Ранняя профориентация дошкольников, реализующаяся посредством проектной деятельности "Все работы хороши, выбирай на вкус"
статья (подготовительная группа)

Кипрова Алена Владимировна

В статье проанализирован опыт работы педагогов по ранней профориентации в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста. Авторами педагогами -  ДОУ реализован проек который включает в себя работу по трем направлениям: приближение детей к труду взрослых, ознакомление с профессиями и совместную деятельность с семьями воспитанников по теме проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiprova_statya.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, РЕАЛИЗУЮЩАЯСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ, ВЫБИРАЙ НА ВКУС!».                                    

А.В.Кипрова, Е.В.Кононова                                                                                                 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка - детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска

г.Лесосибирск, Россия

В статье проанализирован опыт работы педагогов по ранней профориентации в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста, авторами – педагогами ДОУ реализован проект, который включает в себя работу по трем направлениям: приближение детей к труду взрослых, ознакомление с профессиями и совместную деятельность с семьями воспитанников по теме проекта.

Ключевые слова: ранняя профориентация, мир профессий, ознакомление с трудом, уважение к труду, образовательный процесс, инновационные технологии, проектная деятельность.

The article analyzes the experience of teachers in early career guidance in preschool institutions with children of senior preschool age. The authors, teachers of preschool institutions, have implemented a project that includes work in three areas: bringing children closer to adult work, familiarizing them with professions, and collaborating with the families of students on the project topic.

Keywords: early career guidance, world of professions, familiarization with work, respect for work, educational process, innovative technologies, and project activities.

Дошкольное детство является важнейшим периодом развития человека. Формирование у дошкольников позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ финансовой грамотности, элементарного бытового труда в помещении и на улице – все это складывает первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируется представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа и др.), о доходах (заработная плата и др.) и расходах, о денежных знаках. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются такие качества как бережливость, трудолюбие, деловитость.

Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.

Идея данного проекта возникла на утреннем круге, в ходе беседы «Профессии родителей». Дети рассказывали о профессиях родителей и плавно перешли на тему «Кем хочу быть я». Было много споров: какая профессия лучше? Выслушав доводы детей, возникла идея создания данного проекта, поскольку углубленное изучение профессий через игровые ситуации, доклады, беседы, сюжетно-ролевые игры. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех человека.

Наш проект по ранней профориентации «Все работы хороши, выбирай на вкус!» основан на идее, что профессиональный выбор должен быть добровольным и основываться на личных предпочтениях и интересах.

Реализуя данный проект, мы стремились создать условия для расширения представлений детей старшего дошкольного возраста о разнообразии профессий. Достижению этой цели нам помогло решение следующих задач: расширить и обобщить представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях; привлечь внимание детей к проблеме будущего выбора профессии; развивать творческое воображение, умение детей самостоятельно задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца; способствовать обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности; продолжать воспитывать у детей уважение к людям различных профессий, воспитывать интерес к труду и желание трудиться.

Педагогами были описаны ожидаемые результаты проекта, которые нашли свое отражение в результатах проекта. В процессе реализации проекта педагогами были использованы различные педагогические технологии:

- технология проектной деятельности. Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования;

- технология организации сюжетно-ролевых игр. Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации;

- технология интегрированного обучения. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей;

- информационно-коммуникационные технологии. В детском саду на данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбук, принтер, магнитофон.

К ресурсам, необходимым для реализации проекта относятся: (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Реализуя данный проект важно придерживаться следующих принципов:

- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

- Учитывать инициативу детей, их желание, интерес к текущему событию.

- Определить педагогическую цель и поставить задачи для достижения планируемого результата.

- Учиться изменять, интегрировать, творить, идти за интересом ребенка. Не диктовать, а гибко реагировать на ситуацию, настроение и интерес детей. Не навязывать, а мотивировать, создавать условия для возникновения внутренней потребности, что - либо, делать.

- При использовании методов и приемов, учитывать основные компоненты режима дня.

Основные мероприятия проекта можно разделить на несколько этапов:  

  1. Подбор и изучение технологий, методов, форм и приемов работы с детьми и родителями.
  2. Составление плана мероприятий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса в рамках проекта «Все работы хороши, выбирай на вкус!».
  3. Применение технологии дифференцированного взаимодействия, учитывающей последовательность включения родителей в образовательный процесс.
  4. Пополнение и обогащение среды группы в соответствии с темой проекта.
  5. Подбор познавательной и художественной литературы, подбор материала для оформления уголка по ранней профориентации, консультаций для родителей.

Содержательный этап проекта включал в себя разнообразную деятельность и подробно представлен в Таблице 1.

Таблица 1.

Деятельность педагогов

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность     с родителями

Подбор методической литературы, дидактических игр, иллюстраций

Запуск проекта «Все работы хороши выбирай на вкус!».

Консультация «Все профессии нужны, все профессии важны».

Привлечение внимания родителей к теме проекта

Оформление плаката – паутинки «Все работы хороши выбирай на вкус!»

Консультация для родителей «Технология «Паутинка» в ДОУ»

Беседа  с детьми на тему «Правила опрятности и аккуратности»

Доклад «Профессия – парикмахер»

Подготовка доклада «Профессия «Парикмахер»

Помощь в организации мероприятия

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Организация ППРС в группе.

