«Опыт эмоционального восприятия произведений изобразительного искусства как важное условие развития самостоятельной творческой деятельности детей»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

В рамках инновационной деятельности на базе нашего детского сада реализуется музейно-педагогическая программа «Мы входим в мир прекрасного». Согласно ФГОС дошкольного образования, ведущая цель приобщения детей 5-6 лет к искусству: активизировать и поддерживать у дошкольников творческое начало в процессе восприятия произведений и собственной изобразительной деятельности в ходе экспериментирования с изобразительными материалами, сочетания разнообразных изобразительных техник; стимулировать проявление предпочтений, индивидуальности, самостоятельности. По музейно-педагогической  программе мы работаем уже третий год. За этот период у нас накопился опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования после проведения музейных встреч (т.е. инновационных занятий по восприятию искусства в условиях ДОО).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_master-klassu_yakovleva_n.n.docx23.95 КБ
Файл master-klass_yakovleva_n.n.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени А.А. Климова  п.г.т. Петра Дубрава структурное подразделение «Детский сад Созвездие» муниципального района Волжский

Мастер – класс

«Опыт эмоционального восприятия произведений изобразительного искусства как важное условие развития самостоятельной творческой деятельности детей»

                                                                           Яковлева Наталья Николаевна,

                                                                                                          воспитатель,

                                                                     ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава

                                                                         СП «Детский сад» «Созвездие»

Содержание

  1. Введение  ________________________________________3
  2. Основное содержание_______________________________4
  3. Заключение_______________________________________6
  4. Литература________________________________________7

                                                                             

  1. Введение.    

 В рамках инновационной деятельности на базе нашего детского сада реализуется музейно-педагогическая программа «Мы входим в мир прекрасного». Согласно ФГОС дошкольного образования, ведущая цель приобщения детей 5-6 лет к искусству: активизировать и поддерживать у дошкольников творческое начало в процессе восприятия произведений и собственной изобразительной деятельности в ходе экспериментирования с изобразительными материалами, сочетания разнообразных изобразительных техник; стимулировать проявление предпочтений, индивидуальности, самостоятельности. По музейно-педагогической  программе мы работаем уже третий год. За этот период у нас накопился опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования после проведения музейных встреч (т.е. инновационных занятий по восприятию искусства в условиях ДОО).

      Наблюдая за воспитанниками мы пришли к выводу, что важной проблемой общества является то, что на фоне технического прогресса, дети заняты компьютерами, испытывают дефицит внимания родителей к детям.  Именно на активизацию детского творчества, на развитие самостоятельной творческой деятельности мы сделали акцент в нашей работе.

      Чтобы систематизировать как-то нашу работу был разработан перспективный план на год по данной теме «Мы входим в мир прекрасного», в котором каждое занятие проводится в своей технике.

      Работа с новыми техниками рисования, такими как монотипия, рисование ладошкой и пальчиками, рисование ватными палочками, рисование по мокрому листу, создание фона губкой, смешанная техника гуашь и восковые мелки, стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания. Творчество положительно влияет в целом на эмоциональную сферу ребенка.  Но я остановлюсь на одной технике рисования  методом тычка или набивки жесткой кистью.

  1. Основное содержание.

Материалы для воспитанников:

  1. Густая гуашь. Будет лучше если её раскладывать понемногу (3-4 мм) в мелкие розетки.
  2. Жёсткая кисточка (клеевая, из натуральной щетины). Кисточку рекомендуется надрезать (остричь) на 2-3 мм. Кисточка непременно должна быть сухой, её до работы не надо обмакивать в воду.
  3. Листы бумаги любого цвета и размера.
  4. Мягкая кисть для прорисовки ствола дерева и дорисовки деталей.
  5. Маленький лист бумаги для проверки тычка и корректности выбора цвета, банка с водой, подставка под кисточки, тканевая салфетка.

         Ход занятия:

       Для создания эмоциональной атмосферы в начале занятия обращаем внимание детей на выставку картин-репродукций с изображением осенних пейзажей и предлагаем  вспомнить тему предыдущей музейной встречи  «Осенняя пора».

