XIII Всероссийский конкурс «Воспитатели России» Номинация «Лучшая практика реализации инклюзивного дошкольного образования» 22.08.2025
методическая разработка (старшая группа)

Семенова Анна Юрьевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский

XIII Всероссийский конкурс «Воспитатели России»

Номинация

«Лучшая практика реализации инклюзивного дошкольного образования»

 

 

Описательная часть «Лучшая практика реализации инклюзивного дошкольного образования»

(Формирование элементарных математических представлений)

1. Презентация практики (методики, технологии):

Моя практика, разработанная и реализуемая мной как учителем-дефектологом, направлена на формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования. Особое внимание уделяется созданию доступной и благоприятной среды, в которой каждый ребенок может успешно развиваться и осваивать математические навыки, несмотря на свои индивидуальные особенности.

Сравнение с аналогами или традиционными методиками:

Традиционные методики обучения ФЭМП, широко применяемые в дошкольных учреждениях, зачастую характеризуются фронтальным подходом, использованием стандартизированных учебных пособий и ориентированы на «среднестатистического» ребёнка. Такие методы, как правило, не учитывают разнообразие образовательных потребностей детей с ОВЗ, их индивидуальный темп обучения, сенсорные и когнитивные особенности. В результате дети с ОВЗ могут испытывать трудности в освоении материала, что приводит к снижению их мотивации, формированию негативного отношения к математике и, в конечном счёте, к ограничению их образовательных возможностей.

В отличие от традиционных подходов, моя практика основана на следующих принципах, которые обеспечивают максимальную адаптацию образовательного процесса к потребностям каждого ребёнка:

  • Индивидуализация: во время занятий учитываются уровень развития, образовательные потребности, интересы и возможности каждого ребенка. Индивидуализация проявляется не только в выборе содержания и методов обучения, но и в темпе освоения материала, объёме помощи и поддержки, предоставляемой ребёнку.
  • Инклюзивность: создание инклюзивной образовательной среды, в которой каждый ребенок, независимо от своих особенностей, чувствует себя принятым, ценным и уважаемым.
  • Деятельностный подход: вовлечение детей в активную познавательную деятельность, в которой они выступают не как пассивные слушатели, а как активные исследователи, экспериментаторы и творцы. Деятельностный подход реализуется через использование игровых технологий, проектной деятельности, практических упражнений и экспериментов, которые позволяют детям усваивать математические понятия на основе собственного опыта.
  • Сенсорная интеграция: использование различных сенсорных материалов (кинетический песок, гидрогель, природные материалы, тактильные доски, ароматические вещества и т. д.) для стимуляции сенсорных каналов и формирования целостных представлений о числе, размере, форме и объёме. Сенсорная интеграция позволяет детям с ОВЗ, более эффективно усваивать математические понятия и развивать сенсомоторные навыки.
  • Нетрадиционные методы: применение инновационных методов обучения ФЭМП, таких как «Математика в движении» (интеграция математических понятий в физическую активность), «Сенсорная математика» (использование сенсорных материалов для формирования математических представлений), «Музыкальная математика» (изучение ритма, последовательности и пропорций с помощью музыки) и «Театрализованная математика» (инсценировка математических задач и ситуаций). Эти методы позволяют сделать процесс обучения более увлекательным, эмоциональным и запоминающимся для всех детей, а также способствуют развитию их творческих способностей и креативного мышления.

Новизна моей практики заключается в создании целостной и гибкой системы обучения математике, которая сочетает в себе лучшие элементы традиционных и инновационных методик, учитывает индивидуальные особенности и образовательные потребности детей с ОВЗ и направлена на их полноценное включение в общий образовательный процесс.

Эта система включает в себя:

  • Разработку авторских конспектов занятий, адаптированных для детей с ОВЗ.
  • Создание коллекции дидактических игр и пособий, стимулирующих сенсорное восприятие и развитие математических навыков.
  • Разработка системы оценки прогресса детей с ограниченными возможностями здоровья, основанной на наблюдении за их деятельностью в естественной среде и использовании индивидуальных критериев оценки.

 

2. За время работы с использованием этой методики я наблюдаю следующие значительные улучшения:

  • Заметное повышение уровня сформированности ФЭМП у детей с ОВЗ;
  • Значительное повышение мотивации к обучению у детей с ОВЗ;
  • Улучшение социальной адаптации детей с ОВЗ.

 

 

 

3. Структура презентации практики:

Направления (содержание) (в соответствии с задачами)

Технологии (в соответствии с содержанием)

Результат (в соответствии с задачами)

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, способствующих их комплексному развитию, успешной социализации и интеграции в общество.

Глубокая индивидуализация, безусловное применение инклюзивных технологий, активный деятельностный подход, обогащающая сенсорная интеграция, инновационные нетрадиционные методы обучения (математика в движении, сенсорная математика, музыкальная математика, театрализованная математика).

Повышение уровня сформированности ФЭМП, значительное повышение мотивации к обучению, улучшение социальной адаптации, формирование положительной самооценки и уверенности в себе.

Задача 1: Развитие представлений о числе и количестве, формирование умения считать в пределах 10 и сравнивать группы предметов по количеству.

Использование дидактических игр с применением сенсорных материалов (кинетический песок, гидрогель, природные материалы), создание карточек с цифрами и предметными картинками, использование счётных палочек, написание и чтение математических сказок, решение проблемных ситуаций, требующих применения знаний о числе и количестве, организация математических игр и эстафет.

Умение считать в пределах 10, сравнивать группы предметов по количеству, устанавливать соответствие между числом и количеством, решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, использовать математические знания в повседневной жизни.

Задача 2: Формирование представлений о форме, размере и объёме, развитие умения различать и называть основные геометрические фигуры и сравнивать предметы по этим признакам.

Использование объёмных геометрических фигур (шар, куб, цилиндр, конус, пирамида), сенсорных коробок с различными предметами разной формы, размера и объёма, организация дидактических игр на классификацию и обобщение по форме, размеру и объёму, проведение упражнений на ориентировку в пространстве с использованием геометрических фигур, создание аппликаций и рисунков из геометрических фигур.

Умение различать и называть основные геометрические фигуры, сравнивать предметы по размеру и объёму, ориентироваться в пространстве, создавать простые изображения из геометрических фигур, использовать знания о форме, размере и объёме в практической деятельности.

Задача 3: Развитие представлений о времени и пространстве, формирование умения ориентироваться во времени суток, временах года и пространстве.

Использование календаря, часов, дидактических игр на определение времени суток, времён года, дней недели и месяцев, проведение упражнений на ориентировку на листе бумаги, в группе и в окружающем пространстве с использованием различных ориентиров, чтение и обсуждение сказок и рассказов о времени и пространстве, организация игр и эстафет на ориентировку в пространстве.

Умение определять время суток, времена года, дни недели и месяцы, ориентироваться на листе бумаги, в группе и в окружающем пространстве, понимать и использовать предлоги, обозначающие пространственные отношения, применять знания о времени и пространстве в повседневной жизни.

Задача 4: Активизация познавательной деятельности, развитие интереса к математике и формирование положительного отношения к учебной деятельности.

Использование инновационных нетрадиционных методов (математика в движении, сенсорная математика, музыкальная математика, театрализованная математика), создание проблемных ситуаций, требующих применения математических знаний, поощрение самостоятельной деятельности детей, использование ИКТ (интерактивные игры, презентации, обучающие видео), организация математических праздников и конкурсов.

Повышение мотивации к обучению, активизация познавательной деятельности, развитие творческих способностей, формирование положительной самооценки и уверенности в себе, проявление инициативы и самостоятельности при решении математических задач, развитие умения работать в команде и оказывать помощь друг другу.

 

Учитель-дефектолог Семенова Анна Юрьевна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_vr_2025_opisatelnaya_chast_semenova_a.yu_.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский

XIII Всероссийский конкурс «Воспитатели России»

Номинация

  1. «Лучшая практика реализации инклюзивного дошкольного образования»

Описательная часть «Лучшая практика реализации инклюзивного дошкольного образования»

(Формирование элементарных математических представлений)

1. Презентация практики (методики, технологии):

Моя практика, разработанная и реализуемая мной как учителем-дефектологом, направлена на формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования. Особое внимание уделяется созданию доступной и благоприятной среды, в которой каждый ребенок может успешно развиваться и осваивать математические навыки, несмотря на свои индивидуальные особенности.

