Программа кружка "Лаборатория научных забав"
материал (подготовительная группа)
Программа рассчитана на 1 год для детей подготовительной группы (6-7 лет). Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет 30 минут. Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, но также целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность.
Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 306.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Детское экспериментирование – это многомерное и сложное явление. Н.Н. Поддъяков определяет детское экспериментирование как «…функциональный механизм творчества ребенка, который пронизывает все сферы детской деятельности». С учетом важности экспериментирования для развития познавательной активности и любознательности ребенка разработана программа для детей подготовительной группы естественнонаучной направленности «Лаборатория научных забав».
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Актуальность
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Экспериментальная деятельность предоставляет дошкольникам возможность самостоятельно найти ответы на вопросы «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Ребенок стремится познать мир, все узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование.
В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация. Современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.
Педагогическая целесообразность
Данная программа направлена на формирование интеллектуальных способностей дошкольников посредством экспериментирования. Этот процесс рассматривается как самостоятельный творческий поиск, дающий реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов, о взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.
Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем.
Ценность экспериментального обучения состоит в создании условий, при которых дети:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Цель:
помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.
Задачи:
Образовательные:
• знакомить детей со свойствами детей предмета исследования;
• формировать умения делать открытия и выводы.
Развивающие:
• развивать экспериментальную деятельность;
• развивать речь детей;
• развивать внимание, мышление, память
Воспитательные:
• воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость;
• умение соблюдать правила техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Возраст воспитанников: 6 - 7 лет.
Сроки реализации программы кружка
Программа рассчитана на 1 год для детей подготовительной группы (6-7 лет). Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет 30 минут. Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, но также целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность.
Ожидаемые результаты
• сформированы умения делать открытия и выводы;
• сформировано экспериментальная деятельность;
• сформировано умение работать в коллективе, учитывать мнение других, договариваться.
Тематика работы в подготовительной группе по основным разделам
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | 1-4 | «Экспериментирование с песком» |
Октябрь | 1-4 | «Экспериментирование с воздухом» |
Ноябрь | 1-4 | «Экспериментирование с растениями» |
Декабрь | 1-4 | «Экспериментирование с водой» |
Январь | 3-4 | «Экспериментирование с водой» |
Февраль | 1-4 | «Экспериментирование с магнитом» |
Март | 1-4 | «Опыты с электричеством» |
Апрель | 1-4 | «Свойства различных материалов» |
перспективный план
№ занятия | Тема | Цель |
Сентябрь | ||
1 | Знакомство с «Лаборатория научных забав» | Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), рассказать о способах познания мира, о назначении детской лаборатории. Игровая мотивация: встреча с Почемучкой. Познакомить детей с этапами самостоятельной исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Дать представление о культуре поведения в детской лаборатории. При помощи детей составить свод правил поведения и правил техники безопасности при работе с материалами, инструментами и веществами. |
сентябрь | «Песочная страна» 1. Опыты с песком 1 2. Опыты с песком 2 3. Опыты с песком 3 | Закрепить знания детей о свойствах песка. Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости. Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Опытно-экспериментальная деятельность. |
октябрь | «Невидимка Воздух» 1. опыты с воздухом 1 2. Опыты с воздухом 2 3. Опыты с воздухом 3 4. опыты с воздухом 4 | Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. |
ноябрь | «Загадочные растения» 1.Опыты 1 2. Опыты 2 3.Опыты 3 4. Опыты 4 | Учить различать плоды и семена различных растений. Дать знания об их значении. Рассмотреть строение. Выяснить влияние тепла на продолжительность жизни растений. |
декабрь | «Таинственная вода» 1.Опыты 1 2. Опыты 2 3.Опыты 3 4. Опыты 4 | Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками. Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. |
январь | 1.Опыты 5 2. Опыты 6 3.Опыты 7 4. Опыты 8 | Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов. |
февраль | 1.Опыты 9 2. Опыты 10 3. Опыт 11 | Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками. Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. |
февраль | «Волшебник магнит» 1.Опыты 1 2. Опыты 2 3.Опыты 3 | Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. |
март | «Электричество» 1.Опыты 1 2. Опыты 2 | Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов. Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов. |
март | Разное 1.Опыт «Цветы лотоса» 2. Опыт «Извергающийся вулкан» | |
апрель | 1.Опыт «Надутый шар» 2. Опыт «Выращивание сталактитов» 3.Опыт «Из зёрнышка» 4. «Заплесневелый хлеб» | |
Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С, Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.
3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.
3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» - Москва, 2002 г.
5. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2013 г.
6. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами, М. : Карапуз, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа «ДЕТСКАЯ НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
Цель Программы:- развитие у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения;- формирование социальной компетентности личности ребенка...
Дополнительная образовательная программа естественно-научной направленности "Математика до школы"
Программа для детей 5-7 лет Срок реализации программы 2 года...

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧЕМУЧКИ»
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧЕМУЧКИ»...
Дополнительная общеобразовательная программа "Лаборатория научных забав"для детей 6-7 лет
Цель программы: Формирование элементарных научно-исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность....
Лаборатория научных забав. Какие опыты можно проводить с дошкольниками
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой которые о...

Лаборатория научных забав
Программа по дополнительной образовательной программе в подготовительной группе...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЛАБОРАТОРИЯ НАУЧНЫХ ЗАБАВ»
Направленность дополнительной образовательной программы научно-познавательная. Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в осн...

