"Огород на окне" Познавательно-исследовательский проект (среднесрочный февраль 2022 – апрель 2022 г.)
проект (подготовительная группа)
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включённого наблюдения. Деятельность по уходу за «огородом», позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 17 «Светлячок»
"Огород на окне"
Познавательно-исследовательский проект
(среднесрочный февраль 2022 – апрель 2022 г.)
Подготовительная группа
Воспитатели: Юшковская А.А.
г. Канск
2022г.
Актуальность: Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включённого наблюдения. Деятельность по уходу за «огородом», позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
В феврале некоторые дети стали рассказывать о том, что дома мама посадила перцы, а на следующий день Ярослав К. принес семена перцев и помидор в группу и предложил посадить их, отсюда у нас возникла идея организовать проект «Огород на окне».
Проблема:
-недостаточно полно сформированы знания о труде взрослых в весенний период ,связанный посадкой растений;
-не имеют представление о правильном уходе за культурными растениями;
- не могут отличить рассаду овощных растений.
Цель проекта: формирование у детей представлений о выращивании рассады культурных растений в комнатных условиях.
интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи проекта:
- расширить знания детей о культурных растениях;
- знакомить детей с особенностями выращивания рассады культурных растений;
- формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- способствовать развитию творческих способностей у детей.
- развивать наблюдательность.
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- вовлекать родителей в реализацию проекта.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Предполагаемые результаты:
- дети знают некоторые виды культурных растений, могут определить их по внешнему виду, рассказать о их пользе для человека;
- имеют представления об особенностях выращивания рассады культурных растений;
- умеют ухаживать за растениями в комнатных условиях, могут поделиться опытом по уходу за рассадой со взрослыми и сверстниками;
- реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности;
- ежедневно наблюдают за ростом растений, состоянием почвы, отмечают изменения в дневнике наблюдения за растениями;
- бережно относятся к результатам своего труда;
- родители понимают значимость реализации проекта, принимают посильное участие.
Этапы реализации проекта:
№ п\п | Мероприятие | Дата | Результат | |
Подготовительный этап | ||||
1 1 | Составление перспективного плана. | 1фев. | План составлен. | |
22 | Разработка конспектов занятий. | 4-7фев. | Разработаны конспекты занятий. | |
33 | Подбор детской художественной и познавательной литературы по теме проекта. | 10фев. | Подобрана литература по теме проекта. | |
44 | Информирование родителей о реализации проекта. | 9фев. | Родители ознакомлены с идеей проекта. | |
4 5 | Подбор и изготовление наглядных пособий. | 15фев. | Подобраны иллюстрации картин, природного материала. | |
Основной этап | ||||
11 | Беседы: "В мире растений", «Культурные растения», «Дикие растения», "Все начинается с семечки", "Посев семян", "Первые всходы", Беседа с детьми «Витамины с грядки». | Фев. | Сформированы представления о некоторых видах культурных растений. | |
22 |
| февр. фев. | Дети ознакомлены с интересными представителями мира растений. | |
3 |
|
фев. | Дети имеют представление о форме и величине семян различных растений. | |
4 | Посадка «Луковое дерево» | фев. | Умеют сажать лук, замечать изменения, которые происходят в росте растений. | |
5 | Практическая деятельность: посадка огурцов, цветов и т.д. | фев. | Имеют представления о выращивании рассады огородных культур | |
6 | Рисование «Вершки и корешки»». | Март. | Дети знают о съедобных частях растений. | |
4 7 | Аппликация детей на тему «Овощи и фрукты». | Март. | Владеют классификацией плодовых растений. | |
8 | Лепка: «Овощи», «Наш урожай». | Март-апрель. | Выделяют характерные особенности плодов , культурных растений. | |
9 | Дидактические игры: «По грибы да по ягоды» «Дары природы »
«Угадай цветок по описанию» | Март - апрель. | Дети познакомились различными видами грибов и ягод, умеют различать среди них съедобные и ядовитые. Дети умеют различать и называть различные овощи ,фрукты ,ягоды . Имеют представления об условиях выращивания растений. Различают цветы по внешнему виду и называют их. | |
10 | Сюжетно – ролевые игры: «Огородники», «Магазин овощей», «Агроном», «Механизатор» | Март. | Дети самостоятельно готовят атрибуты для игры, распределяют роли; применяют полученные знания в игре, имеет представление о профессиях связанных с выращиванием культурных растений. | |
11 | Наблюдения: «Как развиваются растения» (лукового дерева, огурца, перца, помидор и т.д.) | фев.-марта-апрель. | Дети отражают изменения в росте растений в «Дневнике наблюдений» | |
12 |
Уход за рассадой( посадка, пикирование, полив ,рыхление и т.д.) | фев.- марта-апрель. | Сформированы навыки ухода за рассадой | |
113 | Чтение рассказов «Огурцы » Н. Носов; «Овощная сказка» О.Н. Костоусова и т. д; и стихов «помидор» Б.Заходер; «Редиска» Т. Петухова и т. д; отгадывание загадок, разучивание поговорок, пословиц с детьми об овощах, о цветах, о труде. | фев.- марта-апрель. | Ознакомлены с произведениями по теме проекта. Отгадывают загадки, понимают смысл пословиц. | |
114 | Творческая деятельность: Изготовление поделок в свободное время: «Чучело», «Забор для огорода на окне»,"колодец","фигурки людей" и т. д. | фев.-март. | Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности | |
15 | Опытническая и экспериментальная деятельность детей: Опыт №1 «С водой и без воды» Опыт №2 «Где быстрее растут растения» Опыт №3 « В каком месте лучше растет» | марта. | Сформированы представления об условиях, необходимых для благоприятного роста растений. | |
16 | Беседа с детьми «Витамины с грядки». Срезка «зелёного» лука, употребление его во время обеда с основным блюдом. | Марта-апрель. | Закрепить знания детей о том, что в овощах содержится большое количество витаминов и они очень полезны для людей. | |
17 | Взаимодействие с родителями: (принесли земли ,семена, контейнеры для рассады, консультации «Как разводить сады и огороды на подоконнике» и т.д) | фев.- марта-апрель | Родители вовлечены в проектную деятельность | |
Заключительный этап | ||||
21 | Выставки поделок и рисунков. | Март. | Оформлены выставки рисунков и поделок. | |
2 | Высадка рассады в огород на участке детского сада | Апрель. | Дети настроены на дальнейшую деятельность по пересадке рассады. | |
33 | Распространение опыта работы | Апрель. | Презентован опыт работы для других педагогов | |
Список литературы
1. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г.
3. Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
4. Овощи и фрукты, Издательский дом «Проф – Пресс», обучающие карточки.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Царство растений»
Непосредственно образовательная деятельность «Царство растений»
Цель: через познавательную активность детей подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир растений.
Задачи: ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные, дать понятие о плодородной почве, семенах, рассаде; обогащать словарный запас детей, развивать связную речь; воспитывать любовь к природе.
Ход занятия
Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».
Воспитатель: ребята, сегодня мы познакомимся с «Царством растений». Хотите отправиться в путешествие и побывать в «Царстве растений»?
-А что же такое растение
- Это живое существо или нет? (дискуссия детей, подвести к пониманию того, что растения - это живые существа, они бывают самыми разными: от крошечных водорослей до огромных деревьев. Помимо того, растения отличаются от животных тем, что сами «делают» себе пищу из воздуха и солнечного света).
-Где живут растения? Ответы детей: в лесу, на полях, в водоемах. Подвести к пониманию того, что на Земле очень много видов растений, и они есть буквально повсюду: на полях и в лесах, в горах и пустынях. Кроме воздуха, растениям необходим солнечный свет и вода, поэтому они не живут в тех местах, где очень темно и сухо).
-Ребята, попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения, пропало целое царство-государство: и деревья, и кусты, и травы, и цветы.
-Что же будет? (дискуссия детей, подвести к пониманию того, что станет не только пусто и непривлекательно без растений, но и мы с вами не сможем жить.
-А почему? Ответы детей: потому что не будет кислорода, и мы не сможем дышать.
Воспитатель: так как растения вырабатывают кислород, и чем больше на Земле лесов, садов, полей, лугов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче человеку и всем животным дышать. Это одна из причин, почему надо беречь каждый кустик, каждую травинку, где бы они не росли.
-А что нужно растениям для нормального роста и развития? Ответы детей: вода, воздух, солнечный свет.
Воспитатель: Но не только это, а что же ещё? Ответы детей: ещё нужна плодородная земля-почва.
Воспитатель: но почва везде разная. Там, где она плодородная, то есть богата питательными веществами-там растут здоровые растения, а на бедной, скудной-чахлые, слабые! Далее вспомнить, как сажать семена на грядки, как ухаживать за ростками (поливать, рыхлить, окучивать, удалять сорняки), и пока не собран урожай люди ухаживают за посаженными растениями. Подвести детей к пониманию того, что растения, которые живут только при участии человека, называются культурными растениями. Показ картинок: Воспитатель: «Где растёт это растение?» Ответы детей: в огороде, в саду, в поле, комнатное растение, на клумбе.
Беседа в подготовительной к школе группе «Культурные растения»
Цель: закрепить представления о культурных растениях, подвести к пониманию особого отношения к ним человека, к осознанию их ценности для жизни человека (пища, здоровье, красота); познакомить с интересными представителями мира растений, с особенностями их роста и развития. Материал: картинки с изображением культурных растений, в том числе комнатных.
