Программа кружка "Лаборатория научных забав"
материал (подготовительная группа)

Сафиулина Асия Харисовна

Программа рассчитана на 1 год для детей подготовительной группы (6-7 лет). Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет 30 минут. Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, но также целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. 

Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Детское экспериментирование – это многомерное и сложное явление. Н.Н. Поддъяков определяет детское экспериментирование как «…функциональный механизм творчества ребенка, который пронизывает все сферы детской деятельности». С учетом важности экспериментирования для развития познавательной активности и любознательности ребенка разработана программа для детей подготовительной группы естественнонаучной направленности «Лаборатория научных забав».

 Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Актуальность

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

  Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Экспериментальная деятельность предоставляет дошкольникам возможность самостоятельно найти ответы на вопросы «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Ребенок стремится познать мир, все узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование.

В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация. Современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.

        

Педагогическая целесообразность

Данная программа направлена на формирование интеллектуальных способностей дошкольников посредством экспериментирования. Этот процесс рассматривается как самостоятельный творческий поиск, дающий реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов, о взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность. 

Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем.

Ценность экспериментального обучения состоит в создании условий, при которых дети:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

Цель: 

помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.

Задачи:

Образовательные:

• знакомить детей со свойствами детей предмета исследования;

• формировать умения делать открытия и выводы.

Развивающие:

• развивать экспериментальную деятельность;

• развивать речь детей;

• развивать внимание, мышление, память

Воспитательные:

• воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость;

• умение соблюдать правила техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Возраст воспитанников: 6 - 7 лет.

Сроки реализации программы кружка

Программа рассчитана на 1 год для детей подготовительной группы (6-7 лет). Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет 30 минут. Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, но также целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. 

Ожидаемые результаты

• сформированы умения делать открытия и выводы;

• сформировано экспериментальная деятельность;

• сформировано умение работать в коллективе, учитывать мнение других, договариваться.

Тематика работы в подготовительной группе по основным разделам

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

1-4

«Экспериментирование с песком»

Октябрь

1-4

«Экспериментирование с воздухом»

Ноябрь

1-4

«Экспериментирование с растениями»

Декабрь

1-4

«Экспериментирование с водой»

Январь

3-4

«Экспериментирование с водой»

Февраль

1-4

«Экспериментирование с магнитом»

Март

1-4

«Опыты с электричеством»

Апрель

1-4

«Свойства различных материалов»

перспективный план

№ занятия

Тема

Цель

Сентябрь

1

Знакомство с «Лаборатория научных забав»

Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), рассказать о способах познания мира, о назначении детской лаборатории. Игровая мотивация: встреча с Почемучкой. Познакомить детей с этапами самостоятельной исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Дать представление о культуре поведения в детской лаборатории. При помощи детей составить свод правил поведения и правил техники безопасности при работе с материалами, инструментами и веществами.

сентябрь

«Песочная страна»

1. Опыты с песком 1

2. Опыты с песком 2

3. Опыты с песком 3

Закрепить знания детей о свойствах песка. Выделить основные свойства мокрого и сухого, откуда берётся песок, способность впитывать жидкости. Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Опытно-экспериментальная деятельность.

октябрь

«Невидимка Воздух»

1. опыты с воздухом 1

2. Опыты с воздухом 2

3. Опыты с воздухом 3

4. опыты с воздухом 4

Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

ноябрь

«Загадочные растения»

1.Опыты 1

2. Опыты 2

3.Опыты 3

4. Опыты 4

Учить различать плоды и семена различных растений. Дать знания об их значении. Рассмотреть строение. Выяснить влияние тепла на продолжительность жизни растений.

декабрь

«Таинственная вода»

1.Опыты 1

2. Опыты 2

3.Опыты 3

4. Опыты 4

Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками. Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

январь

1.Опыты 5

2. Опыты 6

3.Опыты 7

4. Опыты 8

Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

февраль

1.Опыты 9

2. Опыты 10

3. Опыт 11

Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками. Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

февраль

«Волшебник магнит»

1.Опыты 1

2. Опыты 2

3.Опыты 3

Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

март

«Электричество»

1.Опыты 1

2. Опыты 2

Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов. Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

март

Разное

1.Опыт «Цветы лотоса»

2. Опыт «Извергающийся вулкан»

апрель

1.Опыт «Надутый шар»

2. Опыт «Выращивание сталактитов»

3.Опыт «Из зёрнышка»

4. «Заплесневелый хлеб»

Литература

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С, Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.

3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» - Москва, 2002 г.

5. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2013 г.

6. Рыжова Н. А. Что у нас под ногами, М. : Карапуз, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа «ДЕТСКАЯ НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Цель Программы:- развитие у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения;- формирование социальной компетентности личности ребенка...

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧЕМУЧКИ»

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧЕМУЧКИ»...

Дополнительная общеобразовательная программа "Лаборатория научных забав"для детей 6-7 лет

Цель программы: Формирование элементарных научно-исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность....

Лаборатория научных забав. Какие опыты можно проводить с дошкольниками

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой которые о...

Лаборатория научных забав

Программа по дополнительной образовательной программе в подготовительной группе...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЛАБОРАТОРИЯ НАУЧНЫХ ЗАБАВ»

Направленность дополнительной образовательной программы научно-познавательная. Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в осн...