Дополнительная образовательная программа "Наш веселый оркестр"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Программа «Наш веселый оркестр» - это программа дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста, которая направлена на:

-создание условий музыкального развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развитие мотивации личности ребенка к познанию,

развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей музыкальной образовательной среды, которая

представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная художественно - эстетическая программа

«Наш веселый оркестр»

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

3. Содержание программы

4. Педагогическая диагностика оркестровых способностей детей

5. Методическое сопровождение программы

6. Список литературы

7. Приложения

I. Пояснительная записка

Программа «Наш веселый оркестр» - это программа дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста, которая направлена на:

-создание условий музыкального развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развитие мотивации личности ребенка к познанию,

развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей музыкальной образовательной среды, которая

представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Необходимость разработки и внедрения данной программы.

Вопрос о включении детских музыкальных инструментов в сферу музыкального воспитания детей поднимался в нашей стране ещё в 30-е годы XX века. О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов: Асафьева Б.В., Яворского Б.Л., Ветлугиной Н.А., Ремизовской Е. Р., Тютюнниковой Т. Э. и др. Одной из интересных форм творческой работы с инструментами стала система детского музыкального воспитания Карла Орфа, которая нашла своё применение в музыкальной педагогической работе с дошкольниками Т.Э. Тютюнниковой.

Использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах плодотворно влияет на музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных инструментов до сих пор остается трудной задачей. Такое положение объясняется отсутствием системного подхода в организации оркестров детских музыкальных инструментов, необходимого репертуара, инструментов, недостаточной готовности педагогов к работе в данной области.

Актуальность.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становится более совершенной.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, различают красоту звучания. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.

Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. У детей улучшается качество пения, музыкально – ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости, любознательности, активности, свободно владеют средствами общения со взрослыми и сверстниками, способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способны решать интеллектуальные и личностные задачи, имеют первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, овладеют необходимыми умениями, навыками для осуществления музыкальной деятельности.

Карл Орф говорил о том, что "элементарная музыка" -это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем, словом, её нужно самому создавать, в неё нужно включаться не как слушателю, а как участнику. "Элементарное" не значит "неразвитое"-это основное, изначальное, состоящее из первичных элементов. Элементарные формы движения – шаг, бег, повороты, прыжки, наклоны, кружение и др. Элементарные инструменты: человеческое тело – хлопки, щелчки, притопы, голос). Из мелодичных - флейта. Элементарные словесные тексты – простые стихи любимые детьми, зовы, считалки, загадки, заговоры, прибаутки и др. Элементарное музицирование - это самовыражения с помощью звуков и движений, к которым человек приспособлен самой природой.

Система К. Орфа обладает рядом достоинств для таких детей. Для занятий с ними не требуется специального музыкального образования, поэтому вместе с музыкальным работником активное участие могут принимать и другие специалисты.

При создании данной программы был обобщен опыт зарубежной и отечественной музыкальной педагогики, так же учитывались современные требования дошкольного образования в соответствии с ФГОС, личный опыт.

Новизна и отличительные особенности программы.

Новизной и отличительной особенностью программы является использование принципа интеграции видов детской деятельности в процессе занятий: музыкальной, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтение художественной литературы.

А также программа предполагает использование информационных коммуникационных технологий: интернет ресурсы, CD и DVD диски с музыкой, мультимедиа, использование интерактивной доски для развития детского музыкального творчества, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

ИКТ может быть использовано:

1. В начале образовательной деятельности для обозначения темы с помощью загадок, стихотворений или создания проблемной ситуации.

2. Как информационно-обучающее пособие в ходе объяснения нового материала о музыкальных инструментах (история, происхождение, конструктивные особенности, звучание инструмента, виды).

3. Для контроля, за усвоением материала детьми в виде мультимедийной музыкальной игры.

Также программа решает одну из актуальных задач современного времени – воспитание чувства патриотизма, уважения к российским традициям через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами и игру на них.

Работа по программе предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, взаимодействие людей, которые имеют очень разные навыки, потребности, проблемы и способности, что немало важно в условиях инклюзии.

Программа включает сотрудничество с родителями во время праздников, развлечений, открытых мероприятий и т.п.

Цели и задачи программы.

Целью обучения детей игре на ДМИ в кружке стало создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка. Игра на ДМИ позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире.

Задачи:

Обучающие:

1.  Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и

музыкальными инструментами.

2. Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.

3.  Знакомить детей с равномерной ритмической пульсацией и простейшим

ритмическим рисунком, динамикой и темпом, используя «звучащие жесты» и игру

на различных детских музыкальных инструментах.

4. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.

5. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.

6.  Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной

жизни.

Воспитательные:

1.  Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и

эстетическую отзывчивость.

2. Направлять детей управлять своим поведением и планировать свои действия.

3. Воспитывать творческую инициативу.

4. Формировать сознательные отношения между детьми.

5.  Воспитывать чувство патриотизма, любовь, уважение к народным традициям,

через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами и игру на

них.

Развивающие:

1.Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка,

настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание.

3. Развивать мышление, аналитические способности.

4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.

5. Способствовать координации двигательных функций организма.

6.Развивать любознательность, фантазию, творческие способности, музыкальный

вкус. 

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации данной программы два года.

Работа осуществляется во второй половине дня, один раз в неделю, продолжительностью 25/30 минут индивидуально, по подгруппам и группам (всем оркестром).

Методы и приёмы, используемые при реализации программы.

При реализации программы целесообразно использовать следующие методы и приемы – это демонстрация игры на различных музыкальных инструментах, показ приемов игры и способов звукоизвлечения на них, словесное руководство (рассказ, объяснение, беседа), а также применять метод презентационного показа. Показ презентаций должен длится 5-6 минут.

Полученные детьми теоретические знания о музыкальных инструментах, примеры приёмов звукоизвлечения на этих инструментах, дети закрепляют с помощью музыкально-ритмических игр и упражнений. Например, попросить детей найти музыкальные и шумовые инструменты в музыкальном зале, и сыграть на них ритмический рисунок своего имени. Или попросить ребят изобразить дождь с помощью различных инструментов.

На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки), игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

       На каждом занятии представлены все элементы структуры. В течение учебного года показателями результативности обучения ансамблевой игре на детских музыкальных инструментах могут быть выступления детей на различных мероприятиях (концертах, праздниках, развлечениях, конкурсах).

Ожидаемые результаты.

В результате знакомства с музыкальными инструментами и игры на них в оркестре (ансамбле) у дошкольников формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественно-эстетической деятельности и потребность в этой деятельности.

При успешном освоении программы, используемые формы и методы работы будут способствовать:

- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее – «играть музыку»;

- развитию музыкальных способностей;

- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;

- знакомству с миром музыкальных инструментов;

- владению приемами игры на различных музыкальных инструментах, выразительными особенностями звукоизвлечения и звуковедения, навыками оркестрового (ансамблевого) исполнения;

- формированию первичных представлений об элементарной музыкальной грамоте;

- пониманию дирижерского жеста музыкального руководителя;

- воспитанию патриотического чувства, уважения к традициям русской музыкальной культуры.

 - воспитанию у детей веры в свои творческие способности.

Формы подведения итогов реализации программы:

- открытые мероприятия в течение года;

- выступления детского оркестра на утренниках и развлечениях;

- выступления на отчётных концертах;

- создание мини-музея музыкальных инструментов;

- проведение педагогической диагностики по художественно-эстетическому развитию детей.

II. Учебно-тематический план

Учебно - тематический план 1-го года обучения

Старшая группа

Цели и задачи года:

-  Развитие слуховых и телесных ощущений равномерной ритмической

пульсации, формирование телесных ощущений выразительных средств музыки через

движение и игру: музыкальных тембров (быстро –  медленно); контрастной динамики

(громко –  тихо); контрастной звук высотности (высоко –  низко); контрастных ладов

(мажор – минор).

-  Развитие основ интонационного слуха в звукоподражательных музыкальных

играх с инструментами и предметами окружающего мира, использование их в

озвучивании стихов и сказок.

-  Формирование эмоционально –  радостных ощущений от активного участия в

музицировании.

Наименование тем

  Наименование разделов  

Количество часов

1.  Пальчиковые игры.

Ритмические игры.

Пальчиково – речевой театр.

6 часов

теория -1 ч.

практика -5 ч.

2.  Звучащие жесты.  

Ритмические формы

сопровождения к стихам и песням (хлопки, шлепки по коленям, притопы, щелчки)

Самоаккомпанемент.

6 часов

теория -1 ч.

практика -5 ч.

3. Речевое музицирование.  

Ритмическая декламация стихов,

потешек, прозаического текста.

Вокализация ритма.

6 часов

теория -2 ч.

практика -4 ч.

4. Музыкально –

дидактические

игры

Игры с игрушками.

Игры с картинками.

Игры с предметами.

6 часов

теория -3 ч.

практика -3 ч.

5. Музыкально –

ритмические игры

и упражнения.

Стихи с движением.

Вокально – двигательные

разминки.

Движение и активное слушание.

6 часов

теория -1 ч.

практика -5 ч.

6.  Игра в оркестре,

ансамбле.

Ритм в музыкальных

произведениях.

Игра дуэтом, трио, каноном и т.д.

Игра в оркестре, с

использованием одинаковых и разных музыкальных

инструментов.

6 часов

теория -1 ч.

практика -5 ч.

Всего 36 часов

КАЛЕНДАРНОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ

СТАРШАЯ ГРУППА

Сентябрь

(1-4 занятие)

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1.  Пальчиковые игры.  

Короткая по объему и несложная по содержанию потешка.

Текст проговаривается взрослым выразительно, несколько утрированной интонацией с жестовым сопровождением.

Дети на этом этапе

сопровождают жестами речь взрослого, подговаривая текст по

желанию, в основном в самые любимые моменты.

«Сорока – сорока»

р.н.п.

2.  Звучащие жесты  

Учимся ритмично проговаривать ритм своего имени.

Затем отхлопывает,

отстукиваем, отщёлкиваем и т.д.

Игры с именами

3.  Речевое музицирование

Прочитать стихотворение в

ритме и сопровождать его

ритмичными движениями.

Развитие внимания,

координации,

метроритмического чувства.

Хлопаем в такт

«Музыка» Э. Мошковского

4. Музыкально – ритмические

игры и упражнения.

Надо двигаться друг за другом, никого, не обгоняя и не отставая от других.

Сигналом к смене направления движения станет изменение

громкости звучащей музыки.

Когда звучание музыки

прекратится, надо остановиться и

сесть на корточки.

Дети двигаются друг за другом, чередуя бег под быструю музыку и остановки.

Скорость бега регулируется

темпом музыки.

Ходьба с

Остановками

Бег с остановками

5.  Игра в оркестре,

ансамбле.

Хлопаем, затем играем на

палочках с постепенным

ускорением темпа.

Сиртаки

М. Теодоракис

   

Октябрь

(5-8 занятие)

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1.  Пальчиковые игры.  

Развиваем мелкую моторику.

Подушечки правой (левой) руки прижать к столу.

Попеременно постукивать ими по поверхности стола.

«Дождик»

2.  Звучащие жесты  

Разучить песню.

Использовать принцип «Эхо», пропевая и отхлопывая ритм слов.

«Слово на

ладошках»

Е. Попляновой

3.  Речевое музицирование  

Чувствовать и воспроизводить в

хлопках ритм стихов.

Методика проведения: педагог и дети читают стишок и воспроизводят хлопками ритм.

«Помидоры»

«Яблонька»

Т. Ермолова

4.  Музыкально –

дидактические игры и

упражнения.

Развивать у детей представление

о ритме.

Методика применения: педагог исполняет попевку, обращая внимание на характер и четкий ритм, при повторном исполнении

предлагается прохлопать ритм руками, а затем выложить брусочками ритмический рисунок песни.

Ритмические кубики

Музыкальный

материал: песенки –попевки

«Сорока», «Андрей-воробей».

5.  Игра в оркестре, ансамбле.  

Разучиваем песню.

Принцип игры и пения «эхо» (повтор за педагогом)

«Весёлый оркестр»

Т.Сафонова

 

Ноябрь

(9-12 занятие)

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1.  Пальчиковые игры.  

Ритмично сгибать и разгибать пальцы и одновременно петь

мелодию со словами.

«Сорока-сорока»

«Прятки» р.н.п.

2.  Звучащие жесты  

Дети здороваются частями тела: ручками, ножками, щёчками, зубками, губками и носиком.

Игра

«Здравствуйте»

3.  Речевое музицирование  

Читать текст в ритме,

сопровождая движением.

Развитие ритмичности,

координации движений и слова.

Хлопаем в такт

«Ай, ду-ду» р.н.п.

4.  Музыкально –

дидактические игры и

упражнения.

Педагог объясняет детям, что нужно внимательно слушать музыку и двигаться так, как она

подсказывает.

Когда музыка смолкнет, надо остановиться, выслушать команду.

Педагог меняет команды

(«Замереть», «Изобразить зверя морского» и т.п.), заставляя детей внимательно слушать и

понимать их смысл.

Чередование бега и

остановок

5.  Игра в оркестре, ансамбле.  

Повторяем и отрабатываем

телесное ощущение ритма.

Сиртаки

М.Теодоракиса

«Весёлый оркестр»

Т.Сафоновой

Декабрь

(13-16 занятие)

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1.  Пальчиковые игры.  

Повторение игр.

Изменить задание.

Выполнять упражнения,

проговаривая текст шёпотом и без текста.

«Дождик»

«Прятки»

2.  Звучащие жесты  

Прислушиваясь к музыке, играть громко и тихо, без показа взрослого.

«Тихие и громкие

ладошки»

3.  Речевое музицирование  

Читать текст в ритме,

сопровождая движением.

Развитие ритмичности,

координации движений и слова.

«Сенокос»

«Волк»

4.  Музыкально –

дидактические игры и

упражнения.

Ребенок смотрит на

ритмическуюкарточку и хлопками, на металлофоне или шумовых инструментах

воспроизводит

ритмический рисунок.

Игра «Сыграй-ка»

5.  Игра в оркестре, ансамбле.  

Знакомимся с произведением.

Пытаемся ритмически передать игру всех героев.

«Песня друзей из

м/ф «Бременские

музыканты»

Г.Гладкова

Январь

(17-20 занятие)

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1.  Пальчиковые игры.  

Повторение игр.

Выполнение упражнений по одному, по двое и по трое.

«Прятки»

«Очки»

(В. Цвынтарный)

2.  Звучащие жесты  

Игра – команда.

Использование приёмов,

развивающих внимание,

реакцию.

«Прыг, скок по

ладошке»

3.  Речевое музицирование  

Повторять упражнения

самостоятельно без показа

взрослого.

4.  Музыкально –

дидактические игры и

упражнения.

Совершенствование чувства метроритма у детей.

Педагог говорит о том, что

сегодня дети выступят в роли кукольных барабанщиков.

А в роли барабанных палочек выступят их собственные указательные пальцы, которые будут отбивать ритм каждого

куплета.

«Ай, ду-ду»

«Ты - мороз»

«Палочки

весёлые»

Мелодия русской

народной песни

«Куры, гуси да индюшки»,

ритмически адаптированная к

данному тексту.

Слова попевки –

М.А. Давыдовой.

5.  Игра в оркестре, ансамбле.  

Используем любые шумовые и

ударные инструменты,

для отстукивания ритма.

Сиртаки

М. Теодоракиса

«Песня друзей»

Г.Гладкова

Февраль

(21-24 занятие)

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1.  Пальчиковые игры.  

Образовать два кружка из

больших и указательных пальцев рук, соединив их.

Оставшиеся 3 пальца

выпрямлены, но не напряжены.

«Очки»

«Сорока – сорока»

Р.н.п.

2.  Звучащие жесты  

Игра – приветствие.

Ребёнок говорит своё имя, дети повторяют его, сопровождая речь

хлопками.

«Моё имя»

3.  Речевое музицирование  

Развивать внимание, чувство ритма, координацию.

«Как на горке

снег!»

4.  Музыкально –

дидактические игры и

упражнения.

Развивать чувство ритма,

дикцию детей, умение делить слова на слоги и выкладывать его с помощью картинок.

Координировать слова с

действиями.

«Сложи словечко»

5.  Игра в оркестре, ансамбле.  

Пропеваем слова «про себя», а

музицируем громко.

