Как организовать педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Пушкина Наталья Викторовна

Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста являются игры-занятия с куклой. В качестве средства формирования культурно-гигиенических навыков можно использовать специальные дидактические игры и мини-занятия в игровой форме. Также можно подобрать примеры игр и упражнений, которые могут быть использованы в младшей группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon effektivnost_metodov_.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как организовать  педагогические условия для  формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

 Основные направления работы :

        Содержание - культура еды, одевания, умывания.

        Формы - групповая и индивидуальная.

        Методы - показ, пример, объяснение нового действия, поощрения, дидактические игры.

        Условия - использование русского фольклора; использование игровых приемов занятия с куклой; сотрудничество с родителями, беседа с педагогами и обслуживающим персоналом, соблюдение режима дня, индивидуально- дифференцированный подход к детям.

        В процессе были применены наглядные приемы обучения - показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показ   сопровождается пояснениями. Показ любого действия даётся  детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции шли в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд).

        Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом. Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной является косвенная форма, когда  заранее выражаешь уверенность в том, что дети правильно выполнят указания.

        Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно». Таким образом, мы не только детям указывали на их действия, но и напоминали, как нужно правильно выполнить это указание. В своей работе хорошо широко использовать  прием поощрения, но стараться этим не злоупотреблять. Надо стараться  делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка. В некоторых случаях приходиться использовать порицание, но делать это в косвенной форме, не называя имен детей.

        Одним из ведущих приемов, который часто используется, это  прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков явились дидактические игры. Мы обучали детей культурно-гигиеническим навыкам постепенно: по мере овладения простыми действиями вводить новые, более сложные составляющие навыка. При обучении лучше использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения, фиксировать внимание ребенка на «секретах» того или иного действия.

        Обучая детей умыванию, проводятся дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши». На занятии рассматриваем сюжетную картинку «Дети умываются». В игровом уголке сделать  кран, повесить полотенце для кукол.

        Наблюдая за играми детей, можно увидеть, как они учат кукол умываться и вытирать лицо полотенцем. Старайтесь вызвать у малышей чувство брезгливости к грязи, приучали мыть руки перед едой и по мере необходимости.

        Приобретенные навыки гигиенической культуры закрепляйте  чтением художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха - Цокотуха»; Е.Благина «Аленушка», «Научу обуваться я братца»; З.Александрова «Утром», «Купание»; В. Орлов «Хрюша обижается»; А.Барто «Девочка чумазая», "Девушка - ревушка»; И.Токмакова «Тили- тили-тили-тили...?; М.Яснов «Я мою руки»; А.Усачев «Хочешь, Феденька, кефир»; О.Дриз «Про веселый пирожок»; Я.Аким «Мыть посуду я люблю», «Про неумейку»; В.Зайцев «Я одеться сам могу»; Э.Мошковская «Уши»; С.Капутикян «Хлоп - хлоп»; Ю.Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»; А.Воронкова «Маша - растеряша»; Н.Сынгаевский «Помощница» и другие произведения.

        Приучать детей в игровой форме. Играть в сюжетно ролевую игру «Парикмахерская» детей учить  правилам и приемам. Использовать  игровые приемы.         Например, внести зеркало средних размеров, и оно рассказывало, кто сегодня хорошо причесан, у кого правильно застегнуты все пуговицы. Воспитывая этим приемом привычку следить за собой, за своей внешностью, приучать  детей к самоконтролю.         Применять разные игровые приемы. Внести  большой конверт с загадками и рисунками-отгадками (полотенце. Мыло, расческа и т.д.). Приучая к контролю и самоконтролю детей, назначали дежурных «Докторов» проверять руки и полотенца. \

        Очень нравится  детям игра «О чем говорит полотенце». На первом этапе воспитатель  от имени полотенца может рассказать  о его хозяине, аккуратном или неаккуратном. Далее - рассказчиками становятся  сами дети.

        Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста являются игры-занятия с куклой. В качестве средства формирования культурно-гигиенических навыков можно  использовать  специальные дидактические игры и мини-занятия в игровой форме. Также можно  подобрать  примеры игр и упражнений, которые могут быть использованы в младшей группе.

        Игры были подобраны из работ Смирновой Т. [32], Названовой Л. [26], Лихачёвой А.А. [20], Каплан Л. [16], Ипатовой Ю. [15], Игуменовой Н. [14], Зайцева Г.К. [12].

        В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение - два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию культурно-гигиенических навыков детей.

Источник: 
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=895671
© Библиофонд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл мероприятий по формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Учимся одеваться и раздеваться»

Цикл мероприятий по  формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Учимся одеваться и  раздеваться» включает в себя:1....

Цикл мероприятий по формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Мы обедаем»

Цикл мероприятий по  формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему  «Мы обедаем» включает в себя:1....

Игра в воспитании культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Приобщение малышей к здоровому образу жизни. Обучение основам гигиенической культуры через приобретение детьми гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным ве...

«Средства и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях "Дома ребенка"» (2-3года)

Условия для успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановко...

Авторская программа "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста" (3–4 года) по ФГОС -воспитателя II младшей группы Мишиной Т.А.. ________________________________________

Пояснительная запискаКультурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не тольк...

Родительское собрание в форме мастер-класса во второй младшей группе «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.»

Родительское собрание в форме мастер-класса во второй младшей группе «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.»...

Статья "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя первой младшей группы)».

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиен...