Социально-педагогическая технология наставничества для сопровождения молодых специалистов в ДОО
статья
Аннотация. В статье представлена система работы педагога-наставника с молодыми специалистами в дошкольной образовательной организации. Раскрываются ключевые принципы, этапы и разнообразные формы наставнической деятельности. Описаны практические механизмы реализации индивидуального образовательного маршрута молодого педагога, способствующие его профессиональному становлению и успешной адаптации в коллективе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-педагогическая технология наставничества для сопровождения молодых специалистов в ДОО
Береснева Татьяна Анатольевна
Воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад №41», РФ, г. Лесосибирск
Аннотация. В статье представлена система работы педагога-наставника с молодыми специалистами в дошкольной образовательной организации. Раскрываются ключевые принципы, этапы и разнообразные формы наставнической деятельности. Описаны практические механизмы реализации индивидуального образовательного маршрута молодого педагога, способствующие его профессиональному становлению и успешной адаптации в коллективе.
Abstract. The article presents the system of work of a mentor teacher with young specialists in a preschool educational organization. The key principles, stages, and various forms of mentoring activities are revealed. Practical mechanisms for implementing an individual educational route for a young teacher are described, which contribute to their professional development and successful adaptation in the team.
Ключевые слова. Наставничество, социально-педагогическая технология, сопровождение личностного и профессионального развития, формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Keywords. Mentoring, socio-pedagogical technology, support for personal and professional development, formation of traditional Russian spiritual and moral values.
На современном этапе развитию института наставничества в сфере образования уделяется особое внимание. Важным шагом стало объявление 2023 года Годом педагога и наставника, инициированное Президентом Российской Федерации. В рамках этого решения было подчеркнуто значение наставничества как ключевого механизма передачи опыта, повышения качества педагогического труда и укрепления профессиональной устойчивости молодых специалистов.
Во исполнение поручения Президента Правительство Российской Федерации 21 мая 2025 года утвердило «Концепцию развития наставничества до 2030 года» и утвердил план мероприятий по её реализации. Согласно Концепции, наставничество определяется как социально-педагогическая технология сопровождения личностного и профессионального развития человека, направленная на формирование у него традиционных российских духовно-нравственных ценностей [1].
В контексте дошкольного образования наставничество выходит за рамки простой передачи опыта: оно становится стратегическим ресурсом для успешной адаптации молодых педагогов, их профессионального самоопределения, формирования устойчивой мотивации к работе с детьми и встраивания в корпоративную культуру ДОО.
Целью настоящей статьи является описание разработанной и апробированной системы наставничества в МБДОУ «Детский сад №41», основанной на принципах системного подхода, индивидуализации и рефлексивной практики.
Цель и задачи наставнической деятельности
Цель: Создание условий для комплексного сопровождения молодых специалистов в процессе их профессионального становления и социализации в коллективе ДОО, с акцентом на традиционные российские духовно-нравственные ценности.
Задачи:
Методическое обеспечение: Помощь в освоении образовательной программы ДОО (в соответствии с ФГОС ДО и ФОП), нормативно-правовой базы, стандартами документации и требованиями к организации воспитательно-образовательного процесса.
Административное сопровождение: Формирование навыков грамотного ведения документации: разработка перспективных и календарных планов, самоформирование планов, проведение и анализ мониторинговых процедур.
Развитие педагогических компетенций: обучение эффективным формам и методам работы с детьми старше дошкольного возраста, включая планирование и проведение непосредственно образовательной деятельности (НОД), постановку целей, использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах.
Освоение ресурсной базы: Формирование умений подбора, создания и использования дидактического и представленного материала в соответствии с возрастом и психологическими особенностями детей.
Внедрение инноваций: Знакомство с современными педагогическими технологиями (проектная деятельность, игровая среда, цифровые ресурсы) и их практическое применение в условиях ДОО.
Работа с родителями: Консультирование по вопросам взаимодействия с семьей, организации информационной и просветительской работы, развития навыков партнерства с родительской общественностью.
Формирование профессиональной этики и имиджа педагога: Развитие культуры поведения в отношении к детям, коллегам и родителям; осознание границ профессиональной ответственности.
Рефлексия и самоанализ: Формирование навыков самонаблюдения, анализа собственной педагогической деятельности и выстраивания естественных путей развития.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА
воспитателя с молодыми специалистами
на 2024 -2025 уч. гг.
№ | Содержание работы | Форма проведения | Сроки |
1. | Выявление знаний и затруднений у молодого педагога в процессе воспитательно-образовательной деятельности в начале года. Оказание помощи в организации работы с документацией - - образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №41» согласно ФОП и ФГОС ДО - знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. - изучение целей и задач годового плана ДОУ. - структура комплексно-тематического планирования. | Анкетирование Консультации и ответы на интересующие вопросы. | Сентябрь |
2. | Изучение методики проведения НОД по всем образовательным областям, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе. | Посещение молодым специалистом НОД у наставника (2 -3 занятия). Помощь в организации и проведении собрания. Подбор диагностического материала | Октябрь |
3. | Организация работы с родителями, оформление наглядной информации для родителей. | Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей. | Ноябрь |
4. | Организация детей в разных режимных моментах. | Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. | Декабрь |
5. | Виды и организация режимных моментов в детском саду. Использование современных здоровье сберегающих технологий. | Просмотр молодым специалистом режимных моментов, проводимых наставником. Консультации, ответы на вопросы молодого специалиста. | Январь |
6. | Составление конспектов и проведение НОД по всем образовательным областям молодым специалистом | Посещение наставником НОД молодого специалиста (1-2 занятия). | Февраль |
7. | Самостоятельная организация и руководство играми детей в группе | Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (в совместной игровой деятельности). | Апрель |
8. | Подготовка к летне-оздоровительному периоду. Проведение итогов работы. | Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста. | Май |
9. | Создание развивающей среды | Анализ развивающей среды с требованием ФГОС. Консультация и ответы на интересующие вопросы. | В течение года |
10. | Методика проведения детских праздников | Помощь в подготовке и организации праздников. Наблюдение за наставником в роли ведущей и персонажа. | В течение года |
11. | Имидж педагога, педагогическая этика, культура поведения - - в работе с родителями; - в работе с детьми; - в работе с коллегами. | Консультации, беседы, ответы на вопросы. | В течение года |
12. | Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. | Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. | По мере необходимости |
Сопровождению подлежали три молодых специалиста: Юлия Александровна, Анастасия Юрьевна и Лина Андреевна. На начальном этапе была проведена диагностика их профессиональных затруднений: наиболее выраженные трудности наблюдались в постановке целей и задач НОД, организации свободной и игровой деятельности детей, а также в управлении детским коллективом.
