Проект «Широкая Масленица»
проект

Суртаева Татьяна Сергеевна

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народных традиций. Народные традиции является богатейшим источником познавательного и духовно - нравственного воспитания детей. Празднование Масленицы один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Приобщая детей к истокам русских традиций, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и  смысл этого праздника.Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shirokaya_maslenitsa.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Широкая Масленица»

Разработал воспитатель :Суртаева Татьяна Сергеевна

Тема: Проект «Широкая Масленица»

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: информационно – практический.

Участники проекта: дети средней группы , воспитали, родители.

Срок реализации: 9.03.2021 г. – 12.03.2021г.

Форма работы: групповая.

Актуальность.

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народных традиций. Народные традиции является богатейшим источником познавательного и духовно - нравственного воспитания детей. Празднование Масленицы один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Приобщая детей к истокам русских традиций, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и  смысл этого праздника.Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица.

Задачи.

Образовательные:

расширить представления детей о русском народном празднике

Масленица его обычаях и традициях;

обогатить духовный мир детей, через ознакомление различными

формами русского народного фольклора;

привлечь родителей к активному участию проектной деятельности.

Воспитательные:

воспитывать интерес к народным праздникам, традициям, культуре,

истории своего народа.

Развивающие:

развивать творческие способности, интерес к совместной деятельности.

развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие,

всепрощение, миролюбие, чуткость внимание и понимание друг к другу.

Необходимые условия для реализации проекта:

заинтересованность всех участников проекта;

методические разработки.

Методы и приемы.

наглядные:

рассматривание репродукции картин; альбомов; просмотр

презентаций;

словесные: 

беседы, прослушивание русских обрядовых песен, наигрышей;

разучивание игр – забав, закличек, потешек, частушек, пословиц.

игровые:

дидактические игры; сюжетно – ролевые игры; подвижные игры;

развлечения.

практические: 

продуктивная деятельность.

Задачи по работе с родителями:

повысить компетентность родителей по теме проектной недели;

создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и

поддержки.

Необходимые условия для реализации проекта:

заинтересованность всех участников проекта;

методические разработки.

Ожидаемый результаты:

для детей:

расширится уровень знаний о народном празднике Масленица;

познакомятся с различными формами народного фольклора;

получат новые знания о традициях, культуре, истории своего народа;

научатся продуктивно взаимодействовать со сверстниками и

взрослыми в процессе совместной продуктивной деятельности.

для педагогов:

самореализация, повышение творческого потенциала;

накопление практических навыков проектной деятельности.

для родителей:

родители проявят интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей;

родители примут активное участие в подготовке к празднику.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный 

беседа – опрос детей, родителей по теме проекта.

определение цели и задач проекта;

подбор и изучение методической, художественной литературы;

ознакомление и привлечение совместному сотрудничеству родителей

к проектной деятельности (рекомендации по проекту);

оформление информационного блока в родительском уголке;

подбор иллюстративного, информационно - дидактического материала;

создание развивающей среды над проектом;

подготовка к народному празднику Масленице;

разработка содержания плана основного этапа проектной работы.

2 этап – основной (организационно-практический)

План реализации проекта.

Дни недели

Цель

Формы организации образовательной деятельности по областям и в режимных моментах

Понедельник

первый день Масленицы

«Встреча»

- Расширение знаний о народном празднике Масленицы; развитие интерес к русской народной культуре.

1. Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиев «Масленица».

2. Беседа «Здравствуй, широкая Масленица!».

3. Просмотр презентация «Масленица идет».

4. Прослушивание русских обрядовых песен «Как на масляной неделе», «Ой блины мои блины»; русских народных наигрышей «Здравствуй, красная весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка»; заучивание масленичных закличек, потешек, частушек, пословиц, наигрышей.

5. Лепка из пластилина «На праздничном столе».

6. Совместная постройка на участке снежного городка для игр; изготовление чучела Масленицы.

7. Домашнее задание для родителей: «Беседа с детьми о существующих (сохранившихся) традициях празднования Масленицы в семье.

Вторник

второй день Масленицы

«Заигрыши»

- Ознакомление с историей русского костюма; жанрами народного фольклора, играми с характерными для них обрядами.

1. Рассматривание иллюстраций « Русские народные костюмы».

2. Просмотр презентации «Обрядовые куклы-обереги».

3. Д/и «Составь костюм», «Придумай узор для платка», с./р. игра «Ателье».

4. Рисование «Украшение сарафана и рубахи».

5. Разучивание игр и забав:  х./и. «Блин золотой», «Кострома»; забавы «Блины — лепёшки», «Коза-дереза»; п./и. «Кто быстрее», «Третий — лишний».

6. Совместное изготовление альбома «Русская народная одежда».

7. Домашнее задание для родителей и детей: изготовление народной обрядовой куклы «Веснянка».

Среда

третий день Масленицы

«Лакомки»

- Знакомство с обрядами праздничной кухни, русскими традициями гостеприимства.

 

1.Рассматривание иллюстраций различных русских лакомств.

2. Беседа «Значение и символика блинов»; этическая беседа «Гость в доме – хозяину радость»,

3. Гость группы. Беседа о семейной традиции выпекать домашние блины на Масленицу с использованием интерактивной игры «Печем блинчики».

4. Лепка из соленого теста «Угощение на масленицу».

5. С./р. игра «Пекарня», «Кафе».

6. Совместное оформление с родителями фотоколлажа «Мы печем блины» с семейными рецептами.

7. Домашнее задание. Подготовка к семейному конкурсу «Лучший рецепт блинов и их изготовление».

Четверг

четвертый день Масленицы

«Разгуляй масленицы»

- Формирование позитивного отношения к обычаям, традициям, фольклору,

русского народа.

1.Рассматривание альбома масленичные гуляния в картинах русских художников:

К. Маковский «Народное гуляние во время Масленицы»; В. Суриков «Взятие снежного города»; С. Соловьёва «Тройка»; А. Степанов «Катание на Масленицу»; Н. Серракаприола «Катальные горы на большой Неве» и т.д.

2.Просмотр видео материала «Масленица гуляет, всех на праздник созывает»

3.Развлечение «Веселый карнавал» с играми, потехами, песнями, плясками».

4. Постройка снежной крепости, катание на санках, с горки на ледянках, ватрушках

(тюбингах).

5. Домашнее задание для родителей и детей: семейные вечерние посиделки «Мы за чаем не скучаем»; изготовление листовки с рецептами блинов для обмена между семьями воспитанников.

Пятница

пятый день

Масленицы

«Проводы масленицы»

- Развитие познавательного

интереса к русской культуре, традициям, обычаям проведения народного гуляния.

1.Рассматривание картины С. Кожина «Масленица. Проводы»; К. Крыжановского «Масленица. Прощеный день в крестьянской семье»; А. Васнецов «Сжигание чучела Масленицы».

2. Беседа «Февралю – помашем, Марту – «здравствуй» скажем».

3. Проведение семейного конкурса «Лучший рецепт блинов и их изготовление».

3.Итоговое мероприятие. Массовое гуляние «Проводы Масленицы»на участке детского сада с игры с пением, забавами, сжигание Чучело.

4. Совместное чаепитие с родителями «За самоваром не скучаем – блины-оладьи уплетаем!»

5. Домашнее задание: посетить городское массовое гуляние.

3 этап – заключительный (итоговый):

выставка детских поделок обрядовых кукол «Веснянка»;

проведение семейного конкурса «Лучший рецепт блинов и их

изготовление»;

итоговое мероприятие. Массовое гуляние «Проводы Масленицы»на

участке ДОУ;

совместное чаепитие с родителями «За самоваром не скучаем – блины

оладьи уплетаем!»

Вывод: Реализация данного проекта по ознакомлению с народными традициями русского народа  проходила через совместную деятельность педагогов с воспитанниками  и их родителями, что позволило сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки, знания о народном празднике Масленице, традициях русского народа.

Результаты проекта:

дети имеют представления о народном празднике Масленице;

проявляют интерес к народным традициям, культуре, истории своего

народа.

познакомились с различными формами народного фольклора;

активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми в процессе

совместной игровой и продуктивной деятельности.

родители активно включились в образовательный процесс ДОУ.

Используемая литература:

1.    Агафонников В. «Заплетися плетень» - русские-народные песни и хороводы. – Москва изд. «Музыка», 1973г. . 

2.     Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» – М. «Сфера», 2006г

3.    Куприна Л.С., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» - изд. «Детство-Пресс», 1999г. 

4.    Мельникова Л.И., Зимина А.Н. «Детский музыкальный фольклор» - Москва «ООО Гном – Пресс»,2000г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по проекту "Широкая Масленица".

В данном материале представлена итоговая презентация работы по проекту "Масленица"....

Образовательный проект "Широкая масленица"

Цель: повышение интереса к традициям русского народа(праздник Масленица). Задачи: 1.Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленица. ".Развивать художественно-творческую деятельность.3. Фор...

Тематический проект "Широкая Масленица"

Материал для проведения тематической недели к празднику " Масленица" в оздоровительном учреждении....

проект "Широкая Масленица"

познакомить старших дошкольников с русским обрядовым праздником «Масленица»....

Проект "Широкая масленица"

   История праздника Масленица уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и ...

Педагогический проект "Широкая Масленица" для детей средней группы

Проект для детей средней группы детского сада создан с учетом названия дней Масленицы....

Методическая разработка сценария фольклорного праздника "Масленица хороша- широка её душа!" для детей старшей и подготовительной групп детского сада - финальный этап проекта «Широкая Масленица».

В сценарий  праздничного концерта "Масленица хороша- широка её душа!" включены народные песни, игры и хороводы, основанные на русском народном фольклоре. В продолжение всего праздника и...