Творческий проект "Звонкие голоса"
проект (старшая, подготовительная группа)
Творческий проект "Звонкие голоса"(развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект по теме:
«Звонкие голоса»
Составитель: Багаутдинова Рузалия Ильдаровна
музыкальный руководитель
Верхняя Тура
2021г
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Актуальность проекта
3. Паспорт проекта
4. Этапы реализации проекта
5. Заключение.
6.Методическое обеспечение проектной деятельности
7.Приложение
Пояснительная записка.
Формирование личности будущего человека начинается в дошкольном возрасте. Именно в это время закладываются нравственные и эстетические основы, на которых в дальнейшем строится система целенаправленного воспитательного процесса. Вокальные навыки у дошкольников развиваются путём приобщения их к музыке. Музыка вызывает у детей разные чувства: радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость, или лёгкую печаль.
Закладывается фундамент эстетической культуры для развития которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этих вопросов возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности
Проект направлен на развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста, создание гармонии между индивидуальным и общим, между «Я» и всеми, поиски новых путей общения педагога и ребенка.
В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражнения, песни,хороводы. Проект способствует развитию артистичности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.
Актуальность проекта
Как средство развития и воспитания музыка использовалась с давних времен во всех педагогических системах. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека. Музыка заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать. Учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях, может оказать воздействие, даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.
Еще в средние века Фараби в «Большой книге о музыке», Ибн Сина в главах о музыке своих книг - «Книга исцеления», «Книга спасения», «Книга знаний», Абдурахман Джами в «Трактате о музыке» и многие другие великие ученые востока рассматривали вопросы музыкальной эстетики и психологии, в частности воздействие музыки на душу, настроение и организм человека.
А на примере из жизни великих музыкантов – В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Листа, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, и других наглядно показывают, какими психологическими особенностями и поистине удивительными возможностями может обладать музыка.
В России, первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце XIX-начале XX столетия в работах В. М. Бехтерева, И.М. Сеченова, И.М. Догеля, И.Р. Тарханова.
Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Кроме того, вокально-хоровое пение положительно влияет, укрепляя здоровье детей.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.
П.К. Анохин изучал влияние мажорного и минорного ладов на слушателя и пришел к выводу, – умелое пользование мелодии, ритма и других выразительных средств музыки может регулировать состояние человека во время работы и отдыха, стимулировать или успокаивать его. Правильно поставленное пение формирует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.
Поэтому считаю, что проблема развития вокальных способностей на основе песенного творчества, над которой я работаю, актуальна и современна.
Паспорт проекта
Наименование проекта | Творческий проект «Звонкие голоса» |
Основные разработчики | Руководитель проекта: - музыкальный руководитель Багаутдинова Рузалия Ильдаровна |
Цель проекта | Развитие исполнительских и творческих способностей через вокальное и хоровое пение. |
Задачи | -Развитие музыкальности (музыкального -воспитание эстетического вкуса, культуры, -формирование основных вокально-хоровых навыков; -развитие слухового контроля и внимания при звукоизвлечении. |
Сроки реализации проекта | Долгосрочный – сентябрь 2020г. - май 2021 г. |
Участники | Музыкальный руководитель, воспитатели групп, родители. |
Ожидаемые результаты проекта | -Эмоционально откликаться на выраженные в песнях чувства и настроения; -петь протяжно, с правильным звукообразованием, четко произносить слова; -петь индивидуально и коллективно с музыкальным сопровождением и без него; -уметь чисто интонировать песни, распевки, опираясь на ладовое чувство и музыкально-слуховые представления. |
Основные принципы:
1.Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
2.Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
3.Принцип интегративности-решение задач развития вокально-хоровых навыков детей
в системе всего воспитательно-образовательного процесса.