Сиртаки

М. Теодоракиса

«Весёлый оркестр»

Т.Сафоновой

Март

(25-28 занятие)

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1.  Пальчиковые игры.  

Соединить все подушечки

пальцев рук и движениями

пальцев и запястья, раскачивать кисть справа на лево и наоборот.

Вправо - пальцы разгибать,

влево – мягко соединять

подушечки пальцев.

«Дождик»

«Кисточка»

2.  Звучащие жесты  

Импровизационное

прохлопывание ритма польки.

1 часть

«Полька»

М.Глинки

3.  Речевое музицирование  

Развивать внимание, чувство ритма, координацию.

«Тили – бом»

4.  Музыкально –

дидактические игры и

упражнения.

Знакомство с новыми движениям рук – «фонариками» в сочетании

с легкими подскоками.

«Цынцы – брынцы

– бубенцы»

Русская народная

песня «Куры, гуси да

индюшки».

Слова попевки –

М.А. Давыдовой.

5.  Игра в оркестре, ансамбле.  

Отрабатывает игру с паузами.

«Весёлые палочки»

И.Туманян

Апрель

(29-32 занятие)

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1.  Пальчиковые игры.  

Повторить игры, выполнив их по показу ребёнка.

«Прятки»

«Кисточка»

2.  Звучащие жесты  

Стихотворные фразы

отстукиваются кулачками,

ладошками, шлепками и т.д.

«Молоточки»

М.Андреевой

3.  Речевое музицирование  

Развивать ритмичность,

координацию,

умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

«Ай, ду – ду»

«Тили бом»

4.  Музыкально –

дидактические игры и

упражнения.

Ребенок произносит свое имя или другое слово по слогам и выкладывает соответственное

количество карточек или

кубиков.

Ритмические

кубики

«Сложи словечко»

5.  Игра в оркестре, ансамбле.  

Мини концерт.

Педагог предварительно даёт всем задание.

«Песенка друзей»

Г.Гладков

«Весёлые палочки»

 

Май

(33 – 36 занятие)

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1.  Пальчиковые игры.  

Ладонь руки вверх, сложить пальцы лодочкой.

Плавно двигать кисть руки

влево, вправо.

«Качаем лодочку»

2.  Звучащие жесты  

Тактирование слов «звучащими жестами»

Прыг - скок

3.  Речевое музицирование  

Развивать умение

воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на

деревянных палочках.

«Волк»

«Тук – тук»

4.  Музыкально –

дидактические игры и

упражнения.

Движения выполняются в

соответствии со звучанием

каждой части музыкальной

пьесы: на тихую музыку - движения на носках,

на громкую - движения на

пятках. Игра сопровождается пением.

«Мама отдыхает»

5.  Игра в оркестре, ансамбле.  

Учимся правильно держать и извлекать звук из бубна.

«Звонкие бубны»

И.Туманян

Учебно – тематический план 2-го года обучения

Подготовительная к школе группа

Цели и задачи года:

-  Формирование устойчивого ощущения равномерной метроритмической пульсации,

ощущения музыки как процесса.

-  Артикуляционно –  телесные и двигательные ощущения элементарных ритмических

рисунков. Отделение ритма от слова. Игра простейших остинатных фигур («звучащие

жесты»), как аккомпанементов к музыке. Звукоподражания на инструментах.

-  Устойчивое формирование навыка игры базовой партитуры в двухдольном и

трёхдольном размере.

-  Свободные импровизации на инструментах, как звукоподражания явлениям

природы.

- Импровизация движения, как спонтанного отклика на звучащую музыку.

-  Структурно оформленные сольные импровизации на шумовых инструментах, на

фоне звучащей музыки.

Наименование тем

  Наименование разделов  

Количество часов

1.  Пальчиковые игры.

Ритмические игры.

Пальчиково – речевой театр.

6 часов

теория -1 ч.

практика -5 ч.

2.  Звучащие жесты.  

Ритмические формы сопровождения к

стихам и песням (хлопки, шлепки по коленям, притопы, щелчки).

Самоаккомпанемент.

6 часов

теория -1 ч,

практика-  5 ч.

3. Речевое музицирование.  

Ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста.

Вокализация ритма.

6часов

теория - 1 ч,

практика- 5 ч.

4. Музыкально –

дидактические

игры

Игры: с игрушками, картинками, предметами

6 часов

теория- 2 ч.

практика 4 ч.

5. Моделирование

элементов музыкального

языка

Моделирование:

темпа, метра, размера, ритма, динамики, музыкальной формы,

высоты звука

6 часов

теория-  3 ч.

практика -3 ч.

6.  Игра в оркестре,

ансамбле.

Игра с применением элементов музыкального языка.

Игра совместная, ансамблевая.

Игра на одинаковых и на разных музыкальных инструментах.

3 ч.

теория -1 ч.

практика - 2ч.

7. Импровизация

Вокальные, танцевальные,

инструментальные, синтетические.

3 ч.

теория -1 ч.

практика - 2ч.

Всего 36 часов

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Подготовительная к школе группа

Сентябрь

(1-4 занятие)

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1.  Пальчиковые игры.  

Развивать моторику больших пальцев. Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак.

Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения (правой, потом левой)

«Большой палец» р.н.п.

2.  Звучащие жесты  

Импровизационные

движения руками под

музыку.

«Туки – туки» муз.

К.Ковалина

3.  Речевое музицирование  

Развивать плавность

движений, чувство ритма,

координацию движения и

речи.

«Маляр»

4.  Моделирование

элементов музыкального

языка

Декламация всех текстов в

различных темпах. От очень медленного, до очень

быстрого.

