Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.
материал
Из опыта работы "Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы детей раннего и дошкольного возраста"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.
С целью выявления результатов освоения детьми образовательной программы дошкольного образования мною ежегодно проводится педагогическая диагностика (2 раза в год – вводная диагностика в сентябре и итоговая - в мае). За основу в нашем детском саду используется диагностический инструментарий И.А. Кулекиной «Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов детьми дошкольного возраста (1-7 лет)», – СПб, 2023.
Для детей старшего дошкольного возраста дополнительно применяла диагностику А.М. Щетининой из пособия «Диагностика социального развития ребенка»: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. В частности, диагностировала у воспитанников такие личностные качества как самостоятельность, активность и инициативность.
Задачи педагогической диагностики:
- Определить уровень освоения детьми программного материала по образовательной программе дошкольного образования.
- На основе результатов построить образовательную траекторию развития каждого ребенка.
- Оптимизировать работу с детьми, наметить направления работы по группе в целом.
- Оценить эффективность педагогических действий и запланировать дальнейшую образовательную деятельность.
Методы диагностики: наблюдение, игровые упражнения, беседа, проблемная (диагностическая ситуация), анализ продуктов детской деятельности.
Формы проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
В процессе диагностики определялись показатели освоения детьми ОП ДО в процентном соотношении и по трем уровням:
- показатели сформированы;
- показатели находятся в стадии формирования;
- показатели не сформированы.
В 2021-2022 учебном году я работала с детьми второй младшей группы. В 2022-2023 учебном году - с детьми средней группы. В 2023-2024 учебном году – с детьми старшей группы. В 2024-2025 учебном году - с детьми подготовительной к школе группы.
Показатели развития воспитанников младшей группы в 2021 – 2022 учебном году (начало года)
Социально-коммуни-кативное (%) | Познава-тельное (%) | Речевое (%) | Физическое (%) | Худо-жественно-эстетическое (%) | В среднем по группе (%) | ||||||||||||
Сфор | В стадии | Не сфор | Сфор | В стадии | Не сфор | Сфор | В стадии | Не сфор | Сфор | В стадии | Не сфор | Сфор | В стадии | Не сфор | Сфор | В стадии | Не сфор |
31 | 39 | 30 | 35 | 39 | 26 | 28 | 25 | 47 | 31 | 26 | 43 | 29 | 42 | 29 | 32,8 | 33,4 | 33,8 |
В сентябре 2021 года результаты вводной диагностики показали следующее:
По социально-коммуникативному развитию показатели сформированы – у 31% детей, в стадии формирования – у 39%, не сформированы –30 %.
По итогам проведенной диагностики выявлено, что большинство детей уже усвоили базовые нормы и правила поведения. Они знают имена своих родителей и ближайших родственников. Однако культурно-гигиенические навыки находятся в процессе становления, и пока дети способны самостоятельно одеваться и раздеваться лишь с помощью взрослых. Опыт общения со сверстниками у них ограничен: они не умеют спокойно играть вместе, делиться игрушками.
Чтобы сформировать эти важные навыки у воспитанников, я регулярно организовывала короткие образовательные практики, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков и эмоционального опыта. Среди таких практик были следующие: «Я умею умываться», «Сапожки на ножки», «Молнии и застежки», «Грустный, веселый», «Моя любимая игрушка» и другие.
Для того, чтобы научить детей основам общения и взаимодействию, я использовала разнообразные игры, способствующие установлению доброжелательных отношений между ними.
По познавательному развитию показатели сформированы – у 35% детей, в стадии формирования – у 39%, не сформированы – 26%
Наблюдение и игровые диагностические задания показали, что некоторые дети недостаточно осведомлены о окружающем мире: не все знали название своей улицы, объекты ближайшего окружения, имели фрагментарные представления о живой и неживой природе. Их знания о базовых цветах и формах были отрывочными.
Исходя из результатов диагностики, в течение учебного года я стремилась расширить представления детей о разных цветах и формах, о классификации предметов через дидактические игры.
Кроме того, я старалась обогащать познания ребят о растениях и животных, окружающих нас, их уникальных характеристиках и свойствах, используя наблюдение и различные виды деятельности.
По речевому развитию показатели сформированы - у 28% воспитанников, в стадии формирования – у 25%, не сформированы – 47%
Ввиду низких показателей было необходимо обратить внимание на формирование правильного произношения звуков, на развития речевой активности и основ диалогической речи.