Беседа с детьми о рекламе

Конкурс «Лучшая вывеска для парикмахерской»

Организация выставки «Деньги группы «Солнышко»

Беседа с детьми «Деньги и заработная плата»

Создание плейлиста и альбома – салона красоты «Сердце звезды»

Консультация «Дети и деньги»

Организация ППРС

Доклад «Профессия -музыкант»

Подготовка доклада «Профессия музыкант»

Помощь в организации мероприятия

Игра «Угадай мелодию»

Консультация «Музыкальные игры в семье»

Беседа «Труд пожарных»

Доклад «Профессия – пожарный»

Подготовка доклада «Профессия – пожарный»

Помощь в мероприятии

Сюжетно-ролевая игра «Мы – пожарные»

Организация ППРС

Игры «Собери картинки»,

«Что нужно пожарному»

П/и «Пожарная сигнализация»

Изготовление игр;

Беседа о правилах поведения на территории детского сада

«Пожарная машина – в гостях у ребят»

Видеоролик «Пожарная машина – в гостях у ребят»

Беседа «Робототехника в саду»

Доклад «Профессия –робототехник»

Подготовка доклада о профессии робототехника»

НОД «Роботы и их использование»

Конструирование роботов из неоформленного материала.

Консультация для родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста»

Беседа «Профессия учитель»

Игра «Школа»

Подготовка доклада «Профессия учитель»

Проведение целевой прогулки к педагогическому университету.

Показ сценки «Лучшая профессия – учитель»

Изготовление альбомов по теме проекта.

Беседа «Профессия – повар»

Выставка лучших домашних рецептов.

Подготовка доклада «Профессия повар»

Помощь в мероприятии «Мы готовим винегрет»

Мероприятие «Мы готовим винегрет»

Подготовка оборудования к приготовлению винегрета (фартуки, косынки, разделочные доски)

Подготовка к родительскому собранию

Сервировка для родителей «Наш лучший винегрет»

Родительское собрание «Начало учебного года»

Беседа «Мы кулинары»

и помощь в приготовлении булочек.

«Вкусные, румяные Булочки ванильные»

Альбом «Меню» для сюжетно-ролевой игры в кафе.

Создание условий, подготовка продуктов для выпечки хлеба в электрической хлебопечке.

Подготовка ингредиентов и выпекание хлеба в хлебопечи.

Рассказывание пословиц и поговорок.

Разучивание с детьми пословиц и поговорок.

Подготовка атрибутов к игре «Магазин»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Помощь родителей в изготовлении атрибутов для игры «Магазин»

Знакомство с профессией «Сотрудник ГИБДД»

Д/и по формированию безопасного поведения на улице и дороге

Организация встречи с сотрудниками ГИБДД»

Экскурсия в медицинский кабинет.

Беседа с детьми на тему «Важная профессия – врач»

Подготовка к итоговому событию - викторине  «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Викторина

«Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Подготовка детей к викторине.

Подготовка фотографий к заключительной части проекта.

Заполнение плана – паутинки фотографиями детей, по выполненной работе проекта.

Рассматривание и обсуждение с детьми итоговую работу.

Результаты реализации  проекта:

- Дошкольники расширили свои представления о многообразии профессий, знают, и называют большое количество профессий, могут составить описательный рассказ.

- Дети стали бережнее относиться к одежде игрушкам окружающим предметам, мебели, так как сформировалось ценностное отношение к собственному труду и труду взрослых.

- Дошкольники расширили сюжеты ролевых игр на основе имеющихся знаний о профессиях.

- Дети с удовольствием играют в игры, созданные совместно с родителями.

- Родители приняли активное участие в проекте, отметили его положительное влияние на развитие детско-родительских отношений. Выразили желание принимать участие в подобных мероприятиях.

   Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий необходимо строить с учетом современных образовательных технологий. Наиболее эффективной в реализации профориентационного направления является технология проектной деятельности. Работа по организации профориентации дошкольников в нашей группе по данному проекту принесла положительные результаты: дети стали более раскрепощенными и самостоятельными, знают и называют большее количество профессий, чем ранее. Они расширили свои представления о мире взрослых профессий, используя, в том числе формы, традиции народного фольклора: пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. Воспитанники в свободной деятельности широко применяют свои знания, используют для этой цели атрибуты и наряды.

                                    Список литературы:

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной

действительностью (старший возраст) / Москва 2002;

2. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. / М., 2013;

3. Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013.

№ 9; Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться.  / М., 2012;

4. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010;

5. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013;

6. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего

дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3;

7. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014; //

Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014;

8. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/149/7770/;

9. http://doshkolnik.ru/novosti-mira/3739-pianist.html.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного познавательно речевого занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшей группы на тему: "Все работы хороши-выбирай на вкус!"

Праздник день воспитателя детского сада отмечается 27 сентября – в день, когда был открыт первый в России детский сад – учреждение, где воспитатель является полномочным представителем ребенка, который...

Итоговое занятие в старшей группе "Все работы хороши- выбирай на вкус!" профориентация дошкольников

Уточнение и обобщение знаний о профессиях. Побуждение к совместной деятельности на основе использования информации, полученной на занятии....

Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста "Все работы хороши, выбирай на вкус!"

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...

Проектная деятельность "Все работы хороши, выбирай на вкус"

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та...

Презентация по профориентации «Все работы хороши- выбирай на вкус». Дидактический куб.

Данное дидактическое пособие предназначено для детей 3 – 7 лет для индивидуальной работы по «Профориентации» и для работы с малой подгруппой детей. Многофункциональность данного дида...