Мастер- класс Тема: Приемы формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Мастер- класс
Тема: Приемы формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.
План рассадки: за столами по четыре человека, на столах наклеены геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб)
Текст | Оборудование | № слайда |
– Здравствуйте, коллеги! Мы приветствуем вас на мастер- классе, где рассмотрим приемы формирования функциональной грамотности у дошкольников. – Геометрические фигуры, которые вы получили при регистрации, обозначают ваше рабочее место за столом. -Работать мы сегодня будем как в командах, так и в парах по плечу. Например, пара по плечу у меня сегодня …. – Что значит работать в команде? Работа в команде строится на следующих принципах: – Индивидуальная ответственность( ладонь на грудь) – Равное участие (руки на плечи соседям) – одновременное взаимодействие (пожать руку соседу) – позитивная взаимозависимость ( палец вверх и руки в замок) – как только ваша команда заканчивает свою работу вы хлопаете в ладоши один раз, руки над головой. – Поднимите правую руку вверх. – Поаплодируйте. – у всех получилось? – А теперь поаплодируйте с соседом. – Получилось. (да) Только совместными усилиями и только когда мы едины, мы можем достичь успеха. – Сегодня вам всем придется помолодеть на несколько лет, чтобы представить себя теми, кого вы сами обучаете каждый день, т.е представить себя вашими воспитанниками. Сегодня вы узнали много новой информации о формировании предпосылок функциональной грамотности. Сейчас на примерах рассмотрим, как это реализовать на практике. И первым рассмотрим читательскую грамотность. | Карточки на столы, жетоны фигур с номерами | 1 2 |
Прием «Не сплошной текст» Что значит не сплошной текст? Книга, статья в газете – это какой текст? (сплошной) Афиша, чек, билет? (не сплошной) Сейчас мы покажем, как с помощью приема не сплошного текста можно формировать читательскую, математическую и естественно-научную грамотность. – Ребята, мы прочитали с вами сказку «Заюшкина избушка». -Кто герои этой сказки? -Что случилось там с зайцем? -Правильно ли поступила лиса? Один работает у доски Перед вами два столбика- это положительные качества лисы и зайца. Теперь назовите по одному положительному качеству лисы и зайца и закрасьте по одной клеточке. Назовите еще И тд – Чей столбик у нас получился выше? – Какой вывод мы можем сделать. Таким образом, мы создали столбиковую диаграмму положительных качеств героев, по такому же принципу можем сравнить и отрицательные качества. С помощью этого приема развиваем читательскую грамотность. Нужно помнить, что формируя читательскую грамотность мы не учить детей читать, а учим работать с текстом. | листы в крупную клетку, карандаши | 3 4 5 5 6 |
– Этот же прием «Не сплошной текст» поможет нам развивать математическую и естественно-научную грамотность. – Перед вами календарь. Найдите на календаре сегодняшнюю дату. (27 марта) – Какое число будет через три дня, пять, семь. Найдите на календаре эту дату. – Какое число было два, четыре дня назад. – Через сколько дней суббота, воскресенье. – какое число будет через 20 дней? – Какой будет следующий месяц? | Календарь на слайде два месяца ноябрь-декабрь | 7 |
– Из каких частей состоят сутки? (утро, день, вечер, ночь) – Составьте в команде свой режим дня с помощью картинок. Команда, которая первой выполняет задание – громко хлопает в ладоши. | Карточки с таблицами, разбитыми на четыре времени суток, картинки с действиями, клей | 8 |
Работают два стола, остальные наблюдают – Вспомним сказку «Репка». – Перечислите главных героев. – Предлагаем пересказать сказку, начиная с треугольников в соответствии со схемой, добавляя по одному предложению. – Треугольники начинает: «Посадил дед репку»… - В работе с детьми можно это задание изменить и предложить детям сначала иллюстрации этапов сказки, а затем составить связный текст. - Сегодня вы узнали, что функциональная грамотность это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. И сейчас мы это посмотрим на примере. | Магнитная доска, карточки на магнитах | 9 |
