Конспект ИНОД в средней группе "Ярмарка народных промыслов"
план-конспект занятия (средняя группа)

Мунтянова Елена Валерьевна

Конспект занятия "Ярмарка народных промыслов" для детей среднего дошкольного возраста может быть полезен воспитателям с целью патриотического воспитания докшкольников, формирования  представлений о культуре и традициях русского народа, народного фольклора, изделиях народных промыслов, развития художественно-эстетического вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_yarmarka.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной непосредственно -образовательной деятельности с детьми средней группы «Ярмарка народных промыслов»

Цель: Формирование у детей представлений о культуре и традициях русского народа, народного фольклора, изделиях народных промыслов

Задачи:

Образовательные:

Формировать знания детей о русских традициях, ярмарке

Знакомить с изделиями народных промыслов: матрешкой, хохломской посудой, дымковскими игрушками.

Познакомить с хохломской росписью, её элементами.

Закреплять знания детей о дымковской игрушке, основных цветах, элементах   узора.      

Упражнять в умении расписывать силуэт дымковской игрушки.                                                                            

Развивающие: 

 Расширять словарный запас.

 Развивать и активизировать речь детей, мышление, память

 Продолжать развивать умение детей подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках. 

Развивать художественно - эстетический вкус

Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, русскому народу, народному фольклору, уважение к традициям, интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Предварительная работа: Чтение потешек, загадок про ярмарку, игрушки, рассматривание дымковских игрушек, матрёшек, хохломской посуды. Знакомство с историей возникновения матрёшки, хохломской и дымковской росписи. Заучивание потешки «Ложки, ложки …». Рисование «Дымковская уточка», плоскостная лепка «Барышня», раскрашивание раскрасок «Матрёшки», «Дымковские игрушки», «Хохлома»

Ход занятия:

Дети входят в зал. Встают в круг  

   Приветствие:
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!

Звучит музыка «Ярмарка»

  Воспитатель: – Ребята, послушайте какая замечательная музыка звучит. Она приглашает нас на ярмарку! А вы знаете что такое ярмарка?                                                                     

 Дети:Нет.                                                                                              

   Воспитатель: - Я сейчас вам расскажу и покажу!                                          

 Дорогие гости!                                                                                      

 А также ребятишки, девчонки и мальчишки!              

Солнце красное встает,

Спешит на ярмарку народ!                                                                                       

А на ярмарке товары, продаются самовары!                                        

Покупают люди сушки и отличные игрушки!

Ребята, ещё с давних времён у русского народа есть обычай – устраивать ярмарки. На ярмарке можно купить расписную посуду, сладости разные, ткани яркие и даже игрушки. Говорили, что ярмарка поёт и пляшет. Здесь люди не только предлагали свои товары, но и пели, танцевали, веселились. Ярмарка – это настоящий праздник! Вы хотите отправиться на ярмарку? (ответ детей) Попасть на ярмарку, нам поможет волшебный платок.

(Воспитатель накрывает детей расписным платком)

Вот платочек расписной.

Он волшебный, не простой.

Будем с вами мы играть

Всех платочком накрывать.

Платочек – раз, два, три - ярмарку нам покажи

- Вот мы и на ярмарке!

Появляется скоморох.

 Скоморох : Внимание, внимание!

Начинаем веселое гуляние.

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

На ярмарку, на ярмарку!

Спешите все сюда.

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

 Честные господа! К нам пожалуйте сюда, подходите, примечайте, все что нужно выбирайте. А купить товар вам помогут загадки, потешки, игры, хороводы

Воспитатель: спасибо скоморох за приглашение. Ну что же, давайте посмотрим, что ярмарка для нас приготовила. 

Дети подходят к первому столу, на котором, стоит хохломская посуда, прикрытая платком.

Воспитатель: скоморох, ты платочек подними и товар нам покажи.                                                                                      

Скоморох:  Посмотрите,  какая красивая посуда на нашей ярмарке. Здесь посуда не простая - золотая, расписная!  Скажите, может быть кто-нибудь знает, как называется такая роспись?  (Хохлома)

Воспитатель: Ребята, такая роспись называется –хохломская. Узнать её легко по основным цветам: золотой, красный, чёрный, зелёный. А вы знаете из чего сделана хохломская посуда? (ответы детей)

Скоморох: А про то, откуда появился этот удивительный промысел, и почему посуду именно золотыми красками расписывают, даже сказку придумали.                                        

Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за рекой Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Любил он пшенную кашу себе варить, да и птицам пшена не забывал посыпать. И прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар – птица крылом чашу с кашей и обронила золотое пёрышко. Поднял мужик пёрышко и стал им посуду расписывать. Вот и получались узоры золотыми. И стали называть её – Золотая хохлома.

Ребята, а какие элементы хохломского узора вы знаете?  (ответы детей: ‘’ягодки ‘’, ’’завитки ‘’,    ‘’усики’’, ‘’травинки ‘’, ‘’кустики’’. ( скоморох называет и показывает на посуде соответствующие узоры) Каждый элемент дополняет друг друга. В умелых руках мастера создаётся красивая расписная посуда. Предлагаю поиграть в игру «Ягодки – травинки»

Если я скажу – «ягодки», вы громко топайте, «травинки2 – хлопайте в ладоши.

На нашей ярмарке посуда представлена разная: тарелки, плошки, подносы, ложки. 

Воспитатель: скоморох, а наши ребята потешку про ложки знают.

Дети все вместе: Ложки, ложки, расписные ложки!

Ложки золоченые, узоры крученые.

Хоть щи им хлебай,

а хочешь – музыку играй. 

 Скоморох: - А вы на ложках играть умеете?                                                                                    

 Дети:  Да.                                                                                                            

 - А со мною поиграете?                                                               

Дети:Да.                                                                                                                           

   Ребёнок: Съел я кашу из плошки, взял расписные ложки!                                                             

   Плясовую заводите и друзей своих зовите!

 Оркестр «Расписные ложки»    

Скоморох: Молодцы! За веселую игру я вам ложки продаю

(Ложки кладут в корзинку)                                                                    

Воспитатель хвалит детей и предлагает им посмотреть, что ещё приготовила ярмарка.

  Дети подходят к следующему столу.                                  

Воспитатель: Скоморох, ты платочек подними, и товар нам покажи.                                                                                                         

   Скоморох: А вы отгадайте загадку и тогда узнаете, что ещё приготовила нам ярмарка.                                                                                         

Здесь игрушки не простые,                                                                                               

А волшебно-расписные,                                                                                            

Восемь кукол деревянных,                                                                                        

Круглолицых и румяных                                                                                         

В разноцветных сарафанах                                                                                       

На столе у нас в гостях

Как скажите всех их звать?  (Матрёшка)

Правильно, ребята, это матрёшка.

Девочка 1: Словно репа она круглобока

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой чёрных смородинок глаз.

Девочка 2: Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока!

А внутри секретик есть,

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская матрёшка.

- Ребята, а как вы думаете, какой секретик есть у матрёшки? (Ответы детей)

Правильно, внутри матрёшки прячутся её сестрицы – другие матрёшки, каждая меньше первой. (Воспитатель открывает матрёшки и выставляет их на столе)  Из чего сделана матрёшка?  (она деревянная) Скажите, а где появилась первая деревянная игрушка? (в Японии) Верно, и звали её Факуруму. А когда её привезли к нам в Россию наши мастера решили сделать тоже игрушку, только русскую. Нарядили в русский костюм и назвали её как ? (Матрёна, Матрёшечка).   

Скоморох: На нашей ярмарке матрёшки ещё и танцевать умеют!  Ну, матрёшки, выходите! И для всех гостей спляшите!

Танец "Матрёшки "

(музыкальное сопровождение ,"У матрёшки розовые щёчки ") 

Скоморох: Молодцы, девочки!

Воспитатель: танец наш ведь так хорошь!  Ты нам матрёшку продаёшь?

Скоморох: Продаю!!!

(матрешку кладут в корзинку)

- Ох, молодцы, матрёшки! Ох, красавицы! А ярмарка приглашает нас дальше. Давайте посмотрим, что она приготовила для нас ещё.                                                 

Дети проходят к следующему столу, стол накрыт платком..                             

Скоморох: - Ребята, здесь спрятаны игрушки. А какие именно, вы узнаете, если отгадаете загадку.                                                                                                                    

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Отгадайте же, что здесь, друзья!

Дети: - Дымковская игрушка.                                                                                           

  Воспитатель: - Правильно, ребята! Это уже хорошо известная нам дымковская игрушка! А почему она так называется?

Дети: её придумали и смастерили в селе Дымково.                   

Ребёнок: Мастер глину замесил

И игрушек налепил.

После высушил и в печь –

Добела их всех обжечь.

А потом он краски взял

И игрушки расписал

Вот они какие в ряд

Разноцветные стоят!

   - Ребята, назовите какие дымковские игрушки есть на нашей ярмарке?                     

Дети: - Индюк, кормилица, водоноска, конь, барашек, собачка, олень.                                  

- Какие элементы дымковского узора вы знаете?                                                               

  Дети: - Зёрнышко, кружок, точка, солнышко, колечко, клетка.   

Скоморох: Привезли мастера много дымковских игрушек на ярмарку, но они все перепутались. Что же делать? (ответ) Давайте их соберём

Игра «Собери картинку»

(Разрезные картинки дымковские игрушки)

- Назовите игрушку (индюк, барышня, лошадка)

- Ай да молодцы, дымковские мастера, порадовали нас своими яркими игрушками.

Скоморох: Доброе дело без награды не остается.

За добрую игру дымковские игрушки вам продаю!

Воспитатель: - Дети, посмотрите, игрушки то не расписанные! Нужно срочно это исправить! Предлагаю присесть за столы и украсить наши игрушки дымковской росписью.

Дети садятся за столы, на которых лежат силуэты дымковских коней и баранов, кисти, краски. Воспитатель напоминает детям технические приёмы рисования. Дети украшают силуэты элементами дымковской росписи. Звучит спокойная музыка.

Дети выставляют готовые работы на выставку. Воспитатель и скоморох хвалят.

Скоморох: - Ах как славно потрудились, ай да чудо - мастера!

                      И товаров накупили, вон – корзиночка полна!

Воспитатель - Ребята, много у нас покупок? (да)

- Давайте спросим, а что купил Иванушка?

Хороводная игра «Где был Иванушка»

Скоморох: Наша ярмарка большая

                   И чего в ней только нет!

                   Не видать конца и края -

                   Море сушек и конфет!

                   Для всех гостей на удивленье!

                   Приготовлены здесь угощенья!

Звучит музыка «Ярмарка», скоморох угощает детей конфетами.

Воспитатель: - Спасибо, Скоморох. Весело было на ярмарке.

И товар прикупили, и себя показали.

Пора домой собираться.

(накрываем детей платком)

Вот платочек расписной.

Он волшебный, не простой

Будем с вами мы играть

Всех платочком накрывать.

Раз два три, в д/сад нас верни

- Ребята, где мы были? (на ярмарке)

- Что вам понравилось на ярмарке?

Дети уходят в группу.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности педагога с детьми средней группы «Народные промыслы, гулянья»

Дети  имеют недостаточные представления о русской культуре: о праздниках, народных традициях, народных промыслах, обычаях, обрядах. Участие детей в проекте «Народные промыслы, гуляния» позволит о...

Проект по нравственно – патриотическому и эстетическому воспитанию детей среднего возраста "Народные промыслы России"

Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Дети не знакомы с об...

Конспект НОД для детей средней группы "Народные промыслы на весёлой ярмарке"

Данный конспект разработан для детей 4-5 лет. Необычная структура НОД - прогулка по весёлой ярмарке позволяет детям посредством ярких образов, игр, познакомиться с народными промыслами....

Краткосрочный проект в средней группе "Народные промыслы"

Тип проекта: Познавательно-творческийПродолжительность: 1 неделяУчастники проекта: дети средней группы, воспитатели Возраст детей: 4-5 лет Проблема: В современное время п...

Проект по нравственно – патриотическому и эстетическому воспитанию детей среднего возраста «Народные промыслы России»

Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Дети не знакомы с обобщающими понятиями данной темы. Следовател...

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Народные промыслы Белогорья"

Конспект образовательной деятельности (познавательное развитие в средней группе) Тема: «Народные промыслы Белогорья»                ...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей среднего возраста «Народные промыслы России»

Знакомство детей с народными промыслами нашей страны, формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление с декоративно - прикладным искусством и организацию художеств...