«Педагогические условия реализации самостоятельной творческой (изобразительной) деятельности у детей младшего дошкольного возраста.»
статья по рисованию (младшая группа) на тему

Бикмурзина Оксана Владимировна

данный материал разработан для педагогов дошкольных учреждений. в этой статье описаны педагогические условия реализации самостоятельной изобразительной деятельности. Изобразительное искусство занимает важное место в творческом развитии детей дошкольного возраста. Различные виды художественной деятельности дарят детям радость творчества, формируют интерес к творчеству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ самостоятельного, творческого развития личности.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bikmurzina_o.v.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа на тему:

 «Педагогические условия реализации самостоятельной творческой

 (изобразительной)  деятельности у детей младшего дошкольного возраста.»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

время обучения: 1 сессия: 07.09. – 11.09.2015г.

                            2 сессия: 14.09 – 18.09.2015г.

                                                                           

 Выполнила

Ф.И.О. Бикмурзина

Оксана Владимировна

воспитатель,

г.о. Кинель

ГБОУ СОШ с. Малая-Малышевка

с.п. д\с «Солнышко»

Самара, 2015г.

  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

Актуальность: Изобразительное искусство занимает важное место в творческом развитии детей дошкольного возраста.

Различные виды художественной деятельности дарят детям радость творчества, формируют интерес к творчеству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ самостоятельного, творческого развития личности.

Характеристика основного процесса:

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения образовательных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать представления об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.
О значении рисования для творческого  развития писал М. И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».
Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, т. е. видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет.

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Н.А. Ветлугина описала критерии, характеризующие уровень художественно-творческого развития дошкольников.

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

В результате

В основном процессе

В условиях проф. деят.

Дети не проявляют самостоятельности  в творческом  процессе НОД, действуют по образцу.

Творческий процесс основан не на партнёрских отношениях

отсутствие методического обеспечения.  

Дети не применяют самостоятельно усвоенные навыки в творческой деятельности;

Педагог не создаёт условия для реализации самостоятельной творческой деятельности.

содержательно-ненасыщенная развивающая предметно-пространственная

среда для реализации творческой деят-ти.

У детей недостаточный интерес к самостоятельной творческой деятельности вследствие однообразия материалов и оборудования.

Педагог не планирует творческие задания.

вследствие однообразия материалов и оборудования.

Противоречие:

Реализация самостоятельной творческой  изобразительной деятельности возможна при условии грамотного педагогического руководства , однако недостаточное методическое обеспечение не позволяет сделать успешным процесс.

2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Исходя из противоречия можно сформулировать проблему, а именно необходимо методическое обеспечение для создания педагогических условий реализовывающих самостоятельную творческую изобразительную деятельность дошкольников.

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Рассмотрим целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в рамках нашей темы:

-  ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

– у ребенка развита крупная и мелкая моторика;

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для решения данной проблемы в деятельности воспитателя предполагается следующее:

В содержании образовательного процесса:

- создать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности посредством разнообразия материала и оборудования, поощрения творческой инициативы;

- создание организационных условий;

- конкурсы семейных поделок;

- проектную деятельность (творческую);

- нетрадиционные техники рисования;

- портфолио творческих работ группы и каждого ребенка;

- повышение квалификации педагога на курсах СИПКРО;

- использование мультимедийных пособий д\и «Найди предмет нужного цвета»

- карта наблюдения (Карпова А.Ю)

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Для того, чтобы деятельность педагога была оптимизирована необходимы:

 Кадровые условия:

 - привлечение к работе педагога по изобразительному искусству, который соответствует Профессиональному стандарту педагога.

- повышение квалификации педагога на курсах СИПКРО.

Научно-методические условия:

- создание методической копилки по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;

- повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах, взаимодействие с другими воспитателями, педагогами по изобразительному творчеству;

- доступность интернет-ресурсов для получения знаний по данной теме;

-создание дидактической мультимедийной игры

-электронные презентации

- подборки журналов «дошкольное воспитание»

Материально-техническая часть: 

-приобрести наборы для нетрадиционных техник рисования (

- развивающие тетради «школа фантазеров»

- раздаточный и демонстрационный материал.

Нормативно-правовые условия:

- положение о конкурсах рисунка («лучший рисунок», «моя семья»)

- заключение договора с «СДК Культура плюс» (музей)

Информационные условия:

- разработка серии консультаций для родителей

- участие в мастер-классах

- создание мультимедийного пособия д\и «найди лишнее»

Организационные условия:

- привлечение родителей к участию в конкурсах

- приобретение пособий для реализации самостоятельной творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия формирования технических умений в лепке у детей среднего дошкольного возраста

Педагогические условия формирования технических умений в лепке у детей среднего дошкольного возраста...

Как организовать педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста являются игры-занятия с куклой. В качестве средства формирования куль...

Презентация «Использование потешек в воспитании самостоятельности и развитии речи у детей младшего дошкольного возраста»

Презентация «Использование потешек в воспитании самостоятельности и развитии речи у детей младшего дошкольного возраста»...

Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность исследования. В современных условиях модернизации образования одним из направлений развития является формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения. При этом определяющее ...

Статья "Создание педагогических условий для повышения культурно-образовательного уровня у детей старшего дошкольного возраста посредством хореографии в ДОУ"

Созданная система образования в ДОУ обеспечивает высокое качество образовательных услуг при условии, если дошкольники имеют возможность реализовать свои способности. Сегодня дети получают самое соврем...


 

Комментарии

Бикмурзина Оксана Владимировна

данный материал разработан для педагогов дошкольных учреждений. в этой статье описаны педагогические условия реализации самостоятельной изобразительной деятельности. Изобразительное искусство занимает важное место в творческом развитии детей дошкольного возраста. Различные виды художественной деятельности дарят детям радость творчества, формируют интерес к творчеству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ самостоятельного, творческого развития личности.