Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)

Консультация для педагогов на тему "Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

             Организация    исследовательской  деятельности с детьми  старшего     дошкольного  возраста

 Задача современного образования – научить ребенка жить в стремительно меняющемся мире.  Сегодня необходимо  переходить  к продуктивным формам образования, развитию умения самостоятельности действия, выбора, мышления.  Исследовательская деятельность обеспечивает желание и умение  ребенка познавать мир доступными средствами, являясь необходимым элементом образовательного процесса с дошкольниками. Исследовательская   деятельность – это деятельность, результатом которой являются обоснованные выводы по  итогам выдвижения и проверки гипотез. Главными признаками исследования являются: выдвижение гипотезы, проверка ее на истинность, подтверждение гипотезы на практике, описание результата в обобщающей теории.                                                                                                                                Развитие исследовательской  деятельности в  старшем  дошкольном возрасте  решает следующие задачи: поддержание исследовательской активности и формирование исследовательских способностей.  Эти задачи полностью соответствуют нормативной документации ДО. ФГОС ДО и ФОП ДО задают целевые ориентиры образования, которые предполагают, что дошкольники будут любознательными, будут задавать вопросы, искать причинно – следственные связи, наблюдать и объяснять свои наблюдения, экспериментировать. ФГОС ДО  требует, чтобы ребенок овладевал «основными культурными способами деятельности», проявлял «инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности». ФОП ДО нас ориентирует на планируемые результаты к концу дошкольного возраста: «ребенок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и др.», которые согласуются с задачами развития исследовательской деятельности у дошкольников. (ФОП, п 15.4). Достигать этих результатов ФОП предлагает посредством включения следующих задач в содержание образовательной работы старших дошкольников: «расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно – исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов; развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания (ФОП, п.19.7.1).

Задача педагога в работе с детьми  младшего дошкольного возраста (до 5 лет) - это поддержка мотивации, интереса, любознательности; при работе с детьми  старшего дошкольного возраста –  вооружение ребенка культурными  средствами реализации  деятельности. Исследование дает знание, которое истинно в описываемых конкретных условиях. При этом нужно учитывать, что проблема для детского исследования должна быть интересна самому ребенку, так бывает, когда ребенок предлагает проблему сам.  Исследуя, ребенок выдвигает гипотезу, и ищет способы подтвердить или опровергнуть свою гипотезу. Для  этого педагог создает проблемную ситуацию, в рамках которой дети смогут проявить самостоятельность и творчество, обсуждать, договариваться, выдвигать свои предположения, представлять совместные результаты познания. Педагог, поддерживая исследовательское поведение детей, включает их в разнообразные совместные исследования, которые основываются с учетом интересов самих дошкольников, тем самым поддерживают их познавательную мотивацию, и вместе с этим знакомят детей с культурными способами реализации этой деятельности.

Проводя исследовательскую деятельность с дошкольниками, необходимо сохранять этапы детского исследования:

- Проблемная ситуация.                                                                                                                                                  - Определение и постановка проблемы .                                                                                                              - Выдвижение гипотез.                                                                                                                                            - Реализация действий  для проверки гипотез (исследовательские действия: наблюдение, эксперименты, сбор информации и т. д.)                                                                                                        - Фиксация результатов исследования.                                                                                                                        - Рефлексия, выводы.

Основные педагогические задачи развития исследовательской деятельности с дошкольниками:                                                                                                               1.Поддерживать  познавательную  мотивацию  и исследовательское  поведение  детей, их поисковые и пробные действия в рамках проблемной ситуации;                                      2.Формировать интерес к наблюдениям за объектами и фиксировать их проявления, например,  посредством знаковых символов;                                                                         3.Учить выдвигать гипотезы и проверять их практическими действиями;                                   4.Учить сопоставлять и сравнивать объекты и их свойства, классифицировать, обобщать;      5.Учить устанавливать причинно – следственные связи, замечать противоречия, формулировать новую гипотезу и исследовательскую проблему, анализировать, делать умозаключения;                                                                                                                                                 6.Развивать самостоятельную поисковую исследовательскую практику: учить планировать ход исследования, проводить эксперименты и наблюдения в соответствии с планом и гипотезой, делать умозаключения и выводы, обобщать полученные данные, объяснять свои идеи, отвечать на вопросы;                                                                                           7.Развивать умение вести коллективное исследование в группах и парах.

Для поддержки исследовательской мотивации включались в деятельность  дошкольников игры «в исследования» с лупами, микроскопом, линейками; эксперименты с объектами живой и неживой природы;  собирание и классификация различных коллекций; создание  педагогом проблемных ситуаций, в которых дети реализовывали разнообразные пробные действия. Педагоги создали в группе условия для организации исследовательской деятельности – лабораторию, где дети по собственной инициативе могут проводить простейшие безопасные опыты, экспериментировать с объектами и результатами собственных опытов. Так же в  этом центре активности  находятся детские энциклопедии. Считаем важным моментом развития исследовательской деятельности фиксацию результатов детских действий, педагог помогает детям найти доступные средства их фиксации –измерение, зарисовывание, фотосъемка, пиктограммы, условные обозначения-значки, которые помещаются на карточки, которые потом ребенок может сортировать по любому из изменяющихся параметров.. Это помогает дошкольникам перейти от сбора информации к сравнению, анализу данных, а затем к обнаружению простейших причинно – следственных связей и к формулировке первых выводов. При этом учитываем, что важна фиксация не только результатов, но и условий проводимого эксперимента. При этом педагог вводит в мышление  ребенка таблицы, сначала простые, потом сложные. Таким образом, мы создаем условия для того, чтобы у ребенка было устойчивое желание чем –то заниматься, и, параллельно с его инициативной деятельностью, предлагаем для освоения культурные способы реализации этой деятельности.

Литература:

1.Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Москва, ТЦ Сфера, 2023

2. Е. В. Трифонова "Организация и развитие исследовательской деятельности в условиях дошкольных . образовательных организаций и семьи"  Москва. 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. С этой целью были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы п...

Исследовательский проект Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организатора осваивают нов...

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Образовательное дошкольное учреждение должно создавать дидактические условия для развития интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-иссле...

Проект «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Цели и задачи проекта.Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы определили следующую цель проекта:- развитие познавательной активности, интелл...

Мастер-класс для педагогов «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа»

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучени...

Массер - класс для педагогов. "Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа".

Повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучения....