Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей»
консультация
Патриотизм — это глубокое чувство любви к Родине, готовность служить ей, укреплять и защищать ее. Патриотизм передается поколениями и является одной из основных национальных традиций. Чувство патриотизма есть в душе у каждого человека, но необходимо его пробудить.
Только чему бы ни учили школа и детские сады, воспитательным примером для детей всегда будут родители. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 2»
Ул. Мира, 10-А, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация.
Телефон: (8-35168) 2-48-00.
Консультация для педагогов ДОУ на тему:
«Роль семьи в нравственно-патриотическом
воспитании детей»
Подготовил: педагог-психолог
1 кв. категории
Орлова Светлана Александровна
г.Чебаркуль, 2025
Полноценное развитие маленького человека обязательно включает в себя воспитание патриотических чувств. Трудно представить себе образованного, духовно богатого человека, который не любил бы свою Родину и не чтил свою культуру. Разве можно не любить то, частью чего ты сам являешься?
Нравственно-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».
Патриотизм — это глубокое чувство любви к Родине, готовность служить ей, укреплять и защищать ее. Патриотизм передается поколениями и является одной из основных национальных традиций. Чувство патриотизма есть в душе у каждого человека, но необходимо его пробудить.
Только чему бы ни учили школа и детские сады, воспитательным примером для детей всегда будут родители. Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье.
Семья - социальная и политическая ячейка общества - маленький образец государства, где начинают коваться, а затем и закаляются основы экономической, политической, социальной, а также в целом, интеллектуальной и духовно-нравственной зрелости будущей личности, полноправного гражданина своей Родины.
Прежде чем продолжить разговор, давайте поиграем в игру-ассоциацию: на каждую букву слово СЕМЬЯ придумайте ассоциацию, например «С» - смелая и т.д.
Патриотическое воспитание при взаимодействии с людьми в общественной среде и окружающим внешним миром должно происходить в семье. Ведь именно родители - это первый контакт ребенка с себе подобными, это постоянный возможный образец для подражания, это неутомимый помощник, советчик, наставник, это проводник в деле передачи традиционного национального культурного наследия от старшего поколения младшему.
Одной из важнейших задач родителей ребёнка дошкольного возраста является помощь ему в освоении им духовного богатства, культурно-исторического опыта своего народа. Рост национального самосознания невозможен без патриотического воспитания детей в каждой семье.
Родители должны осознать и способствовать воспитанию у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. На примере родителей дети усваивают принципы уважительного отношения к ветеранам, участникам и героям войн.
Родители своим примером показывают, как они относятся к природе и ко всему живому, к своему и чужому труду. Именно родители закладывают чувства ответственности и гордости за достижения страны, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Игра: «Скажи иначе пословицу»
Найдите русский аналог иностранным пословицам:
- «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль едет быстрее» (англ.) – баба с возу, кобыле легче.
- «Голова – венец теле, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – глаза зеркало души.
- Полученный уксус лучше обещанной халвы (перс.) – Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Спешащий таракан в суп попадет (удмур.) – Поспешишь – людей насмешишь.
- Тот не заблудится, кто спрашивает (финн.) – Язык до Киева доведет.
- Разговорами риса не сваришь (кит.) – Соловья баснями не кормят.
- Человек – не остров (англ.) – Один в поле не воин.
- Как отец, так и сын (англ.) – Яблоко от яблони не далеко падает.
Семейные праздники и традиции представляют собой одно из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотические начала закладываются с формирования положительного отношения к самым близким людям, к престарелым родственникам, к соседям, которых тоже можно пригласить на праздник, оказать им знаки внимания поздравлением, сюрпризом, подарком. От того как сами родители относятся к своим родителям засастую зависит то, как их дети потом будут относиться к ним. Поэтому на семейной встрече можно предложить детям расспросить их бабушек и дедушек о том, как они жили раньше, где работали, чем занимались, как прокармливали свою семью, как строили дома, сажали огород, вязали носки, ухаживали за животными и т.д.
Родители должны проявить заботу о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного опыта. Поэтому следует не только больше общаться со своими родителями, подключая детей, но и вести семейные записи, архивы, восполнять пробелы в семейной истории. Ведь рассказ быстро забывается, а запись семейной истории положит начало созданию целой книги. Расскажите, пожалуйста, про ваши семейные традиции.
Родители должны позаботиться о познавательном развитии детей. Например, во время прогулки по городу можно рассказывать детям о достопримечательностях, истории, культуре. Можно давать детям элементарные знания о прошлом города, рассказывать о своей молодости, о любимых детских играх, забавах, о березе растущей во дворе, о друзьях детства.
Беседы с родителями помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания общего духовно-нравственного воспитания дошкольника.
Как известно, развитие ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого, через творческую активность, сказку, исследовательскую деятельность. Поэтому родители вместе с детьми могут принять участие в патриотических акциях, собрать посылки для людей, находящихся в кризисной ситуации, помочь ветеранам и труженикам, живущим рядом приобрести еду в магазине, вынести мусор, поздравить одиноких пожилых соседей, прибраться во дворе, посадить деревья и цветы, починить лавочку. Если ребенок видит, что его родители поступают неравнодушно к окружающим, к природному и социальному миру, то он и сам будет поступать точно также.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет сотрудничество воспитателя с семьей. Вы как педагоги, можете организовать работу патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, привлекая родителей к участию в мероприятиях, праздниках, акциях.
Можно выделить следующие формы:
1. «Познавательное» сотрудничество можно осуществить посредством таких форм, как: консультации, собрания, экскурсии, экскурсии к памятникам, возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны;
2. Сотрудничество в рамках проведения досугов, проектной деятельности, трудовой деятельности;
3. Использование ИКТ: показ видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях.
4. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
5. Участие родителей в подготовке тематических выставок.
6. Проведение конкурсов семейных проектов, поделок, фотографий: «Моя Родина-место, где я родился», «Герб моей семьи», «Герои моей семьи», и т.д.
7. Составление рекомендаций для родителей по посещению вместе с детьми детской библиотеки, с рекомендательным списком художественных произведений патриотической тематики, вопросами по содержанию.
8. Организации выставки детских работ патриотической тематики.
9. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в организации предметно-пространственной среды, в оформлении альбомов «Наши соотечественники», «Герои России», в создании мини-музея ДОУ.
10. Общее родительское собрание, посвященное влиянию семьи и социальных факторов на формирование патриотических чувств дошкольников.
Благодаря родителям и взаимодействию с семьями воспитанников можно успешно решать задачи воспитания у дошкольников чувства гордости за свою семью, страну, чувства причастности к нашей истории, чувства уважения и любви к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-практикум для родителей средней группы по теме: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
В процессе консультации-практикума родители познакомятся с речевыми нормами присущими данному возрастному периоду. Ознакомятся с играми по развитию речи путем включения в практическую деятельность....
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии речи детей»
Консультация для родителей на тему:«Роль семьи в развитии речи детей»Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 18 «Радуга» Долбина Д.В.Ребёнок не рождается со сложившейся речь...

Консультация для родителей на тему: Роль семьи в воспитании у детей любви к Родине
Роль семьи в воспитании у детей любви к Родине...

Консультация для родителей на тему Роль семьи в воспитании у детей любви к Родине
Роль семьи в воспитании у детей любви к Родине...

Консультация для родителей ТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Игры и игровые задания для развития речи детей дома....
Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок добился больших успехов в жизни, состоялся как личность, чувствовал себя свободно, уверенно.Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии реб...