Развивала ЗКР и речевую активность дошкольников посредством коммуникативных игр, драматизации произведений фольклора (потешки, песенки, прибаутки). Дополнила дидактический материал мнемодорожками для формирования элементарных навыков описательным рассказам и пересказу.
Я систематически работала над развитием всех компонентов устной речи в ходе повседневного общения с детьми. Для повышения эффективности работы привлекались родители, совместно участвуя в мероприятиях, направленных на активизацию речи малышей.
По физическому развитию показатели сформированы – у 31% детей, в стадии формирования – у 26%, не сформированы – 43%
Анализ полученных данных показывает, что дети проявляли высокий интерес к подвижным играм и спортивным упражнениям. Они охотно участвовали в любой физической активности.
Тем не менее, многие малыши испытывали трудности с координацией движений и ориентацией в пространстве. Также у них отсутствовали первоначальные знания о здоровом образе жизни.
Поэтому я решила сосредоточиться на следующих направлениях:
- формировать физические навыки через выполнение строевых и общеразвивающих упражнений, а также основных движений;
- разработать лэпбуки, игры и занятия, которые помогут детям получить первые представления о здоровом образе жизни;
- обогатить двигательный опыт детей, используя различные виды гимнастик.
По художественно-эстетическому развитию сформированность показателей представлена у 29%, в стадии формирования – у 42%, не сформированы – 29%.
Результаты диагностики показали, что многие воспитанники правильно держали карандаш, кисточку, в основном умели обращаться с красками. В рисовании, лепке, аппликации изображали простые предметы и явления. Проявляли интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
Тем не менее, для дальнейшего формирования изобразительных навыков я обогатила РППС: внесла в «Центр творчества» оборудование, пособия и атрибуты к различным техникам рисования: схемы, поролоновые губки, восковые свечи, мелки, коктейльные трубочки, различные крупы, стеки. Внесла альбомы, раздаточный и демонстрационный материал по теме.
Обучала нетрадиционному рисованию: пальчиками, ладошками, поролоном, оттисками и др. техниками. Формировала умение изображать простые предметы. Способствовала проявлению эмоционального отклика на произведения изобразительного искусства.
Показатели развития воспитанников младшей группы в 2021 – 2022 учебном году (конец года)
Социально-коммуни-кативное (%) | Познава-тельное (%) | Речевое (%) | Физическое (%) | Худо-жественно-эстетическое (%) | В среднем по группе (%) | ||||||||||||
Сфор | В стадии | Не сфор | Сфор | В стадии | Не сфор | Сфор | В стадии | Не сфор | Сфор | В стадии | Не сфор | Сфор | В стадии | Не сфор | Сфор | В стадии | Не сфор |
41 | 40 | 19 | 52 | 34 | 14 | 35 | 43 | 22 | 46 | 33 | 21 | 54 | 30 | 16 | 45,6 | 36 | 18,4 |
Результаты итоговой диагностики на май 2022 года:
По социально-коммуникативному развитию показатели сформированы – у 41% детей, в стадии формирования – у 40%, не сформированы – 19%
По познавательному развитию показатели сформированы – у 52% детей, в стадии формирования – у 34%, не сформированы – 14%
По речевому развитию сформированы показатели у 35% воспитанников, в стадии формирования – у 43%, не сформированы – 22%
По физическому развитию показатели сформированы – у 46% детей, в стадии формирования – у 33%, не сформированы – 21%
По художественно-эстетическому развитию сформированность показателей выявлена у 54%, в стадии формирования – у 30%, не сформированы – 16%
Результаты итоговой диагностики в части показателей «сформированы» и «в стадии формирования» улучшились. Наметилась позитивная тенденция в освоении содержания ОП ДО.
Таким образом, проведенные коррекционно-педагогические мероприятия по всем образовательным областям показали свою эффективность.
Показатели развития воспитанников средней группы в 2022 – 2023 учебном году (начало года)
Социально-коммуни-кативное (%) | Познава-тельное (%) | Речевое (%) | Физическое (%) | Худо-жественно-эстети-ческое (%) | В среднем по группе (%) | ||||||||||||
Сфор | В стадии | Не сфор | Сфор | В стадии | Не сфор | Сфор | В стадии | Не сфор | Сфор | В стадии | Не сфор | Сфор | В стадии | Не сфор | Сфор | В стадии | Не сфор |
48 | 35 | 17 | 36 | 52 | 12 | 39 | 44 | 17 | 41 | 45 | 14 | 54 | 33 | 13 | 43,2 | 44,4 | 12,4 |
Результаты вводной диагностики в сентябре 2022 года были следующие:
По социально-коммуникативному развитию показатели сформированы – у 48% детей, в стадии формирования – у 35%, не сформированы – 17%.
Результаты диагностики выявили, что примерно половина детей успешно овладела навыками социального взаимодействия и коммуникации. Эти ребята демонстрировали привязанность к своей семье, любовь к родителям, дружелюбие к сверстникам и уважение к Родине и её символам.
Вместе с тем, около 45% детей всё ещё находились на этапе формирования социально-коммуникативных навыков и представлений, тогда как для 17% они не были сформированы.
С учётом этих данных, в план работы были включены социальные акции: «Птичья столовая», «Четвероногие друзья», «Чистые дорожки». Также проводились занятия нравственной направленности: «Что такое доброта?», «Помогаем бабушке», «Мои друзья».
По познавательному развитию показатели сформированы – у 36% детей, в стадии формирования – у 52%, не сформированы –12 %
Результаты диагностики показывают, что знания и умения большинства дошкольников еще формируются, тогда как у трети детей уже наблюдается сформированность показателей познавательного развития.
Продолжая работу с воспитанниками, я стремилась расширить их представление о разнообразии объектов живой природы, их характеристиках, рационе питания и среде обитания.
В области математики помогала детям овладеть порядковым счетом до пяти, а также способствовала пониманию ими пространственно-временных связей.
Особое внимание уделяла познавательно-исследовательской деятельности тех детей, чьи показатели оставались несформированными (12%). Вместе мы исследовали различные объекты с разных сторон, проводили эксперименты с водой, растениями, песком и бумагой, изучали простейшие закономерности и определяли ключевые характеристики предметов.
Чтобы поддержать развитие познавательных способностей, я обогатила развивающее пространство группы дополнительными материалами и оборудованием для экспериментов. В образовательный процесс включала игры-эксперименты, исследовательские игры, предлагала проблемные ситуации, поисковые вопросы.
По речевому развитию сформированы показатели у 39% воспитанников, в стадии формирования – у 44%, не сформированы – 17%.
Работа была направлена на преодоление проблем в формировании диалогической речи. Эта задача являлась ключевой в оптимизации процесса речевого развития детей среднего возраста.
Применила технологию Бизиковой О.А. «Развитие диалогической речи дошкольников в игре». В частности, использовала литературные диалоги из потешек, стихотворений, рассказов, сказок. Проигрывали с детьми диалоги на основе ситуаций общения: разговор по телефону, заказ такси, вызов врача и т.д.
Применяла игры-драматизации. Использовала диалоги в подвижных играх: «Цепи кованные», «Краски», «Гуси-гуси» и др. Это формировало у детей знание определенных правил ведения диалога: внимательно выслушивать реплики своего товарища, формулировать разные виды диалога.
Предлагала сюжетно-ролевые игры «Поездка в автобусе», «В магазине», «Телефон». Оформила в группе развивающие зоны речевой направленности: «Центр речи», «Волшебный театр», «Здравствуй, книжка».
По физическому развитию показатели сформированы – у 41% детей, в стадии формирования – у 45%, не сформированы – 14%
Исходя из диагностики, показатели физического развития у большинства воспитанников достаточно хорошие. Но все же и в этом направлении была необходима дополнительная работа.
Я организовала мероприятия, способствующие увеличению физической активности, ввела подвижные игры и упражнения в различные режимные моменты. Практические навыки сохранения и укрепления своего здоровья формировала у детей при помощи различных видов гимнастик: утренней, бодрящей, дыхательной, пальчиковой, игровой, кинезиологической, «минуток здоровья».
Также были разработаны физкультурно-оздоровительные досуги и спортивные мероприятия, среди которых: «Спортивный калейдоскоп», «Детские Олимпийские игры».
Для детей, у которых навыки не были сформированы (14%), совместно с инструктором по физкультуре и медсестрой разработали «Индивидуальный маршрут здоровья».
При взаимодействии с родителями проведены «Семейная спартакиада», эстафеты «Спортивный марафон», «Сильные, смелые, ловкие!» и другие мероприятия.
По художественно-эстетическому развитию сформированность показателей выявлена у 54%, в стадии формирования – у 33%, не сформированы – 13%
Диагностика по данному направлению показала наилучшие результаты среди всех областей. Тем не менее, я и дальше совершенствовала знания и навыки воспитанников по ИЗО деятельности. Запланировала:
- обогащать представления детей об изобразительном искусстве посредством ознакомления с иллюстрациями к произведениям детской литературы, с репродукциями произведений живописи, с народным декоративным искусством, со скульптурами малых форм и др.;
- развивать интерес детей и положительный отклик к различным видам изобразительной деятельности.
Для детей с несформированными навыками (11%) запланировала задачу: формировать умение использовать различные технические приемы работы с изобразительным материалом.
Для решения задач в «Центр творчества» внесла материалы для знакомства с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства (живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов). А также дополнила материалы и оборудование, необходимые для детской изодеятельности, ручного труда и художественного конструирования.
Показатели развития воспитанников средней группы в 2022- 2023 учебном году (конец года)
Социально-коммуни-кативное (%) | Познава-тельное (%) | Речевое (%) | Физическое (%) | Худо-жественно-эстети-ческое (%) | В среднем по группе (%) | ||||||||||||
сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор |
57 | 43 | - | 64 | 36 | - | 58 | 31 | 11 | 65 | 26 | 9 | 73 | 27 | - | 62,6 | 33,4 | 4 |
По социально-коммуникативному развитию показатели сформированы – у 57% детей, в стадии формирования – у 43%. Детей с отрицательными показателями не выявлено.
По познавательному развитию показатели сформированы – у 64% детей, в стадии формирования – у 36%. Детей с отрицательными показателями также не выявлено.
По речевому развитию сформированы показатели у 58% воспитанников, в стадии формирования – у 31 %, не сформировано – 11%
По физическому развитию показатели сформированы – у 65% детей, в стадии формирования – у 26 %, не сформировано – 9%.
По художественно-эстетическому развитию сформированность показателей выявлена у 73%, в стадии формирования – у 27%. Детей с отрицательными показателями не выявлено.
Итоговая диагностика 2022-2023 учебного года показала, что по всем образовательным областям увеличилось количество детей с сформированными показателями развития.
Для решения проблем по речевому и физическому направлениям на летний период привлекла родителей и совместно с ними организовывала различные речевые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Проводили «Дни здоровья», соревнование по детскому многоборью «Физкульт-ура!», квест-игру «Мы здоровая семья». По речевому развитию – развлечение «На завалинке», речевой проект «Учимся общаться».
Показатели развития воспитанников старшей группыв 2023 – 2024 учебном году (начало года)
Социально-коммуни-кативное (%) | Познава-тельное (%) | Речевое (%) | Физическое (%) | Худо-жественно-эстетическое (%) | В среднем по группе (%) | ||||||||||||
сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор |
59 | 41 | - | 64 | 36 | - | 58 | 37 | 5 | 62 | 33 | 5 | 69 | 31 | - | 62,8 | 36,2 | 2 |
Результаты вводной диагностики в сентябре 2023 года (дети старшей группы):
По социально-коммуникативному развитию показатели сформированы – у 59% детей, в стадии формирования – у 41%. Детей с отрицательными показателями не выявлено.
Для формирования у детей умения взаимодействовать с окружающими людьми, я активно применяла различные игровые ситуации и сюжетно-ролевые игры. Данные игры способствовали формированию умения выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества: «К бабушке в деревню», «Семья», «Мы пришли к врачу», «В музее», «В магазине», «Заказываем пиццу» и др.
Учитывая обновление дошкольного образования (введение Федеральной образовательной программы – ФОП) я в своей деятельности акцентировала внимание на приобщение детей к ценностям российского общества: Родина, природа, милосердие, жизнь, добро и др.
В рамках каждой образовательной области разработала и провела комплекс образовательных и досуговых мероприятий, посвященных национально-культурным традициям и культуре российского народа.
