«Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
рабочая программа (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад «Колобок» х. Денисов
Рабочая программа по психологии
«Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Возрастная категория (группа): первая и вторая младшая группа
Разработал: педагог-психолог Манвелян А.Р.
2014 -2015 гг.
Программа «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
На основе программы А. С. Роньжиной «Занятия с детьми 2-4х лет в период адаптации к ДОУ»
Составитель: педагог-психолог Манвелян А.Р.
Программа «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Пояснительная записка
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.
Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.
Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает «зону ближайшего развития», программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Адресат.
Дети 2 – 3 лет, родители детей.
Продолжительность курса.
Занятия начинаются в начале учебного года. Полный курс – 10 занятий (2 раза в неделю по 10 – 15 минут) .
Форма проведения.
Фронтальная в просторном помещении.
Цель программы.
Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи программы.
1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
2. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
3. Снижение излишней двигательной активности, тревожного состояния.
4. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Структура занятия.
1 часть. Вводная (3 минуты) .
Цель: создание положительного эмоционального фона; настрой детей на совместную работу.
2 часть. Основная (5-7 минут) .
Цель: свободное выражение эмоций; активное взаимодействие со сверстниками.
3 часть. Заключительная (3-5 минут) .
Цель: снятие психологического напряжения.
Примечания.
1. Игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены игровым сюжетом, так как быстрая смена образов вызывает у детей раннего возраста переутомление и снижение интереса к занятию.
2. Каждое занятие повторяется 2 раза, чтобы дети запомнили слова потешек, песенок, правила игры.
3. Не стоит настаивать на активном участии всех детей на занятии. Позиция «наблюдателя» несет также положительное воздействие в процессе восприятия происходящего.
Ожидаемые результаты.
1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.
2. Создание положительного эмоционального фона в группе сверстников.
3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ
Тематический план.
№ / занятия / Тема / Задачи
1. «Божья коровка» -создание положительного настроя в группе;
- развитие умения действовать соответственно правилам игры;
- развитие зрительного восприятия.
2. «Листопад» - создание атмосферы эмоциональной безопасности;
- развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми.
3. «Мячик» - развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
- повышение эмоционального тонуса;
- развитие ориентации в пространстве.
4. «Осенний лес» - сплочение группы;
- развитие способности реагировать на инструкцию;
- развитие пространственных представлений.
5. «Веселый петрушка» - развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей;
- закрепление знаний о принадлежности к полу.
6. «Зайка» - развитие умения подражать движениям взрослого;
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики.
7. «Мыльные пузыри»- снятие эмоционального напряжения;
- обучение детей установлению контакта друг с другом.
8. «Музыканты»- создание положительной эмоциональной обстановки;
- развитие образности слухового восприятия;
- развитие речи
9. «Мишка» - развитие чувства эмпатии;
- развитие координации движений;
- развитие умения согласовывать свои действия с ритмом стиха.
10. «Котята» - формирование положительной самооценки;
- развитие умения воспроизводить услышанные звуки;
- снятие мышечного напряжения.
Словарь.
1. Психологическая адаптация – приспособление личности к изменению условий среды.
2. Психологическая защита – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
3. Стресс – состояние, вызванное чрезмерными психическими и физическими напряжениями или воздействиями травмирующих раздражителей.
4. Тревожность – свойство личности, которое проявляется в частоте, регулярности и пороге возникновения ощущения беспокойства и неуверенности в своих действиях, переживаний реальных или предполагаемых.
5. Зона ближайшего развития – возможность перехода ребенка оттого, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве.
Литература.
1. А. С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению», М., 2003 г. [электронный ресурс]
2. С. В. Крюкова, Н. П. Слободияк «Давай жить дружно», М., 2002 г.
3. С. И. Семенака «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе», М., 2004 г. [электронный ресурс]
4. О. Г. Заводчикова «Адаптация ребенка в ДОУ» М., 2007 г. [электронный ресурс]
5. Н. В. Кирюхина «Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ», М., 2005 г.[электронный ресурс]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтапно-творческий план «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению посредством русского народного фольклора»
ПОЭТАПНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПЛАН НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД Тема самообразования«Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учрежде...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важн...
Статья "Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Тема «Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет бол...
Курсовая работа "Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский са...
Памятки для родителей: "Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Для того, чтобы обрести в лицах родителей ребенка союзников, следует настроится на диалог, а не на поучение.Внимательно выслушайте пожелания родителей по вопросам питания ребенка, формирования навыков...
Статья: "Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении".
Статья на тему: " Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"....
Рабочая программа «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую соци...