Главные вкладки

    «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
    рабочая программа (младшая группа) на тему

    Манвелян Ануш Рафиковна

    Рабочая программа по психологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programm1.docx20.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Детский сад «Колобок» х. Денисов

    Рабочая программа по психологии

    «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

    Возрастная категория (группа): первая и вторая младшая группа

    Разработал: педагог-психолог Манвелян А.Р.

    2014 -2015 гг.


    Программа «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

    На основе программы А. С. Роньжиной «Занятия с детьми 2-4х лет в период адаптации к ДОУ»

    Составитель: педагог-психолог Манвелян А.Р.

    Программа «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

    Пояснительная записка

    При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

    Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.

    Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.

    Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает «зону ближайшего развития», программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

    Адресат.

    Дети 2 – 3 лет, родители детей.


    Продолжительность курса.

    Занятия начинаются в начале учебного года. Полный курс – 10 занятий (2 раза в неделю по 10 – 15 минут) .

    Форма проведения.

    Фронтальная в просторном помещении.

    Цель программы.

    Помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    Задачи программы.

    1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

    2. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

    3. Снижение излишней двигательной активности, тревожного состояния.

    4. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

    Структура занятия.

    1 часть. Вводная (3 минуты) .

    Цель: создание положительного эмоционального фона; настрой детей на совместную работу.

    2 часть. Основная (5-7 минут) .

    Цель: свободное выражение эмоций; активное взаимодействие со сверстниками.

    3 часть. Заключительная (3-5 минут) .

    Цель: снятие психологического напряжения.

    Примечания.

    1. Игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены игровым сюжетом, так как быстрая смена образов вызывает у детей раннего возраста переутомление и снижение интереса к занятию.

    2. Каждое занятие повторяется 2 раза, чтобы дети запомнили слова потешек, песенок, правила игры.

    3. Не стоит настаивать на активном участии всех детей на занятии. Позиция «наблюдателя» несет также положительное воздействие в процессе восприятия происходящего.

    Ожидаемые результаты.

    1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.

    2. Создание положительного эмоционального фона в группе сверстников.

    3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ

    Тематический план.

    № / занятия / Тема / Задачи

    1. «Божья коровка» -создание положительного настроя в группе;

    - развитие умения действовать соответственно правилам игры;

    - развитие зрительного восприятия.

    2. «Листопад» - создание атмосферы эмоциональной безопасности;

    - развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми.

    3. «Мячик» - развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

    - повышение эмоционального тонуса;

    - развитие ориентации в пространстве.

    4. «Осенний лес» - сплочение группы;

    - развитие способности реагировать на инструкцию;

    - развитие пространственных представлений.

    5. «Веселый петрушка» - развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей;

    - закрепление знаний о принадлежности к полу.

    6. «Зайка» - развитие умения подражать движениям взрослого;

    - развитие координации движений, общей и мелкой моторики.

    7. «Мыльные пузыри»- снятие эмоционального напряжения;

    - обучение детей установлению контакта друг с другом.

    8. «Музыканты»- создание положительной эмоциональной обстановки;

    - развитие образности слухового восприятия;

    - развитие речи


    9. «Мишка» - развитие чувства эмпатии;

    - развитие координации движений;

    - развитие умения согласовывать свои действия с ритмом стиха.

    10. «Котята» - формирование положительной самооценки;

    - развитие умения воспроизводить услышанные звуки;

    - снятие мышечного напряжения.

    Словарь.

    1. Психологическая адаптация – приспособление личности к изменению условий среды.

    2. Психологическая защита – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

    3. Стресс – состояние, вызванное чрезмерными психическими и физическими напряжениями или воздействиями травмирующих раздражителей.

    4. Тревожность – свойство личности, которое проявляется в частоте, регулярности и пороге возникновения ощущения беспокойства и неуверенности в своих действиях, переживаний реальных или предполагаемых.

    5. Зона ближайшего развития – возможность перехода ребенка оттого, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве.

    Литература.

    1. А. С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению», М., 2003 г. [электронный ресурс]

    2. С. В. Крюкова, Н. П. Слободияк «Давай жить дружно», М., 2002 г.

    3. С. И. Семенака «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе», М., 2004 г. [электронный ресурс]

    4. О. Г. Заводчикова «Адаптация ребенка в ДОУ» М., 2007 г. [электронный ресурс]

    5. Н. В. Кирюхина «Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ», М., 2005 г.[электронный ресурс]


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Поэтапно-творческий план «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению посредством русского народного фольклора»

    ПОЭТАПНО – ТВОРЧЕСКИЙ  ПЛАН  НА  2012 – 2013  УЧЕБНЫЙ  ГОД  Тема   самообразования«Адаптация детей раннего возраста  к дошкольному образовательному учрежде...

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

    Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важн...

    Статья "Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"

    Тема «Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет бол...

    Курсовая работа "Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"

    Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский са...

    Памятки для родителей: "Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"

    Для того, чтобы обрести в лицах родителей ребенка союзников, следует настроится на диалог, а не на поучение.Внимательно выслушайте пожелания родителей по вопросам питания ребенка, формирования навыков...

    Статья: "Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении".

    Статья на тему: " Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"....

    Рабочая программа «Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

    При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую соци...