Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников
план-конспект занятия
Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Раздел «Формирование основ гражданственности и патриотизма»
Тема: «Путешествие по России»
(с использованием ИКТ)
Возрастная категория: 5-7 лет
Выполнил: воспитатель Шарафиева Р.А.
2024 г.
Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
(5-6 лет)
Образовательные: Уточнить знания и представления дошкольников о России, о малой Родине, о государственных и народных символах.
(6-7 лет)
Образовательные: обобщить знания детей о России; закрепить знания детей о символике страны: флаг, герб, гимн; закрепить знания детей о народных символах, о «малой Родине».
(5-7 лет)
Развивающие: развивать нравственно-патриотические качества, любовь к Родине; развивать интерес к родной стране; развивать внимание, память.
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Средства реализации:
Оборудование: проектор, ноутбук.
Демонстрационный материал: государственные символы России (слайды - герб, флаг, гимн); изображения народных символов России (матрешка, береза, самовар, балалайка, лапти, валенки); достопримечательности села (слайды -школа. садик, библиотека, памятник, дом культуры).
Раздаточный материл:3 конверта с заданиями для игры «Найди символ»; 3 конверта заданиями для игры «Собери картину»; для билетов- 3 треугольника (белый, синий, красный), 3 круга ( белый, синий, красный), 3 квадрата ( белый, синий, красный); 1 большое сердце + маленькие по количеству детей; раскраски народных символов по количеству детей.
Предварительная работа: Беседы о российской символике, о народных символах, о родном селе; рассматривание репродукции картин о нашей стране и её прекрасной природе; чтение стихов о Родине.
Методические приёмы: Словесный, наглядно-демонстрационный, практический, игровой.
Ход занятия.
Вводная часть:
- Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга:
- Встанем рядышком по кругу,
Скажем, здравствуйте друг другу,
Нам здороваться не лень -
Всем привет и добрый день!
-А сейчас все вместе повернемся к гостям и скажем «Доброе утро!».
(Собираю детей ближе к себе) Ребята, вы любите путешествовать? (Ответ детей: Да!)
- Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по нашей Родине. Согласны? (ответ детей: Да). Отправимся мы в путешествие на поезде, но чтобы сесть в поезд нужны билеты. А чтобы получить билеты нужно ответить на мои вопросы. Ответим? (Ответ детей: Да!) Хорошо, слушайте 1 вопрос:
1. Ребята, скажите, что такое Родина? (Ответы детей: место, где родились, где живем; даю билет ответившим, 1-2 реб.)
2. Как называется страна, в которой мы живем? (ответы детей: Россия; даю 1-2 билета)
3. А как называют людей, которые живут в нашей стране? (Ответы детей: Россияне; даю 1-2 билета)
4. Как называется столица нашей Родины? (ответы детей: Москва; даю билеты)
5. А кто управляет нашей страной, такой большой? (ответы детей: президент, Владимир Владимирович Путин; раздаю ост. билеты)
- Ну, что билеты у всех есть? (Ответ детей: Да, есть) Путешествие будет долгим, билеты не теряйте, они нам пригодятся в пути! Займите места в «поезде» согласно билетам. ( Дети занимают свои места согласно билетам за столами, слайд – поезд, звучит фонограмма звуки поезда).
Основная часть:
- Ребята, станция, на которую мы прибыли называется «Государственные символы». Вы знаете, что у каждой страны есть государственные символы, и у нашей страны они тоже есть. Давайте вспомним, какие? (слайды – флаг, герб, гимн).
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Найди символы», но сначала нам нужно разбиться на команды. Посмотрите внимательно на свои билеты. У кого билеты в форме треугольника садятся за 1 стол, с билетами в форме круга – за 2 стол, с билетами в форме квадрата – за 3 стол. (Дети занимают свои места).
-А чтобы выполнить задания, нам с вами нужно выбрать посыльных от каждой команды. Посыльными будут те ребята, у которых билеты зеленого цвета, посмотрите внимательно на свои билеты. (Дети с билетами белого цвета подходят ко мне).
- Вы - мои посыльные, сейчас я вам объясню задание, а вы объясните задание своей команде. (Даю конверты с заданием: среди разных картин нужно найти государственный символ).
- Проходите к своим командам, и объясните, что нужно делать. (Посыльные проходят к своим командам, объясняют задание, вместе выполняют).
- Кто справился с заданием, поднимайте руку. Отвечать можно всей командой, остальные команды внимательно слушают. (Отвечают, показывают, какой символ нашли).
(вопросы по символам, которые нашли команды):
- Какой символ вы нашли? (ответ: Флаг)
- А какого он цвета? (Ответы детей: трехцветный, бело-сине-красный)
- В каком порядке расположены полосы на флаге? (Ответы детей: Верхняя полоса белая, средняя - синяя и нижняя – красная.)
- Все верно, флаг, который есть у России – бело – сине- красный. Что вам напоминает белая полоса? (Ответы детей: Белоствольные березы, снег, облака, ромашки на лугу.
- Да, все верно, а еще белый цвет означает мир и чистоту. Он говорит том, что наша страна мирная и помыслы народа чисты.
- А что вам напоминает синяя полоса? (ответ детей: Небо, реки, озера, моря.)
- Да, правильно, а еще синий цвет Российского флага означает верность и постоянство. Он говорит о том, что наш народ любит свою страну и верен ей.
- А что вам напоминает красная полоса? (ответ детей: Красный – цвет солнца, огня, тепла)
- Да красный цвет – это сила, энергия и кровь, пролитая за отечество.
- Какой символ вы нашли? (ответ: Герб)
- Что такое герб? ( Ответ детей: отличительный знак Государства)
- Давайте рассмотрим наш герб, что вы видите? (ответ детей: двуглавого орла, в лапах держит державу и скипетр, над головой орла три короны, всадник, убивающий змею)
-Какой символ вы нашли? (ответ: гимн)
- Что такое гимн? (Ответы детей: главная песня страны, торжественная песня)
- А когда исполняется гимн? (ответы детей: на государственных праздниках, на торжественных мероприятиях, когда награждают победителей)
- Как нужно слушать гимн? (ответы детей: стоя, не разговаривать)
-Еще раз назовите символы, которые вы нашли. (Называют: флаг, гимн, герб)
- Молодцы, вы справились с заданиями. Нам пора в путь, садимся в поезд, билеты не забудьте! (дети занимают свои места согласно билетам, звучит фонограмма)
- Следующая станция, на которую мы прибыли называется «Народные символы». Ребята, вы знаете, у нашей страны есть еще и народные символы, а вот какие, узнаете, отгадав загадки. Но сначала нам с вами снова нужно разделиться на команды. Посмотрите внимательно на свои билеты: у кого билеты белого цвета – проходят за 1 стол, у кого билеты синего цвета – за 2 стол, у кого билеты красного цвета – за 3 стол. (Дети занимают свои места).
- Готовы? (Ответ: Да!). Каждой команде я буду поочередно загадывать загадки, команда отгадывает, затем тот, кого я позову, выходит, находит картинку отгадку и показывает всем. Договорились?
-Слушайте внимательно, загадка для 1 команды:
-Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью — во второй найдёшь.
Их, друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех — малютка, крошка.
А вместе все они … (Матрёшка)
(1 Команда отгадывает, зову 1 реб. к столу с картинками- отгадками, находит и показывает карт. матрешки)
-Ребята, матрешка - это русская народная деревянная расписная кукла, в которой спрятаны несколько разных по размеру кукол. Название «Матрешка» произошло от старинного имени Матрена, а ласково ее называли Матреша.
- Загадка для 2 команды:
- Она весну встречает,
Серёжки надевает.
Накинута на спинку
Зелёная косынка.
По платьицу в полоску.
Узнаешь ты... (Березку)
(отгадывают, зову 1 реб., он находит карт. березы и показывает)
-Ребята, березу издавна считают народным символом России, символом Родины, символом красоты русской природы. В России очень много берез, и они так красивы, что остаются надолго в памяти приезжих. Красоту берез воспевали многие поэты и музыканты. Стихотворение про березку расскажет нам Алия. (Рассказывает)
- А теперь загадка для 3 команды:
- Ой, звенит она, звенит,
всех игрою веселит,
А всего — то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка!
Ну, конечно… (Балалайка)
(отгадывают, зову 1 реб, находит и показывает балалайку)
-Ребята, балалайка − трёхструнный музыкальный инструмент, ставший одним из наиболее узнаваемых символов России. Название «балалайка» произошло от слова «балакать», «балагурить», на народном наречии значит пустозвонить. Искусство игры на балалайке стало важным элементом русского народного творчества. В старину игрой на балалайке успокаивали плачущих детей, развлекали себя и других.
- Теперь загадка снова для 1 команды, слушайте внимательно!
- И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (Самовар)
(отгадывают, зову 1 реб, находит и показывает самовар)
- Ребята, самовар – старинное русское изобретение для нагревания воды. Сам варит, отсюда и слово произошло – самовар. Внутри такого самовара находится труба, в которую засыпают сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Поджигали их лучиной – тонкой щепой из смолистой сосновой или еловой древесины, потом раздували огонь сапогом. Вскоре вода в самоваре закипала. Самовар означал достаток, благополучие, семейный уют.
- Загадка для 2 команды:
- Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди,
И плели из лыка,
А чтоб с ножки не спадали,
Их верёвкой привязали. (Лапти)
(отгадывают, зову 1 реб, находит и показывает лапти)
- Лапти - низкая обувь, распространённая на Руси в старину. Самыми прочными и мягкими считались лапти, изготовленные из липового лыка. В старину лапти носили и мужчины, и женщины, и дети, потому что другой обуви не было. Принято считать, что лапти — один из самых древних видов обуви. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которо -го изготавливались и сами лапти.
- Загадка для 3 команды:
- В них совсем не мёрзнут ножки,
Ведь они, как все сапожки.
