"Педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста(изобразительной)"
консультация по рисованию (средняя группа) на тему

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. В наше время в общественном сознании обозначился обобщенный образ человека отвечающего требованиям 21 века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, обладающий моральными принципами. Поэтому проблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Самостоятельность определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами: - совокупность средств, знаний и умений; - побуждение к действию. Авторы программы «Истоки» под самостоятельностью понимают своеобразную форму активности, отражающую уровень развития ребенка, обеспечивающий инициативную постановку и решение разного рода задач, которые возникают в жизни и деятельности. В практике дошкольного воспитания проблема самостоятельности дошкольника в творческой деятельности уделено особое место. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением всех детей. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Успешное развитие самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе творческой деятельности происходит в определенных психолого-педагогических условиях. В практике дощкольных образовательных организаций можно выделить следующие недостатки. В результатах: - ребенок не умеет правильно держать карандашь или кисть; - не может аккуратно закрашивать рисунки (краски сливаются); - ребенок не способен к принятию собственных решений (не знает что рисовать); - ребенок не умеет пользоваться палитрой (для получения нового оттенка); - ребенок не умеет доводить начатое дело до конца (закончить рисовать рисунок). В основном процессе: - педагог недостаточно уделяет времени ребенку,чтобы научить его держать правильно кисть или карандашь; - педагог не использует в процессе игровые ситуации для закрепления навыков изобразительной деятельности; - работа педагогом проводится не систематизировано; - не закрепляются полученные навыки в семье. В условиях профессиональной деятельности: - отсутствие мультимедийного оборудования и пособий для обучения детей; - недостаточно наглядного материала; - недостаточно насыщенная предметно-развивающая среда для творческой деятельности. На основании анализа недостатков определяются следующие противоречия:  формирование самостоятельности в организации рабочего места средних дошкольников, оснащенном различными материалами для рисования, происходит в НОД и самостоятельной практической деятельности в режимных моментах, однако отсутствие у детей навыков и умений, не позволяет осуществить творческую деятельность в полном обьеме;  развитие творческих навыков и умений у детей требует использование в НОД насыщенной предметно-окружающей среды, мультимедийных пособий, наглядного материала, но образовательная организация не располагает финансовыми ресурсами для создания этих условий;  формирование самостоятельности при осуществлении изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста возможно при условии закрепления навыка и самостоятельного выполнения в семье,однако пассивная позиция родителей не позволяет создать эти условия. 1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа. На основе проведенного анализа недостатков можно выделить следующую проблему: - поиск и обеспечение условий для самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. 2. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся. В результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ребенок может приобрести следующие навыки и умения:  специфика дошкольного детства (гибкость,пластичность развития ребенка,высокий разброс вариантов его развития,его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования,представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка (см.целевые ориентиры). 3. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля). Педагогические условия: - эстетическое отношение к окружающему миру. Систематически осуществлять процесс ознакомление с окружающим миром (рассматривать иллюстрации,репродукции известных художников);  организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье (совместные торческие проекты и выставки);  комплексное и систематическое использование методов и приемов: наглядные пособия, словесные (рассказы и беседы), практические (смешивание красок), игровые (дидактические игры). Не забываем о том, что педагог должен вносить новые материалы для реализации самостоятельной творческой деятельности, уметь организовывать развивающую предметно-пространственную среду, которая должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, доступной и безопасной. В средства обучения необходимо включить:  выставки семейных рисунков;  проектную деятельность (творческую);  музейные встречи;  мультимедийные дидактические игры по образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие»;  организовать кружок по нетрадиционным техникам рисования. Чтобы понять, насколько эффективны средства обучения, контролировать качество и характер изменений у детей, для этого должна быть создана организация продуктивного общения участников образовательного процесса с учетом потребности детей. 4. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные). В кадровых: - подготовка и профессиональная компетенция воспитателей по развитию у детей самостоятельности в изобразительной деятельности; - прохождение воспитателями курсов повышения квалификации; - проведение педагогических советов; - участие в методических обьединениях. В научно-методических: - изучение и применение в практике передового опыта других педагогов; - изучение новинок методических рекомендаций по данной теме. В нормативно-правовых: - анализ программы детского сада в соответствии с требованиями ФГОС ДО (внесение изменений и рекомендации); - составление тематического планирования работы по равитию самостоятельности детей в изобразительной деятельности. Материально-технические: - обогатить развивающую среду средствами обучения и воспитания: приобрести детскую литературу и наглядный материал; - приобретение мультимедийного и наглядного оборудования; - приобрести настольно дидактические игры; - раздаточный и демонстративный материал; - информационные пособия для родителей; Информационные: - использование информационных технологий в образовательном процессе; - создание мультимедийного пособия «Веселые уроки»; - использование и обогащение мультимедийной картотеки. Организационные: - взаимодействие родителей и педагогов в вопросах становления самостоятельности в изобразительной деятельности детей; - выставки художественно-творческой деятельности детей; - использование разнообразных видов детской деятельности и их интеграции в целях становления самостоятельности. При развитии самостоятельности в процессе изобразительной деятельности развивается интерес детей к изобразительной деятельности, у детей формируется умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции. Ребенок умеет правильно держать карандашь или кисть в руках,правильно использовать их при создании изображения. Ребенок имеет полное представление о цветах и оттенках окружающих предметов. К уже известным умеет добавлять новые, имеет представление как можно получить нужные цвета. Задача педагогов и родителей способствовать успешному развитию данного качества у детей. II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе - Тема пособия: «Веселые роки» - Возраст целевой группы: 4-5 лет - Цель пособия: Способствовать эстетическому восприятия и самостоятельной деятельности детей - Задачи пособия: Расширять представления детей об окружающей действительности; расширять умение узнавать предметы по форме, контуру и определять цвет.  Алгоритм работы со слайдами: № слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога №1 Титульный лист № 2 «Банан» Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку, назвать что на ней нарисовано и выбрать нужный цвет, чтобы ее раскрасить. № 3 Если ребенок ответил правильно,то появляется правильно раскрашенный фрукт. № 4 «Выбери лишний цвет» Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку, назвать, что на ней нарисовано и выбрать лишний цвет. № 5 Если ребенок отвечает не правильно,то правильная картинка не появляется до тех пор пока ребенок не выберет правильный цвет. Если отвечает правильно, то появляется правильная картинка. № 6 «Кит» Воспитатель предлагает рассмотреть картинку,назвать что нарисовано и раскрасить в нужный цвет. № 7 Если ребенок отвечает не правильно, то правильная картинка не появляется до тех пор пока ребенок не выберет правильный цвет. Если отвечает правильно, то появляется правильно раскрашенная картинка. № 8 «Назови цвета кленовых листьев» Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать цвета листьев. № 9 Если ребенок отвечает не правильно, то правильная картинка не появляется до тех пор пока ребенок не выберет правильный цвет. Если отвечает правильно, то появляется правильная картинка. № 10 Если ребенок отвечает не правильно,то правильная картинка не появляется до тех пор пока ребенок не выберет правильный цвет. Если отвечает правильно, то появляется правильная картинка. № 11 Если ребенок отвечает не правильно,то правильная картинка не появляется до тех пор пока ребенок не выберет правильный цвет. Если отвечает правильно, то появляется правильная картинка. № Молодец!!! Ты справился со всеми заданиями!!! Ура!!! 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организационные и психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста"

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Дет...

Требования к Педагогическим условиям реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительной)

Требования к кадровым условиям, привлечение к работе педагога по ИЗО, который соответствует Профессиональному стандарту педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544 Н « Об утверждении професси...

«Педагогические условия реализации самостоятельной творческой (изобразительной) деятельности у детей младшего дошкольного возраста.»

данный материал разработан для педагогов дошкольных учреждений. в этой статье описаны педагогические условия реализации самостоятельной изобразительной деятельности. Изобразительное искусство занимает...

Статья на тему: "Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье  содержится обоснование актуальности проблемы  организации психолого-педагогических условий  развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобр...