Главные вкладки

    Статья "Охрана детского голоса у детей дошкольного возраста"
    методическая разработка по музыке

    Наталия Юрьевна Лебедева

    Статья включает в себя теоретическую часть и практическую-упражнения, примеры, игры, сказка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okhrana_det_gol.docx30.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гигиена и охрана детского голоса.

    Гортань растущего ребенка — довольно хрупкий, нежный инструмент. Любые перегрузки его в разном возрасте, а тем более в дошкольном, нежелательны.

    В дошкольном возрасте голос наиболее раним. Это объясняется тем, что усиленный рост гортани опережает ее развитие, а в период совершенствования ее функций задерживается рост. Такая диспропорция развития гортани и относительная незрелость ее тканей обусловливают изменение голоса у детей в разные возрастные периоды, особую чувствительность его.

     

    Голосовые правила.

           Необходимо приучать ребенка говорить сдержанно.

           Стараться не разговаривать с ребенком на улице при сильном морозе.

           Не перекрикивать шум (например, транспортный).

           Не перенапрягать голос ребенка при ангине, заболеваниях дыхательных путей, легких (в разгар болезни, и после болезни).

           Отрицательное действие на голос может оказать сухой воздух при паровом отоплении. Поэтому по возможности необходимо увлажнять его - развести цветы (если у ребенка нет к ним аллергии). Оставить в открытом сосуде воду около спящего малыша.

           Особое внимание требует голос 4—5-летнего ребенка, когда он начинает петь. Исполняемые им песни не должны выходить за пределы допустимой громкости — иначе это может привести не только к хрипоте, но и к более значительным стойким нарушениям голоса. Не разрешайте детям петь дома громко песни, предназначенные для исполнения взрослыми.

           На состояние голоса также влияет питание. Острая пища, содержащая пряности, много соли и уксуса, раздражает слизистую оболочку горла, ухудшает голос. Излишняя полнота ребенка также может отрицательно отражается  на его голосе.

           Различные длительно протекающие заболевания гортани и носа также ведут к нарушению голоса.

     

    Некоторые средства, применяемые при начальных формах нарушения голоса.

    При жжении и сухости в горле хорошее действие оказывает полоскание горла настоем ромашки, мальвы или же липового цвета. Важно, чтобы раствор не был ни горячим, ни холодным, а имел комнатную температуру. С этой целью можно использовать и другие лекарственные травы или минеральные воды — шавницкую, боржоми, которые рекомендуется смешивать с теплым молоком (полстакана минеральной воды и полстакана молока). Детям, занимающимся пением, полезно пить сырые яйца, причем лучше не белок, а желток, есть морковь, апельсиновую кожицу, кукурузу, сливочное масло. Закапывание в нос масла, например растительного, по 2 капли (не больше) также помогает при жжении и сухости. В это время не рекомендуются паровые ингаляции, слишком горячие или слишком холодные напитки.

     

    Упражнения для постановки голоса.

    1.    Широко открыть рот и сделать так, чтобы маленький язычок поднялся вверх, а затем сосредоточить свое внимание на том, где звучит голос. (Лучше, если первое упражнение будет проделано в кабинете врача, а затем уже дома.)

    — Открой посильнее рот. Трудно? Еще немножко. Язычок в глотке должен быть поднят вверх. Посмотри в зеркало. Вот так. Хорошо. Звук, который сейчас произнесешь, должен идти как бы в переднюю часть головы. Голос ты будешь ощущать глубоко в горле. Теперь нужно - помычать. Попробуй еще раз! Чувствуешь? Уже получается...