– Мы изучили тему «Одежда», как же на примере этой темы можно формировать читательскую грамотность сейчас узнаем. - Какая бывает одежда? (сезонная, домашняя, парадная, нарядная и т.д.) – Каждая одежда требует особого ухода. А как узнать, какой уход нужен той или иной вещи? В этом нам помогают ярлыки на одежде пришитые производителем. – Посмотрите на обозначения, которые используются на одежде. Что они нам говорят? – Прочитайте, что обозначают следующие примеры ярлыков. | На слайде обозначения на бирках, на столах картинки с обозначениями, лист бумаги | 10 11 12 13 |
Мнемотаблицы. Следующий прием строится на принципе работы с мнемотаблицами. – У вас на столе карточки с изображением текста стихотворения. – Это известное вам стихотворение. Разложите картинки последовательно, согласно текста. Команда, выполнившая первой – аплодирует. Прочитайте, что у вас получилось. Проверим на экране. | картинки, по 8 на стол, 4 из них лишние | 14 |
15 | ||
Прием «Кубик –Рубик» – Теперь мы предлагаем вам немного подвигаться. Для этого встанем из-за столов и подвигаемся под музыку. Как только музыка останавливается, я подбрасываю кубик, какое число выпадает на кубике, по столько человек вы объединяетесь в команды и беретесь за руки и т.д. | Кубик, музыка | 17 |
– Теперь мы предлагаем вам встать в два круга Большой и малый лицом друг к другу. Найдите что у вас общее с тем, кто стоит напротив вас, проговорите это друг другу. Затем переходим на одного участника по часовой стрелке, сначала большой круг. – Теперь движется малый круг, и находим теперь различия в партнере напротив. | ||
Прием «Правда-ложь» – Перед вами три утверждения:
-На столе три карточки с обозначением номера утверждения. – Посовещайтесь в команде и определите, какое из трех высказываний является ложью? – Кто считает, что первое утверждение ложь, поднимите карточку с номером утверждения. –Поаплодируйте всем, кто не выбрал это утверждение, потому что оно верное. –Кто считает, что второе утверждение ложь, поднимите карточку под номером два –Поаплодируйте тем кто так не считает, потому что это тоже правда. – Кто считает, что третье утверждение ложь поднимите карточку с номером три. И теперь я аплодирую вам, и все остальные присоединяются, потому что это действительно ложь. – Теперь посмотрим, как этот прием развивает естественно-научную грамотность у детей. – Предлагаем три утверждения: – Воздух имеет вес. – Вода легче воздуха. – Вода может иметь форму. Дальше все по тому же принципу. Выбираем номер карточки, поднимаем, аплодируем. | Три карточки с номерами | 18 19 |
– Таким образом, мы показали как с помощью нескольких приемов можно формировать различные компоненты функциональной грамотности дошкольников. | ||
– И в завершении, поделитесь своими впечатлениями с соседом по плечу по принципу «Раньше я думал, что функциональная грамотность…. Теперь я думаю, что функциональная грамоность…..». – Есть ли желающие поделиться своим мнением со всеми….. Спасибо за внимание! Благодарим за продуктивную работу! | 21 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для педагогов "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
Мастер - класс для воспитателей, направленный на привитие у детей дошкольного возраста финансовой грамотности...

Лэпбук - инновационная технология по формированию функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.
В статье представлен опыт работы воспитателя по систематизации и закреплению детьми полученных начальных математических знаний через использование технологии Лепбук....
Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Использование предложенных матриц позволит педагогу организовать воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста по формированию у них предпосылок функциональной грамотности таким ...

Формирование функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Данный материал представляет собой доклад на педагогическом совете и освещает основные вопросы формирования функциональной грамотности у дошкольников....

Мастер класс с педагогами "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов дошкольного образования, в сфере использования различных методов, приемов, техник работы с детьми дошкольного возраста по финансовой грам...

Мастер класс для родителей «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
В рамках IV Краевого семейного финансового фестиваля12 октября с целью педагогического просвещения родителей по вопросам формирования основ финансовой грамотности, в сфере использования различных...

