Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
проект (подготовительная группа)

Кобзарева Ирина Николаевна
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети даже в подготовительной группе не знают всё разнообразие профессий, название профессий родителей, характерные особенности некоторых специальностей, затрудняются в профессиональном самоопределении. Цель проекта: представление детей о многообразии профессий, содействовать профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Задачи проекта: - продолжать формировать знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей); - расширять знания о разных видах труда, о структуре трудового процесса (цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22583_1656473294.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Г. Ростов-на-Дону, МБДОУ 121

Среднесрочный проект

в подготовительной к школе группе

«Ярмарка профессий»

                                                                              Разработала:

И. Н. Кобзарева

                                                                                 

                                                                         

2023 г.

Тема проекта «Ярмарка профессий»

Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.)

Тип проекта: познавательный, творческо-информационный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители.

Проблема – мы столкнулись с тем, что дети даже в подготовительной группе не знают всё разнообразие профессий, название профессий родителей, характерные особенности некоторых специальностей, затрудняются в профессиональном самоопределении.

Цель проекта:  представление детей  о многообразии профессий, содействовать профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Задачи проекта:

-  продолжать формировать знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

- расширять знания о разных видах труда, о структуре трудового процесса (цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат);

- воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых;

- обогащать словарь детей за счет специальных терминов, характерных для той или иной профессии;

- отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе;

-побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии.

 Прогнозируемый и ожидаемый результат:

  • Формирование представления детей о многообразии профессий и их значимости.
  • Совершенствование речевой активности детей, обогащение знаний детей о современных профессиях.
  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Умение детей играть в сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний.
  • Формирование чувства признательности и уважения к труду взрослых.

Этапы проекта:

1 этап – Подготовительный (разработка схемы реализации проекта, обогащение предметно-развивающей среды по теме проекта, постановка проблемной ситуации).

 2 этап – Практический (реализация проекта).

 3 этап – Заключительный (подведение итогов, результаты продуктивной деятельности в процессе реализации проекта).

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы проекта

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Подготовительный

Диагностика детей и анкетирование родителей по профориентационной работе.

Изучение методической литературы в рамках ознакомления с новыми технологиями и интересными идеями по подготовке детей старшего дошкольного возраста к профессиональной ориентации.

Подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д).

Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды.

Подбор материала для проведения мастер-класса «Кто такой библиотекарь», «Моя мама – военный» и т.д.

Подбор стихов, рассказов, потешек, пословиц, ребусы.

Опрос детей с целью выявления знаний детей о профессиях родителей.

Определения уровня сформированности знаний детей о профессиях родителей.

Повышение профессиональной компетенции по данной теме.

Использование данного материала в рамках проекта.

Создание условия для реализации задач данного проекта.

Использование данного материала в рамках проекта.

Определения уровня знаний детей о профессиях родителей.

Работа с детьми

Практический

Беседа о профессиях родителей воспитанников.

Беседы: «Соблюдение техники безопасности при работе», «Люди какой профессии заботятся о нашем здоровье?», «Необычные и современные профессии наших родителей».

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

введение детей в ход проекта через игровую ситуацию с формулировкой проблемы;

гипотеза детей: «Профессии – все нужные и важные».

План действий:

обратиться за помощью к взрослым;

найти информацию в книгах, энциклопедии;

научиться играть в различные игры по ознакомлению с профессиями;

Познавательная деятельность с детьми «Встречи с интересными людьми различных профессий»

Рассматривание рисунков, фотографий о профессиях.

Сюжетные картинки о профессиях.

Экскурсии-наблюдения.

Видеоматериалы и фоторепортажи о профессиях и людях труда.

Наблюдения за трудом взрослых.

Организованная образовательная деятельность

 «Весёлые поварята», «Волшебный семицветик», «Открытие ателье» и др.

Конкурс рисунков «Кем быть?», «Профессии моих родителей».

Чтение художественной литературы:

 Б. Житков «Что я видел?»,

 Г. Брагиловская «Наши мамы, наши папы»,

 В. Маяковский «Кем быть?»,

 С. Маршак «Почта»

театрализованная деятельность, физкультурное развлечение, организация дидактических, настольных, словесных игр.

Организация разного вида труда: труд в природе, дежурство, хозяйственно бытовой.

Разработка алгоритмов трудовой деятельности представителей той или иной профессии.

Организация дидактических и сюжетно ролевых игр в группе в течение дня:

Дидактические игры: «Знаю все профессии», «Кому, что нужно для работы?», «Кто с кем сотрудничает», «Кем быть?», лото «Профессии».

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие», «Поликлиника», «Супермаркет», «Строители», «Юные водители», «Пожарные», «Служба спасения» и др.

Расширятьпредставления детей о профессиях родителей.

Знакомство детей с профессиями родителей. (врач, повар, швея, электрик, шофёр, органом, работник библиотеки и т.д.)

Уточнение представления детей о профессиях, пробуждение любознательности, интереса к деятельности взрослых, выработка положительного отношения, уважения к их труду. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение.

Дети видят результат своего труда, его значимость для других.

Алгоритмы, схемы.

Дети могут самостоятельно организовать игровое пространство

Работа с родителями

Заключительный

Консультации по теме проекта: «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у дошкольников», «Из чего складывается трудолюбие?», «Трудовое воспитание в семье».

Организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых.

Выявление представлений у детей о профессиях, умение самостоятельно организовать и провести игру (беседы, наблюдение)

Создание информационной карты «Профессии наших родителей».

Повышение педагогической компетентности по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями в современном мире.

Заключение.

У детей сформировалось понимание значения слова «профессия», появилась возможность найти друзей по интересам, раскрылись индивидуальные творческие способности. Прослеживается положительная динамика развития трудовых навыков и умений у дошкольников.
 В результате реализации проекта разработаны методические рекомендации по ознакомлению детей с профессиями. Подготовлен фотоотчет, оформлена выставка детских работ «Работа всякая нужна, работа всякая важна». Игровая развивающая среда пополнена сюжетно-ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.
Проведенная работа позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.

Тематическое планирование

Познавательное

развитие

Речевое

развитие

Физическое

развитие

Социально-коммуникативное

развитие

 «Кто нас воспитывает?» - уточнить знания о профессиях: воспитатель, медсестра, повар, музыкальный руководитель, тренер, дефектолог, плотник.

 Творческие рассказы:

«Я горжусь своей мамой» - презентация фотоколлажа.

 Беседа «Кем быть?», «Есть много профессий хороших и нужных»

 Созданиевыставки «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». 
Экспериментально – исследовательская деятельность: « Как получается тесто?» - Познакомить детей с профессией повара, кондитера. Предложить самостоятельно замесить соленое тесто для изготовления крендельков. Воспитывать желание готовить атрибуты для сюжетно- ролевых игр.

д/и «Кому что нужно?» -  учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.

Д\и «Кто чем занимается» - закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.

 

Д\и «От слова к слову» -  учить детей последовательно называть предметы труда и подбирать картинку с изображением человека соответствующей профессии.

 

Д\и «Кто больше знает профессий» -  учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.) Д/и «Подскажи словечко» («Добавлялки») -  развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.

«Профессии» - составление рассказа по плану.

«Продавец» - составление рассказа по сюжетной картине.

«Мой любимый детский сад» - составление рассказов из личного опыта.

Чтение художественной литературы: 
С. Михалков «Моя улица», 
С. Баруздин «Страна, где мы живем», 
С. Маршак «Почта», 
Е. Пермяк «Пропавшие нитки», 
Б. Житков «Впередсмотрящие» Д.Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла» В. Маяковский «Кем быть?» В.Пальчинскайте «Рабочий класс» Ю.Тувим «Все для всех»

Пословицы, поговорки, скороговорки.

Загадки о профессиях.

Конструирование: «Мебель в кукольную комнату» Л.В.Куцакова стр.125 
Упражнять в складывании квадратного листа на шестнадцать маленьких квадратиков, учить самостоятельно изготавливать выкройки.
 «Детский сад для ребят» - коллективная работа.
Учить называть детали строителя, выполнять постройку в определённой последовательности
Ручной труд: «Кружка для компота» -продолжать учить работать с бумагой, правильно пользоваться ножницами, создавать поделку по образцу.
Рисование:  «Роспись тканей» (декоративное)  Лыкова стр.84

«Моя семья». Лыкова стр. 121
развивать умение  рисовать портреты людей. «Повар варит компот».
 продолжать развивать умение рисовать фигуру человека, создавать несложный сюжет. Закреплять приемы рисования карандашами.

«Я помогаю маме». Умение передавать в рисунке несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека, простые движения рук и ног.

Аппликация: «Детский сад мы строим сами» Освоение способа модульной аппликации (мозаики)

Продолжать развивать умение вырезать из бумаги разные овощи, применяя освоенные приемы аппликации. Развивать композиционные навыки. «Добрый доктор Айболит» Учить по образцу создавать фигуру человека в халате. Закреплять прием вырезывания из сложенной пополам бумаги.

Лепка: «Пластилиновый спектакль» Лыкова стр.204 Создание условий для лепки фигурок и декораций для спектакля на основе интереса к подготовке разыгрывания сюжетов знакомых сказок с помощью кукол – самоделок из пластилина. «Крендельки для кукол» (соленое тесто) Воспитывать желание создавать атрибуты для сюжетных игр. Познакомить с приемами работы с соленым тестом.

Беседа:
 «Что я знаю о профессии спортсмена, тренера», Д
 «Что такое хорошо и что такое плохо»

Дыхательные упражнения: «Мельница», «Мотор»

Пальчиковая гимнастика:
 «Повар», 
«Строители», «Инструменты» П
/и: «Мы не скажем, а покажем», «Иголка, нитка, узелок», «Летчики», «Пожарные на ученье» - эстафеты, «Дедушка – сапожник»

Экскурсия по детскому саду – знакомство с профессиями людей, работающих в детском саду.
Сюжетно – ролевые игры: «Поликлиника»  см приложение 1
- обогащать жизненные впечатления детей для расширения круга игровых действий, сюжетов; формировать представления о поликлинике, работе врача, медсестры; избегать в игре стереотипность, развивать сюжет, внося дополнительные детали с согласия остальных участников игры.

«Школа» 
- учить детей совместной игре на уровне продолжительных взаимоотношений; знакомить с профессией профиль, отражая особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных учителя; формировать представления и знания о школе.

 «Супермаркет» 
- учить производить реальные действия с воображаемыми предметами и воображаемые действия с реальными предметами; стимулировать речевое общение в игре; учить развивать игровой сюжет, устанавливать взаимоотношения между действующими лицами в много ролевой игре.

«Детский сад» 
- учить детей отображать в игре труд взрослых, не ограничиваясь только воспроизведением действий, взаимоотношения людей; учить проявлять в игре положительные эмоции и чувства (заботу, благодарность, нежность, вежливость); обогащать знания и представления детей о профессиях работников детского сада.

Беседа «Опасные предметы» - знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения на рабочем месте у людей разных профессий; объяснить детям, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «112» служба спасения.

Список использованной литературы.
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 стр.
2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 - 528с.
3. Коломийченко Л.В. ,Чугаева Г.И. Югова Л.И. Дорогою добра. Занятие для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию./Под ред. Л.В. Коломийченко.- М.: ТЦ Сфера,2017.-320с.

4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов -Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
5. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова - М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2011

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД) на Тему: «Республика Саха (Якутия)». Тематический досуг по проекту: «Широка страна моя родная» для детей подготовительной группы.

Цель: способствовать формированию патриотических чувств; расширению представлений о многонациональности России, систематизировать и закрепить полученные знания о Республике Саха (Якутия).Образов...

Выступление на методической неделе по теме «Современные подходы к организации работы с родителями» Тема проекта «Ярмарка профессий»

Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию.  Процесс модернизации в системе образования с учетом  актуальных тенденций государственной  политики «Закон об обра...

Проект Познавательно-исследовательская деятельность «Этот удивительный мир» Подготовительная группа 2020 - 2021 уч. год

ГБОУ Школа 2065 ОП Д5        Проект «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОО»«Этот удивительный мир»Подготовительная группа...

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПРЕКРАСНОЕ ВОКРУГ НАС В ВОЛШЕБНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОРИТМИКИ»

Тип проекта: долгосрочный, творческо-игровой.Вид проекта: групповой. Участники: дети, родители, ближайшие родственники, воспитатели. Продолжительность проекта: долгосрочный. Актуальност...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПРЕКРАСНОЕ ВОКРУГ НАС В ВОЛШЕБНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОРИТМИКИ»

Новизна проекта состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов и занятий по логоритмике....