Для преодоления этих препятствий были применены следующие стратегии:
- Наблюдение за опытом наставника и других педагогов (в утренние часы, на прогулке, во время сезонных моментов);
- далее переход от наблюдения к совместной деятельности, а затем — к самостоятельному проведению;
- Индивидуальное чтение предпочтительной литературы (например, произведения В.В. Гербова, Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой);
- Использование интернет-ресурсов (порталы педагогические «ФГОС ДО», «Дошкольник.рф», «Ярмаркапедагогических идей»);
- Совместный анализ педагогических ситуаций через методы «плюс-минус-интересно» и «что я сделал хорошо / что можно улучшить».
Так, например, при подготовке к НОД молодые педагоги использовали шаблон «Цель – Задачи – Методы – Ожидаемый», который был разработан совместно с наставником и адаптирован под конкретные темы. Это значительно повышает четкость и логичность планирования.
Особое внимание уделялось формированию профессиональной культуры. Одновременно с молодыми специалистами проводятся мини-тренинги по этому общению, невербальным сигналам, управлению активациями в стрессовых ситуациях. Была создана «Книга педагогических ситуаций» — сборник случаев из практики с анализом и предложениями по вынесению решений.
За 2024–2025 учебный год достигнуты следующие значимые результаты в области технологий наставничества: все три молодых специалиста успешно интегрировались в коллектив, внедряли инициативу, активно участвовали в методических объединениях и стали полноценными представителями педагогической команды. Они полностью усвоили нормативную документацию — освоили формы планов, карт наблюдений, мониторинговых таблиц и отчётов по самообразованию, что показало высокий уровень документационной грамотности. В области проектирования образовательной деятельности молодые педагоги приобрели навыки самостоятельной разработки непосредственно образования деятельностей (НОД), планирования развивающей игровой среды и логики выстраивания периодических событий в детском саду. В результате с родителями были организованы три тематических информационных стенда и проведены два родительских собрания, где молодые педагоги играли ведущую роль, что способствовало укреплению доверия и партнерства с семьями. Наиболее значимым результатом стало достижение рефлексивной компетентности: все участники научились проводить системный самоанализ своей профессиональной деятельности, формулировать персональные цели развития и активно использовать обратную связь для коррекции своих действий. Помимо этого, педагогическая молодежь продемонстрировала высокую мотивацию и вовлечённость, участвуя в оформлении групповой среды, подготовке праздников и создании дидактических пособий.
Обсуждение опыта позволяет сделать вывод о низкой эффективности традиционного, несистемного подхода к наставничеству в дошкольных организациях. Ключевыми факторами успеха стали: четкая структура и последовательность действий; ориентация на реальный вид и особенности каждого молодого педагога; сбалансированное сочетание теоретической подготовки и практической практики; поддерживает поддерживающую, открытую педагогическую среду с постоянной обратной связью; основное внимание уделяется не только сближению компетенций, но и росту ценностей как процесса. Наставничество — это не просто передача опыта, а глубокое интеллектуально-эмоциональное и мобильное профессиональное сопровождение. Полученные результаты подтверждают, что представленная технология наставничества соответствует требованиям Концепции развития наставничества до 2030 года и может быть предпочтительной в качестве предпочтительной модели для масштабирования.
Перспективы дальнейшего развития системы включают внедрение коучинговых практик (замена указанных вопросов, развитие мотивации создания внутренних), межвозрастных педагогических сообществ (наставники + молодые педагоги + педагоги среднего звена), разработку портфолио как инструмента непрерывного профессионального сопровождения и интеграцию элементов наставничества в систему аттестации.
Список литературы
1. Федеральная концепция развития наставничества до 2030 года (утверждена 21.05.2025)
2. Методические рекомендации по организации наставничества в образовательных организациях (2024)
3. Профессиональный стандарт "Педагог" (приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ"
Содержание, формы и методы работы руководителя, методиста, педагога-психолога с молодыми специалистами....
Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ.
Материал для работы педагога-психолога с молодыми специалистами.Выступление на городской конференциии социально-психологической службы г. Рязани....
Особенности работы педагога-наставника ДОО по сопровождению молодого специалиста.
Системная работа по организации наставничества начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурн...

наставничество - Работа с молодыми специалистами
Наставничество - работа с молодыми специалистами...
Наставничество воспитателя с молодыми специалистами
Цель наставничества в дошкольном образовательном учреждении: оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении и развитии, а также формирование в МАДОУ молодого кадрового сос...

Авторская программа наставничества в ДОУ "Молодой специалист"
Преобразования, происходящие в последнее время в системе образования, в связи с ведением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Федеральной образо...