Исполнение любого

движения. Медленно, быстро, умеренно, постепенно ускоряя и замедляя.

Речевое и двигательное

моделирование темпа

Игра «Шарики»

5.  Игра в оркестре, ансамбле.  

Добиваемся лёгкости в

исполнении.

«Вальс – шутка»

Д.Шостаковича

Октябрь

(5-8 занятие)

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1.  Пальчиковые игры.  

На первую строчку

постукивать кулачком правой руки по левой ладони, на вторую то же движение, но сменить руки,

на третью ставить

поочерёдно кулачёк на

кулачёк, на четвёртую поднять ладони, соединить пальцы, изображая крышу дома

«Строим дом»

2.  Речевое музицирование  

Развивать внимание,

координацию, чувство ритма.

«Едет мышка на ежах»

р.н.п.

3.  Моделирование

элементов музыкального

языка

Частота символов (пульса)

обозначает скорость

движения. (быстро,

умеренно, замедляя, ускоряя, медленно)

Графическое

моделирование темпа

4.  Игра в оркестре, ансамбле.  

Чередуем игру взрослого и

детей. Отрабатываем

точность ударов.

Полька М.Глинки

5.  Импровизация  

Развиваем инструментальную

импровизацию.

«Детская симфония»

И.Гайдна

Ноябрь

(9-12 занятие)

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1.  Звучащие жесты.  

Песенка – команда с

проговариванием

тематических цепочек на

проигрыщ (лимон – апельсин, банан –мандарин)

«Хлопай – топай» муз.

С.Перкио

2.  Речевое музицирование  

Развивать внимание, чувство ритма, координацию.

«Котенька – коток»

р.н.п.

3.  Музыкально –

дидактические игры

Дети слушают песню в

записи или в исполнении

ребенка и отмечают

ритмический рисунок игрой

на барабане.

«Барабанщики»

4.  Моделирование

элементов музыкального

языка

Развиваем «звучащие жесты», другие движения тела.

Двигательное

метрирование

5.  Игра в оркестре, ансамбле.  

Отрабатываем

одновременное звучание

«тутти»

«Тамбурин» Рамо

Декабрь

(13-16 занятие)

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1.  Пальчиковые игры.  

Вытянуть указательный

палец правой руки и вращать им, затем то же самое левой

«Оса»

«Бабушка»

2.  Звучащие жесты  

Речевая поддержка ритма

Импровизация в звучащих

жестах в песенке –

приветствии.

Игра «Эхо»

С. Сломивица

3.  Моделирование

элементов музыкального

языка

Учимся тактировать

«звучащими жестами»

Выкладываем картинками

размеры 2/4, ¾, 4/4.

Графическое

метрирование.

Тактирование.

4.  Игра в оркестре, ансамбле.  

Совмещаем движения и игру на палочках.

Марш Е.Марченко

5.  Импровизация  

Учимся танцевальным

импровизациям

Норвежский танец

Э.Грига

Январь

(17-20 занятие)

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1.  Звучащие жесты  

Показ и сочинение

собственных жестов.

«Раз, два, три, ну-ка

повтори»

2.  Речевое музицирование  

Развитие слухового

внимания, ритмичности.

«Фома и Тимошка»

3. Музыкально  –

дидактические

игры

Вовлекать детей в

музыкальную деятельность,

связанную с восприятием и

воспроизведением

контрастных (громко, тихо)

динамических оттенков

музыки.

Развивать динамический

слух, навыки исполнения

динамических оттенков,

внимание, слуховую

сосредоточенность, муз. вкус.

Кто скорей?

4.  Игра в оркестре, ансамбле.  

Импровизационная игра на

инструментах.

Полька «Трик – трак» И.Штрауса

5.  Импровизация  

Учимся синтетическому

жанру импровизации.

Турецкое рондо

В.Моцарта

Февраль

(21 – 24 занятие)

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1.  Пальчиковые игры.  

Покачиваем указательными

пальцами правой и левой

руки вправо и влево.

«Тики – так»

2.  Звучащие жесты  

Дети импровизируют

жестами эпизоды рондо на

фоне общего рефрена.

«Всяк играет и поёт»

3.  Речевое музицирование  

Развитие ритмичности,

координации, внимания.

«Лиса по лесу ходила»

4.  Моделирование

элементов музыкального

языка

Чтобы лучше ощутить

ритмические отношения,

детям необходимо

«пропустить» их через свое

тело.

Затем, можно предложить им рисовать пиктограммы,

основываясь на соотношении

большой – длинный,

маленький – короткий. 

Моделирование ритма

(Длинные и короткие

звуки)

5.  Игра в оркестре, ансамбле.  

Отрабатываем в игре

трёхдольный размер, с

акцентом на сильную первую долю.

«Аннушка»

Чешская полька

Март

(25 – 28 занятие)

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1.  Звучащие жесты.  

Ритмические разминки с

включением шестнадцатых

длительностей.

«Колючие слова»

Е.Попляновой

2.  Речевое музицирование  

Закреплять слуховые

представления о равномерной пульсации, о долгих и коротких звуках.

Использование звучащих

жестов и шумовых

инструментов.

«На стене часы висели»

И.Михайлова

3.  Музыкально –

дидактические игры

Водящий достаёт картинки с музыкальными

инструментами и портретами композиторов, игрокам надо находить их у себя на карточках и закрывать. Цель

игры - собрать полный

горизонтальный ряд, причем, чем больше рядов вы соберете, тем лучше. Кто соберет 3 горизонтальных

ряда, тот и выиграл!

Игра «лото»

4.  Моделирование

элементов музыкального

языка

Подражая голосам животных

и птиц, дети знакомятся с

контрастными

Регистрами звучания.

Глиссандируя голосом вверх, вниз (качели, горка),

дети изучают выразительные

возможности регистров

своего голоса.

В графическом присутствуют

различные варианты полных и неполных (две – три ступени) лесенок.

Звуковысотное

моделирование

(речевое, графическое,

пространственное)

5.  Игра в оркестре, ансамбле.  

Учимся играть и

дирижировать.

Итальянская полька

С.Рахманинова

Апрель

(29-32 занятие)

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1.  Пальчиковые игры.  

Учимся сочетать слова и

жесты.

«Пчёлки»

«Червячки»

2.  Речевое музицирование  

Воспроизведение синкопы с ритмослогами и на фоне

метрического пульса в 2-х

дольном размере.

Декламация стиха со

звучащими жестами и с

музыкальными

инструментами.

«Стало теплее»

«Апрель» П. Чайковский

3.  Моделирование

элементов музыкального

языка

Моделирование голосом,

движением тела, рукой в

воздухе усиление и затихание звука.

Динамическое

моделирование

(речевое, двигательное,

пространственное)

4.  Импровизация  

Танцевальная импровизация

«Танец Анитры»

Э.Грига

Май

(33-36 занятие)

Вид деятельности

Методические рекомендации

Репертуар

1.  Звучащие жесты.  

Ритмические разминки с

включением синкопы и

пунктирного ритма.

Песенка – зарядка

«В огороде поспевают»

2.  Речевое музицирование  

Озвучивание стишка,

развитие ритмичности,

творческого воображения.

Развитие внимания и чувства

ритма, менять характер

движения в соответствии с

изменением ритма музыки.

«Едем на тележке»

3.  Музыкально –

дидактические игры

Свободное и

осмысленное исполнение

мимики и пластики для

создания игрового

оригинального образа.

Придумать свой

неповторимый «звон»

бубенчиков, выложив их

ритмический рисунок.

«Дирижёр»

«Бубенчики»

4.  Моделирование

элементов музыкального

языка

Знакомство с двухчастной,

трёхчастной и формой

рондо.

Моделирование

музыкальной формы.

5.  Игра в оркестре, ансамбле.  

Сочиняем игру друг для

друга.

«Юмореска»

А.Дворжак

III. Педагогическая диагностика оркестровых способностей детей 1-го года обучения

Раздел «Знакомство с музыкальными инструментами»

Основные показатели

музыкального развития  ребёнка

Предполагаемые действия детей

Уровни

1. Знает названия инструментов: бубен, барабан, колокольчик,

деревянные ложки, маракасы, треугольник, кастаньеты, тарелки, трещотки.

Способы звукоизвлечения.

Называет большинство

музыкальных инструментов,

способы звукоизвлечения.

высокий

Называет некоторые музыкальные инструменты и способы звукоизвлечения.

средний

Затрудняется в названии.

низкий

2. Может кратко рассказать об истории происхождения инструмента (на элементарном уровне).

Владеет первичными знаниями об истории происхождения инструмента на элементарном уровне.

Высокий

Представления о происхождении

инструмента ограничены.

Средний

Затрудняется с ответом.

низкий

Раздел «Моделирование элементов музыкального языка»

Основные показатели

музыкального развития  ребёнка

Предполагаемые действия детей

Уровни

1. Музыкально-слуховые

представления: высокие и

низкие звуки, динамические

оттенки (тихо-громко), сильная доля, темп, пауза, двух и трёх дольный размер.

Различает звуки по высоте,

динамику, двух и трёх дольный размер, слышит сильную долю, паузы.

высокий

Затрудняется различать

средний

Не различает.

низкий

2. Определяет: долгие и

короткие звуки.

Прохлопывает метроритм.

Определяет долгие и короткие звуки.

Прохлопывает (простукивает) их.

высокий

Определяет длительности, но затрудняется прохлопывать ритмично.

средний

Определяет, но не прохлопывает

низкий

3. Графически изображает

долгие и короткие звуки в

простой последовательности.

Самостоятельно графически

изображает звуки в заданной простой последовательности.

высокий

Неуверенно изображает

графическую последовательность.

средний

Затрудняется самостоятельно

графически изображать простую ритмическую последовательность.

низкий

Раздел «Музыкально-ритмические игры и упражнения»

Основные показатели

музыкального развития  ребёнка

Предполагаемые действия детей

Уровни

1.Выполняет простейший ритмический рисунок четвертями с помощью хлопков и ритмодекламации.

Верно передает хлопками ритмический рисунок, четко декламирует одновременно с хлопками.

высокий

Затрудняется одновременно ритмодекламировать и прохлопывать.

средний

Затрудняется самостоятельно в ритмической передаче и ритмодекламации.

низкий

2. Воспроизводит на знакомых инструментах ритм простых потешек и стишков.

Верно передает ритм потешек и стишков.

высокий

Передает ритм с помощью педагога.

средний

Затрудняется в передаче ритма с помощью педагога.

низкий

Раздел «Игра в оркестре (ансамбле)»

Основные показатели

музыкального развития  ребёнка

Предполагаемые действия детей

Уровни

 1. Играет на ударных шумовых инструментах, металлофоне, ксилофоне.

Владеет игрой на ударных шумовых инструментах, металлофоне, ксилофоне.

высокий

Играет только на одном музыкальном инструменте.

средний

Играет только на шумовых инструментах.

низкий

2. Начинает и заканчивает игру вместе. Соблюдает общий темп и ритм, динамику.

Верно начинает и заканчивает игру. Соблюдает общий темп и ритм, динамику.

высокий

Начинает и заканчивает игру, соблюдает темпо-ритм и динамику с помощью педагога.

средний

Затрудняется играть слаженно в оркестре (ансамбле).

низкий

Раздел «Музыкально-игровое творчество»

Основные показатели

музыкального развития  ребёнка

Предполагаемые действия детей

Уровни

1. Передает на любом музыкальном инструменте ритмический рисунок своего имени, имени друга.

Самостоятельно передает ритмический рисунок своего имени, друга.

высокий

Передает с помощью педагога.

средний

Затрудняется в передаче.

низкий

2. Звукоподражает голосам животных и птиц. Импровизирует на шумовых инструментах, металлофоне движения различных животных.

Свободно звукоподражает, импровизирует.

высокий

Импровизирует частично.

средний

Импровизирует с помощью педагога

низкий

Придумывает свой ритмический рисунок, проигрывая на инструментах.

Самостоятельно придумывает свой ритмический рисунок, ритмично передает его при игре на металлофоне, и других музыкальных инструментах.

высокий

Придумывает ритмический рисунок, но передает его не на всех инструментах.

средний

Затрудняется в сочинении ритма

низкий

Педагогическая диагностика оркестровых способностей детей 2-го года обучения

Раздел «Знакомство с музыкальными инструментами»

Основные показатели

музыкального развития  ребёнка

Предполагаемые действия детей

Уровни

1. Знает названия инструментов симфонического оркестра: флейта, скрипка, альт, виолончель, контрабас, тарелки, труба.

Способы звукоизвлечения.

Называет большинство

музыкальных инструментов,

способы звукоизвлечения.

высокий

Называет некоторые музыкальные инструменты и способы звукоизвлечения.

средний

Затрудняется в названии.

низкий

2. Знает названия

инструментов русского

народного оркестра: домра,

балалайка, гусли, трещотка,

баян, аккордеон, дудочка.

Способы звукоизвлечения

Называет большинство

музыкальных инструментов,

способы звукоизвлечения.

высокий

Называет некоторые

музыкальные инструменты и способы звукоизвлечения.

средний

Затрудняется с ответом.

низкий

3. Может рассказать об

истории происхождения

инструмента на

элементарном уровне

Владеет первичными

знаниями об истории

происхождения инструмента

на элементарном уровне

высокий

Представления об

инструменте очень

ограничены

средний

Затрудняется с ответом.

низкий

Раздел «Моделирование элементов музыкального языка»

Основные показатели

музыкального развития  ребёнка

Предполагаемые дейтвия детей

Уровни

1. Музыкально-слуховые

представления: сильная

доля, темп, пауза, двух и

трёх дольный размер, мажор

и минор

Определяет сильную долю,

динамику, двух и трёх

дольный размер, слышит

сильную долю, паузы, мажор и минор.

высокий

Затрудняется различать

средний

Не различает

низкий

2. Определяет: простую

двух частную и трёх

частную форму

произведения, куплетную.

Определяет простые формы

произведений.

высокий

Определяет не все простые

формы произведений.

средний

Затрудняется в определениях

низкий

3. Графически изображает

крещендо и диминуэндо,

четверти с паузами.

Самостоятельно графически

изображает крещендо и

диминуэндо, четверти с

паузами в заданной простой

последовательности.

высокий

Неуверенно изображает

средний

Затрудняется самостоятельно

графически изображать

простую ритмическую

последовательность.

низкий

Раздел «Музыкально-ритмические игры и упражнения»

Основные показатели

музыкального развития  ребёнка

Предполагаемые действия детей

Уровни

 1. Играет на металлофоне

поступенное движение

мелодии вверх и вниз.

Игра через звук, на двух,

трех пластинах

металлофона.

Уверенно играет на

металлофоне.

высокий

Играет не на рядом лежащих

пластинах металлофона.

средний

Затрудняется самостоятельно

играть

низкий

2. Отгадывает звучание

музыкального инструмента

и повторить ритмический

рисунок

Верно отгадывает звучание музыкального инструмента и передает ритм

высокий

Передает ритм с помощью педагога.

средний

Затрудняется в передаче ритма с помощью педагога.

низкий

Раздел «Игра в оркестре (ансамбле)»

Основные показатели

музыкального развития  ребёнка

Предполагаемые действия детей

Уровни

1. Владеет элементарной

игрой на металлофоне,

дудочке, флейте,

аккордеоне, детском

синтезаторе

Владеет игрой на нескольких инструментах

высокий

Играет только на одном музыкальном инструменте.

средний

Затрудняется играть на музыкальном инструменте

низкий

2. Начинает и заканчивает игру вместе. Соблюдает общий темп и ритм, динамику. Понимает дирижерский жест.

Самостоятельно начинает и

заканчивает игру. Соблюдает

общий темп и ритм,

динамику. Понимает жест

дирижёра.

высокий

Начинает и заканчивает игру, соблюдает темпо-ритм и динамику с помощью педагога.

средний

Затрудняется играть слаженно в оркестре (ансамбле). Не всегда понимает жест дирижера.

низкий

Раздел «Музыкально-игровое творчество»

Основные показатели

музыкального развития  ребёнка

Предполагаемые действия детей

Уровни

1. Подыгрывает

музыкальному

сопровождению.

Свободно подыгрывает

музыкальному

сопровождению.

высокий

Подыгрывает с помощью

педагога.

средний

Затрудняется подыгрывать

низкий

2. Играет с дирижёром.

Понимает жест дирижёра.

Играет с дирижером. Может

выступать в роли дирижёра.

