"Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ"
методическая разработка по теме

Киселева Елена Николаевна

Содержание, формы и методы работы руководителя, методиста, педагога-психолога с молодыми специалистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_molodymi_spetsialistami.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В ДОУ»

Молодые специалисты, которые приходят в дошкольные учреждения, испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания. Задача руководителя, а также старшего воспитателя и педагога-психолога – помочь молодому специалисту в профессиональном становлении. В каждом ДОУ складывается своя система работы с педагогическими кадрами, характер которой зависит от степени сплоченности коллектива, его творческой направленности, профессиональной и личностной зрелости каждого педагога. Поэтому заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог должны не только владеть информацией о педагогическом коллективе в целом, но и хорошо знать личностные качества каждого педагога (особенно молодого специалиста).

Наличие такой информации позволит выбрать те формы и методы работы с педагогами, которые в конечном итоге будут содействовать профессиональному становлению молодого специалиста и созданию коллектива единомышленников.

Хорошо, если сложилась система работы с молодыми специалистами, способствующая росту их профессиональной компетентности, освоению ими новых педагогических технологий, формированию индивидуального стиля работы.

Содержание работы с начинающими воспитателями зависит от следующего:

-имеют ли они педагогическое образование; если имеют, то какое учебное заведение (колледж или вуз), какой факультет (дошкольный, начальных классов, другой) окончили;

-насколько хорошо подготовлены теоретически (знают основы общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников), обладают ли навыками работы с психолого-педагогической литературой, участвовали или участвуют в исследовательской деятельности;

-имеют ли опыт практической работы с детьми;

-каких результатов в своей профессиональной деятельности хотят добиться.

В зависимости от этого молодых специалистов условно разделяют на три группы:

1) воспитатели, имеющие слабую теоретическую и практическую подготовку;

2) воспитатели с сильной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;

3) воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.

Формы и методы, которые используются в работе с каждой группой, различают по содержанию и, конечно, целям.

Для первой группы молодых специалистов выбираются такие методы, приемы и формы работы, которые способствуют усвоению теоретического материала, формированию навыков практической работы. Это консультации, семинары-практикумы, беседы, коллективные просмотры, взаимопосещения, наставничество, лекции, аукцион педагогических знаний, знакомство с передовым опытом, организационно-деятельностные игры, «книжная лавка».

Для второй группы используется цикл методических мероприятий, способствующих овладению навыками практической работы с детьми, родителями. Это семинары-практикумы, коллективные просмотры, взаимопосещения, анализ педагогических ситуаций, практические отчеты и др.

Для третьей группы применяют формы и методы, стимулирующие интерес и положительное отношение к педагогической деятельности, помогающие осознать свою профессиональную значимость, степень ответственности за воспитание и обучение дошкольников. Это дискуссии, круглые столы, деловые игры, анализ педагогических ситуаций, беседы, диспуты, убеждение, поощрение.

В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов.

I этап – стажировка (первый год работы). Выпускник колледжа или вуза осознает свои возможности как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, их родителей, всего коллектива ДОУ. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Осознание недостаточного владения содержанием работы с детьми заставляет его заняться самообразованием.

II этап -  развивающий. Идет процесс развития профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов воздействия на группу детей в процессе воспитательно-образовательной работы, вырабатывается свой стиль в работе, появляется интерес к опыту коллег. 

III этап – 4-5-й год работы. В деятельности педагога начинает складываться система.

IV этап – совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических технологий.

Для каждого педагога прохождение определенного этапа профессионального становления индивидуально:  по длительности, которую занимает каждый этап, формам и методам работы, используемым администрацией ДОУ.

При приеме на работу с молодым специалистом беседует заведующий ДОУ, который знакомит его с должностными инструкциями, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом ДОУ, традициями, определяет рабочее место. По мере возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может помочь начинающему.

В первый месяц работы молодой специалист проходит адаптационный период – привыкает к новым условиям. Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель проверяют обеспеченность его методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическим материалом, знакомят с методическим кабинетом ДОУ.

Большое значение имеет психолого-педагогическая работа с молодыми специалистами, которая проходит в три этапа.

I этап  - диагностический. На этом этапе идет изучение личности молодого педагога, чтобы выявить его профессиональные навыки и умения, положительные и отрицательные черты характера. Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель и педагог-психолог проводят собеседование на знание программы дошкольного воспитания. Предлагаются для заполнения анкеты, диагностические таблицы (например, «Диагностика определения модели взаимодействия воспитателя с детьми» М.В.Крулехт и др.).Степень практической подготовленности отслеживается в результате наблюдений за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе, в которой работает молодой специалист. Результаты фиксируются в тетради наблюдений, а затем вносятся в Карту профессионального роста педагога, разработанную методической службой ДОУ.

Для изучения личностной сферы молодого педагога используются следующие методики.

  1. Сначала педагог самостоятельно, основываясь на самооценке, заполняет карту личности.
  2. С помощью теста Айзенка выявляется тип темперамента. Цель – выявив типологические особенности педагога, подобрать ему сменщицу, с которой будет комфортно работать.
  3. С помощью теста фигур (Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании М., 1996) выявляется типология личности. Результаты диагностики заносятся в психологический профиль педагога, который закладывается на первом этапе и затем пополняется. Эта диагностика позволяет вовремя оценить и скорректировать трудности в работе педагогов, их психологическое состояние и самочувствие в работе с детьми.

