Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)
Консультация для педагогов на тему "Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Задача современного образования – научить ребенка жить в стремительно меняющемся мире. Сегодня необходимо переходить к продуктивным формам образования, развитию умения самостоятельности действия, выбора, мышления. Исследовательская деятельность обеспечивает желание и умение ребенка познавать мир доступными средствами, являясь необходимым элементом образовательного процесса с дошкольниками. Исследовательская деятельность – это деятельность, результатом которой являются обоснованные выводы по итогам выдвижения и проверки гипотез. Главными признаками исследования являются: выдвижение гипотезы, проверка ее на истинность, подтверждение гипотезы на практике, описание результата в обобщающей теории. Развитие исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте решает следующие задачи: поддержание исследовательской активности и формирование исследовательских способностей. Эти задачи полностью соответствуют нормативной документации ДО. ФГОС ДО и ФОП ДО задают целевые ориентиры образования, которые предполагают, что дошкольники будут любознательными, будут задавать вопросы, искать причинно – следственные связи, наблюдать и объяснять свои наблюдения, экспериментировать. ФГОС ДО требует, чтобы ребенок овладевал «основными культурными способами деятельности», проявлял «инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности». ФОП ДО нас ориентирует на планируемые результаты к концу дошкольного возраста: «ребенок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и др.», которые согласуются с задачами развития исследовательской деятельности у дошкольников. (ФОП, п 15.4). Достигать этих результатов ФОП предлагает посредством включения следующих задач в содержание образовательной работы старших дошкольников: «расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно – исследовательской деятельности, избирательность познавательных интересов; развивать умения детей включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания (ФОП, п.19.7.1).
Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста (до 5 лет) - это поддержка мотивации, интереса, любознательности; при работе с детьми старшего дошкольного возраста – вооружение ребенка культурными средствами реализации деятельности. Исследование дает знание, которое истинно в описываемых конкретных условиях. При этом нужно учитывать, что проблема для детского исследования должна быть интересна самому ребенку, так бывает, когда ребенок предлагает проблему сам. Исследуя, ребенок выдвигает гипотезу, и ищет способы подтвердить или опровергнуть свою гипотезу. Для этого педагог создает проблемную ситуацию, в рамках которой дети смогут проявить самостоятельность и творчество, обсуждать, договариваться, выдвигать свои предположения, представлять совместные результаты познания. Педагог, поддерживая исследовательское поведение детей, включает их в разнообразные совместные исследования, которые основываются с учетом интересов самих дошкольников, тем самым поддерживают их познавательную мотивацию, и вместе с этим знакомят детей с культурными способами реализации этой деятельности.
Проводя исследовательскую деятельность с дошкольниками, необходимо сохранять этапы детского исследования:
- Проблемная ситуация. - Определение и постановка проблемы . - Выдвижение гипотез. - Реализация действий для проверки гипотез (исследовательские действия: наблюдение, эксперименты, сбор информации и т. д.) - Фиксация результатов исследования. - Рефлексия, выводы.
Основные педагогические задачи развития исследовательской деятельности с дошкольниками: 1.Поддерживать познавательную мотивацию и исследовательское поведение детей, их поисковые и пробные действия в рамках проблемной ситуации; 2.Формировать интерес к наблюдениям за объектами и фиксировать их проявления, например, посредством знаковых символов; 3.Учить выдвигать гипотезы и проверять их практическими действиями; 4.Учить сопоставлять и сравнивать объекты и их свойства, классифицировать, обобщать; 5.Учить устанавливать причинно – следственные связи, замечать противоречия, формулировать новую гипотезу и исследовательскую проблему, анализировать, делать умозаключения; 6.Развивать самостоятельную поисковую исследовательскую практику: учить планировать ход исследования, проводить эксперименты и наблюдения в соответствии с планом и гипотезой, делать умозаключения и выводы, обобщать полученные данные, объяснять свои идеи, отвечать на вопросы; 7.Развивать умение вести коллективное исследование в группах и парах.
Для поддержки исследовательской мотивации включались в деятельность дошкольников игры «в исследования» с лупами, микроскопом, линейками; эксперименты с объектами живой и неживой природы; собирание и классификация различных коллекций; создание педагогом проблемных ситуаций, в которых дети реализовывали разнообразные пробные действия. Педагоги создали в группе условия для организации исследовательской деятельности – лабораторию, где дети по собственной инициативе могут проводить простейшие безопасные опыты, экспериментировать с объектами и результатами собственных опытов. Так же в этом центре активности находятся детские энциклопедии. Считаем важным моментом развития исследовательской деятельности фиксацию результатов детских действий, педагог помогает детям найти доступные средства их фиксации –измерение, зарисовывание, фотосъемка, пиктограммы, условные обозначения-значки, которые помещаются на карточки, которые потом ребенок может сортировать по любому из изменяющихся параметров.. Это помогает дошкольникам перейти от сбора информации к сравнению, анализу данных, а затем к обнаружению простейших причинно – следственных связей и к формулировке первых выводов. При этом учитываем, что важна фиксация не только результатов, но и условий проводимого эксперимента. При этом педагог вводит в мышление ребенка таблицы, сначала простые, потом сложные. Таким образом, мы создаем условия для того, чтобы у ребенка было устойчивое желание чем –то заниматься, и, параллельно с его инициативной деятельностью, предлагаем для освоения культурные способы реализации этой деятельности.
Литература:
1.Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Москва, ТЦ Сфера, 2023
2. Е. В. Трифонова "Организация и развитие исследовательской деятельности в условиях дошкольных . образовательных организаций и семьи" Москва. 2023
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. С этой целью были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы п...

Исследовательский проект Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организатора осваивают нов...

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательное дошкольное учреждение должно создавать дидактические условия для развития интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-иссле...

Проект «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Цели и задачи проекта.Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы определили следующую цель проекта:- развитие познавательной активности, интелл...
Мастер-класс для педагогов «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа»
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучени...

Массер - класс для педагогов. "Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа".
Повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучения....