      Детям предлагаются вопросы для обсуждения:

      А какое сейчас время года? Какие приметы осени вы знаете? Сейчас ранняя или поздняя осень? Всегда ли осень бывает одинаковой? Какого цвета осень? Какое бывает настроение в природе? Отчего зависит настроение в природе? Какое настроение вызывает у вас картины с изображением осенних пейзажей?

      После небольшого обсуждения,  детям предлагается самим попробовать стать художниками и выразить красоту и настроение осени в своих рисунках.

      Для этого каждый ребенок  выбирает тонированную бумагу определенного  цвета, на которой он будет рисовать осеннее дерево. В зависимости от выбранного тона бумаги, готовые рисунки передадут различное настроение осени (солнечное, радостное, пасмурное, хмурое).

Этапы работы:

Первый прием «Рисование мягкой кистью».

  1. Лист тонированной бумаги для акварели нужно положить вертикально.
  2. Гуашью коричневого или темно-зеленого  цвета при помощи мягкой кисти нарисовать линию земли   и заполнить плоскость темно-зеленой, коричневой, темно-желтой краской.
  3. Гуашью коричневого цвета нарисовать ствол дерева или деревьев с помощью мягкой или жесткой кисти.
  4. Концом мягкой кисти гуашью того же цвета изобразить несколько тонких коротких линий  - ветвей, отходящих с разных сторон от ствола. Дерево готово, но чего здесь не хватает? Дети ответят – листьев.

Второй прием «Рисование методом тычка или набивки».

  1. Для рисования способом тычка жесткой кистью (либо набивки) нужна густая гуашь и щетинистая кисть. Кисточку при рисовании нужно держать вертикально по отношению к плоскости листа бумаги и делать тычкообразные движения. Тогда ворс расплющивается и выходит большая «пушистая» точка. Причём, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» выходит точка. Изображения получаются объёмными и живыми за счёт неоднократных движений кисточки. Кисточка не мочится в воде.
  2. На щетинистую кисть № 5 набираем темно-желтую краску, наносим методом набивки на то место, где располагается крона дерева.
  3. На щетинистую кисть  № 5 набираем светло-желтую краску, наносим методом набивки на то место, где располагается крона дерева.  В выборе красок для кроны дерева в полной мере может проявиться воображение и творчество детей, так как палитра осенних деревьев очень широка.  Не забывайте напоминать детям, что набрав краску на кисть, нужно по необходимости сделать несколько пробных тычков на листочке бумаги, чтобы убрать лишнюю краску и проверить её цвет.
  4. На щетинистую кисть № 5 набираем желтую краску и методом набивки изображаем опавшие листья под деревом.
  5. В завершении, рисунки выкладываются на рассмотрение, и замечается, что у осени на каждом рисунке получилось разное настроение, детям предлагается дать название своим рисункам.  

  1. Заключение.

      Таким образом,  работая по программе «Мы входим в мир прекрасного», мы пришли к выводу, что в детском восприятии мир выглядит значительно ярче, интересней и многогранней. Предложенный опыт работы станет полезным в дошкольных организациях, и мы в дальнейшем планируем развивать это направление деятельности в своей практике.

  1. Литература.
  1. Гончарова Д.И. Рисуем гуашью. М.:Хатбер, 2011 (Серия «Школа фантазеров»)
  2. Морозова И.А. Я люблю рисовать. 33 техники рисования. М.: Фактор, 2013. (Серия «Школа творчества»).
  3. Мы входим в мир прекрасного. Виды и жанры изобразительного искусства: адаптированная учебная программа и методические рекомендации для работы с детьми старшей группы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Вып.1-й/авт.-сост. Г.А.Рубан; авт.коллектив: Т.В.Киселева, Е.А.Кукушкина (и др.). Самара: ООО «Издательство АсГард», 2013.
  4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. СПб.: Каро 2010.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы п.г.т. Петра Дубрава структурное подразделение «Детский сад» «Созвездие» муниципального района Волжский Самарской области Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы п.г.т. Петра Дубрава структурное подразделение «Детский сад» «Созвездие» муниципального района Волжский Самарской области Мастер – класс «Опыт эмоционального восприятия произведений изобразительного искусства как важное условие развития самостоятельной творческой деятельности детей» Выполнила: Яковлева Н.Н.

