Статья «Охрана детского певческого голоса и соблюдение певческой установки в процессе творческой деятельности и обучения»
статья по теме

Агапутова Ольга Евгеньевна

Обучение детей пению – одна из важнейших задач музыкального руководителя детского сада, это одна из самых сложных задач, требующих от педагогов высокого профессионализма. Музыкально-педагогическая  деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей.

В статье раскрывается значение пения, как вида музыкальной деятельности, в развитии детей, описываются правила пения и охраны детского голоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okhrana_detskogo_pevcheskogo_golosa.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Охрана детского певческого голоса и соблюдение певческой установки в процессе творческой деятельности и обучения»

Автор: Музыкальный руководитель Агапутова Ольга Евгеньевна

Обучение детей пению – одна из важнейших задач музыкального руководителя детского сада. К тому же это одна из самых сложных задач, требующих от нас педагогов высокого профессионализма. К сожалению, в последние годы в детских садах развитию детского голоса уделяется мало внимания. Моя музыкально-педагогическая  деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что я и пытаюсь реализовать в процессе занятий.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создаёт условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углублённо переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Ветлугина Н.А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются  переживания ребёнка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».

Пение тесно связано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребёнок, слушая музыку, сравнивает звуки её мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни,  сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др. – поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат, развивает приятный тембр голоса. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.

Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствует развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребёнка. Голосовой аппарат ребёнка, в отличие от взрослого, очень хрупкий, нежный и непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Гортань с голосовыми связками в 2-2,5 раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень лёгкий, не сильный, но звонкий.

Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Фальцетное звучание лишено какой-либо насыщенности. Невелик и диапазон детских голосов. При правильной постановке голоса дети 6-7 лет могут петь чисто, свободно, звонко, примерно в пределах (до)ре1 –(до)ре2. Детские лёгкие малы по своей ёмкости. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую лёгкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Голосовая мышца у детей практически не сформирована и ещё не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются у детей только своими краями, смыкаясь неполно, оставляя небольшую щель по всей длине. Отсутствует дифференциация между работой мышц, участвующих в процессе дыхания и голосообразования, поэтому при пении дошкольники чаще всего дышат, поднимая плечи. От этой привычки их следует отучить именно в дошкольном возрасте, работая над навыками более глубокого и равномерного дыхания.

Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Занятия по вокалу следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребёнка. Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока ещё нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей.

С целью охраны детского голоса следует:

учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе певческого репертуара и использовать для исполнения произведения, доступные по диапазону для конкретного ребёнка; исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых и школьных массовых песен – недопустимо;

осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона, так как в процессе пения с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте;

следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;

добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т.д.);

беречь голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громко, не повторять бесцельно песню и т.д.), не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3), на праздниках (не более4-5);

не петь на улице при температуре воздуха ниже +18С и влажности выше 40-60%.

Правильное звучание детских голосов соответствует таким понятиям, как звонкое и лёгкое по тембру, негромкое (умеренное по силе, нефорсированное), ровное по формированию гласных на разных участках диапазона, в близкой вокальной позиции.

В процессе пения участвуют различные группы мышц (лица, шеи, дыхательных органов), если эти мышцы длительно подвергать правильной голосовой тренировке, то движения могут стать автоматическими, т.е. устойчивыми навыками, формирующими правильное звукообразование.

Одним из средств охраны детского голоса и развития его диапазона является распевание.

Прежде, чем начать обучать детей пению, надо их познакомить с правилами пения, или певческой установкой.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

сидеть (стоять) ровно;

не сутулиться;

корпус и шею не напрягать;

голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;

рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого,  «белого» звука;

нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Охрана детского голоса у детей дошкольного возраста"

Статья включает в себя теоретическую часть и практическую-упражнения, примеры, игры, сказка....

Психологическая стабилизация личности в процессе творческой деятельности

Какой должен быть воспитатель в своей творческой деятельности...

Позитивная социализация дошкольников в процессе творческой деятельности

В статье представлен опыт работы по интеграции образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие" и "Художественно-эстетическое развитие". Говорится о том, как в процесс...

Программа по социализации детей 4-7 лет в процессе творческой деятельности

Дополнительная образовательная программа направлена на позитивную социализацию дошкольников в ДОУ в процессе творческой деятельности. Творчество – это активная форма самовыражения, а так же возм...

Статья «Особенности формирования положительных отношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»

Проблема формирования положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста - одна из важнейших проблем нашего времени, которая в разные периоды  исследовалась педагогами и психологами. Ежегод...

Статья "Охрана детского голоса"

laquo;Охрана детского голоса с использованиемздоровьесберегающих    технологий»  Музыка не только фактор облагораживающий,воспитательный. Музыка – целитель здоров...