Были проведены НОД «Моя Родина – Россия», «Дошколята – дружные ребята», «Моя дружная семья». Организованы мероприятия нравственно-патриотического характера: социально-патриотические акции «Помоги бездомным животным», «Белая ленточка» (День инвалидов), «Посылка солдату», «Письмо солдату», «Окна Победы» и «Под флагом России живут и растут», «Неделя добрых дел», «Бессмертный полк», «Один день Сталинградской битвы»; др.
Разработаны и проведены консультации для родителей: «Воспитываем ребенка на ценностях российского общества», «Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края».
По познавательному развитию показатели сформированы – у 64% детей, в стадии формирования – у 36%. Детей с отрицательными показателями не выявлено.
Для дальнейшего познавательного развития дошкольников обогатила РППС группы дидактическими играми, схемами, таблицами, технологическими картами по ознакомлению с окружающим миром.
Уделила особое внимание ознакомлению воспитанников с правилами собственной безопасности. Для этого разработала конспекты НОД: «Пешеход и транспорт», «Путешествие в страну Дорожных знаков», «Поход в лес», «Один дома», «Электроприборы – наши друзья». Применила игровые проблемные ситуации: «Если дым в комнате», «Если прорвало водопровод», «Если ты нашел таблетку» и др.
В рамках математического развития в игровой форме формировала у детей конкретные величины, числа, геометрические фигуры, а также счёт, измерения и простейшие вычисления. Для этого применяла игры: «Разложи по порядку», «Отгадай число», «Много-мало», «Длинное-короткое», «Сколько, какой?», «Подбери по форме», «Что за чем?» и другие. Эффективно использовала методические пособия «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша».
По речевому развитию сформированы показатели у 58% воспитанников, в стадии формирования – у 37%, не сформировано – 5%.
Исходя из результатов диагностики, продолжила работу по развитию речевой активности у детей в процессе различных видов детской деятельности.
Для этого я проводила:
- ситуации позитивного общения в различные режимные моменты;
- образовательные ситуации: «Как мы провели праздник», «Что мы видели на экскурсии», «Мой лучший друг», «Как мы заботимся о малышах», «Как мы трудимся на участке детского сада», «Что посеешь, то пожнешь»;
- развивающие коммуникативные игры «Игра в слова», «Интервью», «На что похоже», «Хитрые картинки», «Скажи иначе», «А если бы …» и др.;
- тематические образовательные мероприятия «Волшебные словечки», «Разговор по телефону», а также развлечения «В гостях у Азбуки», «Раз словечко, два словечко», «О чем рассказал Алфавит или Тайны русской культуры»;
С ребенком, который не освоил ОП ДО по речевому развитию, занималась индивидуально. Для него был составлен ИОМ и подключены родители, которым оказывалась консультативно-педагогическая помощь.
По физическому развитию показатели сформированы – у 62% детей, в стадии формирования – у 34%. не сформировано – 5%
Особое внимание уделяла приобщению детей к здоровому образу жизни. По результатам диагностики выявлено, что большинство воспитанников имели правильные представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
В течение года применяла разнообразные здоровьесберегающие технологии, а также комплекс оздоровительных мероприятий. РППС в группах была обогащена разнообразным физкультурным оборудованием и атрибутами.
Дополнительно было проведено исследование представлений о ЗОЖ у дошкольников в семье, при этом использовалось анкетирование родителей.
Для часто болеющего ребенка, который не освоил ОП ДО по физическому развитию, совместно с инструктором по физкультуре и медсестрой был составлен ИОМ.
По художественно-эстетическому развитию сформированность показателей выявлена у 69%, в стадии формирования – у 31%. Детей с отрицательными показателями не выявлено.
На основании результатов диагностики были поставлены следующие задачи:
- обогащать художественно-эстетический опыт детей;
- продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.
Для решения задач разработала дидактические игры по различению видов декоративно-прикладного искусства: «Парные картинки», «Найди пару», «Собери целое», «Четвертый лишний».
Совместно с детьми разрисовывали различные предметы по мотивам народной декоративной росписи: Хохломской, Городецкой, Гжельской и др.
Инициировала выбор сюжетов о семье, жизни в ДОО, отдыха в деревне, праздниках с включением различных видов народного декоративно-прикладного искусства: «Подарки для друзей», «Бабушкин сундук», «Веселая ярмарка», «Пасхальный перезвон». и др.
Показатели развития воспитанников старшей группы в 2023- 2024 учебном году (конец года)
Социально-коммуни-кативное (%) | Познава-тельное (%) | Речевое (%) | Физическое (%) | Худо-жественно-эстетическое (%) | В среднем по группе (%) | ||||||||||||
сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор |
63 | 37 | - | 72 | 28 | - | 66 | 34 | - | 71 | 29 | - | 77 | 23 | - | 69,2 | 30,8 | - |
По социально-коммуникативному развитию показатели сформированы – у 63% детей, в стадии формирования – у 37%.
По познавательному развитию показатели сформированы – у 72% детей, в стадии формирования – у 28%.
По речевому развитию сформированы показатели у 66% воспитанников, в стадии формирования – у 34%.
По физическому развитию показатели сформированы – у 71% детей, в стадии формирования – у 29 %.
По художественно-эстетическому развитию сформированность показателей выявлена у 77%, в стадии формирования – у 23%.
Таким образом, проведенная работа по всем образовательным областям дала положительные результаты. Воспитанников с отрицательными показателями не выявлено.
Полученные результаты позволили утверждать, что мною были правильно и педагогически грамотно выбраны эффективные формы и методы взаимодействия с воспитанниками.
Показатели развития воспитанников подготовительной к школе группы в 2024 -2025 учебном году (начало года)
Социально-коммуни-кативное (%) | Познава-тельное (%) | Речевое (%) | Физическое (%) | Худо-жественно-эстети-ческое (%) | В среднем по группе (%) | ||||||||||||
Сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор |
65 | 35 | - | 76 | 24 | - | 71 | 29 | - | 73 | 27 | - | 76 | 24 | - | 72,2 | 27,8 | - |
Результаты вводной диагностики в сентябре 2024 года (дети подготовительной группы):
По социально-коммуникативному развитию показатели сформированы – у 65% детей, в стадии формирования – у 35%. Детей с отрицательными показателями не выявлено.
При анализе результатов диагностики запланировала задачи на основе ФОП ДО:
- способствовать освоению детьми моральных ценностей;
- формировать у дошкольников нравственные качества и идеалы;
- формировать умение жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении.
Для решения задач приобщала дошкольников с ценностями, которые лежат в основе социального направления воспитания: «семья», «дружба», «человек», «сотрудничество».
Составила картотеки игр на развитие чувства доброты и сопереживания, на понимание значимости семьи, на воспитание уважения к каждому человеку независимо от его национальности или социального статуса.
Разработала сценарии акций, ориентированных на помощь другим людям: «Помогаем малышам», «Подарки от друзей», «Будем помнить», «Помоги другому».
Совместно с детьми и родителями изготовили лэпбуки: «Добрые поступки», «Кому нужна помощь», «Семья», «Наши животные».
Разработала и провела развлечения и праздники: «Волонтерский наш отряд», «Доброе сердце», «Вместе весело шагать», «Семейные вернисажи».
По познавательному развитию показатели сформированы – у 76% детей, в стадии формирования – у 24%. Детей с отрицательными показателями не выявлено.
Учитывая результаты диагностики, особое внимание уделила воспитанию у дошкольников любви к природе родного края, формирование ответственного отношения к природе через непосредственное общение с ней.
Для этого активно включала в образовательный процесс:
- наблюдения на прогулке;
- наблюдения в уголке природы.
Провела экологические мероприятия регионального характера: «Спасем дерево», «Планета цветов», экологическую акцию «День синички».
Составила картотеку экологических игр регионального содержания. Разработала презентации для детей «Деревья и кустарники родного края», «Животные родного края». Внесла игрушки-модели представителей животного мира, муляжи, экомобили, макеты.
В рамках развивающего обучения и деятельностного подхода использовала игровые обучающие ситуации «Как мы помогали птицам зимой», «Что мы видели на экскурсии», «Загадки природы» и другие.
Особое внимание уделяла самостоятельной деятельности дошкольников в природе: оказывала недирективную помощь в процессе этой деятельности, поддерживала доброжелательные отношения воспитанников друг к другу, поощряла обсуждение возникающих проблем.
По речевому развитию показатели сформированы – у 71% детей, в стадии формирования – у 29%. Детей с отрицательными показателями не выявлено.
Принимая во внимание результаты диагностики решала задачу развития связной речи. В течение года у дошкольников формировала умение оптимально использовать речевые возможности и средства в конкретных условиях общения.
Применяла следующие формы работы:
- чтение и обсуждение книг (обсуждение содержания: кто главные герои, что произошло, какие события были самыми интересными; вопросы после чтения: «Как ты думаешь, почему герой поступил так?», «Что могло бы произойти дальше?»);
- рассказывание историй (рассказывание сказок и историй по памяти придумывание собственных историй, пересказ услышанных или прочитанных историй);
- сюжетно-ролевые игры (дети берут на себя роль какого-либо персонажа и взаимодействуют с другими участниками);
- театрализованная деятельность (постановка спектаклей, игры-драматизации, кукольные театры);
- составление рассказов по серии картинок (серии картинок, связанных одним сюжетом, построение последовательности событий и составление рассказа на основе этих картинок;
- обсуждения и беседы (тематические беседы на актуальные для детей темы - природа, животные, праздники, свободные разговоры, где ребёнок может выразить своё мнение и поделиться впечатлениями).
По физическому развитию показатели сформированы – у 73% детей, в стадии формирования – у 27%. Детей с отрицательными показателями не выявлено.
На основе анализа результатов диагностики продолжила работу по профилактике заболеваемости и оздоровления воспитанников.
Использовала развивающую методику оздоровительной работы В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова из методического пособия «Развивающая педагогика оздоровления». – М.: Линка-Пресс, 2000.
На основании пособия проводила игры и игровые упражнения:
- на развитие меткости, ловкости, внимания, быстроты реакции: «Школа мяча», «Передал - садись», «Запрещенные движения», «Свинка», «Разноцветные мячи», «Меткий стрелок», «Меткий глаз»;
- на развитие координации движений; умения сохранять равновесие: «Водолазы», «Прокатись на мяче», «Танец с елочкой»;
- профилактику нарушений осанки: «Гордая походка», «Балерина», «Птица перед взлетом». Упражнения на напряжение и расслабление мышц спины через вхождение в образы (медведь, слон, бабочка, зайчик). (Из Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления»).
Анализ заболеваемости подтвердил положительную динамику работы по охране и укреплению здоровья детей. По итогам мониторинга образовательной организации заболеваемость детей моей группы ниже, чем в целом по детскому саду:
Учебный год | Группа | Заболеваемость |
2021-2022 | младшая | 12 дней |
2022-2023 | средняя | 9 дней |
2023-2024 | старшая | 6,7 дней |
2024-2025 | подготовительная | 4,9 дней |
По художественно-эстетическому развитию сформированность показателей выявлена у 76%, в стадии формирования – у 24%.
Для улучшения показателей диагностики поставила задачу: способствовать самостоятельной творческой деятельности детей в изобразительной деятельности.
Для этого предлагала дидактические игры и развивающие игровые упражнения: «Что художник перепутал», «Цвет и счет», «Подбери цвет и оттенок», «Теплые и холодные краски», «Составь узор», «Наряди елочку», «На что похоже?», «Собери натюрморт», «Найди пару» «Хитрые картинки», «Нарисуй иначе», «Приклей нужную форму».
Провела игровые обучающие ситуации: «Угадай, что получится?», «Что это может быть?», «Чего на свете не бывает», «Поможем художнику», «Придумай сам», «Составь из частей».
Использовала творческие приемы художественного конструирования, то есть предлагала детям изобразить образ посредством «опредмечивания», «включения», «достраивания», «удаления лишнего», «комбинирования».
Разработала и реализовала творческий проект «Волшебная кисточка»
Показатели развития воспитанников подготовительной к школе группы в 2024 - 2025 учебном году (конец года)
Социально-коммуни-кативное (%) | Познава-тельное (%) | Речевое (%) | Физическое (%) | Худо-жественно-эстети-ческое (%) | В среднем по группе (%) | ||||||||||||
Сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор | сфор | В стадии | Не сфор |
85 | 15 | - | 76 | 24 | - | 83 | 17 | - | 87 | 13 | - | 78 | 22 | - | 81,8 | 18,2 | - |
Общий вывод по ежегодной диагностике освоения детьми ОП ДО:
Достижением в своей работе считаю ежегодную положительную динамику показателей «сформирован» и «в стадии формирования».
