Нарушения голоса у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Грачева Анна Владимировна

Нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, распространены как у взрослых, так и у детей. Данные исследователей свидетельствуют  об увеличении патологии голоса  у детей за последние два десятилетия.

      Логопеды все чаще в своей практике отмечают различные расстройства детского голоса. Кроме того, в коррекционной работе с дошкольниками логопедам приходится сталкиваться с расстройствами голоса, входящими в структуру некоторых речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narusheniya_golosa.doc88.5 КБ
Microsoft Office document icon novogodnie_utrenniki_dlya_detey_s_onr.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Нарушения голоса

у детей дошкольного возраста»

Выполнила:

Грачёва А.В.

учитель-логопед

МБДОУ  № 118

       

г. Нижний Новгород

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

I. Актуальность проблемы нарушений голоса у детей дошкольного возраста.

II. Акустические основы голосообразования.

III. Общая характеристика нарушений голоса.

IV. Причины, механизмы и классификация нарушений голоса.

V. Речевые нарушения, в структуру дефекта которых входят нарушения

голоса.

         

        1. Дизартрия.

        2. Ринолалия.

        3. Моторная алалия.

        

        4. Заикание.

VI. Речевые расстройства, при которых нарушения голоса носят вторичный

характер.

VII. Влияние голосовых расстройств на формирование личности, на

психическое и речевое развитие ребенка.             

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

        Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный  голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное звукопроизношение в словах, грамматически верное построение предложений или точное использование лексических средств. Голос является выражением духовного мира человека, передает его душевное состояние и отражает его психическую жизнь.

        Многие исследователи подчеркивают роль голоса в передаче интонаций, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний, отражает сложные оттенки сознания (Е.С. Алмазова, Г.В. Чиркина и др.).

Нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, распространены как у взрослых, так и у детей. Данные исследователей свидетельствуют  об увеличении патологии голоса  у детей за последние два десятилетия.

        Логопеды все чаще в своей практике отмечают различные расстройства детского голоса. Кроме того, в коррекционной работе с дошкольниками логопедам приходится сталкиваться с расстройствами голоса, входящими в структуру некоторых речевых нарушений.

        Изучение нарушений голоса и способов его восстановления является одной из проблем логопедии. Знание специфических особенностей голосовых нарушений при различных речевых патологиях, а также использование специальной методики коррекции голосовых расстройств у дошкольников, позволит логопедам быстрее устранить  у детей нарушение не только голоса, но и речи в целом, поможет восстановить ее коммуникативную функцию.

        В последние годы область педагогического воздействия при различных нарушениях голосового аппарата значительно расширилась, получив наименование фонопедия.

        Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани специальными упражнениям, коррекцию дыхания и личности обучающегося. В процессе фонопедических занятий устанавливаются и закрепляются такие условия голосоведения, при которых голосовой аппарат работает с наименьшей нагрузкой при хорошем акустическом эффекте. Это педагогический процесс, базирующийся на физиологии голосообразования, основных дидактических и методологических принципах логопедии.

 

II. АКУСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОЛОСООБРА3ОВАНИЯ.

Голос — это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.    

Звук голоса — колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

Высота звука — субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений голосовых складок в 1 секунду. Сколько смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний, такова будет и частота рожденного звука, т. е. высота тона. Частота основного тона измеряется в герцах и может изменяться в обычной разговорной речи у мужчин в пределах от 85 до 200 Гц, у женщин от 160 до 340 Гц. От изменений высоты основного тона зависит выразительность речи.

Сила голоса, его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитуды колебаний голосовых складок и измеряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от давления воздуха, выдыхаемого из легких. При нарушении определенных координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр.

Тембр, или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов обычно в 2, 3, 4 и т. д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая и определяет тембр. Резонанс — резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставкой трубки.

Выделяют два основных резонатора — головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. Вибрационные явления в головном резонаторе стимулируют голосовую функцию.

При грудном резонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонатором здесь могут быть единственные воздушные полости — трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом «мягкий». Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и, в свою очередь, влияет на источник, колебаний — работу голосовых складок.

Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая атака звука. Принято различать три типа голосоподачи:

1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки, голос звучит после легкого шума. Такой способ считается придыхательной атакой;

 2) момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают. Это мягкая атака звуков;

 3) сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебания. Этот тип называется твердой атакой.

