Статья : "Особенности экологического образования детей 5-7 лет"
методическая разработка (старшая группа)
Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, обеспечивающих ответственное отношение ребёнка к окружающей природной среде и здоровью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности экологического образования детей 5-7 лет
Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, обеспечивающих ответственное отношение ребёнка к окружающей природной среде и здоровью.
Экологическое образование дошкольников рассматривается в нескольких аспектах: как процесс обучения, воспитания, развития личности, накопления опыта, ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний, которые применяются в экологически грамотной деятельности и поведении в природе; как наука, изучающая закономерности экологического развития детей дошкольного возраста средствами природы в педагогическом процессе детского сада; как приобщение дошкольников к экологической культуре, в процессе которого происходит экологическое развитие ребёнка.
Развитие экологически воспитанной личности возможно при решении развивающих, образовательных, воспитательных задач в соответствии с возрастом детей. Первая задача подразумевает развитие умений познавательно-исследовательской деятельности детей. В старшем дошкольном возрасте - познавательного интереса детей, развитие умения осуществлять элементарную поисковую деятельность самостоятельно, высказывать предположения, эвристические суждения.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. В настоящее время наблюдается определённое противоречие между естественной потребностью ребёнка как живого существа в общении с природой и отчуждением его от природы, что осложняет процесс экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством экологизации развивающей предметной среды.
В старших группах следует продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), совершенствовать координацию руки и глаза, закреплять знание эталонов - все эти программные задачи можно осуществить с помощью труда в природе и живом уголке группы.
В старшем дошкольном возрасте у детей имеется ряд особенностей, которые непременно должны учитываться при работе с детьми по экологическому образованию:
- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
- до конца осваиваются сенсорные эталоны;
- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
- с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.
Особенностями экологического образования детей старшего дошкольного возраста являются:
- активная деятельность старших дошкольников на осознанное сохранение природы;
- гуманно- ценностное отношение к природе;
- любовь к растительному и животному миру;
- формирование экологических знаний, культуры и отношения к природе.
Одной из задач экологического образования является формирование детского представления о личности не как о хозяине, завоевателе природы, а как о части природы, которая зависит от неё. Необходимо искоренить потребительское отношение к природе.
Результатом экологического образования является экологическая культура личности. Составная экологическая культура личности дошкольника – это знания о природе и их экологической ориентации, умении использовать их в реальной жизни, в поведении, в различных мероприятиях (играх, работе, жизни).
Формирование экологически образованного человека в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих проблем:
1. Формирование элементов экологического сознания среди детей. Владение детьми элементами экологического сознания определяется содержанием и природой (степенью сложности) знаний о природе. Это должно быть знание экологического содержания, отражающее ведущую связь природных явлений.
2. Формирование практических навыков и способностей у дошкольников в различных видах деятельности в природе. Хотя деятельность дошкольников должна носить экологический характер. В ходе реальной деятельности в природе (забота о животных и растениях в углу природы и на месте) дети учатся навыкам создания условий, близких к естественным для животных и растений, с учётом их потребностей. Важно умение детей предвидеть последствия негативных действий, правильно вести себя в природе. Именно развитие дошкольников практических навыков и способностей делает отношение к природе не созерцательным, а сознательным.
3. Воспитание гуманного отношения к природе. Гуманное, познавательное, эстетическое отношение к природе тесно связано с содержанием знаний, освоенных ребёнком. Знание экологического содержания регулирует и направляет поведение и деятельность дошкольников в природе.
Особое место в формировании правильного отношения к природе занимает знание законов природы, доступных для понимания детей. Развитие осторожного отношения к природе тесно связано со специальной организацией педагогического процесса. Основанной на моральном и позитивном опыте ребёнка в жизненных ситуациях, прогулках, экскурсиях, занятиях и т. д. Воспитатель должен уметь вызывать сострадание к живому существу у детей, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от контакта с природой, гордость за правильное действие, удовольствие от хорошо выполненного задания.
Не менее важно научить детей оценивать свои действия и действия сверстников, взрослых в процессе общения с природой. Дошкольное детство является фундаментальным этапом формирования основ экологического образования. Так как именно в этот период ребёнок проявляет огромный интерес к миру природы, а эмоционально - чувственная восприимчивость делает этот период основополагающим. Организация нравственно - ценных переживаний – сочувствие живому, заботы о нём, удовольствие от совершения доброго поступка – способствует тому, что нормы отношения к природе не просто узнают, но и «проживаются» ребёнком, приобретают для него ценность, обеспечивая тем самым формирование мотива гуманистического отношения к миру. За последние годы экологическое образование стало одним из важных направлений. В тех образовательных программах экологического образования, которые используются в детских садах, выделяются критерии, обозначающие те условия, которые необходимо создать в педагогическом процессе ДОО для обеспечения качества экологического образования и развития ребёнка.
Таким образом, экологическое образование старших дошкольников имеет цель - привитие начальных форм экологической культуры, создание условий для понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработки у них первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально - чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Содержательную основу составляют понятия биоэкологи, адаптированные до уровня познавательных возможностей дошкольников. Дидактическая система знаний о природе, построенная на различных аспектах взаимосвязи растений, животных, а также человека с внешней средой и являющаяся экологической по своей сущности, составляет характеристику экологического воспитания дошкольников.
Экологическое образование детей 5-7 лет играет важную роль в формировании их экологической грамотности и понимания окружающего мира. Предоставление им возможности исследовать и познавать природу, интеграция экологических тем в образовательную программу, а также воспитание ответственного отношения к окружающей среде, поможет стимулировать детей к активному участию в сохранении природы на нашей планете.
Список литературы:
1. Бобылева Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О. // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С. 38- 43.
3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Николаева С. Н. - М.: Академия, 2002. - 336 с.
4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: прогр. и метод. рекомендации для занятий с детьми 2- 7 лет / Соломенникова О. А. - М.: Мозаика- Синтез, 2015. - 104 с.
Интернет ресурсы:
- https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/ekologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Педагогическое мероприятие "Доктор Градусник" 2. статья Особенности социализации детей в полиэтническом и поликультурном пространстве
Аннотация к статье Развитие и широкое внедрение системы поликультурного образования является одним из приоритетных направлений консолидации современного...
Статья Особенности включения детей с ограниченными возможнястями здоровья в современное дошкольное образовательное пространство
Статья: "Особенности включения детей с ограниченными возможнястями здоровья в современное дошкольное образовательное пространство"...
Статья " Особенность развития детей младшего дошкольного возрвста"
Это очень легкий и необременительный вид помощи родителям. Шпаргалка — это ведь так, для уверенности, а не для обязательного исполнения. Можно прочитать и подумать, но сделать все по-своему....

Статья "Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами"
Как сформировать у детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами....

Статья "Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками"
Раскрывается понятие общения, его психологические основы, рассматриваются особенности общения детей дошкольного возраста....

Статья "Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Тема «Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет бол...

Статья: "Особенности мышления детей дошкольного возраста"
Особенности мышления детей дошкольного возраста....
