Статья "Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"
статья (младшая группа)

Лебедева Александра Романовна

Тема «Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Достоевская Александра Романовна

Воспитатель ГБОУ прогимназии № 675 «Талант»

2016г.

Статья : «Особенности  адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.                                        

 Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды.

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответ¬ствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая органи¬зация. С физиологической точки зре¬ния, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий. И.П. Павлов считал, что внешние условия жизни, вешняя среда есть внешний стерео¬тип. «При изменении обычного образа жизни, - отмечал И.П. Пав¬лов, - при прекращении привычных занятий возникают наруше-ния старого динамического стереотипа и трудности установки нового».

  При всех существующих различиях в трактовке адаптации неизменно выделяется главное - уни¬версальный характер тенденции к установлению равновесия меж¬ду компонентами реальных систем. Поэтому не случайно, что с течением времени понятие адаптации перешло в функциональную, а затем и в социальную психологию. Взаимоотношения между детьми в семье и в ДОУ, поведение ребенка в общественных местах, отношения ребенка со взрослыми всегда волновали и будут волновать педагогов, психологов, социологов. Ребенок только с помощью взрослого человека усваивает социальные нормы. Через «Теорию социального научения» А.Бандуры, ребенок получает подкрепление социально приемлемого поведения. Психическое развитие ребенка и есть процесс социализации.

  Трудности, возникающие у детей в процессе адаптации, могут привести к самой неблагоприятной форме – дезадаптации, которая может проявляться в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности, взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.

 В научной литературе представлены разные группы факторов: внешние и внутренние; биологические и социальные; факторы, которые зависят и не зависят от педагогов ДОУ. Следует отметить, что более полно изучены и охарактеризованы в психолого-педагогической литературе факторы, затрудняющие адаптацию дошкольников и приводящие к дезадаптации личности.    

 Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Поступление ребенка в детский сад затрагивает все сферы его жизни.                               Это, прежде всего разлука с близкими, изменение привычного образа жизни, новый статус. Ситуация усугубляется незрелостью нервной системы, особенностями развития ребенка раннего возраста. Ранний возраст - особый период становления организма и систем, формирования их функций.

     1.2 Психофизиологические особенности адаптации ребенка

Поступление ребенка в дошкольное учреждение является кардинальным изменением его условий жизни, социального окружения, изменение отношений к ребенку. Эти изменения у любого ребенка вызывают стресс и напряжение. Однако одни дети достаточно легко приспосабливаются к новым условиям, другие испытывают более длительное стрессовое напряжение.

Существует достаточно много факторов, влияющих на адаптацию ребенка к новым условиям. Основные факторы, от которых зависит  процесс протекания адаптации ребенка к дошкольному учреждению:

1. Состояние здоровья детей, уровень физического и нервно-психического развития.

У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями.                                                                                                        

Тяжелее всего адаптация к условиям образовательного учреждения проходит у детей 3 группы здоровья:  У данных детей наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют.

Здоровье это то, что есть, и, к сожалению, изменить достаточно быстро эти показатели в положительную сторону невозможно.

Таким образом, состояние здоровья - один из основных факторов, влияющих на длительность и успешность процесса адаптации.

 2. Возраст ребенка

Оптимальный вариант приема детей не ранее 2 лет, когда у них уже нет страха перед незнакомыми людьми, а привязанность к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее.

Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик 3 - 3,5 года. Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух- и четырехлеток. Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обстановке. Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того, что они привыкли к домашним условиям. Тем не менее, и у трехлеток и у четырехлеток есть общий положительный момент в адаптации к ДОУ, который качественно отличает их от двухлеток. Дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых.

Кроме этого существуют половые различия в возрастном диапазоне. Более благоприятный для адаптации возраст от 2 лет приходится преимущественно для девочек. Мальчики в большей степени, чем девочки привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней, они дольше чувствуют привязанность к ней.

У мальчиков более благоприятный для адаптации к детскому саду возраст составляет   2,5 - 3,5 года.

Не рекомендуется отдавать ребенка в детское учреждение в кризисные моменты, в эти периоды может наблюдаться снижение  работоспособности, эмоциональные расстройства, изменение поведения ребенка, что может усугубить процесс адаптации.

3. От уровня развития общения

По уровню развития общения детей можно разделить на три группы:

1группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении только с близкими взрослыми, они  ожидают от них только внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Такие дети, глубоко переживают расставание с близкими.  Опыта общения с посторонними  они не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. У данных детей  в поведении довольно долго сохраняются беспокойство и  плаксивость.

2 группа – это дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи. Такие дети, пока воспитатель рядом спокойны, но детей такой ребенок, как правило, боится и держится от них на расстоянии. Детям данной группы в период привыкания свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние.

3 группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и  общении с взрослыми. Для них характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние. Они включаются в предметную самостоятельную деятельность или в сюжетно-ролевую игру, устанавливают положительные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Играют часто самостоятельно.

При поступлении в детский сад больше трудностей испытывают дети, которых можно условно отнести к 1 группе (потребность в общении только с близкими людьми). Как правило, чем уже круг  общения в семье, тем длительнее проходит процесс адаптации. Легче адаптируются дети, условно отнесенные к 3 группе.

4. Тип нервной системы

Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные моменты, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро.

Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому.  Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. В первые дни у таких детей может возникнуть перевозбуждение нервной системы.

В противоположность легковозбудимым есть дети,  которые отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением.  Они очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися, однако свойственная им заторможенность может усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии координации движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. При работе воспитателя с такими детьми важно проявить выдержку и терпение. В первые дни  воспитателям не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками, так как им требуется длительное время в освоении нового пространства. Нетерпеливый подход воспитателя к ребенку может привести к осложнениям, к затруднениям в адаптации.                  

Особого внимания требуют дети с ослабленным типом нервной системы. Они очень болезненно переносят перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать этих детей, помогать им в освоении нового.    

У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями.

1.3 Примерные сроки и критерии успешной адаптации

ребенка к детскому саду

Как мы видим, адаптация включает множество индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от состояния здоровья ребенка. То есть, каждый ребенок привыкает по-своему, однако, можно отметить некоторые закономерности прохождения данного периода.   В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) подострая фаза -  характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

• легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

• адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

У любого ребенка изменение условий жизни, привыкание к новой среде и приспособления к ее условиям, вызывает стресс, напряжение. Данное напряжение проявляется, главным образом, на психоэмоциональном  и физиологическом уровне  ребенка.  Существует ряд показателей, информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу. На физиологическом уровне основными показателями привыкания к детскому саду  являются  состояние здоровья, сон, аппетит.  На психоэмоциональном  уровне:   эмоции,  поведение и социальные контакты.

Вывод по первой главе :

Таким образом, анализ изученной литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод, что адаптация - это процесс и результат становления индивида социальной личностью. Наряду с широким толкованием адаптации как приспособление живого организма к условиям существования, данная категория употребляется в более узком смысле, когда проводится различие между понятиями социально-педагогическая, профессиональная адаптация и простое приспособлении организма к условиям внешней среды.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение является кардинальным изменением его условий жизни, социального окружения, изменение отношений к ребенку. Адаптация включает множество индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от состояния здоровья ребенка. То есть, каждый ребенок привыкает по-своему.

Список литературы

1        Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата / Ребенок в детском саду.

2        Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии лич¬ности. / Вопросы психологии. - № 1, - 2000.

3        Батырева Т.М. , Филиппова С.Н. (Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 90) Содержание и организация адаптационного периода реабилитации дошкольников в технологии «Лечебная педагогика»-Программа по адаптации дошкольников – Тюмень, 2008.

4        Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. -  Воронеж: Учитель. - 2008.  

5        Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.- Л.: Наука, 1998.  

6        Внешняя среда и психологическое развитие ребенка. Под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской и др. – М.: Медицина, 1994.

7        Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: Аркти. - 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапно-творческий план «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению посредством русского народного фольклора»

ПОЭТАПНО – ТВОРЧЕСКИЙ  ПЛАН  НА  2012 – 2013  УЧЕБНЫЙ  ГОД  Тема   самообразования«Адаптация детей раннего возраста  к дошкольному образовательному учрежде...

Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Квалификационная работа о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важн...

Курсовая работа "Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский са...

Памятки для родителей: "Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Для того, чтобы обрести в лицах родителей ребенка союзников, следует настроится на диалог, а не на поучение.Внимательно выслушайте пожелания родителей по вопросам питания ребенка, формирования навыков...

Статья: "Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении".

Статья на тему: " Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"....