СЕРИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ
материал

Наталья Владимировна Коваль

игры с песком и водой

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_igra_s_peskom_i_vodoy.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

СЕРИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ

ВЫПОЛНИЛА: КОВАЛЬ Н. В.

ВОСПИТАТЕЛЬ

Игры с водой и песком относятся к наиболее древним  забавам человечества.

И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым.

Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как “много - мало”, “быстро - медленно”, “короткий - длинный”, “высокий-низкий”.  При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы.

Для игр в песке (песочнице) и воде вам потребуются различные игрушки, например: лейка, ведерко, совок, грабли, сито, формочки и др. Все эти предметы можно купить в магазине, но при желании можно сделать самим. Бутылки от воды, стаканчики от йогурта, крышки от бутылок, ведерки из под майонеза и т.д. – всё это вам пригодится для игрушек-самоделок. И поверьте, с такими игрушками дети играют не с меньшим удовольствием, чем с покупными.

Играя с ребенком, проявляйте больше фантазии и выдумки, тем самым вы стимулируете развитие творческих способностей ребенка.

«Следы на песке»

Простая, но очень занимательная игра.

На влажном песке можно просто оставлять отпечатки ладошек и ступней. Показать ребенку как оставлять следы маленьких ладошек «звездочкой», а вокруг сделать отпечатки ступней (больших и маленьких) – и у вас получится замечательная картинка.

Можно потренировать координацию и глазомер - ты оставляешь запутанную цепочку своих следов, а малыш старается повторить твой путь.

«Рисунки на песке»

Влажный песок - это холст маленького художника. Пусть ребёнок рисует на влажном песке либо палочкой, либо пальчиками. Малыш будет рисовать абстрактные каракули или «домики», а воспитатель  показывает,  как начертить окружность, квадрат или треугольник. Комментируя свои действия и повторяя несколько раз названия геометрических фигур.

«Игра в повара»

«Напечь» из песка пирожков, пирожки могут быть с начинкой, а пирожные украшены цветочками.  На «плите» (плоском камне) кипятится вода в ведерке, затем туда последовательно добавляются песок, мелкие камешки, ракушки, а в завершение процесса в обязательном порядке - «свежая зелень» (листики, цветочки, водоросли). И все это надо вовремя помешивать, чтобы суп не подгорел. Потом рассаживайтесь за стол и «пируйте». Обратить  внимание ребенка: «белка – маленькая, а мишка – большой» - пусть сам догадается какие тарелки подавать.

«Песчаные водоемы»

Игра проводится в песочнице. Используется природный материал. Даём возможность ребёнку самостоятельно построить плотину, мостик и т.д. и наблюдаем, как вода ручейком стекает.

В тазик с водой положить игрушечную рыбку, пусть ребёнок потрудится, вылавливая ее сачком, а потом помещает ее в «аквариум» (ямку с водой) и ухаживает за ней.

«Рисунки песком»

Рисование сухим песком – в лейку или кулек из бумаги насыпать песок и показать ребёнку, как тонкой струйкой песка можно рисовать на влажной поверхности или украсить «кремом» пирожные, которые вы только что «выпекли» из песка.

Добавьте  в лейку воды и рисунок мокрым песком будет выглядеть совсем иначе. Пусть ребёнок осваивает разные варианты – развивающие детские игры непременно должны быть разнообразны.

«Куличи»

Даже обычные куличики можно превратить в развивающие детские игры. Размер (большой - маленький), цвет (красный - желтый), форма (квадрат – цилиндр) – с этими понятиями малыш познакомится именно во время игры в песочнице.

Обязательно давай подробные задания ребенку: «возьми маленькую, синюю, квадратную формочку и сделай куличик». Создайте объемные композиции на песке - ведь куличи разных размеров и форм можно располагать с выдумкой и творчеством.

Игра с водой «Кораблики»

Познакомить детей со свойствами воды. Формировать у детей навык  практического экспериментирования с разными  предметами. Развивать активный словарь.

Прочитать стихотворение А. Барто « Кораблики». Сделать с детьми бумажный кораблик и отправить его в плавание.

«Песочный дождик»

В песочнице воспитатель предлагает детям отправиться  в сказочную страну, где может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

«Необыкновенные следы»

В песочнице воспитатель предлагает детям поиграть в волшебные игры:

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Волшебные следочки» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

« Секреты сухого и мокрого песка»

Желательно, чтобы дети уже знали свойства сухого песка и игры с ним.

Педагог. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:

«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей.

Затем проводятся упражнения, аналогичные тем, которые проходили с сухим песком: «Здравствуй, песок» и «Необыкновенные следы». Игра «Норки-холмики»

Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.

«Песочные строители»

Для закрепления пространственных представлений, развития слуховой и зрительной памяти.

В  песочнице, используя миниатюрные фигурки.

Педагог. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом педагог дает ребенку задание расселить всех жителей в песочнице. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

«Узоры на песке»

На закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

В песочнице, используя природный материал: камешки, шишки и др.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

«Песочные человечки»  Рисуем ручками на песке.

Для того чтобы нарисовать на песке человечков, сначала разровняйте его ладонью. Нарисуйте человечка сами, потом возьмите пальчик ребенка и нарисуйте его пальчиком. После этого предложите малышу нарисовать человечка самостоятельно. Впоследствии, собираясь идти играть в песочницу, можно сказать ребенку:

“Мы идем в гости к песочным человечкам” или  ”Мы идем играть с песочными человечками”.

Смешные человечки

В песочнице живут

И без горячей печки

Куличики пекут.

“Мы пришли в гости к песочным человечкам и будем вместе с ними играть. Давай нарисуем на песке самих песочных человечков. Вот они какие!”

«Игрушки - потеряшки» Ищем игрушки в песке.

Где ж у нас игрушки:

Куклы да зверюшки?

Зайка с мишкой на полу,

Кукла новая в углу,

Яркий мячик под столом,

А матрешки под окном!

Мы еще не наигрались,

А игрушки разбежались!

Наши игрушки, наверно, взяли песочные человечки, чтобы немножко поиграть. Давай найдем игрушки в песке.

Возьмите небольшие пластмассовые игрушки и спрячьте в песок так, чтобы ребенок их не видел. Предложите ему по очереди найти эти игрушки. Пусть малыш попробует на ощупь определить форму той игрушки, которую надо вытащить из песка. Например, предложите ему достать из песка куколку, а потом мишку (лошадку, зайчика и т. д.). Если ребёнок достал не то, что вы просили, спрячьте игрушку обратно в песок, и пусть малыш попробует ещё раз. Для начала можно облегчить задачу, попросив ребёнка просто найти все игрушки в песке.

Также в процессе игры можно изучать геометрические фигуры: «Найди в песке шарик (кубик, колечко и т. д.)».

«Матрёшки»  Выкладываем на песке контуры предметов и геометрических фигур из камешков и других природных материалов (шишки, желуди).

У хорошеньких матрёшек

Сарафанчики в горошек,

Бусы разноцветные,

Издали приметные.

Для того чтобы сделать бусы для матрёшки, вам понадобятся мелкие камешки (жёлуди, шишки и т. п.). Нарисуйте на песке кружок и попросите ребёнка выложить камешки по его контуру. Это и будут «бусы для матрёшки». Таким же способом можно изобразить и саму матрёшку: нарисовать её контур на песке и выложить камешками.

Можно знакомить малыша с геометрическими фигурами, выкладывая камешки по контуру треугольника, квадрата, прямоугольника, круга, овала, трапеции, ромба.

«Козлик»  Стоим высокие и низкие горы из песка .

Строим горы из песка,

Над горами облака.

Скачет козлик по горам:

Тут и там, тут и там!

Горы бывают высокие и низкие. Козлик прыгает с горки на горку, стучат его копытца: «тут и там, тут и там». Сначала насыпьте совочком песок в большое и маленькое ведёрко, а затем высыпьте его так, чтобы получились «высокая гора» и «низкая гора». Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и баночек. Затем возьмите «козлика». Это может быть пластмассовая игрушка, камешек или шишка.  Пусть ребёнок переносит «козлика» с «высокой горки» на «низкую» и наоборот в соответствии с вашими командами. Главное для малыша в этой игре — научиться определять, какие горки высокие, а какие низкие.

«Речка и ручеёк»  Строим широкие и узкие канавки в песке.

Вот большая река —

Широка, глубока,

А вот малый ручеёк —

Не широк, не глубок.

