План самообразования воспитателя на тему "Создание развивающей среды в детском саду: подходы и практические инструменты для педагога"
методическая разработка (младшая группа)
Современные педагогические практики предполагают активное использование развивающей среды как инструмента для стимулирования интереса к обучению. Педагоги, стремящиеся к внедрению инноваций, должны иметь знания и навыки для создания такой среды.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Гимназия № 196 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга (дошкольное отделение)
План по самообразованию
воспитателя младшей группы
Луханиной Светланы Николаевны
на сентябрь 2024 года- май 2025 года
ТЕМА: «Создание развивающей среды в детском саду: подходы и практические инструменты для педагога»
Образовательная область: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность темы заключается в нескольких ключевых аспектах:
- Развитие ребенка: в младшем возрасте формируются основные навыки, которые будут определять успешность ребенка в дальнейшем обучении и жизни. Развивающая среда способствует не только получению знаний, но и формированию социальных, эмоциональных и практических навыков.
- Индивидуальный подход: каждый ребенок уникален, и создание развивающей среды позволяет учитывать индивидуальные потребности и интересы детей, что способствует их более глубокому и осмысленному обучению.
- Инновационные подходы: современные педагогические практики предполагают активное использование развивающей среды как инструмента для стимулирования интереса к обучению. Педагоги, стремящиеся к внедрению инноваций, должны иметь знания и навыки для создания такой среды.
- Стимулирование креативности: развивающая среда должна не только обучать, но и вдохновлять детей. Создание пространства, которое побуждает к творчеству и экспериментам, является важной задачей для педагогов.
- Социальные и эмоциональные аспекты: в условиях современной жизни важно формировать у детей навыки взаимодействия, сотрудничества и эмоционального интеллекта. Развивающая среда служит платформой для таких взаимодействий.
- Требования современного образования: в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования акцент делается на создание условий для полноценного развития детей. Педагоги должны быть готовы реализовывать эти требования на практике.
Таким образом, выбор темы "Создание развивающей среды в детском саду" является актуальным и важным как для профессионального роста педагога, так и для качественного образования детей.
Выбирая эту тему, я ставлю перед собой:
Цель: освоить методы и подходы к организации развивающей среды в группе, способствующие активному обучению и развитию детей.
Задачи:
- Проанализировать актуальные исследования и методические материалы по созданию развивающей среды в детском саду;
- эффективно реализовывать идеи по созданию развивающей среды в детском саду.
Предполагаемый результат:
- Углубление теоретических знаний;
- Разработка планов по обновлению игровых зон;
- Освоение современных образовательных технологий;
- Создание и внедрение в образовательный процесс новых развивающих локаций.
Мероприятия по самообразованию:
№ | Что сделать | Материал | примечания | результат |
Изучение учебно-методической литературы |
| сентябрь-май | Выполнено Выполнено выполнено | |
Использование ЭОР (вэбинары, курсы, и т.п.) |
| Ноябрь-декабрь | Выполнено Выполнено Выполнено выполнено | |
Какой материал для практической деятельности планирую создать |
Как услышать, увидеть и обозначить интерес детей? (графические листы) Как зажечь интересной темой всех детей? (чек-листы) Развивающая среда в детском саду: от раздевалки- спальни - до групповой. Создание локаций. | Декабрь-май | Выполнено Выполнено | |
Оценочный этап. |
Фотоотчет. | Май | Выполнено выполнено | |
Формы работы: |
| сентябрь - май | выполнено |
Отчёт
о проделанной работе по самообразованию
«Создание развивающей среды в детском саду: подходы и практические инструменты для педагога»
В рамках самообразования мною была поставлена цель – освоить методы и подходы к организации развивающей среды в группе, способствующие активному обучению и развитию детей. Основная идея заключалась в том, чтобы сделать пространство группы интерактивным, стимулирующим познавательную активность и творческое мышление воспитанников. Для достижения этой цели приняла участие в двухдневном марафоне «Время перемен», организованным Бизнес школой «Столица», Ларисой Юрьевной Кругловой; прошла Экспресс-курс для педагогов ДОО «От интереса ребёнка – к образовательному событию», приняла участие в вебинаре «Исправляем ошибки в группе, делаем среду развивающей, интересной для детей», проведенным Бизнес школой «Столица», Ларисой Юрьевной Кругловой. Мною вместе с напарницей Павленко Наталией Валериевной были реализованы следующие проекты:
- Дивергентная стена;
- Мотивационная точка;
- Спальня, как развивающее пространство для детей;
- Говорящая стена;
- Умный пол;
- Корзина идей; метод «провокации»;
- Использование окон, мебели, стены в интересах детей;
- Использование: чек-листы, друдлы.
Цель создания дивергентной стены и мотивационной точки – развитие креативного мышления у детей. Дети познают чувство линии, плавных соединений, ярких привлекательных цветов, развивают фантазию, побуждают продолжить своими линиями и рисунками. Это дает основу и образец для будущего успешного создания образа.
Особенным положительным моментом стало пополнение развивающей среды играми «VAY TOY» и набором для моделирования «Бабашки» в нашей группе.
С играми VAY TOY мы проводим занятия в подвижной форме, объединив интеллектуальное развитие детей и их двигательную активность, причём сразу со всей группой детей. Используем игры для детей, усложняя или упрощая задания. Они дают возможность обучаться в игровой форме. При этом вырабатываем навыки совместной игры и коммуникаций у детей а также развиваем воображение, логику, мышление.
При помощи «Бабашек» ребенок создает пространство из пустоты в игре и для игры. Включается работа детского воображения. Но так как моделирование предполагает наличие сложной системы индивидуальных смыслов и значений, наши дети в силу своего младшего возраста еще не могут овладеть этим процессом. Поэтому мы находимся на начальном этапе – конструировании по замыслу. В следующем учебном году это станет основной нашей работой.
Результат: Физическая активность детей увеличилась, улучшилась координация движений. Игры на умном полу способствуют развитию моторики и когнитивных способностей. Реализация данных проектов позволила значительно улучшить образовательную среду в группе. Дети стали более активными, заинтересованными в обучении и развитии своих творческих способностей. Кроме того, новые элементы интерьера способствуют созданию комфортной и дружелюбной атмосферы, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей. Родители проявляют интерес и довольны пребыванием своих детей в нашей группе.
Планирую продолжить работу над созданием развивающей среды, внедряя новые идеи и технологии, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для воспитания и обучения наших воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно-развивающей среды в детском саду совместно с педагогами и родителями.
Предлагаю в статье пособия для развития моторики, которые можно сделать своими руками для детей....
инновационные подходы к созданию развивающей среды в детском саду
особенности организации развивающей среды в группе...

Инновационные подходы организации предметно развивающей среды в детском саду
Инновационные подходы организации предметно развивающей среды в детском саду...
Консультация для педагогов: «Классический подход к проектированию предметной развивающей среды в детском саду»
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольных организациях. Одним из главных показателей качества дошкольного образования яв...

План по самообразованию воспитателя. Тема: «Предметно-развивающая среда как эффективный способ воспитания дошкольников».
Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Педагогам и родителям необходимо направить их на развитие таких индивидуальных качеств, как взаи...

Консультация для воспитателей «Создание экологически развивающей среды в детском саду»
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.Организация уголка природы в группе:Уголок пр...
Консультация для воспитателей Создание экологически развивающей среды в детском саду
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.Организация уголк...