Регулярно выявляется социометрический статус нового члена коллектива, его ближайшее окружение с помощью методики социометрии (Овчарова Р.В. Настольная книга школьного психолога. М., 1996г.)

Как правило, в первый год работы молодой специалист имеет низкий статус. Это связано с тем, что он не успел установить и закрепить дружеские связи с другими членами коллектива. Работа направлена на корректировку всех возникших затруднений.

II этап – коррекционно-развивающий. На этом этапе применяются разнообразные формы и методы работы с молодыми специалистами, способствующие повышению их профессиональной компетенции. Этап длится в течение всего учебного года. Педагог-психолог планирует работу по двум направлениям.

Темы для групповых и индивидуальных консультаций выбирают педагоги на основе выявленных проблем в работе. Это могут быть адаптация ребенка к детскому саду, семейные проблемы, коррекция нарушений своего образа в детстве и т.д. Большой популярностью пользуются у молодых педагогов деловые игры и тренинги. Их тематика также разнообразна: игры, направленные на рефлексию профессиональных качеств; тренинги личностного роста, невербальных форм общения. Когда возникают затруднения в работе молодого педагога, с которыми он не может справиться самостоятельно, собираются балинтовские группы. В них возникшая проблема обсуждается молодыми и опытными педагогами.

Иногда в коллективе назревает психологическое и эмоциональное «истощение». Как правило, это происходит к концу учебного года. Тогда проводятся сеансы аромо –и музыкотерапии.

На II этапе опытные педагоги продолжают посещать занятия начинающего педагога и наблюдать за его взаимодействием с детьми. Здесь важно отмечать положительные моменты в его работе, чтобы сделать их опорой для дальнейшего движения вперед. Сначала о таких посещениях предварительно договариваются с воспитателем, а затем они происходят без предварительного предупреждения. Такая форма контроля позволяет выявить стиль работы воспитателя, его отношение к делу.

После каждого посещения проводится детальный анализ. Конкретные предложения и рекомендации фиксируются в тетради контроля.

III этап -  подведение итогов, или аналитический.

В конце учебного года заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, педагог-психолог, проанализировав результаты работы, динамику профессионального роста молодого специалиста, намечают перспективы дальнейшей работы с ним. На этом этапе можно (с помощью анкетирования) определить рейтинг молодого воспитателя среди родителей, их удовлетворенность его работой, отношение к нему воспитанников, насколько сам педагог удовлетворен своей деятельностью, отношениями с детьми, родителями, коллективом. По специально разработанному вопроснику он может подготовить самоанализ своей деятельности за прошедший учебный год.

Работа, проводимая в ДОУ с молодыми специалистами, способствует развитию у них познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми, позволяет развивать навыки самооценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать свое образование и квалификационную категорию.

КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА

 

ФИО педагога

Занимаемая должность

Педагогический стаж

Год начала работы в данном учреждении

Изучаемая тема

Кружковая работа

Год начала работы по теме

Отчет о проделанной работе по изучаемой теме за учебный год

Оформление передового педагогического опыта

Заочное обучение

Курсы повышения

квалификации

Итоги аттестации

Участие в конкурсах, фестивалях (городских, окружных, областных, всероссийских, международных), публикации различного уровня

Примечания

КАРТА ЛИЧНОСТИ

Дата ____________________________

Способ заполнения: самооценка

Фамилия, имя, отчество______________________________

Возраст, образование ________________________________

Специальность, стаж_________________________________

Состояние здоровья__________________________________

Отношение к здоровью_______________________________

Жизненные обстоятельства (что на 1-м месте):

Работа

Семья

Материальное положение

Оценка семейного положения__________________________

Проявление способностей (подчеркнуть): музыкальные, вокальные, артистические, художественные, технические, литературные, педагогические, организаторские.

Черты характера (подчеркнуть):

Активность                                               черствость

Замкнутость                                              агрессивность

Жизнерадостность                                    способность к пониманию

Грубость                                                    раздражительность

Трудолюбие                                              общительность

Самокритичность                                     импульсивность

Бережливость                                           тревожность

Застенчивость                                           пассивность

Гуманизм                                                  осмотрительность

Небрежность                                            подверженность чужому

Дисциплинированность                          влиянию

выдержка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в ДОУ.

Материал для работы педагога-психолога  с молодыми  специалистами.Выступление на городской конференциии социально-психологической службы г. Рязани....

Особенности работы педагога-наставника ДОО по сопровождению молодого специалиста.

Системная работа по организации наставничества начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Это позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурн...

методическая разработка "Сопровождение молодых специалистов в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования"

   В качестве аннотации предлагаю вводную часть методичесской разработки.Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис.Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работни...

Методическое сопровождение молодых специалистов ДОУ

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос...

Психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов в ДОУ

Психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов в ДОУ...

Консультация учителя-дефектолога для педагогов ДОУ "Проведение углубленной психолого-педагогической диагностики в работе специалистов ДОУ"

Консультация для педагогов "Цели и задачи углубленной психолого-педагогической диагностики в работе спеиалистов ДОУ" с бланком анамнестических сведений...