Накопленный опыт позволяет сделать вывод, что положительных результатов удалось достичь благодаря:
- Созданию благоприятных психолого-педагогических условий на основе применения личностно-ориентированного и деятельностного подходов.
- Использованию современных образовательных технологий, обеспечивших активное участие дошкольников во всех видах детской деятельности.
- Обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая отражает содержание образовательных областей и отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества дошкольников.
- Участию в планировании и корректировке образовательных задач всех специалистов ДОУ.
- Привлечению родителей к процессу обучения, воспитания и развития своих детей.
Диагностика позволила мне выявить различные целевые группы детей, нуждающихся в индивидуальном образовательном маршруте. Результаты мониторинга используются мной для дальнейшего планирования моей педагогической деятельности.
При разработке индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обязательно учитываю психологические особенности и возможности каждого воспитанника, исходя из результатов педагогической диагностики (мониторинга).
Для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группы) дополнительно применяла диагностику А.М. Щетининой. Заполняла «Карту инициативности, самостоятельности и активности» (надо мне ссылку на диагностику, или сделать диаграмму по этим трем критериям , но я не могу делать диаграмму).
Результаты диагностики воспитанников старшей группы в 2023-2024 учебном году (конец года) показали, что группа детей имела 52% развития по данному направлению.
Большинство дошкольников умеют самостоятельно найти себе дело по интересам. Без указания взрослого убирают посуду, игрушки, вещи. Принимают активное участие в играх.
Однако, есть дети, которым еще трудно доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать конфликты со сверстниками. Часть ребят проявляют упрямство, не любят занимать второстепенные роли.
Учитывая результаты диагностики, я постаралась создать условия для инициативности, самостоятельности и активности. Для этого создавала обстановку, где дети могли чувствовать себя уверенно и спокойно.
Постепенное делегировала ответственность: начинала с простых поручений и постепенно усложняла задания, предоставляя воспитанникам больше свободы действий. Поощряла самостоятельные решения. Использовала сюжетно-ролевые игры, чтобы научить детей взаимодействовать друг с другом, решать проблемы и находить выход из сложных ситуаций «Семья», «В супер маркете», «На приеме у врача», «Мы детективы», «Строители», «Зоопарк»;
Поощряла творческие занятия: рисование, лепку, конструирование. Способствовала желанию экспериментировать и создавать что-то новое своими руками.
Результаты диагностики воспитанников подготовительной группы в 2024-2025 учебном году (конец года) показали положительную динамику развития личностных качеств по данному направлению. Группа детей имела 89% развития.
Большая часть дошкольников активно вступала во взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Ребята проявляли живой интерес ко всему новому, принимали участие во всех делах.
В играх и проектах оказывали взаимопомощь и поддержку друг другу. Каждый ребенок вносил свой вклад в коллективную деятельность.
Общий вывод:
Таким образом, существенным показателем уровня развития самостоятельности и инициативности явилось наличие у детей потребности в активности, проявление интереса к той или иной деятельности и желания заниматься ею.
Главное – были созданы условия, в которых дети чувствовали себя уверенно и свободно выражали свои мысли и желания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения детьми образовательной программы в группе общеразвивающей направленности, за 2014-2017гг.
Сравнительный анализ результатов за три года...
Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения детьми образовательной программы в группе общеразвивающей направленности, за 2014-2017гг.
Сравнительный анализ результатов за три года...

Педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы дошкольного образования
мониторинг...

СПРАВКА по результатам педагогической диагностики (мониторинга) освоения детьми образовательной программы дошкольного образования группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (6-8 лет) «Радость" начало года
СПРАВКА по результатам педагогической диагностики (мониторинга) освоения детьми образовательной программы дошкольного образования группа компенсирующей направленности старшего дошкольного возраст...

Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения детьми образовательной программы в группе раннего возраста «Бруснички»
Цель мониторинга:Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);Оптимизация работы с ребенком.Задачи:Изучение результатов усвоения основной общ...

Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения детьми образовательной программы в группе раннего возраста «Бруснички»
Цель: определение степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей в 2023 – 2024 учебном год...
Аналитическая справка о результатах педагогического мониторинга освоения основной образовательной программы во второй младшей группе (3 - 4 года) От 12.05. 2025 г.
Цель мониторинга: Изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия с взрослыми и сверстниками.Задачи: Выяв...