Наиболее употребительна и физиологически обоснована мягкая атака. Однако возможно использование и двух других способов подачи звука в зависимости от голосовых задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса.

III. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА.

Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

 Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония -  полное отсутствие голоса и дисфония — частичные нарушения высоты, силы и тембра. Однако эти термины свидетельствуют только о степени проявления дефекта. За ними стоят определенные и весьма разнообразные изменения голосообразующих органов — гортани, надставной трубки, бронхов, легких и систем, влияющих на их функцию (эндокринной, нервной и др.).

Помимо основных дефектов голоса — утраты силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли. Как правило, перечисленные симптомы присущи каждому голосовому нарушению и поэтому не являются дифференциальными.

IV. ПРИЧИНЫ, МЕХАНИЗМЫ И КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА.

Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, моторной алалии.

Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным.

Органические нарушения голоса - патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата. В процессе занятий логопеду удается восстановить коммуникативную функцию голоса, но качества голоса (сила, высота, тембр) существенно отличаются от нормы.        

К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Степень дефекта голоса зависит не от вида заболевания, а от его тяжести. Так, при любом из указанных заболеваний наряду с афонией может наблюдаться лишь незначительное изменение тембра (исключением является состояние после удаления гортани, которое всегда приводит к афонии).

Хронические ларингиты весьма разнообразны. Это проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении ее нервно-мышечного аппарата. Появляющееся несмыкание голосовых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость до полной невозможности выполнять голосовую нагрузку.

К периферическим органическим расстройствам голоса, связанными с патологоанатомическими изменениями в надставной трубе, относятся ринолалия и ринофония.

К центральным органическим нарушениям относятся афония и дисфония, наблюдаемые у детей, страдающих анартрией и дизартрией,  афазией, дисфония при заикании.

Функциональные нарушения связаны с временными изменениями в гортани, поэтому в процессе занятий восстанавливается нормально звучащий голос.

Функциональные нарушения голоса у детей встречаются реже, чем у взрослых. У детей наиболее распространенным периферическим функциональным нарушением голоса является так называемая спастическая дисфония, возникающая из-за перенапряжения голоса. Начало развития дисфонии наблюдается приблизительно в 5-летнем возрасте, а наибольшая частота отмечается у детей в возрасте от 8 до 10 лет. Дисфония чаще возникает у детей с повышенной активностью, любящих громко говорить, кричать. Обычно у ребенка с дисфонией утром голос бывает ясным и чистым, но к вечеру постепенно нарастает осиплость.

Как правило, наряду с перенапряжением голоса при крике у детей наблюдаются хронический тонзиллит, аденоиды, ларингит. Внезапное нарушение голоса может проявиться у ребенка на фоне аллергического заболевания. Возникновению дисфонии могут также способствовать негигиенические условия фонации — пыль, дым, шум в помещении и т. п.

У детей появляются органические изменения в гортани — узелки посредине голосовой складки (так называемые «узелки крикунов»). Чаще они  наблюдаются у мальчиков в возрасте от 5 до  10 лет.

Основная причина их появления — перегрузка неокрепшего голосового аппарата в сочетании с характерологическими особенностями детей и неправильным отношением родителей и воспитателей к развитию голоса. Наряду с этим нарушается фонационное дыхание — оно становится поверхностным, напряженным и слабым. Голос характеризуется стойкой хрипотой.

К периферическим функциональным нарушением относится фонастения – нарушение голоса, не сопровождающееся на начальной стадии видимыми изменениями в голосовом аппарате. Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий. Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом – усиливать и ослаблять звучание, появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией. Причиной возникновения фонастении могут являться психические травмы, эмоциональные перегрузки, несоблюдение охранительного голосового режима при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.

К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная, или психогенная афония (отсутствие голоса).  Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что тоже свидетельствует о психогенном нарушении. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

V. РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ, В СТРУКТУРУ ДЕФЕКТА КОТОРЫХ ВХОДЯТ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА.

1. Дизартрия.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют        следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или  подкорковую), мозжечковую, корковую.

 По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи.

Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

Ведущим дефектом при дизартрии является синдром артикуляторных расстройств, синдром нарушений речевого дыхания, нарушение голосообразования, темпа, ритма и мелодико-интонационной стороны речи.  

        Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных.

Вибрация голосовых складок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной.

При дизартрии нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм. Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).

        При корковой дизартрии речь напряженная, замедленная.

 При псевдобульбарной дизартрии речь медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная, отмечается носовой оттенок голоса.

При экстрапирамидной дизартрии речь смазанная, невнятная, голос с носовым оттенком, резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-мелодическая структура, темп. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная. Наблюдается затухание голоса, переходящее в неясное бормотание.

 При мозжечковой дизартрии речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы. Выражена назализация большинства звуков.

2. Ринолалия.

Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. Сочетание расстройств артикуляции звуков с расстройствами тембра голоса позволяет отличать ринолалию от дислалии и ринофонии.

 Явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии.

В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.

Ринолалия может быть открытой, закрытой и носить органический или фукциональный характер.

Органическая закрытая ринолалия характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время произношения звуков речи. Самый сильный резонанс в норме наблюдается при произнесений носовых м, м' н, н'. В процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость. Если же носовой резонанс отсутствует, эти фонемы звучат как ротовые б, б', д, д'.

Кроме произношения носовых согласных звуков при закрытой ринолалии нарушается произношение гласных. Оно приобретает неестественный, мертвый оттенок.

Причинами закрытой ринолалии чаще всего являются органические изменения в носовом пространстве: хроническая гипертрофия слизистой носа, полипы в носовой полости, искривление носовой перегородки,  опухоли носовой полости, большие аденоидные разрастания.

Функциональная закрытая ринолалия встречается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она характерна тем, что возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической. Причина заключается в том, что мягкое нёбо при фонации и произношении носовых звуков поднимается выше нормы и закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Подобные явления чаще наблюдаются при невротических расстройствах у детей.

При органической закрытой ринолалии прежде всего устраняют причины непроходимости носовой полости. Как только появляется правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости носовой полости (например, после аденотомии) закрытая ринолалия или ринофония продолжается в обычной форме, прибегают к тем же упражнениям, что и при функциональных нарушениях.

Органическая открытая ринолалия бывает врожденной или приобретенной. Наиболее частой причиной врожденной формы является расщепление мягкого и твердого нёба. Приобретенная открытая ринолалия образуется при травме ротовой и носовой полости или в результате приобретенного паралича мягкого нёба.

При открытой ринолалии наблюдается назализация всех гласных звуков. Кроме тембра гласных звуков, нарушается тембр некоторых согласных. При произнесении шипящих и фрикативных звуков прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные и  сонорные звуки звучат неясно, так как в ротовой полости не может образовываться воздушное давление, необходимое для их точного произношения.

Причины возникновения функциональной открытой ринолалии могут быть разными. Например, при фонации у детей с вялой артикуляцией мягкого нёба. Привычная открытая ринолалия возникает в результате длительного ограничения подвижности мягкого нёба после удаления больших аденоидных разрастаний.

Признаком функциональной открытой ринолалии служит то, что обычно нарушается произношение только гласных звуков, в то время как при произношении согласных нёбно-глоточное смыкание хорошее и назализации не происходит.

Прогноз при функциональной открытой ринолалии более благоприятный, чем при органической. Назальный тембр исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения произношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

3. Моторная алалия.

Алалия отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Хотя термин «алалия» в переводе с греческого означает отсутствие речи, безречье, полностью безречевые дети – явление достаточно редкое, Даже в тяжелых формах моторной алалии чаще всего наблюдаются случаи недоразвития речи, проявляющиеся в той или иной степени. При моторной алалии анартрия или различные недоразвития речи обусловлены органическим поражением речевых областей в коре больших полушарий головного мозга (центр Брока).

Моторная алалия - один из наиболее сложных дефектов речи, характерными признаками которого является выраженное недоразвитие всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической, всех видов и форм речи. Более всего при моторной алалии страдает фразовая речь, отмечаются выраженные стойкие нарушения в развитии связной речи. Формируется особый патологический тип лингвистического поведения, основным проявлением которого является несформированность произвольной речевой деятельности. Для детей с моторной алалией характерна крайне низкая речевая активность.

Нарушения голоса у детей с моторной алалией проявляются в осиплости, недостаточной модулированности голоса, глуховатом тусклом тембре. Иногда отмечается излишняя громкость и грубость голоса, назализация. В речи детей отсутствуют логические ударения, нарушен тембра голоса. Речевое дыхание формируется к шести годам и его хватает для произнесения одно-двухсложных слов.

        

4. Заикание.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

        Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. По форме судороги различаются на тонические, клонические и смешанные. При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц – тонус: «т-ополь». При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц – клонус: «то-то-тополь».

Речь прерывистая, с необоснованными паузами, повторениями. Нарушаются словесное ударение, интонация, ритм. Изменяются громкость и темп произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевыми намерениями, эмоциональным состоянием заикающегося.

VI. РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА, ПРИ КОТОРЫХ НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА НОСЯТ ВТОРИЧНЫЙ ХАРАКТЕР.

Дислалия нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

 Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата.

При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии — функциональный.

Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата — в любом возрасте.

Расстройства голосовых функций у детей с дислалией обычно связаны с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей.

У дошкольников с дислалией и наиболее распространенным нарушением является спастическая дисфония, возникающая из-за перенапряжения голоса у детей, которые громко говорят или много кричат.

В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме или дизартрическом компоненте.

У детей с минимальными дизартрическими расстройствами нарушения голоса выражаются в изменении его силы – чрезмерная громкость или слабость, осиплость, снижение модулированности, назализация. Интонационная сторона речи маловыразительна. Дети хуже, чем в норме, передают интонации вопроса, восклицания и особенно утверждения, отсутствуют логические ударения, наблюдаются ускоренный или замедленный темп речи.

VII. ВЛИЯНИЕ ГОЛОСОВЫХ РАССТРОЙСТВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ, НА ПСИХИЧЕСКОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

Влияние голосовых расстройств на формирование личности ребенка, на его психическое и речевое развитие зависят от времени появления дефекта (врожденный или приобретенный), характера нарушения (органическое или фукциональное), степени проявления, от индивидуальных особенностей ребенка.

 Если подобные нарушения голоса возникают у ребенка в раннем возрасте, это приводит к значительным трудностям в речевом общении, нарушению коммуникативной функции речи, к сужению социальных контактов.

Страдает и речевое развитие: задерживается накопление словаря,   развитие   грамматического  строя   речи,   звукопроизношение.

Вторичным проявлением дефекта могут быть нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения с частыми проявлениями речевого и поведенческого негативизма, нарушения саморегуляции, соматическая и психическая астенизация (ослабленность).  

Дети, не получившие своевременную медицинскую и логопедическую помощь,  могут приобрести стойкую неполноценность голосового аппарата. В дальнейшем это повлияет на успешность  их обучения в школе, а в перспективе - на выбор профессии.

        

Частота хронических заболеваний голосового аппарата, по данным Ю. С. Василенко (1983), составляет около 60 на 10 тысяч городских жителей, а для лиц голосоречевых профессий достигает 30—40%. Особенно часто недостатки голоса выявляются у учителей и воспитателей детских учреждений. При возникновении болезненных ощущений во время голосовых нагрузок (щекотание в горле, сухость, першение), следует обратиться о отолярингологу и своевременно пройти курс физиолечения.

Логопед не только сам должен владеть хорошим, звучным голосом, выразительной интонацией, но и быть профессионально подготовленным к профилактической работе по развитию, охране детского голоса и его коррекции в случаях нарушений.        



Предварительный просмотр:

Департамент образования и социально – правовой защиты детства

        администрации города Нижнего Новгорода        

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 118

Сообщение из опыта работы на тему:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ

И ПРОВЕДЕНИЯ НОВОГОДНЕГО УТРЕННИКА

В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ                      ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Учитель-логопед:

Грачева Анна Владимировна

(высшая категория,

общий пед. стаж - 33 лет, стаж работы по специальности – 23 лет)

                                                  декабрь 2013 г.

План

  1. Вступление.

  1. Краткая характеристика детей логопедической группы.

  1. Значение праздничных утренников в решении коррекционно-воспитательных задач с детьми с ОНР.

  1. Особенности подготовки и проведения праздничных утренников для детей с ОНР.

  1. Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателей в процессе подготовки и проведения новогоднего утренника  для детей с ОНР.

  1. Заключение.

  1. Литература.

Вступление

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих тяжелые нарушения речи. Общей целью взаимодействия в работе специалистов  ДОУ  с учителем-логопедом является помощь, которую можно оказать таким детям в условиях детского сада комбинированного вида, в котором имеется логопедическая группа.

Краткая характеристика детей логопедической группы

В нашем ДОУ логопедическая группа функционирует второй год. Эту группу посещают 13 детей с диагнозом ОНР. Из них 5 детей с I и II уровнем речевого развития, являющимися наиболее тяжелыми формами расстройства речи, и 6 детей с III уровнем речевого развития. 12 детей проходят в этой группе второй год обучения, один ребенок зачислен вновь в этом учебном году. Группа разновозрастная: 2 детей поступили в группу в возрасте 4 лет, остальные – в возрасте 5 лет.  

Значение праздничных утренников в решении коррекционно-воспитательных задач с детьми с ОНР

Особое место в системе воспитания детей с речевыми расстройствами занимают праздники. Высокий эмоциональный подъём, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают материал содержания песен, стихов. Положительный эмоциональный фон праздников и развлечений даёт возможность наиболее эффективно решать задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями. Участвуя в праздничных утренниках, развлечениях,  дети  приобретают не только новые навыки, знания, но и закрепляют тот материал, который был отработан на занятиях. У детей постепенно начинают развиваться чувство уверенности и творческие способности.

Особенности подготовки и проведения праздничных утренников для детей с ОНР

Успешное проведение любого массового мероприятия зависит от правильно организованной подготовки к нему, умелого подбора репертуара.  Проведение праздников для детей с ОНР имеет свои особенности, которые музыкальный руководитель старается учитывать при подготовке к утренникам. Для детей с ОНР характерны ограниченный запас слов, стойкие трудности в формировании грамматического строя речи, дефекты произношения, нарушение общей и мелкой моторики, координации речи с движением. В зависимости от уровня речевого развития детей, динамики коррекционной работы с ними, программу утренников для детей логопедической группы, в сравнении с программой для детей старшего возраста общеобразовательной группы, музыкальный руководитель упрощает  не только по содержанию, но и по форме и объёму. На первом году обучения детей составляет сценарии несложные по форме, менее продолжительные по времени. Использует речевой материал, упражнения, построения, танцы и песни, которые не требуют усиленной тренировки, большого физического и душевного напряжения.  Так, например, детям с ОНР много усилий потребуется для заучивания песен, текст которых труден как для понимания, так и для произнесения (большое количество слов со сложной слоговой структурой, со стечением согласных звуков), а также песен, исполняемых в быстром темпе: дети пропускают части слов, а то и целые слова, не договаривают или искажают окончания. Поэтому музыкальный руководитель подбирает небольшие и мелодичные произведения в спокойном темпе, которые легче воспринимаются и запоминаются детьми.   

Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателей в процессе подготовки и проведения новогоднего утренника для детей с ОНР

В процессе обсуждения как новогоднего,  так и любого другого сценария, музыкальный руководитель,  учитель-логопед и воспитатели логопедической группы совместно продумывали материал, доступный для понимания детей и посильный для их участия в празднике: подбирали стихотворения, инсценировки, распределяли роли, планировали соответствующую речевую работу. При этом учитывали не только возраст детей, но и их речевые возможности на данный период. Так, например,  на первом году обучения детей в логопедической группе, в начале учебного года, когда речевые возможности детей невелики, для расширения у них представления  о празднике, об окружающем,  в утренник  включали инсценировки,  сценки кукольного театра, концертные номера  с участием взрослых и детей из общеобразовательных групп. На музыкальных занятиях широко использовали весёлые игры, упражнения, хороводы, где текст, в основном, произносят взрослые, а дети добавляют слоги, отдельные слова, простые словосочетания. Например, при проведении с детьми игры «Медведь и заинька», взрослый начинает низким голосом: «У медведя дом большой…». Дети, имитируя ходьбу медведя, отвечают тоже низким голосом, подражая взрослому: «Ой, ой! Ой, ой!». Взрослый продолжает, уже высоким голосом: «А у зайки маленький…». Дети, прыгая как зайчики, повторяют тоже высоким голосом: «Ой, ой! Ой, ой!». Взрослый опять произносит слова низким голосом: «Мишка наш пошел домой…».  Дети, имитируя ходьбу медведя, вновь отвечают низким голосом: «Ой, ой! Ой, ой!». Взрослый меняет интонацию: «Да и   заинька  домой…». Дети, прыгая как зайчики, продолжают тонким голосом: «Ой, ой! Ой, ой!». Подобные игры позволяли, даже  при такой невысокой речевой активности детей, решать задачи по развитию слухового внимания, координации речи с движением, выразительности движений, интонационной выразительности речи, а  соответствующее музыкальное сопровождение - по развитию координации движений с музыкой.  Начиная с новогоднего праздника, постепенно привлекали детей к более активному речевому участию в торжествах. В этом году в репертуар новогоднего утренника вошла игра с однословными ответами детей – «Чего на елке не бывает». В данном случае однословные ответы детей позволяют им максимально сконцентрироваться на содержании речевого материала игры, а специалистам – игровыми средствами решать следующие задачи: развивать у детей слуховое внимание, логическое мышление, координацию речи с движением. 

Кроме возрастных и речевых особенностей детей логопедической группы, в процессе подготовки к праздничным утренникам, учитывались и  их психологические  особенности: одни из них, в силу отставания в развитии, отсутствия достаточной речевой практики, молчаливы, нерешительны, внутренне скованны, другие, наоборот, двигательно беспокойны, расторможены и часто недостаточно осмысленно многоречивы. К этим детям осуществляли дифференцированный педагогический подход. Так, для замкнутых, неуверенных детей   создавали щадящую обстановку, не предъявляли сразу высоких требований к их деятельности, поддерживали, отмечали малейшие успехи. Расторможенным, беспокойным детям давали доступные для них поручения и задания, воспитывающие у них чувство ответственности за порученное дело.

Работу по музыкальному  развитию детей проводили в тесной взаимосвязи с развитием у них речемыслительной  деятельности и речевых способностей.  Установление взаимосвязи между удержанными в памяти ощущениями, восприятиями, представлениями и речью обеспечивает успешное развитие познавательной деятельности и расширяет речевые возможности детей.  В  логопедической группе логопед и воспитатели   постепенно подводили детей к осознанию сути и содержания праздника, расширяли их представления о данном событии,  наращивали словарь по теме праздника.  Так, перед новогодним утренником в коррекционной группе были проведены логопедические занятия на темы: «Зима», «Зимние развлечения», «Новогодний праздник». Воспитатели на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой знакомили детей с такими сказками как «Снегурочка», «Мороз Иванович» и др. Проводились подвижные, речедвигательные, пальчиковые игры, занятия по изобразительной деятельности по данной тематике. Погружение детей в определенную тему, помимо решения конкретных коррекционных и образовательных  задач, являлось стимулирующим фактором для пробуждения у детей интереса к предстоящему празднику, развивало их речевые способности, повышало возможности для самовыражения.        

Кроме того, логопедом и воспитателями коррекционной группы проводилась специальная работа над речевым материалом сценария. Известно, что каждая песня состоит из слов и напева. Текст песни в сочетании с музыкой дает возможность наиболее ярко и полно проникнуть в настроение и содержание музыкального произведения, раскрыть его художественный образ.  Для выразительного исполнения песни необходима выработка ясного, отчётливого произношения слов. Прежде чем начать разучивать песни, стихотворения и инсценировки, логопед и воспитатели проводили тщательную словарную работу над текстом, чтобы смысл всех произведений  стал понятен каждому ребёнку. Так, например, проводя словарную работу над текстом произведений к новогоднему утреннику, разъясняли детям такие выражения, как «шишки смолистые», «мышка-поскребушка», «хлопотушка-белочка», «задира-шалунишка» и т.д.

Помимо этого, учитель-логопед  определенным образом отрабатывала с детьми текст песен и  стихов: индивидуально или небольшими подгруппами учила детей  проговаривать трудные слова, по возможности совершенствовала и  закрепляла у детей правильную чёткую артикуляцию звуков,  ясное и чистое произношение слов и фраз, работала над интонационной выразительностью речи. Воспитатели по заданию логопеда закрепляли речевой материал, в свободное от занятий время разучивали с детьми трудные для них движения и тексты.

