Адаптационный период в разновозрастной группе (старше-подготовительная)
статья (старшая, подготовительная группа)
Данный материал представляет разработку, направленную на успешную организацию адаптационного периода в разновозрастной группе детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический фундамент адаптации
Процесс адаптации в разновозрастном коллективе можно сравнить с оркестром, где каждый музыкант играет на своем инструменте и в своем ритме. Задача педагога-дирижера — не подравнять всех под один метроном, а помочь им услышать друг друга и создать гармоничное звучание. Лев Выготский в своей теории социального конструктивизма показал, что личность и сознание ребенка формируются в сотрудничестве с другими, и именно разновозрастное взаимодействие создает богатейшую почву для такого развития. Более старшие дети, выступая в роли «опытных наставников», неосознанно применяют стратегии «скэффолдинга» (поддерживающих лесов), о которых писал Джером Брунер, — они дозируют помощь, упрощают задачи для младших, что является мощным стимулом для развития обоих. Людмила Петрановская в своей концепции привязанности подчеркивает, что чувство безопасности — базис для любого развития. Таким образом, наши игры призваны создать это «психологическое лоно» группы, где каждый ребенок, независимо от возраста, почувствует себя в безопасности, принятым и ценным.
Категория 1: Игры на эмоциональную настройку и контакт
Эти игры направлены на «эмоциональное сканирование» группы, снятие первоначального напряжения и установление первых, безопасных связей.
1. «Цветок имени»
- Ход: Воспитатель держит в руках большой бумажный цветок. Он говорит: «Этот цветок расцветает от добрых слов и имен». Он передает цветок ребенку и говорит: «Здравствуй, я очень рада видеть тебя, Аня!». Аня, принимая цветок, должна повторить фразу, обращаясь к следующему: «Здравствуй, я очень рада видеть тебя, Сережа!». Акцент делается не на запоминании, а на ритуале приветствия и тактильном контакте с «символом» группы.
- Адаптационный смысл: Создает ритуализированное, предсказуемое и доброжелательное начало взаимодействия, легитимизирует радость от встречи.
2. «Эмоциональный конструктор»
- Ход: На столе разложены детали конструктора (Lego, Duplo) и карточки с пиктограммами эмоций. Ребенок берет деталь, называет свое имя и выбирает карточку с эмоцией, которую он чувствует сейчас («Я — Кирилл, и я сейчас удивлен»). Он присоединяет свою деталь к общей постройке. В конце получается «Башня наших настроений», которую можно рассмотреть и обсудить.
- Адаптационный смысл: Позволяет вербализовать свое состояние через метафору, увидеть разнообразие эмоций в группе и символически объединиться в одном общем объекте.
3. «Испорченный телефон»
- Ход: Дети встают в круг, плотно прижавшись плечами друг к другу. Воспитатель шепчет на ухо первому ребенку не слово, а, например, два коротких хлопка или звук «ж-ж-ж». Ребенок так же шепотом, губами, передает это следующему. Последний в цепочке воспроизводит услышанное действие. Задача — донести «послание» без искажений.
- Адаптационный смысл: Игра требует предельной концентрации и близкого, доверительного контакта. Она проходит очень тихо, что успокаивает и сплачивает группу.
4. «Найди свой домик»
- Ход: Воспитатель раздает детям фигурки или картинки (животные, фрукты, геометрические фигуры). По сигналу «Буря!» дети начинают хаотично двигаться. По сигналу «Найди свой домик!» они должны объединиться в группы по общему признаку (все животные — к стене, все фрукты — к окну). Признаки можно менять: цвет, размер, первая буква имени.
- Адаптационный смысл: Учит быстро ориентироваться в пространстве группы, находить «своих» по заданному критерию, что формирует первичное чувство общности.
Категория 2: Игры на кооперацию и взаимоподдержку
Здесь фокус смещается с «я» на «мы». Дети учатся, что успех зависит от слаженности действий всех участников.
1. «Остров Спасения»
- Ход: На полу расстелен один большой лист бумаги («остров») или обруч. Воспитатель объявляет, что поднимается вода, и всем нужно уместиться на острове. Когда дети справляются, «остров» начинает уменьшаться (лист складывается пополам, потом еще). Задача — снова уместиться всем, поддерживая друг друга. Это формирует у них «открытую» социальную позицию, готовность к сотрудничеству не только в стенах сада, но и в будущем.
- Адаптационный смысл: Наглядно демонстрирует необходимость физической поддержки и совместного решения проблемы.
2. «Ткачи-помощники»
- Ход: Несколько детей (старшие) держат большой обруч, как основу для ткацкого станка. Остальные дети по очереди подходят и пропускают через обруч ленты, тесьму, куски ткани, завязывая их или просто оставляя свисать. Задача — вместе создать «полотно дружбы», которое станет украшением группы.
- Адаптационный смысл: Каждый вносит свой, даже маленький, вклад в общий продукт. Старшие держат основу, младшие — «ткут», что моделирует взаимозависимость.
3. «Шар желаний»
- Ход: Дети встают в круг, держась за общее большое воздушное покрывало или полотно. В центре лежит легкий мячик («шар желаний»). Задача — совместными движениями покрывала подбросить шар как можно выше, не уронив его, и дружно поймать. Можно загадывать общее желание на год.
- Адаптационный смысл: Тренирует невербальную координацию и чувство общего ритма. Успех возможен только при синхронности действий всех участников.
Категория 3: Игры на коммуникацию и решение конфликтов
Эти игры учат детей договариваться, слушать и слышать друг друга, что является профилактикой конфликтов в разновозрастной среде.
1. «Совет мудрецов»
- Ход: Воспитатель предлагает группе проблемную ситуацию из жизни игрушек (например, «Две кучки поссорились из-за одной машинки»). Дети садятся в круг «совета». Сначала свою версию решения предлагают младшие, потом — старшие. Воспитатель подводит итог, обобщая все высказанные идеи.
- Адаптационный смысл: Учит видеть проблему с разных точек зрения, показывает ценность мнения каждого, независимо от возраста.
2. «Дирижер тишины»
- Ход: Выбирается один «дирижер». Он не произносит слов, а только жестами приглашает кого-то из детей в центр круга. Тот, кого пригласили, должен тихо, одним движением или мимикой, поприветствовать «дирижера» и занять его место, став новым «дирижером».
- Адаптационный смысл: Развивает язык жестов и чуткость к невербальным сигналам, учит уступать инициативу другому.
3. «Подарок без слов»
- Ход: Дети встают в круг. Один ребенок задумывает «подарок» для соседа слева (например, «мячик»). Он должен без слов, только пантомимой, «вручить» ему этот подарок. Сосед принимает его, также молча, и «превращает» в другой предмет (например, из «мячика» делает «яблоко»), который дарит своему соседу слева.
- Адаптационный смысл: Развивает воображение и способность «считывать» намерения другого человека, учит гибкости мышления.
Категория 4: Игры на создание общей истории и идентичности группы
Эти игры помогают сформировать у детей ощущение «мы» — уникальной группы со своей историей.
1. «Летопись нашей группы»
- Ход: В группе заводится большой альбом. В конце каждой недели адаптации дети вместе с воспитателем вспоминают самые яркие события и вместе создают одну общую страницу: рисуют, клеят фотографии.
- Адаптационный смысл: Создает нарратив, общую историю, которую дети пережили вместе. Это мощный инструмент для формирования групповой идентичности.
2. «Танец стихий»
- Ход: Дети делятся на четыре группы: «Огонь», «Вода», «Воздух», «Земля». Каждая группа придумывает, как двигаться под музыку, изображая свою стихию (резкие движения для огня, плавные для воды и т.д.). Потом группы объединяются, и их задача — создать общий танец, где все стихии взаимодействуют гармонично.
- Адаптационный смысл: Показывает, как разные, даже противоположные, элементы могут создать нечто красивое и цельное, будучи частью одной системы.
3. «Секретная миссия Доброты»
- Ход: Утром каждый ребенок вытягивает из шляпы «секретное задание» — имя другого ребенка, для которого он сегодня должен будет сделать что-то доброе и незаметное (улыбнуться, помочь поставить стул, подарить рисунок). В конце дня все пытаются угадать, кто был их тайным помощником.
- Адаптационный смысл: Направляет внимание на нужды другого, учит проявлять заботу не по приказу, а по собственной инициативе.
4. «Фреска "Наш мир"»
- Ход: На большой стене или листе ватмана воспитатель рисует контуры (дерево, дом, солнце, горы). Дети совместно, без предварительного распределения, раскрашивают эту фреску. Важно договариваться о цветах, не залезать на чужой участок или, наоборот, помочь другу закрасить его.
- Адаптационный смысл: Символизирует создание общего мира, в котором каждый оставляет свой след. Учит координировать действия в масштабном проекте.
Категория 5: Рефлексивные и успокаивающие игры
Эти игры помогают «заземлить» эмоции, снять накопившееся напряжение и завершить день на спокойной ноте.
1. «Клубочек благодарностей»
- Ход: В конце дня дети садятся в круг. Воспитатель, держа клубок, говорит: «Я благодарен сегодня Саше за то, что он помог мне собрать кубики». Держа нить, он передает клубок Саше. Тот благодарит другого ребенка и так далее. Образуется сеть благодарностей.
- Адаптационный смысл: Смещает фокус с проблем на позитивные моменты взаимодействия, учит видеть и ценить помощь других.
2. «Оживающая картина»
- Ход: Воспитатель показывает репродукцию спокойной картины (например, «Утро в сосновом лесу» Шишкина). Дети распределяют, кто кем будет (медвежата, деревья, солнце). По команде «Картина, оживи!» они начинают очень медленно и плавно двигаться, как персонажи картины, стараясь не нарушить ее общую гармонию.
- Адаптационный смысл: Тренирует самоконтроль, плавность движений, учит чувствовать общую композицию и быть ее частью.
3. «Шкатулка тихих секретов»
- Ход: В группе стоит красивая шкатулка. Воспитатель объясняет, что это место, куда можно «положить» свою грусть, обиду или тревогу, чтобы она не мешала играть. Ребенок может подойти, шепнуть шкатулке на ушко, что его тревожит, и закрыть крышку. Воспитатель периодически «очищает» шкатулку, символически освобождая ее от накопившихся переживаний.
- Адаптационный смысл: Дает ребенку безопасный и социально приемлемый канал для выражения негативных эмоций.
4. «Свечка доверия»
- Ход: (Используется безопасная LED-свечка). Дети садятся в тесный круг. Свет выключается. Зажигается одна свеча. Воспитатель говорит: «Этот огонек — наше общее доверие и тепло. Давайте передавать его друг другу, держа в ладошках». Свеча медленно передается по кругу, каждый ребенок на несколько секунд задерживает ее в своих руках, чувствуя тепло.
- Адаптационный смысл: Создает мощный ритуал завершения, ощущение магии и общности. Это тактильный и визуальный символ того, что группа — это безопасное и теплое место.
Успешная адаптация в разновозрастной группе — это динамический процесс становления «сообщества учащихся», где развитие и поддержка носят взаимный характер. Преодолевается «конкурентная» парадигма «я лучше/хуже», ее сменяет «кооперативная» — «мы разные, и в этом наша сила». Через совместную игровую деятельность дети интуитивно осваивают сложные социальные компетенции: эмпатию, negotiation (ведение переговоров), распределение ролей и ответственности.
Стратегические советы воспитателю:
1. Будьте «архитектором среды», а не «менеджером процессов». Ваша задача — подготовить пространство, материалы и эмоциональный настрой, а затем — дать детям возможность самостоятельно выстраивать отношения. Вмешивайтесь минимально, только когда это действительно необходимо для безопасности или разрешения тупикового конфликта.
2. Практикуйте «направленную наблюдательность». Не просто смотрите, а «читайте» групповую динамику. Кто является неформальным лидером? Кому нужна ваша поддержка для вхождения в игру? Какие пары/тройки складываются естественно? Используйте эти наблюдения для гибкого формирования команд в следующих играх.
3. Вербализируйте и озвучивайте позитивные модели поведения. Не просто хвалите, а конкретно описывайте, что именно привело к успеху: «Я вижу, как Костя помог Лене удержать равновесие — именно поэтому наш мост не развалился» или «Маша и Света сначала договорились, кто какую башню будет строить, и поэтому у них получился такой красивый замок». Это дает детям готовые социальные паттерны.
4. Создавайте «ритуалы предсказуемости». Адаптация питается безопасностью, а безопасность рождается из предсказуемости. Повторяющиеся утренние приветствия, ритуал начала круга, прощальная песня — эти мелочи создают прочный каркас, внутри которого ребенок может чувствовать себя свободно.
5. Помните о своей роли «контейнера» эмоций. Вы — тот, кто «удерживает» все тревоги, радости и конфликты группы, не давая им разрушить процесс. Ваше спокойное, уверенное и доброе присутствие — главный терапевтический инструмент. Если вы устойчивы, то и группа рано или поздно обретет эту устойчивость, пройдя путь от хаоса адаптации к гармонии слаженного коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.Работы с детьми в разновозрастной группе на летний период в разновозрастной группе.
Работа с детьми в разновозрастной группе на летний период....

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепке в разновозрастной группе (старший, подготовительный возраст) " Экскурсия в гончарную мастерскую."
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей посредством ознакомления с народными промыслами....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе (старшая-подготовительная) На тему: «Квест-игра «Ключ от города»
Конспект открытого мероприятия с детьми старшей-подготовительной группы по знакомству с выдающимися людьми Чувашии....

совместной образовательной деятельности воспитателя с обучающимися (воспитанниками) разновозрастной группы (старшей, подготовительной) компенсирующей направленности для детей с легкими интеллектуальными нарушениями (ЛИН) «Путешествие в зимний лес»
Образовательные: Расширять представления детей о животных в зимний период. Формировать полноценные представления детей о явлениях и объектах живой и неживой природы. Содействовать в развитии связной р...

Программа кружковой деятельности на тему: "Школа умелого карандаша" 2- я разновозрастная группа ( старшая /подготовительная, компенсирующего вида) 5-7лет в соответствие с ФГОС ДО
Данная программа кружка направленанаразвитие детей в соответсвии с требованиями ФГОС ДО,развитие познавательного интереса, стремлению к полчению знаний, развитию графомоторных функций, положительной м...
План воспитательно - образовательной деятельности в адаптационный период в первой группе раннего возраста методическая разработка (младшая группа)
Укреплять здоровье детей, развивать основные виды движений. Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности. Предупреждать утомление детей.В режимных процессах формировать простейши...
