически, без усилий.

Итак, что же умеет ребенок к 3 годам, если его учили самостоятельно одеваться

- самостоятельно надеть и снять одежду, обувь, шапочку, аккуратно ее повесить,

- не путать правый и левый ботинок, в случае неправильного их надевания замечать ошибку и ее исправлять самостоятельно,

-различать одежду и обувь для дома от одежды и обуви для улицы. При входе в дом переобуваться в домашнюю обувь,

-застегивать пуговицы на рубашке или кофточке, не пропуская отверстий (каждую пуговку – в свой «домик»). В случае пропуска и перекоса видеть его и исправлять свою ошибку.

- отличать лицевую и изнаночную сторону своей одежды, при ошибке исправлять ее самостоятельно,

 

- видеть неполадки в одежде близких людей и помогать их исправлять (помочь братику надеть обувь, правильно застегнуть ему пуговки, заметить у Вас расстегнувшуюся пуговицу и т. д.).

ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ

Дети младшего дошкольного возраста постигают мир в процессе игры, что следует использовать для обучения. Например, можно разложить одежду на диване и предложить ребенку конкурс – кто быстрее оденется.

Для того чтобы быстро научить ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, можно изготовить для него своеобразный тренажер – нашить на кусок ткани несколько различных пуговиц, а на другом куске сделать для них петли – прорези, обработанные оверлоком или обметанные вручную. Поясните ребенку его задачу – расстегивать и застегивать пуговицы. Можно сделать и необычное развлечение, например, расположив пуговицы так, чтобы при застегивании они образовывали мордочку мишки, для этого на ткани следует дорисовать некоторые элементы.

Надевать штанишки лучше всего сидя на диване. Можно придумать игровую ситуацию: например, мы не одеваемся, а делаем так, что поезда – ноги – проходят через темные туннели – штанины. Задача – как можно быстрее помочь машинистам выйти к свету. Когда ступни – вагоны – появятся из штанин, можно встать и натянуть брюки. Ребенку будет весело и интересно.

Девочек легко сначала обучить одеванию кукол. Например, перед тем как приступить к натягиванию футболки на себя, можно на большой игрушке показать, как это делается. Далее, приступая к самостоятельному одеванию, можно напомнить ребенку, что «вчера мы одевали куклу, вспомни. Давай покажем ей, как надо правильно делать».

Очень интересная игра, в которую с удовольствием поиграют малыши, – наряжания. Мама придумывает игровую ситуацию, например, дочь становится принцессой, которая готовится к поездке на бал, а сын на время перевоплощается в супергероя. Вместе с ребенком следует подобрать костюм, после чего предложить ему самостоятельно нарядиться. Неважно, что ребенок оденется в мамину футболку, которая ему велика, важно то, что он поймет принцип одевания и будет стремиться делать это самостоятельно.

Еще более увлекательно купить или сделать своими руками костюмы – доктора, пожарного, сотрудника полиции, пирата. Тогда, желая поиграть, ребенок автоматически повторит и закрепит полученные навыки. Можно смело использовать подручные средства. Например, длинная белая футболка станет халатом врача, если нашить на нее красный крест.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка одеваться самостоятельно? (Консультация для родителей детей 3 - 4 лет)

Как научить ребенка одеваться самостоятельно?Когда настает пора отдать ребенка в детский сад, умение малыша одеваться самостоятельно является одним из непременных условий приема ребенка в это дошкольн...

Консультация для родителей на тему: "Как научить ребенка одеваться самостоятельно?"

Когда настает пора отдать ребенка в детский сад, умение малыша одеваться самостоятельно является одним из непременных условий приема ребенка в дошкольное учреждение. Если раньше вы могли позволить себ...

Как научить ребенка одеваться самостоятельно?

Разные хитрости как ребенка научить самостоятельно одеваться....

Как научить ребенка одеваться самостоятельно

Когда наступает пора отдавать ребенка в детский сад, умение малыша одеваться самостоятельно является одним из непременных условий приема ребенка в это дошкольное учреждение. Если раньше вы могли позво...

Как научить ребенка одеваться самостоятельно?

Как научить ребенка самообслуживанию?...