    2.     «Мычание» в так называемую «маску» (т. е. в переднюю часть головы) слогов типа «мо», а потом и слов «мама», «мир», «море», «мопс» и других, начинающихся на м. Для упражнений используют равноударные и разноударные слоги:

    му-му-му-му          м6-м6-мо-м6          му-мб-му-мо

    му-му-му-му          мо-мо-мо-мо          му-мо-му-мо

    му-му-му-му          мо-мо-мо-мо          му-мб-му-мо

    му-му-му-му          мо-мо-мо-мо          му-мо-му-мо

    му-му-му-му          мо-мо-мо-мо          му-мо-му-мо

    3.    Считать вслух на одном дыхании в «маске».

    Желательно, чтобы ребенок сам неоднократно повторял все упражнения по 3—4 раза. Делать это лучше без посторонних, чтобы он не смущался.

    4.    Стихотворный текст (о том, что необходимо удерживать звук в «маске», ребенку необходимо напоминать постоянно).

    5.    Рассказывании любого текста вслух (требования те же).

    Всего требуется 5—7 занятий с интервалами в 2—3 дня. При всех видах нарушения голоса с целью профилактики следует уделить внимание общему физическому развитию: прогулкам, играм, закаливанию, утренней гимнастике, личной гигиене.

     

    Часто можно наблюдать, как маленькие дети едут в автобусе, и разговаривает так громко, что его слышат все окружающие. Или во дворе ребята играют в мяч, их крик, визг слышен в квартирах даже при закрытых окнах. Войдя группкой в автобус, дети стараются перекричать шум мотора. В детском саду ребята также не всегда говорят спокойным голосом. Этот шум вреден для тех, кто его производит.

    Постоянно растущий, находящийся в динамическом развитии голосовой аппарат дошкольника нуждается в бережном отношении. При злоупотреблении силой звучания утрачивается звонкость — важное качество голоса ребенка. При пении на крайних динамических уровнях появляются напряжение и функциональные расстройства голоса, вплоть до афонии (беззвучности).

     

     «Детский певческий голос надо прежде всего развивать, охранять и тренировать по мере роста детского организма» - В.В. Емельянов Как правило, пению детей 4–7 лет присуще форсирование, нарушение мелодичности и напевности звучания, нечеткая дикция.

    Причины отсутствия должного вокального развития ребенка кроются в недостатке музыкальной культуры семьи, в издержках сложившейся практики музыкальных занятий.

    В отличие от других методик этот подход позволяет развивать внутреннюю артикуляционную мускулатуру, благодаря чему осуществляется важный для певческой деятельности синтез интонационно-речевого и вокального опыта. В этом случае развитие голоса осуществляется по экологическим критериям: ребенок способен петь громко, звучно и долго без вреда голосу.

    Эффективными источниками полноценного развития певческого голоса ребенка, на наш взгляд, выступают формирование регулировочного образа о голосе, приобщение к эталону академического пения, самостоятельная певческая деятельность.

    Первый блок. Дыхательная гимнастика

    Для развития навыков правильного певческого дыхания полезно провести упражнения для работы диафрагмы во время вдоха и выдоха («Затяни ремешок», «Надуваем шины», «Месим тесто», «Мячик»). Важно научить ребенка выполнять задержание  воздуха в проговаривании скороговорок, выполняя вдох через нос, а выдох через рот, ощущая как работает диафрагма.

    Комплекс дыхательной гимнастики

    Упражнение НАСОС

    Поставить руки замком на область диафрагмы, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть:

    • медленно – «большой насос»;
    • резко коротко – «маленький насос», ощутить сжатие диафрагмы (повторить 4 раза)

    Упражнение НЮХАЕМ ЦВЕТОК

    Вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать (повторить 4 раза)

    Упражнение ГРЕЕМ РУКИ

    Подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдох носом, широко открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом.

    Упражнение РЕМЕШОК

    Поставить руки на пояс, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть, ощутить сжатие диафрагмы.

    Упражнение МЯЧИКИ

    Выполнить вдох носом, рассмотреть растягивание диафрагмы, выдыхать ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за выдох.

    Упражнение ЗМЕЯ

    Вдох носом, челюсти сжать, издавать шипение на долгом выдохе.

    Упражнение СВЕЧИ

    Вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х», как будто тушим свечи (повторить 4 раза).

    Упражнение ТРИДЦАТЬ ТРИ ЕГОРКИ

    Руки на пояс, вдох носом, на выдохе проговорить скороговорку, у кого сколько Егорок? Кто больше? С каждым разом постепенно увеличивать объем текста и скорость.

    Второй блок. Артикуляционная гимнастика

    Взрослому необходимо отслеживать правильно открытый рот, свободно опускающуюся челюсть, активные губы и язык, четко артикулирующие звук. Педагог сам активно участвует в показе упражнений, которые проводятся не менее четырех раз в разном темпе по схеме: язык – губы –челюсти. Исполнение упражнений обязательно контролируются зеркалом.

    Третий блок. Массаж мышц лица и шеи

    Массаж способствует разогреву мышц для пения. Все движения выполняются пальцами рук сверху вниз по четыре раза в одном темпе в последовательности: лоб скулы – гортань.

    Четвертый блок. Интонационно-фонетические упражнения

    Для развития голоса все приемы строятся в следующей последовательности:

    1. атака гласных звуков (А-О-У-Э-Ы-И), согласных (шипящие, сонорные, глухие);
    2. пение в разных регистрах (фальцетный, грудной-шумовой, свистковый);
    3. преодоление межрегистрового порога (ведение звука вниз-вверх).

    Начинать разучивать каждый последующий прием можно только после хорошо освоенного предыдущего и в медленном темпе, объясняя при этом ребенку механизм вокально-речевого действия.

    Пятый блок. Голосовые сигналы доречевой коммуникации

    Для того чтобы ребенок контролировал собственное пение, мог развивать певческие способности и силу голоса, можно
    предложить ему издавать звуки неречевого характера, спонтанно организуемые во времени и по высоте: «Крик чаек»,
    «Крик радости в считалке», визг, «Огни самолета»

    .

    Шестой блок. Вокализы

    Пение простых мотивов и песенок со словами и без слов развивает голос в физиологическом и эстетическом отношении. Пример  СКАЗКА «ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА»

    .

    СКАЗКА « ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА»

    Сказка разделяется на несколько частей. Каждая часть представляет собой игровой текст упражнения и само упражнение.

    1 Жили-были дед и баба
    В деревушке у реки

    Упражнение УЛЫБКА-ОБИДА: поочередно выполнять улыбку, растягивая губы, и выворачивать нижнюю губу как можно ниже к подбородку (повторить 8 раз)

    2 И любили очень-очень
    На сметане колобки

    Упражнение УЛЫБКА-ПОЦЕЛУЙЧИК: поочередно выполнять улыбку с обнаженными зубами и вытягивание губ трубочкой с характерным звуком поцелуя (повторить 8 раз)

    3 Бабка тесто замесила,
    Колобка испечь решила

    Упражнение МЕСИМ ТЕСТО: руками выполняем опору на брюшной пресс, делаем долгий выдох со звуком «Ш» (повторить 8 раз).

    4 Ну а бабушкина внучка
    Колобка катала в ручках

    Упражнение ДУЕМ НА ЛАДОШКИ: выполнить резкий короткий выдох со звуком «Ш», поочередно поворачивая голову вправо и влево.

    5 Получился колобок –
    Круглый и румяный бок

    Упражнение КТО БОЛЬШЕ: набрать воздух ртом так, чтобы живот округлился, затем сделать резкий выдох через рот (повторить 8 раз).

    6 Побежал колобок
    Через поле и лесок

    Упражнение БЕГ ПАЛЬЧИКОВ: выполнить массаж по шее и лицу кончиками пальцев так, чтобы лицо «загорелось».

    7 А дорога ровная,
    А дорога долгая

    Упражнение ДОРОЖКА: погладить лицо и шею сверху вниз ладонями (чередовать 4 раза).

