Консультация «Ранняя диагностика неблагополучия – залог успеха в работе с семьёй"
консультация
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Петрова Татьяна Федоровна
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 52»
г.о.г. Арзамас, Нижегородская область
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ –
ЗАЛОГ УСПЕХА В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ»
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
(Л.Н.Толстой)
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Но всякая ли семья способна на это? Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями. Неблагополучные же семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны педагога. В зависимости от характера проблем педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей – одна из главных задач педагогов.
На формирование неблагополучия в семье оказывают влияние следующие факторы:
- Социально-экономические. Семьи с низким материальным положением, находящиеся за чертой бедности, по разным причинам: безработица, низкая зарплата, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, неумение строить бюджет семьи. Сверхвысокие доходы также являются фактором риска.
- Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами).
- Социально-демографические (неполная, одно- или многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями). Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями, и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом, и одинокого человека с комплексом неполноценности: уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки. Семья многодетная может вырастить не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек. Семьи со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.
- Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями). Семья с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи, причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте, может стать причиной ухода от благотворного влияния семьи и школы.
- Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители); Семьи с низкой педагогической культурой родителей, в которых допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми. В таких семьях присутствует жестокое обращение с детьми, оказывается отрицательное влияние на поведение ребенка в силу каких-то причин: нервозность родителей из-за бедственного материального положения, безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей, их неуживчивость со сверстниками и педагогами. Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, Одни родители считают своей главной задачей обеспечить детям материальные условия существования. Другие ведут аморальный образ жизни (страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, беспорядочные половые связи). Семьи умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи. Это те семьи, в которых родители не исполняют своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению ребенка по разным причинам: разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.
Говорить о ребенке в неблагополучной семье, значит, говорить о том:
- какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;
- как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты;
- как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпение, превращать семью в неблагополучную, а последнее, в свою очередь, может еще больше усугубить психическое состояние ребенка;
- что должны, хотя бы в общих чертах, предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он - то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.
Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Целесообразно педагогам составлять социально-педагогические характеристики детей. Выявлять социально-бытовые условия проживания семьи, материальное положение, состав, эмоционально-нравственный климат, методы и приемы воздействия взрослых на детей, режим дня ребенка, семейный досуг, образовательный уровень родителей (в частности уровень педагогической культуры), их возраст и профессию. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Педагогам необходимо обращать внимание на внешний вид ребенка, на его поведение.
Характерными признаками внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, являются:
- утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
- привлечение внимания любым способом;
- чрезмерная потребность в ласке;
- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в обучении.
Признаки физического насилия в семье:
- боязливость ребенка;
- выраженный страх перед взрослыми, проявление тревоги в форме тиков, сосании пальца, раскачивания;
- боязнь идти домой;
- жестокое обращение с животными;
- стремление скрыть причину травм.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей необходимо повышать педагогическую грамотность родителей, включать их в деятельность образовательной организации. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Приемы работы с неблагополучными семьями
- Убеждение - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка.
- Моральная поддержка – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным.
- Вовлечение в интересную деятельности - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы.
- Готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях.
- Нравственные упражнения по формированию нравственных качеств.
Рекомендации по работе с неблагополучными семьями
- Неблагополучные, «трудные родители» требуют особого подхода при общении с ними. Искусству общения с такими родителями нужно учиться, проявляя максимум такта, терпения, знаний.
- Не рискуйте при проведении домашнего визита в семью алкоголиков, наркоманов. Это может быть опасно. Пригласите с собой представителя родительского комитета, психолога, членов комиссии по охране детства.
- Своевременно информируйте заинтересованных ответственных лиц о фактах неблагополучия ребёнка в семье, нарушениях родителями его прав.
- Индивидуальные формы работы наиболее эффективны при общении с данным контингентом родителей.
- Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное общение при встрече, а также упрёки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создастся психологический барьер, из-за чего человек не сможет адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.
- В ситуации, угрожающей жизни и здоровью ребёнка, необходимо немедленно принять меры по ограждению его от негативного воздействия родителей, вплоть до лишения родительских прав.
Однако следует помнить, что нельзя делать выводы по одному показателю. Только комплексное изучение семьи поможет увидеть реальную картину происходящего.
Предварительный просмотр:
Петрова Татьяна Федоровна
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 52»
г.о.г. Арзамас, Нижегородская область
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ –
ЗАЛОГ УСПЕХА В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ»
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
(Л.Н.Толстой)
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Но всякая ли семья способна на это? Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями. Неблагополучные же семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны педагога. В зависимости от характера проблем педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей – одна из главных задач педагогов.
На формирование неблагополучия в семье оказывают влияние следующие факторы:
- Социально-экономические. Семьи с низким материальным положением, находящиеся за чертой бедности, по разным причинам: безработица, низкая зарплата, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, неумение строить бюджет семьи. Сверхвысокие доходы также являются фактором риска.
- Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами).
- Социально-демографические (неполная, одно- или многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями). Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями, и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом, и одинокого человека с комплексом неполноценности: уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки. Семья многодетная может вырастить не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек. Семьи со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.
- Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями). Семья с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи, причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте, может стать причиной ухода от благотворного влияния семьи и школы.
- Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители); Семьи с низкой педагогической культурой родителей, в которых допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми. В таких семьях присутствует жестокое обращение с детьми, оказывается отрицательное влияние на поведение ребенка в силу каких-то причин: нервозность родителей из-за бедственного материального положения, безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей, их неуживчивость со сверстниками и педагогами. Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, Одни родители считают своей главной задачей обеспечить детям материальные условия существования. Другие ведут аморальный образ жизни (страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, беспорядочные половые связи). Семьи умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи. Это те семьи, в которых родители не исполняют своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению ребенка по разным причинам: разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.
Говорить о ребенке в неблагополучной семье, значит, говорить о том:
- какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;
- как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты;
- как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпение, превращать семью в неблагополучную, а последнее, в свою очередь, может еще больше усугубить психическое состояние ребенка;
- что должны, хотя бы в общих чертах, предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он - то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.
Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Целесообразно педагогам составлять социально-педагогические характеристики детей. Выявлять социально-бытовые условия проживания семьи, материальное положение, состав, эмоционально-нравственный климат, методы и приемы воздействия взрослых на детей, режим дня ребенка, семейный досуг, образовательный уровень родителей (в частности уровень педагогической культуры), их возраст и профессию. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.
Педагогам необходимо обращать внимание на внешний вид ребенка, на его поведение.
Характерными признаками внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, являются:
- утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
- привлечение внимания любым способом;
- чрезмерная потребность в ласке;
- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в обучении.
Признаки физического насилия в семье:
- боязливость ребенка;
- выраженный страх перед взрослыми, проявление тревоги в форме тиков, сосании пальца, раскачивания;
- боязнь идти домой;
- жестокое обращение с животными;
- стремление скрыть причину травм.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей необходимо повышать педагогическую грамотность родителей, включать их в деятельность образовательной организации. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Приемы работы с неблагополучными семьями
- Убеждение - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка.
- Моральная поддержка – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным.
- Вовлечение в интересную деятельности - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы.
- Готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях.
- Нравственные упражнения по формированию нравственных качеств.
Рекомендации по работе с неблагополучными семьями
- Неблагополучные, «трудные родители» требуют особого подхода при общении с ними. Искусству общения с такими родителями нужно учиться, проявляя максимум такта, терпения, знаний.
- Не рискуйте при проведении домашнего визита в семью алкоголиков, наркоманов. Это может быть опасно. Пригласите с собой представителя родительского комитета, психолога, членов комиссии по охране детства.
- Своевременно информируйте заинтересованных ответственных лиц о фактах неблагополучия ребёнка в семье, нарушениях родителями его прав.
- Индивидуальные формы работы наиболее эффективны при общении с данным контингентом родителей.
- Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное общение при встрече, а также упрёки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создастся психологический барьер, из-за чего человек не сможет адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.
- В ситуации, угрожающей жизни и здоровью ребёнка, необходимо немедленно принять меры по ограждению его от негативного воздействия родителей, вплоть до лишения родительских прав.
Однако следует помнить, что нельзя делать выводы по одному показателю. Только комплексное изучение семьи поможет увидеть реальную картину происходящего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для педагогов «Здоровье педагога- залог успеха в работе!»
Семинар практикум для педагогов...

Консультация "Правильная речь ребенка - залог успеха"
Подготовка ребенка к успешному обучению в школе ....

«Ранняя диагностика как первый этап в работе с детьми раннего возраста в доречевой период»
Проводимое исследование было направлено на проверку ГИПОТЕЗЫ: чем раньше диагностируется отставание в развитии, тем больше вероятность того что дальнейшая коррекционно- восстановительная работа даст п...

«Взаимодействие логопеда и родителей – залог успеха коррекционной работы»
В материале представлена модель взаимодействия родителей и учителя-логопеда в системе коррекционно-логопедической работу ДОУ в условиях логопункта....
Ранняя диагностика неблагополучия как залог успеха работы с семьей
Консультация для педагогов "Ранняя диагностика неблагополучия как залог успеха работы с семьей"...

"Психологическое здоровье педагога - залог успеха в работе"
Предлагаю вашему вниманию консультацию "Психологическое здоровье педагога- залог успеха в работе"....

Консультация для родителей «Вежливость- залог успеха».
Обратить внимание родителей на повышение значимости вежливости детей....