«Ранняя диагностика как первый этап в работе с детьми раннего возраста в доречевой период»
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Акишина Наталья Петровна

Проводимое исследование было направлено на проверку ГИПОТЕЗЫ: чем раньше диагностируется отставание в развитии, тем больше вероятность того что дальнейшая коррекционно- восстановительная работа даст положительные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kvalifikatsionnaya_rabota.ppt579 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Ранняя диагностика как первый этап в работе с детьми раннего возраста в доречевой период.»

Слайд 2

ОБЪЕКТОМ исследования являются дети первого года жизни воспитывающиеся в условиях дома ребенка. ПРЕДМЕТОМ исследования выступают процессы доречевого развития детей раннего возраста. ЦЕЛЬ работы – определить параметры доречевого и психического развития детей на первом году жизни Выработать схему доречевого и психического развития младенцев, апробировать ее на практике. Проводимое исследование было направлено на проверку ГИПОТЕЗЫ: чем раньше диагностируется отставание в развитии, тем больше вероятность того что дальнейшая коррекционно- восстановительная работа даст положительные результаты.

Слайд 3

Задачи: Методы: 1. Проанализировать психологическую, дефектологическую и медицинскую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить особенности развития детей раннего возраста с нарушениями. 3. Определить основные направления и содержание коррекционной работы по развитию детей раннего возраста с нарушениями развития. 4. Разработать планы индивидуальной работы с детьми раннего возраста, имеющими нарушения развития. 5. Определить основные этапы коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. 1. Метод изучения теоретических источников по проблеме исследования. 2. Педагогический эксперимент. 3. Количественный и качественный анализ результатов исследования .

Слайд 4

База исследования: Бюджетное учреждение Урайский дом ребенка

Слайд 5

Содержание ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………… I . ГЛАВА : РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ОДНОГО ГОДА …………………………………………………………………………………….. I .1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА В ДОРЕЧЕВОЙ ПЕРИОД ………………………………………………………………………………… I .2. ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ………………………………………………….. I .2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАК ВАЖНОЕ ЗВЕНО В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ………………………………………………………………………... II . ГЛАВА : Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка II .1 Содержание индивидуальных программ развития детей раннего возраста воспитывающихся в доме ребенка. II . 2 . Этапы коррекционно-педагогической работы. III ГЛАВА : ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ. III .1. ОЦЕНОЧНЫЕ ПАРАМЕТРЫ УРОВНЯ ДОРЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ ( ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА) …………………… III .2. Виды индивидуальных коррекционных программ. ( образцы адаптационной, профилактической и коррекционно-развивающей программы) III .3 Вариативная система работы с детьми раннего возраста в доречевой период ( экспериментальная разработка) ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….

Слайд 6

Человеческое дитя – самое беспомощное из всех новорожденных в нашем мире. Но одновременно в нем заложена великая сила разума, чувств, которые , восполняя физическую беспомощность, выводят человека на высшую ступень эволюции. Именно первый год жизни особенно важен для становления ребенка. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок – к семи месяцам масса мозга удваивается, а к полутора годам утраивается. Ничего подобного в дальнейшем уже не повторится.

Слайд 7

Раннее детство – наиболее значимый этап с точки зрения психолого – педагогического воздействия. В связи с этим исключительно важное значение приобретает более ранняя диагностика психомоторного и доречевого развития . В случае поврежденного или дефицитарного развития ребенка ранняя диагностика дает возможность максимально раннего начала коррекционно – педагогической работы, что является залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, коррекции первично нарушенных психических и моторных функций при обратимых дефектах, профилактики вторичных отклонений в развитии .

Слайд 8

Проблема комплексной оценки уровня доречевого развития ребенка и ранней коррекции в последнее время все больше привлекает внимание ученых и практиков. Это особенно важно для своевременной диагностики речевых отклонений, т.к. позволяет повысить эффективность коррекционной работы по преодолению речевых нарушений.

Слайд 9

Диагностика играет ведущую роль в решении вопросов лечения , прогноза и консультирования. На основе анализа специфики аномального развития, учета локализации и распространенности поражения центральной нервной системы можно ориентироваться в структуре дефекта. Важной задачей диагностики является установление структуры ведущего нарушения развития , вторично связанных с ним отклонений в развитии с учетом локализации и механизмов нарушений центральной нервной системы.

Слайд 10

Диагностическое обследование с упорядоченной фиксацией результатов служит базисом для организации командной работы специалистов, так как оно позволяет не только выявить отклонения от нормативных показателей, но и проследить взаимосвязь между формированием отдельных функциональных областей развития. Таким образом координация работы специалистов различного профиля происходит с учетом индивидуальных специфических нарушений у ребенка, позволяет прогнозировать дальнейший план действий, служит основой для определения содержания, форм и методов «раннего обучения».

Слайд 11

В результате исследования удалось обобщить полученные результаты в виде оценочных параметров уровня доречевого и психического развития детей на первом году жизни. Эта экспериментальная разработка была успешно апробирована в течении трех лет. Описана ее практическая реализация, составлена карта доречевого развития ребенка первого года жизни.

Слайд 12

Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни, воспитывающимися в доме ребенка, является составной частью комплексной реабилитационной медико-педагогической работы в детском учреждении. Реабилитационная работа помимо коррекционных мероприятий предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, водные процедуры, проведение общеразвивающих и музыкальных занятий, тщательный уход, закаливание и правильно организованный режим жизни детей.

Слайд 13

. Целенаправленное комплексное воздействие в условиях дома ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя, на реализацию потребности ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого, а позднее - в сотрудничестве с ним. Ребенок, обучение которого, вследствие задержки в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их будут организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.

Слайд 14

Тщательно разработанная индивидуальная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребенок с проблемами в развитии. Хорошая программа та, которая дает малышу возможность продвинуться вперед и добиться успеха. Слишком трудная программа не позволит малышу проявить себя. Слишком легкая не будет стимулировать его психическую активность. Программа должна основываться на анализе данных из истории развития ребенка

Слайд 15

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТРОЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Первый этап. Проведите психолого-педагогическое обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка, проанализируйте историю его развития. Сопоставьте все полученные данные. Запишите их в виде заключения. * Второй этап. Определите приоритетную задачу индивидуальной программы ребенка. * Третий этап. Проанализируйте, что малыш может делать, а чего еще не умеет. * Четвертый этап. Решите, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закрепить на занятиях и в бодрствовании. * Пятый этап. Определите, какие задачи будут реализованы на занятиях у дефектолога, а какие - на занятиях у воспитателя. * Шестой этап. Разделите каждое умение на составляющие его действия. Помните, все новое нужно вводить постепенно, двигаться маленькими шажками, чтобы ребенок был в состоянии это новое освоить. * Седьмой этап. После того как ребенок овладел одной из задач программы, внесите в нее изменения и дополнения.

Слайд 16

Процесс разработки индивидуальной программы открывает большие возможности для творческого поиска педагога. Ни одно методическое пособие не может точно учесть все потребности конкретного ребенка. Не следуйте слепо указаниям, думайте, наблюдайте за детьми, анализируйте составленные вами программы. Помните, что хорошо построенная и тщательно выполненная программа поможет малышу с ранним отставанием в развитии продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без коррекционной помощи.

Слайд 17

спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на окружной методической недели по вопросам дошкольного воспитания «Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в летний период»

Я хочу представить Вашему вниманию опыт работы по применению элементов песочной игротерапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

Методическая разработка для педагогов. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В работе представлены этапы формирования речевого дыхания с использованием методов БОС-дыхания. Разработны игры и игровые упражнения для постановки речевого дыхания у дошкольников....

Образовательная и оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в летний период на тематических площадках

Статья поможет правильно организовать образовательную работу в летний период....

Перспективное планирование работы с детьми старшего возраста на летний период

Перспективный план работы с детьми на летний период(июнь, июль). Цели и задачи работы,подвижные и дидактические игры, работа с родителями и чтение художественной литературы....

Рекомендации педагогам для работы с детьми младшего возраста в адаптационный период с разным типом темперамента

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь...

Рекомендации педагогам для работы с детьми среднего возраста в адаптационный период

Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и другими воспитанниками...