высокий

Понимает жест дирижера, но теряется при игре.

средний

Не понимает жест дирижера

низкий

3. Придумывает свой

ритмический рисунок на

песни и стихи.

Импровизирует.

Самостоятельно придумывает

ритмический рисунок,

импровизирует.

высокий

Придумывает и

импровизирует с помощью

педагога.

средний

Затрудняется сочинять и

импровизировать.

низкий

IV. Методическое сопровождение программы

Для успешной реализации данной программы и её результативности необходим соответствующий инструментарий.

1. Инструментарий:

- для игры на детских музыкальных инструментах: детский синтезатор, бубны, ксилофоны, металлофоны, вертушка, трещотка пластинчатая, маракасы, барабаны, треугольник, бубенчики на деревянной ручке, музыкальные колокольчики, арфы детские, дудочки, блок-флейта, кастаньеты, погремушки, деревянные ложки;

- для игры на шумовых инструментах: предметы с деревянным, металлическим, стеклянным, пластмассовыми звуками.

- для показа и ознакомления: народные инструменты (домра, балалайка, гитара, баян, аккордеон), инструменты симфонического оркестра, не исключены коллекционные музыкальные мини-инструменты;

- мультимедийное оборудование, интерактивная доска, ноутбук и т.п.

2.  Перечень методической и нотной литературы:

  • Каплунова И.М. Наш веселый оркестр. Часть 1. Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов. – СПб.: Невская нота 2013.  –  90 с.:  ил.  – (Библиотека программы «Ладушки»).
  • Каплунова И.М. Наш веселый оркестр. Часть 2. Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов учителей музыки, педагогов. – СПб.: Невская нота, 2013.  –  90 с.:  ил.  – (Библиотека программы «Ладушки»).
  • Аудиоматериал к программе –  2 CD-диска в формате MP3 «Наш веселый оркестр». 2013. СПб.
  • Видеоматериал к программе –  DVD-диск «Наш веселый оркестр».  2013. СПб.
  • Каплунова, И.М., Новоскольцева И.А. «Этот удивительный ритм».  Учебно-методическое пособие.  СПб.: Композитор, 2005.  –  100 с.  - (Библиотека программы «Ладушки»).
  • Тютюнникова Т.Э.  Бим-бам-бом!  Сто секретов музыки для детей.  Вып.  1.
  • Игры звуками: Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003. – 100 с.
  • Тютюнникова Т.Э.  Доноткино.Заводные макароны.  Часть 1.  Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 64 с.
  • Тютюнникова Т.Э.  Доноткино. Квадратный апельсин.  Часть 2.  Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с

V. Использованная литература

1.  Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире - М., 1973.

2.  Бублей С. Детский оркестр - Л.: Музыка, 1989.

3.  Васильев Ю, Широков А.  Рассказы о русских народных инструментах -  М.:

Советский композитор, 1976.

4.  Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М.: Музыка, 1976.

5.  Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика музыкального

воспитания в детском саду. – М., 1989.

6.  Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. -  М., 1978.

7.  Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 1981.

8.  Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.

9.  Ветлугина Н.А.,  Кенемон  А.И.  Теория и методика музыкального воспитания в

детском саду. - М., 1983.

10.  Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? – М., 1982.

11.  Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор–

Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки».

12.  Каплунова И.М., наш весёлый оркестр. -  методическое пособие.  -  С.П., Невская

нота. 2013.

13.  Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Левой-правой! Марши в детском саду.

Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений».  -Композитор – Санкт-Петербург, 2002, серия «Ладушки».

14.  Костина Э. П. Камертон. - М., 2008.

15.  Комиссарова Л., Костина З.  Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М., 1986.

16.  Кононова Н.Г.  Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

инструментах. - М., 1990.

17.  Панаиотов А.  Ударные инструменты в современных оркестрах. -  М.:  Советский

композитор, 1973.

18.  Певная И. Играй, наш оркестр. - М.: Музыка, 1983.

19.  Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. - М., 1997.

20.  Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание

дошкольников. - М., 1994.

21.  Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. - М., 1968.

22.  Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1985.

23.  Трубникова М. А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994.

24.  Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! изд. ЛОИРО, 2003.

25.  Тютюнникова Т.Э.  Уроки музыки.  Система обучения Карла Орфа.  Родничок

2001.

26.  Тютюнникова Т.Э.  Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа,

хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий дополнительной образовательной деятельности «Веселый английский»

  Сценарий образовательной деятельности игрового английского языка в детском саду.Цель: создать эмоционально-положительное настроение, развивать воображение творческие...

методические материалы ДОУк дополнительной образовательной услуге "Веселая кисточка"(нетрадиционные техники рисования)

Нетрадиционные техники рисования.Тычок жесткой полусухой кистьюСредства выразительности: фактурность окраски, цвет.Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный ...

Дополнительная образовательная программа "Веселая кисточка" для детей 4-7 лет

Программа кружка "Веселая кисточка" направлена на совершенствование мелкой моторики кистей рук через организацию творческой деятельности в ходе рисования нетрадиционными методами....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР» 2013-2015 год

Программа  «Веселый  оркестр»  - программа  дополнительного  образования  художественно-эстетической  направленности.     Направлена...

Дополнительная образовательная программа "Веселый оркестр"

Программа  «Веселый  оркестр»  - программа  дополнительного  образования  художественно-эстетической  направленности.     Направлена...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР»

При создании данной программы был обобщен опыт зарубежной и отечественной музыкальной педагогики, так же учитывались современные требования дошкольного образования в соответствии с Федеральными Госуда...

Дополнительная общеразвивающая программа "Веселый оркестр"

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие о...