Статья на тему: "Метод сотворчества воспитателя с ребенком в развитии изобразительно- творческой деятельности детей двух- трех лет"
статья по рисованию

В своей работе Изобразительная деятельность младших дошкольников.- М.: Просвещение.-1980г. Казакова Т.Г. рассматривает сотворчество как необходимый элемент, применяемый воспитателем,  в развитии изобразительно- творческой деятельности детей раннего возраста. Она изучает сотворчество во всех видах изобразительной деятельности,  методику его применения на занятиях по развитию изобразительно- творческой деятельности и в повседневной жизни детей (самостоятельная изобразительно- творческая деятельность детей раннего возраста). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Метод сотворчества воспитателя с ребенком в развитии

изобразительно- творческой деятельности детей двух- трех лет

        В своей работе Изобразительная деятельность младших дошкольников.- М.: Просвещение.-1980г. Казакова Т.Г. рассматривает сотворчество как необходимый элемент, применяемый воспитателем,  в развитии изобразительно- творческой деятельности детей раннего возраста. Она изучает сотворчество во всех видах изобразительной деятельности,  методику его применения на занятиях по развитию изобразительно- творческой деятельности и в повседневной жизни детей (самостоятельная изобразительно- творческая деятельность детей раннего возраста).

        Педагогика семейного воспитания предлагает два способа совместных занятий по рисованию с детьми младшего дошкольного возраста.

        Первый способ заключается в том, что взрослый по
просьбе ребенка сам создает изображение какого-либо
предмета. Постепенно он возникает перед глазами ребенка и становится узнаваем. Иначе говоря, взрослый рисует
для ребенка, который является просто наблюдателем этого процесса.        Другой способ построен на частичном выполнении
изображения взрослым -
сотворчество, т.е. ребенку предлагается дорисовать какую-то часть, деталь (глаза у птицы, окна в домике, дым из трубы и т. д.).

        В условиях   общественного    воспитания   сотворчество воспитателя с детьми имеет место и в коллективных занятиях, когда воспитатель  предварительно дает очертания отдельных форм, а дети должны дополнить, чтобы получились изображения знакомых   предметов. Так,  на  каждом листочке заранее педагог рисует округлую или  прямоугольную форму: шарик, флажок, а дети на занятии должны   подрисовать к этим   формам   «веревочку»,  «палочку» в виде прямых линий.

        Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умения.

        В других случаях изобразительная деятельность носит иной характер: к линиям («веревочки», «ниточки»), заранее нарисованным воспитателем, дети самостоятельно рисуют разные формы («флажки», «бусы»). Процесс рисования приобретает  для ребенка   игровой   характер.   Он «украшает елку, вешает флажки, бусы».

        Необходимо в раннем возрасте формировать у детей предпосылки к творчеству, развивать способность передавать образ в своих работах. Воспитатель должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны пробудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и т.д.

        Развитие эстетического восприятия будет проходить успешнее в том случае, если приемы обучения будут связаны с практической деятельностью: дети учатся рассматривать и оценивать рисунки, находят наиболее выразительные работы.

        Для формирования у детей способов самостоятельных действий воспитатель использует метод творческих заданий, в процессе которых он применяет приемы развития замыслов, учит малышей умению выбирать цветовые сочетания, форму, композицию, художественные материалы. В этих случаях процессы обучения и формирования предпосылок творчества находятся в тесной взаимосвязи.

        При отборе творческих заданий главное внимание следует обращать на их образный характер. Окружающая действительность может   служить   источником   эстетических   переживаний   маленькой ребенка   и  способствовать  формированию  выразительного  образа. Так,   ритм   в   природе   придает   каждому  явлению   неповторимость (красота  падающих листьев,  снежинок, капелек дождя). Явления природы имеют временную последовательность, которая также подчиняется определенному ритму, чередованию: был солнечный день наступил вечер; светило солнце, пошел дождь; на смену осени приходит зима и т. д. Эта сменяемость явлений в окружающей действительности  пробуждает у детей  различные чувства.  Наблюдение этих явлений не только накапливает у детей жизненные впечатления, но и обогащает сенсорный опыт.

         Исследователи детского изобразительного творчества Е. А. Флерина, Т. Саккулина Н.П., Г. Казакова, Т. С. Комарова отмечают, что многие изобразительно- выразительные средства, используемые художником в живописи доступны в определенной мере и ребенку дошкольного возраста, в т.ч. и раннего.