Для того, чтобы дети лучше и быстрее запоминали речевой материал к утреннику, логопед и воспитатели использовали такую эффективную методику запоминания текста, как заучивание с опорой на мнемотаблицу. Мнемотаблица, или еще иначе ее называют  «рисуночное письмо», представляет собой наглядную схему с пиктограммами к каждому отдельному тексту, и выступает в качестве плана речевого высказывания. Такие рисуночные алгоритмы текстов не только помогали детям в запоминании, но и  повышали  их речевую активность, поддерживали интерес к произведению на протяжении всего времени заучивания.    

Музыкальные хороводы, в том числе «Все бело на улице»                (муз. А.Филиппенко), «Здравствуй, елка!» (муз. и сл. Е.Михайленко), включенные в новогодний сценарий, воспитатели сначала разучивали в группе в виде хороводной игры без музыки. Таким образом,  дети   учились  координировать свою речь с движениями. И уже затем музыкальный руководитель подключала  к хороводу музыкальное сопровождение,  обучая детей координировать свои движения не только с речью, но и с музыкой.  

Особое внимание учитель-логопед и музыкальный руководитель, а также воспитатели по рекомендациям специалистов, уделяли развитию у детей с ОНР чувства ритма, слухового  восприятия, памяти. Важное место в этой работе занимали логоритмические упражнения.

Через логоритмические упражнения реализовывали следующие задачи:

- развивали дыхание, голос, артикуляцию;

 - развивали фонематическое восприятие и фонематические представления;

- расширяли лексический запас;

- развивали слуховое внимание и зрительную память;

- совершенствовали общую и мелкую моторику;

- вырабатывали чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью;

- развивали мелодико-интонационные и просодические компоненты,

- развивали творческую фантазию и воображение;

- развивали чувство ритма.

Логоритмические упражнения помогали специалистам и воспитателям в подготовке детей с ОНР к выступлению на  праздничных утренниках. Дети с ОНР страдают нарушением слоговой структуры и звуконаполняемости слов, что может проявляться как в отдельно взятых, трудных для ребенка словах, так и во фразе: дети могут опускать предлоги, окончания слов во фразе, пропускать или переставлять слоги в словах.  Чтобы избежать этого, логопед и воспитатели заучивали с детьми тексты песен и стихов, сочетая проговаривание текста по слогам с воспроизведением его ритмического  рисунка с помощью каких-либо движений. Например, проговаривая стихотворение по слогам, одновременно отхлопывали его ритм в ладоши.  Для поддержания у детей интереса к подобным упражнениям, чередовали различные ритмичные движения: хлопки в ладоши, по коленям, по столу, постукивания кулачками, указательными пальцами по столу,    приседания, оттопывание ритма ногами, прыжки и т.д. Музыкальный руководитель с успехом использовала  в логоритмических упражнениях детские музыкальные инструменты:  проговаривала или пропевала с детьми  текст, отбивая или простукивая заданный ритмический рисунок на специально подобранных музыкальных инструментах. Такие упражнения помогали детям быстро и правильно запомнить текст, развивали ритм и тембровый слух, координацию речи с движением, музыкальную память и мышление. Подобные логоритмические упражнения использовались и как концертные номера на праздниках, например, в новогодний сценарий вошла логоритмическая игра с музыкальными инструментами «Пироги пекла лиса» (М.Ю.Картушина).

Дети с системными речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное запоминание. Нередко то, что было только что заучено, быстро забывается. Старались не упрекать детей в нерадивости: только    поощрение, терпение и, конечно, правильно организованные систематические занятия во взаимодействии всех специалистов помогали им достичь определённых успехов.

Заключение

Проводимая таким образом совместная работа музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы по подготовке и проведению праздничных утренников для детей с ОНР помогала  в реализации основной цели детских праздников: доставить детям радость,  создать необходимые условия для их самовыражения доступными для них средствами, способствовала  развитию у детей речевых и творческих способностей.

Литература.

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
  2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987. – 142 с.
  3. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 352 с.
  4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
  5. Картушина М.Ю. Логопедическая ритмика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
  6. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей...

Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...

Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности(ВИР на курсы ХРИПк и ПРО)

АктуальностьОтечественная практика специального обучения не раз убедительно доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии средства...

«Влияние логоритмики на процесс коррекции речевых и двигательных нарушений у детей дошкольного возраста»

Тревожная тенденция увеличения количества детей с нарушениями в речевом развитии сохраняется  в настоящее время.Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобре...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Сложная структура речевой патологии  определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность...

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...