Большим, широким совочком выкопайте в песке «реку». Маленьким, более узким совочком — «ручеёк». Можно налить в них воды. Если у вас есть игрушечные кораблики (лодочки) разного размера, попросите малыша большой кораблик пустить в «реку», а маленький — в «ручеёк». А лучше всего вместе с ребёнком сделать несколько корабликов (больших и маленьких) из бумаги или коры дерева. Можно также использовать «подручные средства», например щепочки разной длины.

Играя с песком и водой, вы постепенно знакомите малыша с такими понятиями, как «высокий - низкий», «большой—маленький», «широкий—узкий», «длинный-короткий».

«Песочные часы»  Опыты с песком – “быстро-медленно”.

Знают часики у нас,

Что нам делать каждый час:

«Динь-динь-динь! Пора вставать!

Тик-тик-так! Пора гулять!

Ночь пришла. Бим-бом-бим-бом!

Спи скорее сладким сном!»

А бывают точные,

Часики песочные.

Вам понадобятся две воронки — большая и маленькая. Их можно сделать своими руками. Возьмите две пластиковые бутылки разного размера, отрежьте у них донышко — и воронки готовы. Можно из большого и маленького листа плотной бумаги свернуть два конуса, на конце которых сделать отверстия. Желательно, чтобы воронки были разного размера, для того чтобы объяснить малышу, почему из одной воронки песок высыпается быстрее, чем из другой. Для наглядности можно попробовать наполнить сразу обе воронки и одновременно приподнять их — из одной песок уже высыпался, а из другой всё ещё сыплется. Пусть малыш попробует самостоятельно провести опыты, позвольте ему вдоволь поиграть с воронками.

«Тигр в клетке»  Зоопарк в песочнице.

Учимся определять контур предметов и по контуру выставлять предметы (палочки, веточки)

У тигра страшные клыки

И когти очень велики,

Но не боятся тигра детки…

А потому что тигр в клетке!

Для того чтобы «посадить тигра в клетку», вам понадобятся веточки или тонкие палочки. Нарисуйте на песке контур клетки: прямоугольник, квадрат или круг. Предложите малышу по этому контуру втыкать в песок палочки (веточки). Так у вас получится «клетка для тигра». В неё можно посадить маленького игрушечного тигра или другого «хищника». Животных можно сделать из желудей или шишек. При желании вы можете устроить в песочнице целый зоопарк.

«Железная дорога»  

Развиваем абстрактное мышление. Учимся строить дороги, туннели, мостики

Удивляются верблюды:

Что за диво, что за чудо?

Мчится поезд по пескам —

Кто-то едет в гости к нам!

Это северный олень,

Белый мишка и тюлень.

День в пустыне очень жаркий —

Привезли они подарки:

Пять коробочек снежков

Да сосулек пять мешков,

Эскимо отличное,

Сладкое, клубничное,

Для маленьких тушканчиков —

Вафельных стаканчиков.

Предложите ребёнку построить в песочнице железную дорогу. Нарисуйте на песке две параллельные линии на небольшом расстоянии друг от друга («рельсы»). Попросите малыша «уложить шпалы», то есть небольшие щепочки, палочки или веточки примерно одинаковой длины положить друг за другом поперёк «рельсов». Можно покатать по железной дороге маленький лёгкий паровозик или машинку. Также из влажного песка можно сделать гору. В её основании совочком выкопайте туннель и проведите через него «железнодорожный путь». Выкопайте канавку, перекиньте через неё дощечку («мостик»), а по сторонам «железной дороги» воткните в песок веточки («деревья»).

«Песочный праздник»

 Закрепляем все навыки по работе с песком, которым научился ребенок

Отмечает детвора

Праздник — день рожденья!

Лепим с самого утра

Песочное печенье,

Торт песочный для затей

Ярко украшаем

И в песочницу детей

В гости приглашаем.

Устройте с малышом праздник для песочных человечков. Теперь все ваши умения вы можете применить для того, чтобы сделать «торт». Слепите из песка основу (круглую или квадратную), вокруг выложите камешки, листики, нарисуйте на ней узоры, воткните палочки («свечки»). Саму песочницу можно украсить цветами и веточками. Пригласите на праздник знакомых малышей с родителями, бабушками и дедушками. Можно устроить соревнования: кто быстрее сделает «торт», у кого получится самый большой «торт», кто за определённое время сделает самую высокую горку или стенку из песка, кто вылепит больше всех куличиков и т.д.