    8 Подбежала Лиса,
    Проглотила колобка

    Упражнение ЗАМОК: вращение языком за сомкнутыми губами.

    9 Лиса разглядывает колобка

    Упражнение ЯЗЫЧОК: высунуть кончик языка как можно дальше и покачать кончиком языка (повторить 4 раза).

    10 Лиса пробует, какой вкусный колобок

    Упражнение КУСАЕМ ЯЗЫЧОК: покусывание кончика язычка, покусывание всего языка от кончика до задней стенки (повторить 4 раза).

    11 Вкусный колобок!

    Упражнение ГЛАДИМ ЯЗЫЧОК: поглаживание языка верхней губой (повторить 4 раза). Вращение языком по верхней и нижней губам снаружи – облизываемся.

    12 Лиса не стала есть колобка,
    стала песенки слушать.
    Открывает колобок рот,
    Очень чистенько поет

    Упражнение СКАЗКА: петь гласные на одном звуке: А-о-у-ы-и-ё.

    13 Укатился колобок от лисы

    Упражнение ЛЕСЕНКА: спеть разными приемами staccato и legato, glissando, на разных гласных или на слогах «ля», «лё» постепенное движение мелодии вверх и вниз.

    14 Колобок повстречал кисок.
    Колобок повстречал собачек

    Упражнение БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ: спеть звукоподражания на высоком и низком звуке. Руками показать «царапки» вверху и внизу.

    15 Стал колобок считать друзей:
    «Раз-два-три-четыре-пять- шесть-семь-восемь-девять-десять-А!»

    Упражнение СЧИТАЛОЧКА: спеть с тихого низкого звучания до максимально громкого и высокого, в конце крикнуть: «А!».

    Важно помнить, что певческий голос –растущий, формирующийся, а его развитие – это монотонный длительный процесс.

    Конечным итогом работы должна стать самореализация ребенка в песенной деятельности, которая выражается в уверенном успешном исполнении песни на концертах, вечерах, досугах. Игровые упражненияигры в детском саду можно использовать не только на вокальных занятиях, но и включить в различные формы организации воспитательно-образовательной работы в детском саду и дома:

    • занятия в детском саду по развитию речи,
    • логопедические игры с голосом,
    • театральные импровизации,
    • озвучивание персонажей сюжетно-ролевых и театрализованных игр.

    Кроме того, ребенку необходимо видеть примеры — например, исполнение вокальных произведений учащимися музыкальной школы.

    Наш детский сад сотрудничает с музыкальной школой № 1 им. П.И. Чайковского г. Рыбинска, что предполагает:

    • расширение доступа детей дошкольного возраста к лучшим образцам отечественной и зарубежной музыкальной культуры и искусства;
    • стимулирование интереса к музыке как искусству и желание заниматься музыкальной деятельностью;
    • развитие творческого потенциала ребенка, его способности самостоятельно определять цели, средства и способы музыкально-художественной деятельности;
    • воспитание слушательской и исполнительской культуры;
    • выявление талантливых детей;
    • признание первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей;
    • пропаганду музыкального искусства среди родителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.

    Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - ...

    Нарушения голоса у детей дошкольного возраста

    Нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, распространены как у взрослых, так и у детей. Данные исследователей свидетельствуют  об увеличении патологии голоса ...

    педагогический опыт "Развитие детских творческих способностей детей дошкольного возраста через художественно-эстетическую деятельность."

    В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс челове...

    Упражнения для развития певческого голоса у детей дошкольного возраста.

    В материале подобраны упражнения для развития у детей певческого и речевого дыхания, которое обязательно при пении....

    «Нарушения голоса у детей дошкольного возраста»

    I. Актуальность проблемы нарушений голоса у детей дошкольного возраста.II. Акустические основы голосообразования.III. Общая характеристика нарушений голоса.IV. Причины, механизмы и классиф...