Название ОО | Содержание | Задачи |
Художественно-эстетическое развитие | Восприятие музыки, исполнительство. Музыкальные занятия, знакомство с музыкально-художественным репертуаром. Разучивание песен,хороводов с детьми. Уточнение представлений детей о роли музыки и пения в жизни людей. Проведение утренников, концертов, музыкальных вечеров и праздников. | - формирование музыкальных способностей: чувство ритма, звуковысотного и тембрового слуха; формирование основных вокально-хоровых навыков; -воспитание интереса к исполнительскому искусству, приобщение к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию. |
Речевое развитие | Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. | Отрабатывать дикцию, силу голоса, темп речи с помощью скороговорок, загадок, потешек, стихов. Развивать интонационную выразительность речи. Учить передавать художественный текст последовательно точно и выразительно. Развивать голосовой аппарат. Обогащать активный и пассивный словарь. Развивать образную речь. |
Социально-коммуникативное развитие | К В процессе развития коммуникативных умений и навыков используются: хороводы, игры приветствия, коммуникативные телесные и контактные игры, народные хороводные игры. В пении и песенном творчестве используются приёмы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, такие, как пение по очереди, пение в небольших ансамблях, с солистами, творческие задания (Придумай и спой песенку, «Закончи мелодию», дидактические игры «Передай звук по цепочке», «Весёлый бубен.) Для успешного выполнения работы применяются различные формы организации деятельности детей (совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьёй), в ходе которой разучивались хороводные песни, направленные на сотрудничество, дружбу и взаимодействие между людьми.
| -формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми через совместную музыкально-творческую деятельность. Пение создаёт условия для эмоционального музыкального общения, помогает лучше узнать друг друга и себя -повышение эстетических потребностей, потенциальных возможностей ребёнка в музыкальной деятельности и творчестве, приобретение социального опыта для созидательной жизнедеятельности. |
Познавательное развитие | Знакомство детей с музыкально-речевым этикетом, звуковым экспериментированием, музыкально-дидактическими играми, и т.д. В соответствии с этим, музыкальное развитие детей обогащается новым содержанием: знакомство с правилами поведения на концерте, на сцене, в театре, беседы о музыке, проведение опытов со звучащими предметами, сочинение сказок о музыке, изготовление самодельных шумовых инструментов и т.д. | Расширять кругозор детей, обогащать сознание детей начальными знаниями о мире музыки; учить детей понимать специфику языка музыки, ее выразительные и изобразительные возможности; развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка, способность переживать музыку. |
Физическое развитие | Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой, своим организмом, даёт возможность зарядить бодростью, сохранить высокую работоспособность. Чтобы петь красиво, необходимо выработать навык выразительной дикции. Для этого используются упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые игры и упражнения, пальчиковые игры. | - создание комфортного-психологического климата (благоприятной ситуации успеха); - формирование правильной певческой позиции: осанки, положения корпуса, головы и т.д. - развитие мелкой и крупной моторики; - развитие координации движений: простые танцевальные движения, соответствующие возрастным особенностям детей; - становление ценностей здорового образа жизни: постановка правильного певческого дыхания. |
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
-подбор и изучение методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса.
Организационный этап:
-формулировка целей и задач проекта;
-определение задач воспитательно - образовательной работы;
-планирование деятельности педагога и детей;
-определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы;
-разработка тематических интегрированных музыкальных занятий и праздников.
Основной этап основан на применении современных технологий:
- вокально-дыхательные упражнения с элементами вокалотерапии;
- мело и ритмодекламация;
- музыкальный и ритмический оркестр;
- психогимнастика.
Наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к вокально-исполнительской деятельности являются игровые технологии, которые позволяют:
- легко выполнять специальные вокальные задания и упражнения;
- создавать мотивацию к познавательной деятельности в процессе обучения певческим навыкам;
- вовлекать в процесс обучения пению эмоционально-волевую сферу ребенка;
-быстро запоминать и ярче воспринимать песенный репертуар;
-повышать культурно-эстетический уровень;
- развивать творческие способности, доставляя детям удовольствие и вызывая желание повторить игровую ситуацию в самостоятельной деятельности.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс певческой деятельности решают задачи по совершенствованию и улучшению качества речи, укрепляют здоровье и являются одним из средств духовного и физического развития, помогают развивать вокальные и творческие способности детей.
Заключительный этап:
-проведение тематических интегрированных музыкальных занятий;
-проведение утренников, вечеров развлечений, праздников и творческих мероприятий с привлечением родителей.
Методы и приемы.
Наглядно-зрительный метод: показ иллюстраций и фотографий с изображением знаменитых певцов разных стран и эпох, показ видео фильмов с выступлениями детских вокальных коллективов.
Наглядно-слуховой метод: беседа о голосовом аппарате, как самом первом музыкальном инструменте человека.
Игровой метод: музыкально-дидактические игры, творческие игры, пальчиковые игры, хороводные игры, игра на шумовых музыкальных инструментах.
Основные технологии.
Игровые (музыкально-дидактические игры, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, игра на шумовых музыкальных инструментах);
Здоровьесберегающие (вокально-дыхательные упражнения, как элемент вокалотерапии)
Содержание мероприятий по реализации проекта
Совместная деятельность муз.руководителя с детьми | Взаимодействие с семьей |
-Новогодний праздник «Возле елочки нарядной»-1 младшая гр. -«Новогодний домик» -средняя гр. -Новогодний квест «Подарок Дед Мороза» -подготовительные группы. -Праздник к 23 февраля« Идет солдат по городу»- подготовительные группы -Конкурсно- игровая программа «Нынче Маслена неделя- приходи весна скорее»-средняя, подгот.гр. -Утренник к 8 марта «Мы дарим маме песенку »- 1 младшая гр. -Утренник к 8 марта «Праздничные бусинки»- средняя гр. -Утренник к 8 марта «Мамина страна»- подготовительные группы. -Развлечение, посвященное дню космонавтики «Если очень захотеть, можно в космос полететь»-средняя, подгот.гр. -Музыкально-познавательная программа «Музыкальный салон-Путешествие по России»-подгот.гр -Выпуск в школу «Звездные выпускники-2021» | -Консультация для родителей по теме: «Больше будешь петь, меньше будешь болеть». Мастер-класс «Колыбельные песни в жизни малыша» Игровые практикумы: «Будем с музыкой играть», «Мамы есть у всех», «Потанцуем вместе». Консультация для родителей по теме: «Классическая музыка и ребенок «Пойте вместе с детьми». Привлечение родителей к подготовке и совместному участию в новогодней программе. Участие пап и детей в командной музыкально-спортивной программе, посвященной 23 февраля. Совместное участие на празднике родителей с детьми (игры, песни, игра в бумажном оркестре). |
Методическое сопровождение проекта.
1.Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
2.Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М., 1973.
3.Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
4.Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
5.Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..2012.
6.Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио.
7.Учим петь — система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
8.Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
КОМПЛЕКС
вокально-дыхательных упражнений для развития певческих навыков
детей младшего дошкольного возраста (элемент вокалотерапии)
Упражнения для развития и постановки певческого дыхания
Возраст детей 3 - 5 лет
ЦЕЛЬ: учить детей правильно брать дыхание через нос, не поднимая плечи
вверх, дышать «животом», медленно выдыхая.
1. «АРОМАТ ЦВЕТОВ». Дети делают через нос спокойный вдох, задерживают
дыхание и медленно выдыхают, проговаривая: «Ах!»
2. «ШИНА СДУВАЕТСЯ». Дети делают активный вдох через нос, а на выдохе
резко проговаривают звук: «ш», (потом «с»), энергично работая мышцами
живота. Во время упражнения руки кладутся на живот.
3. «ПЧЕЛА». Дети делают неглубокий вдох через нос, а на выдохе указательным
пальцем перед собой "рисуют круг", долго проговаривая звук «з-з-з».
4. «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК». На вдох дети поднимают руки вверх, имитируя
шарик («надуть шарик»), на выдох - медленно опускают руки вниз, проговаривая
звук «ш-ш-ш», или «с-с-с» («сдуть шарик»).
5. «МИШКА ПООБЕДАЛ». Дети кладут руки себе на живот и делают вдох
через нос, не поднимая плечи. Живот должен стать выпуклым. После небольшой
задержки дыхания, дети делают медленный выдох, проговаривая звук «ф-ф-ф».
Воздух должен выходить равномерно, а живот стать плоским. (Упражнение для
развития правильного диафрагмального дыхания).
6. «САМОЛЕТ». Дети делают быстрый вдох через нос, а на выдохе
проговаривают звук «у-у-у»:
а) «самолет далеко» - разводят руки в стороны, звучание уменьшается;
б) «самолет близко» - приближают ладони друг к другу, звучание усиливается.
7. «СВЕЧКА». Дети представляют, что в их руке свечка, делают вдох через нос,
на выдох медленно и долго дуют на свечку, стараясь, чтобы воздух выходил
равномерно (чтобы свечка не погасла).
8. «ВЕТЕР». Педагог: А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул...
Дети делают глубокий вдох через нос, надувая щеки, и с силой выпускают воздух
через сомкнутые губы.
9. «СОЛНЫШКО». Педагог: Руки к солнцу поднимаем
И вдыхаем, и вдыхаем.
Руки вниз мы опускаем,
Воздух тихо выдыхаем...
Дети поднимают руки через стороны вверх, делая вдох через нос. Затем опускают
руки вперед, тихо проговаривая на выдохе: «ф-ф-ф».
10. «КОРОВА». Дети приставляют указательные пальцы к голове
(«рожки») и делают глубокий вдох через нос, немного задерживая дыхание, а на
выдохе протяжно говорят: «му-у-у», стараясь, чтобы звук был ровным.
11. «ЕЖИК». Дети делают активный вдох через нос, а на выдохе проговаривают:
«пых-пых-пых...», энергично работая мышцами живота.
12. «ДЯТЕЛ». Дети делают активный вдох через нос, а на выдохе долго
проговаривают звук: «д-д-д...», ударяя кулачком об кулачок.
13. «СНЕЖИНКИ». Педагог: Дед Мороз в окно подул,
Нарисовал картинки,
Полетели, закружились
Белые снежинки...
Дети берут в руку снежинки, держат их за ниточку, делают глубокий вдох
через нос. Затем, выдыхая, они долго и медленно дуют на снежинки, наблюдая за
их кружением, пока педагог читает стихотворение.
14. «СОБАЧКА». Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы
вдыхая воздух маленькими порциями, затем, после небольшой задержки делают
равномерный выдох. (Упражнение выполняется 3-5 раз).
2.Упражнения для развития мимики, дикции, артикуляции.
Возраст детей 3 - 5 лет
ЦЕЛЬ: активизировать, развивать и укреплять мышцы лица, челюсти,
языка, зева и глотки.
1. «ПТЕНЦЫ». Дети поворачивают голову вправо и влево, одновременно
открывая сильно рот. («Птенцы просят кушать»).
2. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт, губы в улыбке. Передним краем языка
нужно облизать по очереди верхнюю и нижнюю губу почасовой стрелки и против
нее. (Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность).
3. «УЛЫБКА». Рот закрыт, губы сомкнуты. Резко растянуть губы в улыбке
("лягушка") - расслабить губы имитируя хобот слона ("слоник").
Педагог: Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка!
(Упражнение выполняется 5-7 раз, оно полезно для укрепления мышц языка).
4. «ДУДОЧКА». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед.
Педагог: А теперь я дудочка,
Дудочка-погудочка! (Ду-ду-ду...)
Дети декламируют на слог "ду" в ритме предложенном педагогом. (Упражнения
3 и 4 выполняются по очереди 5-7 раз.)
5. «КОНФЕТКА». Рот закрыт, губы сомкнуты, напряженный кончик языка
дотрагивается до каждой щеки поочередно, двигаясь несколько раз вверх и вниз,
как бы «катая конфетку». Нужно следить, чтобы челюсть не двигалась.
(Упражнение на динамическую организацию движения кончика языка во рту).
6. «ЛОШАДКА». Рот открыт, губы в улыбке, широкий «лопатоподобный» язык
прижат к верхнему небу (язык присасывается и с щелчком отрывается). Нужно
следить, чтобы губы были в улыбке, рот широко открыт. Выполнять упражнение
рекомендуется 5-7 раз. (Упражнение полезно для растягивания уздечки языка и
укрепления его мышц).
7. «КОШКА ПЬЕТ МОЛОКО». Рот открыт, губи в улыбке. Широким кончиком
языка дети делают движения вперед - назад, имитируя «кошку, которая пьет
молоко». Нужно следить, чтобы язык был широким, а его кончик доходил до
внутренней поверхности зубов и не вылезал изо рта. Губы и челюсть -
неподвижны. (Упражнение полезно для укрепления мышц языка).
8. «КОШКА УМЫВАЕТСЯ». Рот открыт, губы в улыбке. Дети поднимают и
опускают широкий язык по очереди к верхней и нижней губе, имитируя
«умывание кошки». Нужно следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, а язык
не сужался. (Упражнение полезно для укрепления мышц языка и развития
подвижности его кончика).
9. «ОТКУСИЛИ ЯБЛОКО». Дети очень широко открывают рот и «кусают
большое яблоко». Сначала «кусают» 5-7 раз вперед, а затем - назад. (Упражнение
очень полезно для развития и активизации мышц челюсти, зева та глотки).
10. «ЗАЙЧИК». Губы, при закрытой челюсти, сильно растянуты в стороны, дети
широко улыбаются (оскал), открывая два ряда зубов. Затем губы возвращаются в
обычное состояние. Выполнять 5-7 раз. (Упражнение полезно для укрепления
мышц губ и щек).
11. «ЗАБОРЧИК». Сомкнутые зубы, губы в улыбке (видно верхние и нижние
резцы) продержать 5-7 секунд. Затем губы расслабить. Выполнять 5-7 раз.
(Упражнение полезно для укрепления круговых мышц рта и для развития навыков
удерживать губы в улыбке).
12. «КАЧЕЛИ». Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык положить сначала на
верхнюю губу, затем на нижнюю. Нужно следить, чтобы язык не сужался, а
нижняя челюсть не двигалась. Выполнять 5-7 раз. (Упражнение помогает
быстро менять положение языка, развивает его подвижность, точность
движения кончика языка).
13. «ФУТБОЛ». Рот закрыт, зубы разомкнуты. Острый язык "колет" каждую
щеку по очереди, постепенно увеличивая темп, «как бы гоняя мяч». (Упражнение
полезно для развития мышц языка, его подвижности и точности)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Охрана детского певческого голоса и соблюдение певческой установки в процессе творческой деятельности и обучения»
Обучение детей пению – одна из важнейших задач музыкального руководителя детского сада, это одна из самых сложных задач, требующих от педагогов высокого профессионализма. Музыкально-педагогическая...

Творческая студия "Голос" Организованная образовательная деятельность в рамках художественно-эстетического развития с детьми 6-7 лет
Организованная образовательная деятельность в рамках художественно-эстетического развития с детьми 6-7 лет...
«Голос. Виды нарушений голоса у детей. Коррекция и профилактика нарушений голоса у детей»
. В настоящее время нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, весьма распространены как у детей, так и взрослых. Причины расстройства голоса могут быть многообразны. ...

Творческий проект «Звуки человеческого голоса - это музыка для человеческого слуха»
Цель проекта: коррекция звукопроизношения детей посредством занимательного наглядного материала....

План работы временной творческой группы воспитателей структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса» Тема: Патриотическое воспитание в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО
Цель: приобщить воспитанников к нравственным и эстетическим ценностям родной культуры. Задачи:формирование у подрастающего поколения верности Родине;изучение истории и культуры Отечества и ...

Музыкально-развивающие игры для голоса как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Статья о том как музыкально-развивающие игры для голоса влияют на голос ребенка и его творческие способности....

План работы временной творческой группы воспитателей структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса» Тема: Патриотическое воспитание в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО
Цель: приобщить воспитанников к нравственным и эстетическим ценностям родной культуры. Задачи:формирование у подрастающего поколения верности Родине;изучение истории и культуры Отечества и ...
