План самообразования воспитателя на тему "Создание развивающей среды в детском саду: подходы и практические инструменты для педагога"
методическая разработка (младшая группа)

Луханина Светлана Николаевна

Современные педагогические практики предполагают активное использование развивающей среды как инструмента для стимулирования интереса к обучению. Педагоги, стремящиеся к внедрению инноваций, должны иметь знания и навыки для создания такой среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Гимназия № 196 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга (дошкольное отделение)

План по самообразованию

воспитателя младшей группы

Луханиной Светланы Николаевны

на сентябрь 2024 года- май 2025 года

ТЕМА: «Создание развивающей среды в детском саду: подходы и практические инструменты для педагога»

Образовательная область: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Актуальность темы заключается в нескольких ключевых аспектах:

  1. Развитие ребенка: в младшем возрасте формируются основные навыки, которые будут определять успешность ребенка в дальнейшем обучении и жизни. Развивающая среда способствует не только получению знаний, но и формированию социальных, эмоциональных и практических навыков.
  2. Индивидуальный подход: каждый ребенок уникален, и создание развивающей среды позволяет учитывать индивидуальные потребности и интересы детей, что способствует их более глубокому и осмысленному обучению.
  3. Инновационные подходы: современные педагогические практики предполагают активное использование развивающей среды как инструмента для стимулирования интереса к обучению. Педагоги, стремящиеся к внедрению инноваций, должны иметь знания и навыки для создания такой среды.
  4. Стимулирование креативности: развивающая среда должна не только обучать, но и вдохновлять детей. Создание пространства, которое побуждает к творчеству и экспериментам, является важной задачей для педагогов.
  5. Социальные и эмоциональные аспекты: в условиях современной жизни важно формировать у детей навыки взаимодействия, сотрудничества и эмоционального интеллекта. Развивающая среда служит платформой для таких взаимодействий.
  6. Требования современного образования: в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования акцент делается на создание условий для полноценного развития детей. Педагоги должны быть готовы реализовывать эти требования на практике.

Таким образом, выбор темы "Создание развивающей среды в детском саду" является актуальным и важным как для профессионального роста педагога, так и для качественного образования детей.

Выбирая эту тему, я ставлю перед собой:

Цель: освоить методы и подходы к организации развивающей среды в группе, способствующие активному обучению и развитию детей.

Задачи:

- Проанализировать актуальные исследования и методические материалы по созданию развивающей среды в детском саду;

- эффективно реализовывать идеи по созданию развивающей среды в детском саду.

Предполагаемый результат:

  • Углубление теоретических знаний;
  • Разработка планов по обновлению игровых зон;
  • Освоение современных образовательных технологий;
  • Создание и внедрение в образовательный процесс новых развивающих локаций.

Мероприятия по самообразованию:

Что сделать

Материал

примечания

результат

Изучение учебно-методической литературы

  • Исследование понятия "развивающая среда" и ее значение для детей младшего возраста.
  • Анализ актуальности темы в контексте современного образования.
  • Л.Ю. Круглова «Современные технологии дошкольного образования», 2022

сентябрь-май

Выполнено

Выполнено

выполнено

Использование ЭОР (вэбинары, курсы, и т.п.)

  1. Участие в марафоне «Время перемен» Бизнес школа «Столица», Лариса Юрьевна Круглова
  2. Участие Экспресс-курс для педагогов ДОО «От интереса ребёнка – к образовательному событию» Бизнес школа «Столица», Лариса Юрьевна Круглова
  3. Вебинар «Исправляем ошибки в группе, делаем среду развивающей, интересной для детей» Бизнес школа «Столица», Лариса Юрьевна Круглова

Ноябрь-декабрь

Выполнено

Выполнено

Выполнено

выполнено

Какой материал для практической деятельности планирую создать

  • Разработка плана организации игровой и образовательной зоны.
  • Создание интерактивных и тематических площадок для стимулирования интереса к обучению.

Как услышать, увидеть и обозначить интерес детей? (графические листы)

Как зажечь интересной темой всех детей? (чек-листы)

Развивающая среда в детском саду: от раздевалки- спальни - до групповой.

Создание локаций.

Декабрь-май

Выполнено

Выполнено

Оценочный этап.

  • Сбор обратной связи от детей и родителей о созданной развивающей среде.
  • Анализ изменений в поведении и развитии детей после внедрения новых подходов.