Сравнение с аналогами или традиционными методиками:

Традиционные методики обучения ФЭМП, широко применяемые в дошкольных учреждениях, зачастую характеризуются фронтальным подходом, использованием стандартизированных учебных пособий и ориентированы на «среднестатистического» ребёнка. Такие методы, как правило, не учитывают разнообразие образовательных потребностей детей с ОВЗ, их индивидуальный темп обучения, сенсорные и когнитивные особенности. В результате дети с ОВЗ могут испытывать трудности в освоении материала, что приводит к снижению их мотивации, формированию негативного отношения к математике и, в конечном счёте, к ограничению их образовательных возможностей.

В отличие от традиционных подходов, моя практика основана на следующих принципах, которые обеспечивают максимальную адаптацию образовательного процесса к потребностям каждого ребёнка:

  • Индивидуализация: во время занятий учитываются уровень развития, образовательные потребности, интересы и возможности каждого ребенка. Индивидуализация проявляется не только в выборе содержания и методов обучения, но и в темпе освоения материала, объёме помощи и поддержки, предоставляемой ребёнку.
  • Инклюзивность: создание инклюзивной образовательной среды, в которой каждый ребенок, независимо от своих особенностей, чувствует себя принятым, ценным и уважаемым.
  • Деятельностный подход: вовлечение детей в активную познавательную деятельность, в которой они выступают не как пассивные слушатели, а как активные исследователи, экспериментаторы и творцы. Деятельностный подход реализуется через использование игровых технологий, проектной деятельности, практических упражнений и экспериментов, которые позволяют детям усваивать математические понятия на основе собственного опыта.
  • Сенсорная интеграция: использование различных сенсорных материалов (кинетический песок, гидрогель, природные материалы, тактильные доски, ароматические вещества и т. д.) для стимуляции сенсорных каналов и формирования целостных представлений о числе, размере, форме и объёме. Сенсорная интеграция позволяет детям с ОВЗ, более эффективно усваивать математические понятия и развивать сенсомоторные навыки.
  • Нетрадиционные методы: применение инновационных методов обучения ФЭМП, таких как «Математика в движении» (интеграция математических понятий в физическую активность), «Сенсорная математика» (использование сенсорных материалов для формирования математических представлений), «Музыкальная математика» (изучение ритма, последовательности и пропорций с помощью музыки) и «Театрализованная математика» (инсценировка математических задач и ситуаций). Эти методы позволяют сделать процесс обучения более увлекательным, эмоциональным и запоминающимся для всех детей, а также способствуют развитию их творческих способностей и креативного мышления.

Новизна моей практики заключается в создании целостной и гибкой системы обучения математике, которая сочетает в себе лучшие элементы традиционных и инновационных методик, учитывает индивидуальные особенности и образовательные потребности детей с ОВЗ и направлена на их полноценное включение в общий образовательный процесс.

Эта система включает в себя:

  • Разработку авторских конспектов занятий, адаптированных для детей с ОВЗ.
  • Создание коллекции дидактических игр и пособий, стимулирующих сенсорное восприятие и развитие математических навыков.
  • Разработка системы оценки прогресса детей с ограниченными возможностями здоровья, основанной на наблюдении за их деятельностью в естественной среде и использовании индивидуальных критериев оценки.

2. За время работы с использованием этой методики я наблюдаю следующие значительные улучшения:

  • Заметное повышение уровня сформированности ФЭМП у детей с ОВЗ;
  • Значительное повышение мотивации к обучению у детей с ОВЗ;
  • Улучшение социальной адаптации детей с ОВЗ.

3. Структура презентации практики:

Направления (содержание) (в соответствии с задачами)

Технологии (в соответствии с содержанием)

Результат (в соответствии с задачами)

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, способствующих их комплексному развитию, успешной социализации и интеграции в общество.

Глубокая индивидуализация, безусловное применение инклюзивных технологий, активный деятельностный подход, обогащающая сенсорная интеграция, инновационные нетрадиционные методы обучения (математика в движении, сенсорная математика, музыкальная математика, театрализованная математика).

Повышение уровня сформированности ФЭМП, значительное повышение мотивации к обучению, улучшение социальной адаптации, формирование положительной самооценки и уверенности в себе.

Задача 1: Развитие представлений о числе и количестве, формирование умения считать в пределах 10 и сравнивать группы предметов по количеству.

Использование дидактических игр с применением сенсорных материалов (кинетический песок, гидрогель, природные материалы), создание карточек с цифрами и предметными картинками, использование счётных палочек, написание и чтение математических сказок, решение проблемных ситуаций, требующих применения знаний о числе и количестве, организация математических игр и эстафет.

Умение считать в пределах 10, сравнивать группы предметов по количеству, устанавливать соответствие между числом и количеством, решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, использовать математические знания в повседневной жизни.

Задача 2: Формирование представлений о форме, размере и объёме, развитие умения различать и называть основные геометрические фигуры и сравнивать предметы по этим признакам.

Использование объёмных геометрических фигур (шар, куб, цилиндр, конус, пирамида), сенсорных коробок с различными предметами разной формы, размера и объёма, организация дидактических игр на классификацию и обобщение по форме, размеру и объёму, проведение упражнений на ориентировку в пространстве с использованием геометрических фигур, создание аппликаций и рисунков из геометрических фигур.

Умение различать и называть основные геометрические фигуры, сравнивать предметы по размеру и объёму, ориентироваться в пространстве, создавать простые изображения из геометрических фигур, использовать знания о форме, размере и объёме в практической деятельности.

Задача 3: Развитие представлений о времени и пространстве, формирование умения ориентироваться во времени суток, временах года и пространстве.

Использование календаря, часов, дидактических игр на определение времени суток, времён года, дней недели и месяцев, проведение упражнений на ориентировку на листе бумаги, в группе и в окружающем пространстве с использованием различных ориентиров, чтение и обсуждение сказок и рассказов о времени и пространстве, организация игр и эстафет на ориентировку в пространстве.

Умение определять время суток, времена года, дни недели и месяцы, ориентироваться на листе бумаги, в группе и в окружающем пространстве, понимать и использовать предлоги, обозначающие пространственные отношения, применять знания о времени и пространстве в повседневной жизни.

Задача 4: Активизация познавательной деятельности, развитие интереса к математике и формирование положительного отношения к учебной деятельности.

Использование инновационных нетрадиционных методов (математика в движении, сенсорная математика, музыкальная математика, театрализованная математика), создание проблемных ситуаций, требующих применения математических знаний, поощрение самостоятельной деятельности детей, использование ИКТ (интерактивные игры, презентации, обучающие видео), организация математических праздников и конкурсов.

Повышение мотивации к обучению, активизация познавательной деятельности, развитие творческих способностей, формирование положительной самооценки и уверенности в себе, проявление инициативы и самостоятельности при решении математических задач, развитие умения работать в команде и оказывать помощь друг другу.

Учитель-дефектолог Семенова Анна Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский конкурс «Воспитатели России». Номинация: «Лучший профессионал образовательной организации».

Эссе "Я - музыкальный руководитель". Работа музыкального руководителя - это постоянный творческий процесс, в центре которого находится ребенок. Музыкальная деятельность как процесс познания музыкально...

Моё lll место!!! В региональном этапе III Всероссийского конкурса «Воспитатели России» Номинация «Лучший молодой воспитатель образовательной организации «Молодые профессионалы»

Мне очень интересно участвовать в различных конкурсах.  Я творческий человек и всегда стремлюсь вперёд. Меня интересует опыт других педагогов, чтобы достичь новой точки в профессиональном росте и...

Конкурсные материалы Третьего Всероссийского конкурса "Воспитатели России", номинация "Лучший профессионал образовательной организации". Общая информация

Согласно Положению о конкурсе, здесь размещена общая информация о участнике конкурса: ФИО, образование, профессиональная карьера, стаж, наличие наград, наименование образовательной организации, ...

Конкурсные материалы Третьего Всероссийского конкурса "Воспитатели России", номинация "Лучший профессионал образовательной организации". Описание

Согласно Положению, необходимо было ответить кратко, точно и конкретно на несколько вопросов, а так же описать суть своего педагогического подхода, показать и доказать на практике эффективность...

VI Всероссийский конкурс «Воспитатели России» Номинация: «Лучший молодой воспитатель образовательной организации «Молодые профессионалы»

Современный ритм жизни требует от педагога постоянного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Педагог может называться педагогом с большой буквы, только если сам постоянн...

VI Всероссийский конкурс «Воспитатели России» номинация «Лучший воспитатель образовательной организации «Верность профессии»

Уже в детстве я была уверена, что буду педагогом,  я нашла себя и свое призвание – быть воспитателем.  Выбранная мною профессия, заставляет меня все время двигаться вперед, искат...

Материалы для участия в Всероссийской конкурсе "Воспитатели России". Номинация «Лучший воспитатель образовательной организации. «Верность профессии»

Актуальные изменения в дошкольном образовании будут происходить, если воспитатели и специалисты ДОУ будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. В этой связи особое значение п...