Они из шерсти, в них тепло,
Ещё — не скользко и легко.
Зимой их в холод надевают,
Скажи, ну как их называют? (Валенки)
(отгадывают, зову 1 реб, находит и показывает валенки)
- Ребята, вы знаете, валенки – исконно русская обувь. В валенках не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для прогулок нет! В них праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки делают мастера из чистой овечьей шерсти.
- Молодцы, отгадали загадки! А теперь немного отдохнем.
Физкультиминутка: (становимся в круг)
- Здравствуй, мир! Это я,
А вокруг страна моя!
Солнце в небесах горит,
И у ног земля лежит!
Там леса, а тут поля,
Здесь друзья, и здесь друзья!
Я легко к земле нагнусь,
К каждой травке прикоснусь,
Влево, вправо повернусь,
По округе пробегусь.
Стал я бодрый и весёлый,
Здравствуй же, страна моя!
- Ну, что отдохнули? (Ответ: Да!) Продолжим наше путешествие! Билеты не забываем! (дети занимают свои места за столом согласно билетам, звучит фонограмма )
- Мы прибыли на следующую станцию, она называется «Малая Родина». Вы знаете, что у каждого человека есть своя малая Родина. Как вы думаете, что такое малая Родина? (ответы детей: это наше село, место, где живем)
- Да, ребята, малая Родина - это место, в котором мы родились, это улицы, по которым ходим, это дома, в которых мы живем. Ребята, давайте вспомним, как называется наше село (ответ детей: Карамалы-Губеево). А как называют людей, которые живут в нашем селе? (Ответ детей: Карамалы-губеевцы) Сейчас вам будут предложены картины с достопримечательностями нашего села, а вы внимательно рассмотрите их и скажите, что вы видите. (Слайды с изображением памятника, школы, садика, библиотеки, дома культуры) А что еще есть у нас в селе? (ответы детей: магазины, больница, мечеть,) Какие улицы есть в селе? (ответы: Школьная, Луговая, Степная, Новая т. д. )
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Собери картинку ». Поиграем? (Ответ: Да). Для этого нам с вами снова нужно разделиться на команды. Посмотрите на свои билеты, у кого нарисовано солнышко проходят за 1 стол, у кого домик – за 2 стол, у кого цветок – за 3 стол. (Дети занимают свои места).
- А чтобы выполнить задание, мне снова нужны посыльные. Посыльными будут те дети, которые стоят посередине в своих командах. (Посыльные подходят, объясняю задание, получают конверты с заданием, все выполняют).
- Какая команда выполнила, поднимите руку. Отвечать может вся команда, другие команды слушают.
(Вопросы к командам) Какую картину вы собрали? (Ответы детей: школу, детский сад, библиотеку) Расскажите немного о собранных картинках. (Дети: в школу ходят, чтобы учиться, получать знания; в детском саду играют, занимаются, спят, учатся дружить; в библиотеке живут книги, в библиотеке читают книги)
-Ну что же вы все справились с заданием, возвращаемся в детский сад. (дети занимают свои места, звучит фонограмма, едем)
Заключительная часть:
- Ну, вот мы с вами вернулись в наш детский сад. (Собираю билеты, дети старшей гр. уходят)
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответ детей: да)
- Давайте вспомним, как называется страна, по которой мы путешествовали? (ответ детей: Россия)
-А кто управляет нашей страной и как его зовут? (ответ детей: президент Владимир Владимирович Путин)
-Ребята, назовите государственные символы России (ответы детей: Герб, флаг гимн)
-А какие народные символы вы запомнили? (ответы детей: матрешка, балалайка самовар, лапти, валенки, береза, )
- Как называется ваша малая Родина? (ответ детей: Карамалы-Губеево)
- Как нужно относиться к своей Родине? (ответы детей: любить её; беречь каждый кустик, дерево, травку; не давать загрязнять леса, реки; не допускать пожаров.)
- (приглашаю всех детей) Ребята, я приготовила вам маленькие сердечки, с помощью которых мы выразим нашу с вами любовь к Родине, и из наших маленьких сердечек мы соберем большое любящее сердце. (Дети прикрепляют маленькие сердечки на большое сердце)
-Вот посмотрите, ребята, какое большое сердце у нас получилось.
-Я хочу вам на память подарить раскраски с народными символами нашей страны. (Дети выбирают себе раскраски).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»
Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси, с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»
Программные задачи. Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси, дать представления об укладе жизни древних славян.В доступной форме объяснить детям этимологию слов: защитники О...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной к школе группе Тема: «Большая и малая Родина»
Программное содержание:Уточнить и расширить знания детей о Родине, о государственной символике России, достопримечательности Орехово - Борисово.Развивать память, сообразительность, находчивость, позна...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников "Детям о Великой Отечественной войне"
для дошкольников старших групп...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА – это основа формирования будущего гражданина. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном д...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников "Неофициальные символы России"
Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников "Неофициальные символы России" для детей подготовительной группы.Цель: Познакомить детей с неофициальными символами России.Задачи:...