«Почему кораблики не плывут?»

 Учим ребенка делать ветер (дуть воздухом)

Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим корабликам поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали и его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» — сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.

Пусть в этой сказке в роли Ветра будет выступать ваш малыш. В ванну или в тазик опустите лёгкие пластмассовые или бумажные кораблики. Покажите малышу, что сами они плыть не могут (если, конечно, не раскачивать тазик). Попросите ребёнка подуть на кораблики так, чтобы они поплыли.

«Мыльные пузырики»

Учимся делать и надувать мыльные пузыри

Водичка не любит нерях и грязнуль,

Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!»

Но если мы вымоем руки и лица,

Водичка довольна и больше не злится.

Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё — у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях. Помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Для выдувания мыльных пузырей можно использовать рамочки различной формы, колечки разных размеров. Можно взять маленькую пластмассовую бутылочку из-под лимонада или сока, отрезать у неё донышко, отвинтить пробку, сделать в ковшике мыльный раствор и таким образом пускать мыльные пузыри. Ребёнку будет интересно поиграть и с мыльной пеной.

«Кто разбудил китёнка?»

Учимся деть в соломинку и делать мыльную пену

Ветер дует-задувает,

Волны в море поднимает,

Море синее бурлит,

Недоволен папа-кит:

«Ну на что это похоже!

Мой китёнок спать не может!

Ветер очень громко воет —

Не даёт нам всем покоя!»

Соглашается китиха:

«Надо, чтобы стало тихо!

Ветер, ветер, не гуди,

Нашу крошку не буди!

Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода».

«О том, как вода гулять отправилась»

Учимся манипулировать предметами при переливании воды из одной емкости в другую

        Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось — ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий — никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» Взяла и вылила её в раковину.

Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потекла наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! —думала водичка. — А сидела бы я в своём тазике и всей этой красоты не увидела бы!»

Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т. п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.

«Рыбалка»

Учимся вылавливать игрушки из воды сачком

— Рыболов, какую рыбку

Ты поймал нам на обед?

Отвечает он с улыбкой:

— Это вовсе не секрет!

Я сумел поймать пока

Два дырявых башмака!

Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т. д.

«Водопад»

Учимся лить воду через воронки и по желобкам

Льётся водичка с большой высоты,

Брызги летят на траву и цветы.

Детки вокруг оживлённо галдят,

Громче ребяток шумит водопад.

А теперь попробуйте поиграть с воронками и желобками. Желобки можно сделать из тонкого пластика, из картона или плотной бумаги. Картонные желобки можно изогнуть в виде лесенки — каскадом. Возьмите пустой тазик и большую чашку (ковшик) с водой. Опустив в тазик желобок и придерживая его рукой, лейте на него воду из чашки. Предложите ребёнку проделать это самостоятельно. Наклон желобка можно изменять. Пусть он попробует наливать воду в тазик через воронки. Потом объедините эти два предмета: лейте воду на желобки через воронки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры с песком и водой для детей в возрасте от 1 года до 3 лет

Игры с песком и водой относятся к наиболее древним занятиям человечества...

Развивающие игры с песком и водой для детей в возрасте от 1 года до 3 лет

Игры с песком и водой относятся к наиболее древним занятиям человечества...

Консультация для родителей на тему «Развивающие игры с песком и водой».

Консультация для родителей на тему «Развивающие игры с песком и водой». Цель: расширить представления родителей о детском экспериментировании, познакомить с разнообразными приемами работы с водой и пе...

Развивающие игры с песком и водой

Игры с песком и водой доставляют удовольствие и детям и взрослым, но это не только весело, но и полезно и в плане оздоровления, и в плане знакомства малышей с окружающим миром...

Развивающие игры с песком и водой для детей в возрасте от 1 года до 3 лет

Игры с водой и песком относятся к наиболее древним  забавам человечества. И до сих пор они доставляют удовольствие и детям и взрослым. Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень...

Развивающие игры с песком и водой для детей в возрасте от 1 года до 3 лет

Консультация для родителей «Развивающие игры с песком и водой для детей в возрасте от 1 года до 3 лет»...

"Развивающие игры с песком и водой"

Рекомендации родителям (законным представителям) и педагогам...