Ход беседы
Обратить внимание детей на то, что в группе много цветов. Разговор пойдет именно о них. «Мир цветов - нежный, хрупкий и очень красивый.
Давайте вглядимся в него. Цветы радуют своей красотой, успокаивают нас. Какие цветы вы знаете? Какие нравятся? У каких есть аромат?» Спросить: зачем людям нужны растения? Выслушав ответы, обобщить их: цветы (растения) играют огромную роль в жизни человека; они его восхищают своей красотой, кормят, лечат. Обратить внимание детей на стоящие в вазе цветы (тюльпаны) предложить послушать рассказ о них. «Когда зацветают тюльпаны, кажется, что весна устроила праздник и всем дарит разноцветные бокальчики, полные радости со счастья. Тюльпаны бывают разные по цвету и форме. Родина их – Греция (показ страны на карте мира). Однако еще более древние упоминания о тюльпанах были найдены в старинных книгах Персии (Иран). Там этот цветок называли «тюрбан» (чалма). Из глубокой древности пришла к нам легенда о тюльпане. Послушайте ее. Вырос на лугу желтый тюльпан. В золотистом бутоне этого цветка было заключено счастье. Все мечтали добраться до него, но никто не мог этого сделать. Не было такой силы, которая могла бы открыть бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери, со смехом подбежал к цветку, и – о чудо! – бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать сила. С тех пор и повелось дарить тюльпаны только тем, кто открыт для счастья». Далее провести беседу об овощах, подвести к пониманию того, что овощи – культурные растения, потому что без заботы и внимания человека ни капуста, ни редис не вырастут. В заключении предложить вырастить рассаду (цветы и овощи).
Беседа в подготовительной к школе группе «Дикие растения»
Цель: закрепить представления о диких растениях, рассказать об их многообразии, значении для всего живого; познакомить с интересными представителями мира диких растений (с лекарственными растениями, в том числе и произрастающими в нашей местности). Материал: картинки с изображением дикорастущих растений, в том числе разных видов ромашки. Ход беседы
Предложить детям поговорить о дикорастущих растениях: чем они отличаются от культурных? (Ответы.) Растительный мир дикой природы богат и разнообразен. Каждый цветок, который мы встречаем в лесу, на лугу, в поле, хранит свою тайну, каждому из них человек должен быть благодарен. Загадать загадку «На лугу стоят сестрички- золотые глазки, белые реснички» (ромашка). Разложить картинки с изображением различных дикорастущих цветов и предложить выбрать среди них отгадку. Отобранные картинки вывешиваю на доске. Молодцы! Вы правильно отобрали картинки - отгадки. У этих цветов (у разных ромашек) есть свои названия: ромашка римская, немецкая, кавказская, персидская и т.п. Всего известно 350 видов ромашек. Больше ста из них растут в России. Самая известная из ромашек – нивяник с крупными бело-жёлтыми соцветиями. В народе его называют по- разному: поповник, белюшка, лесная марьяша, белоголовник, тягун, белица- трава, солнечник, невесточка… а как бы вы назвали нивяник? (Ответы- версии). Ромашка нивяник- милый, обаятельный цветок. Одна из самых распространенных ромашек - ромашка аптечная (показ картинок). Она славится своими лечебными свойствами (снимает воспаление, заживляет раны). Применяется в кулинарии и косметике (для изготовления кремов, паст, краски для волос). Ромашка помогает не только людям, но и растениям: если ромашки посадить вокруг яблонь, они не будут страдать от своего злейшего врага - яблоневой плодожорки; капусту ромашка оберегает от гусениц и даже от мышей- полевок. В заключении предложить рассмотреть другие дикорастущие растения, назвать известные им, выбрать растения, с которыми хотят познакомиться получше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сенсорному развитию «Поиграем с радугой» во второй младшей группе (декабрь, 2021 - февраль, 2022)
Проект направлен на создание условий познавательно-исследовательской деятельности у детей, умение находить предметы заданного цвета вокруг себя....

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

Проект по театрализованной деятельности "В гостях у сказки" апрель 2022 год
Театральная деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, а нравственные прежде всего. Воспитать человека!...
Отчет по недели «Дорожная азбука» с 18 апреля по 22 апреля 2022 года.
Отчет по недели «Дорожная азбука» с 18апреля по 22 апреля 2022год.В нашем саду оформлены стенды «Памятки юного пешехода»Проведен досуг «Красный, желтый, зеленый»Про...
Проект среднесрочный на тему: "Огород на подоконнике"
Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления растениях о том где они растут о необходимости условиях их роста их интерес к позновательно-иследовательской деятельности ...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