        Наиболее доступными         изобразительно- выразительными средствами для детей раннего возраста являются: двигательный ритм, цветовое пятно, линейный контур. Казаковой Т.Г. был разработан цикл творческих занятий, в процессе которых педагог применяет приемы развития замыслов, учит малышей умению выбирать цветовые сочетания, форму, композицию, художественные материалы. В этих случаях процессы обучения и формирования предпосылок творчества находятся в тесной взаимосвязи.

        В каждом из этих занятий педагог заранее продумывает композицию рисунка и графически или аппликацией выражает один из его фрагментов: тучу, деревья, домик, окна, дорожку. Ритмом мазков дети дополняют изображение: дождик, листья, дымок, свет в окошке, следы на дорожке.

        Занятия по двигательному ритму наиболее доступны детям двух трех лет. Они направлены на овладение способом ритмического нанесения штрихов, мазков, пятен. Содержанием занятий могут быть такие задания: «Дождик кап-кап...», «Тучка солнышко закрыла, землю дождиком омыла», «Сосульки закапали», «Зашагали ножки топ-топ-топ...», «Ходят звери по лесу», «На елочки зеленые падает снежок».

        Занятия по цвету направлены на овладение способом рисования цветовых пятен как средством выражения характерных явлений действительности, которые отбираются по признаку контраста цвета. Цветовые контрасты могут изменить рисунок, сделать его ярче, интереснее, живее. Содержанием   занятий   могут   быть  такие задания: «Солнечный зайчик   в гости   к нам   пришел...»,   «Светит; солнышко в окошко, светит в нашу комнату», «Солнышко,   нарядись,   красное,   покажись»,   «Зажжем  на  елке огоньки», «Вечером в окнах зажглись огни».        

        Занятия по линейному контуру как средство передачи
разнообразных форм окружающей действительности;
направлены на овладение детьми способам проведения
линий, построением линейного контура, форм.         Содержанием   занятий   могут   быть   такие   задания.; «Травушка-муравушка в поле поднялась», «Веточки растут», «На  полянке вырастают цветы», «Колобок, колобок, колобок - румяный бок»,    «Рыбки плавают   в   водице».
 

        Изобразительно- творческой деятельностью дети могут заниматься и в свободное время, в данном случае они уже самостоятельно подбирают необходимый материал и действуют с ним (рисуют). Для осуществления самостоятельной изобразительно- творческой деятельности детей необходимо выделить место  - 1-2 стола поставить рядом, на которые положены необходимые материалы (карандаши, бумага). Необходимо также создать непринужденную обстановку, чтобы дети могли свободно подойти порисовать и вновь идти играть. Но во время изобразительно- творческой деятельности нельзя оставлять детей без внимания, т.к. необходимо смотреть за тем чтобы ребенок действовал аккуратно.

Сотворчество в самостоятельной деятельности может проявиться в том, что педагог заранее подготовит рисунки с изображением знакомого  ребенку предмета и предлагает дорисовать какие- либо элементы, детали рисунка (чем порадовать зайчонка- морковкой, дорисовать клубочки у играющих котят). В данном случае желательно чтобы деятельность носила игровой характер, так будет легче заинтересовать детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Влияние фольклора на развитие художественно-творческих способностей детей"

Материал рассказывает о разных видах фольклора и его педагогическом воздействии на детей....

Развитие коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства

В данной работе представлен научно-исследовательский проект на тему: Развитие коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства...

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Формирование творческой личности- одна из важнейших задач современных педагогов. Эффективным способом ее решения в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность....

Методическая разработка на тему "Методика развития изобразительно- творческой деятельности детей раннего возраста"

Процесс освоения деятельности и есть процесс психического и личностного развития малыша. Детскую изобразительную деятельность, ее смысл, своеобразие, особенности развития малыша в ее условиях, возможн...

«Опыт эмоционального восприятия произведений изобразительного искусства как важное условие развития самостоятельной творческой деятельности детей»

В рамках инновационной деятельности на базе нашего детского сада реализуется музейно-педагогическая программа «Мы входим в мир прекрасного». Согласно ФГОС дошкольного образования, ведущая ...

«Опыт эмоционального восприятия произведений изобразительного искусства как важное условие развития самостоятельной творческой деятельности детей»

В рамках инновационной деятельности на базе нашего детского сада реализуется музейно-педагогическая программа «Мы входим в мир прекрасного». Согласно ФГОС дошкольного образования, ведущая ...