Фотоотчет.

Май

Выполнено

выполнено

Формы работы:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

сентябрь - май

выполнено

Отчёт

о проделанной работе по самообразованию

«Создание развивающей среды в детском саду: подходы и практические инструменты для педагога»

В рамках самообразования мною была поставлена цель – освоить методы и подходы к организации развивающей среды в группе, способствующие активному обучению и развитию детей. Основная идея заключалась в том, чтобы сделать пространство группы интерактивным, стимулирующим познавательную активность и творческое мышление воспитанников. Для достижения этой цели приняла участие в двухдневном марафоне «Время перемен», организованным Бизнес школой «Столица», Ларисой Юрьевной Кругловой; прошла Экспресс-курс для педагогов ДОО «От интереса ребёнка – к образовательному событию», приняла участие в вебинаре «Исправляем ошибки в группе, делаем среду развивающей, интересной для детей», проведенным Бизнес школой «Столица», Ларисой Юрьевной Кругловой. Мною вместе с напарницей Павленко Наталией Валериевной были реализованы следующие проекты:

  • Дивергентная стена;
  • Мотивационная точка;
  • Спальня, как развивающее пространство для детей;
  • Говорящая стена;
  • Умный пол;
  • Корзина идей; метод «провокации»;
  • Использование окон, мебели, стены в интересах детей;
  • Использование: чек-листы, друдлы.

Цель создания дивергентной стены и мотивационной точки – развитие креативного мышления у детей. Дети познают чувство линии, плавных соединений, ярких привлекательных цветов, развивают фантазию, побуждают продолжить своими линиями и рисунками. Это дает основу и образец для будущего успешного создания образа.

Особенным положительным моментом стало пополнение развивающей среды играми «VAY TOY» и набором для моделирования «Бабашки» в нашей группе.

С играми VAY TOY мы проводим занятия в подвижной форме, объединив интеллектуальное развитие детей и их двигательную активность, причём сразу со всей группой детей. Используем игры для детей, усложняя или упрощая задания. Они дают возможность обучаться в игровой форме. При этом вырабатываем навыки совместной игры и коммуникаций у детей а также развиваем воображение, логику, мышление.

При помощи «Бабашек» ребенок создает пространство из пустоты в игре и для игры. Включается работа детского воображения. Но так как моделирование предполагает наличие сложной системы индивидуальных смыслов и значений, наши дети в силу своего младшего возраста еще не могут овладеть этим процессом. Поэтому мы находимся на начальном этапе – конструировании по замыслу. В следующем учебном году это станет основной нашей работой.

Результат: Физическая активность детей увеличилась, улучшилась координация движений. Игры на умном полу способствуют развитию моторики и когнитивных способностей. Реализация данных проектов позволила значительно улучшить образовательную среду в группе. Дети стали более активными, заинтересованными в обучении и развитии своих творческих способностей. Кроме того, новые элементы интерьера способствуют созданию комфортной и дружелюбной атмосферы, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей. Родители проявляют интерес и довольны пребыванием своих детей в нашей группе.

Планирую продолжить работу над созданием развивающей среды, внедряя новые идеи и технологии, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для воспитания и обучения наших воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно-развивающей среды в детском саду совместно с педагогами и родителями.

Предлагаю в статье пособия для развития моторики, которые можно сделать своими руками для детей....

инновационные подходы к созданию развивающей среды в детском саду

особенности организации развивающей среды в группе...

Инновационные подходы организации предметно развивающей среды в детском саду

Инновационные подходы организации предметно развивающей среды в детском саду...

Консультация для педагогов: «Классический подход к проектированию предметной развивающей среды в детском саду»

Методические рекомендации по организации  предметно-пространственной развивающей  среды в дошкольных организациях.  Одним из главных показателей качества дошкольного образования яв...

План по самообразованию воспитателя. Тема: «Предметно-развивающая среда как эффективный способ воспитания дошкольников».

Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Педагогам и родителям необходимо направить их на развитие таких индивидуальных качеств, как взаи...

Консультация для воспитателей «Создание экологически развивающей среды в детском саду»

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.Организация уголка природы в группе:Уголок пр...

Консультация для воспитателей Создание экологически развивающей среды в детском саду

      Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.Организация уголк...