Консультация учителя-дефектолога для педагогов ДОУ "Проведение углубленной психолого-педагогической диагностики в работе специалистов ДОУ"
консультация по коррекционной педагогике

Бекчиу Анжела Анатольевна

Консультация для педагогов "Цели и задачи углубленной психолого-педагогической диагностики в работе спеиалистов ДОУ" с бланком анамнестических сведений 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blank_anamnesticheskih_svedeniy.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

                      Бланк анамнестических сведений

Фамилия Имя ребенка

Возраст                                  

Дошкольная образ. организация

Группа    

Возраст родителей (на момент рождения)

Мать                                  отец

Сведения о рождении

Роды (сроки)                                , Рост                        , Вес                         ,Апгар

Осложнения (если были, то какие)

На грудном вскармливании до:

Особенности развития до года

Сон, питание

Коммуникация и ее особенности

Как развивалась речь (гуление, лепет, первые слова-возраст)

Развитие моторики (когда сел, встал, пополз, пошел)

Особенности поведения, специфические реакции на родных и чужих

Развитие ребенка от года до трех лет

Особенности поведения и взаимоотношения с окружающими (в каках ситуациях, что влияет на поведение)

Развитие и особенности моторики

Игра и интересы ребенка

Сформированность и/или специфика протекания физиологических процессов (сон, еда, навыки опрятности) 

Адаптация ребенка в ДОУ

Развитие ребенка после трех лет

Особенности поведения и взаимоотношений с детьми и взрослыми (в том числе в ДОУ)

Развитие речи, ее особенности

Особенности физического и моторного развития

Соматические проблемы (заболевания, аллергии и т.п.)

Проблемы в развитии ребенка (память, внимание, усидчивость, графическая деятельность)

Особенности эмоционального развития и реакции на окружающих

Обучаемость и подготовка к школе

Дата консультирования                                           уч.-дефектолог

                               Консультация для педагогов.

 Тема: Цели и задачи углубленной психолого-педагогической диагностики в работе специалистов ДОУ.

Восемь этапов углубленной диагностики.

  1. Жалобы и тревоги близких ребенка.
  2. Анамнез (история развития).
  3. Формирование диагностической гипотезы на основе всей информации о ребенке.
  4. Исследование параметров психического развития, всех трех сфер психического: регулярной, когнитивной, и аффективной, их особенностей и дефицитов.
  5. Анализ результатов с учетом состояния ребенка.
  6. Разработка логистики системной помощи.
  7. Написание заключения с выходом на психологический диагноз.
  8. Консультирование родителей (законных представителей).

Основные методы углубленной диагностики.

  1. Беседа с родителями: тщательный сбор истории развития, жалоб, проблем.
  2. Просмотр видео материалов из архива родителей.
  3. Наблюдение за поведением, действиями и реакциями ребенка.
  4. Собственно игровое диагностическое взаимодействия.
  5. Использование тех или иных методов и приемов работы с ребенком должно соотноситься с диагностической гипотезой.

Начальные этапы диагностики.

  1. Жалобы и тревоги родителей.
  2. Подробная история раннего развития.
  3. Формирование диагностической гипотезы.

Процесс наблюдения включен в каждый этап диагностики.

Один из важнейших вопросов: как подобрать уровень сложности методики? Есть различные подходы.

  1. Подход «сверху вниз». Дефектологи или логопеды дают ребенку задания более сложного уровня. Если он не справляется, то дают более легкую методику.
  2. Подход «снизу вверх». Более характерен для психологических методик. Если ребенок справляется с более простым заданием, ему дают более сложное.

От чего зависят тактики проведения диагностики?

  1. От возраста ребенка. Мы по-разному будем вести себя с годовалым и пятилетним ребенком.
  2. От его поведения и состояния в целом. Если ребенок только что проснулся, голоден, в плохом настроении, то ему нужно время на адаптацию и успокоение.
  3. От самого пространства и места проведения диагностики. Большие помещения (больше 12-15 кв.м.) а также избыточное наполнения пространства дидактикой, свободно стоящими игрушками провоцируют полевое поведение, чрезмерную познавательную активность, непослушание.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие коррекционного и психолого-педагогического воздействия в системе работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.

Описан алгоритм совместной деятельности учителя-дефектолога и педагога-психолога при работе с детьми с нарушением зрения...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Семинар- практикум для педагогов ДОУ «Эффективное использование психолого- педагогических ресурсов воспитателе в работе на комбинированных группах.»

Семинар- практикум для педагогов ДОУ подготовлен педагогом-психологом. Оригинальность данного мероприятия заключается в следующем:  для проведения не требуется специальное оборудование, а тема яв...

Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"

Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"...

Консультация учителя-дефектолога. «Игры и упражнения в коррекционной работе с детьми с ОВЗ по развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, осязания»

Почему  так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы акт...