Слайд 2

В рамках инновационной деятельности на базе нашего детского сада реализуется музейно-педагогическая программа «Мы входим в мир прекрасного». Согласно ФГОС дошкольного образования, ведущая цель приобщения детей 5-6 лет к искусству: активизировать и поддерживать у дошкольников творческое начало в процессе восприятия произведений и собственной изобразительной деятельности в ходе экспериментирования с изобразительными материалами, сочетания разнообразных изобразительных техник; стимулировать проявление предпочтений, индивидуальности, самостоятельности.

Слайд 3

По музейно-педагогической программе мы работаем уже третий год. За этот период у нас накопился опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования после проведения музейных встреч (т.е. инновационных занятий по восприятию искусства в условиях ДОО).

Слайд 4

Важной проблемой общества является то, что на фоне технического прогресса, дети заняты компьютерами, испытывают дефицит внимания родителей к детям. Именно на активизацию детского творчества, на развитие самостоятельной творческой деятельности мы сделали акцент в нашей работе.

Слайд 5

Работа с новыми техниками рисования, такими как монотипия, рисование ладошкой и пальчиками, рисование ватными палочками, рисование по мокрому листу, создание фона губкой, смешанная техника гуашь и восковые мелки, стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования

Слайд 6

Мастер-класс «Осеннее дерево», выполненное в технике рисования методом тычка

Слайд 7

Материалы для воспитанников : Густая гуашь желтого, темно-желтого, коричневого и зеленого цвета. Жёсткая кисточка (клеевая, из натуральной щетины). Кисточка должна быть сухой, до работы не надо обмакивать в воду. Листы бумаги любого цвета и размера. Мягкая кисть для прорисовки ствола дерева и дорисовки деталей. Маленький лист бумаги для проверки тычка и корректности выбора цвета, банка с водой, подставка под кисточки, тканевая салфетка .

Слайд 8

Для создания эмоциональной атмосферы в начале занятия обращаем внимание детей на выставку картин-репродукций с изображением осенних пейзажей и предлагаем вспомнить тему предыдущей музейной встречи «Осенняя пора». После небольшого обсуждения, детям предлагается самим попробовать стать художниками и выразить красоту и настроение осени в своих рисунках.

Слайд 9

Лист тонированной бумаги для акварели нужно положить вертикально. Гуашью коричневого или темно-зеленого цвета при помощи мягкой кисти нарисовать линию земли и заполнить плоскость темно-зеленой, коричневой, темно-желтой краской. Гуашью коричневого цвета нарисовать ствол дерева или деревьев с помощью мягкой или жесткой кисти. Концом мягкой кисти гуашью того же цвета изобразить несколько тонких коротких линий - ветвей, отходящих с разных сторон от ствола.

Слайд 10

На щетинистую кисть набираем темно-желтую краску, наносим методом набивки на то место, где располагается крона дерева. Н абираем светло-желтую краску, наносим методом набивки на то место, где располагается крона дерева. На щетинистую кисть набираем желтую краску и методом набивки изображаем опавшие листья под деревом. Набрав краску на кисть, нужно по необходимости сделать несколько пробных тычков на листочке бумаги, чтобы убрать лишнюю краску и проверить её цвет.

Слайд 11

В детском восприятии мир выглядит значительно ярче, интересней и многогранней!

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к Педагогическим условиям реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительной)

Требования к кадровым условиям, привлечение к работе педагога по ИЗО, который соответствует Профессиональному стандарту педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544 Н « Об утверждении професси...

Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

АктуальностьКонцепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в ...

"Педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста(изобразительной)"

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. В наше ...

«Опыт эмоционального восприятия произведений изобразительного искусства как важное условие развития самостоятельной творческой деятельности детей»

В рамках инновационной деятельности на базе нашего детского сада реализуется музейно-педагогическая программа «Мы входим в мир прекрасного». Согласно ФГОС дошкольного образования, ведущая ...

Статья на тему: "Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье  содержится обоснование актуальности проблемы  организации психолого-педагогических условий  развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобр...