"Формирование творческих способностей у дошкольников в работе с природным материалом"
статья

Матвеева Олеся Александровна

Природа-это источник эстетических чувств и переживаний. Приобщение к ее богатому миру воспитывает наблюдательность и эмоциональную отзывчивость.А сам природный материал способствует развитию фантазии, воображения у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование творческих способностей у дошкольников в работе с природным материалом

Природный материал - это неиссякаемый источник развития детского творчества. В работе с ним, дети приобщаются к миру прекрасного, учатся видеть красоту и причудливые формы цветов, растений, осенних листьев и морских ракушек.

С важностью использования природного материала в развитии творчества ребёнка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материал (глина, дерево, бумага и т.д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности, из материалов человек создаёт ценности и культуру... в игрушке - материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».

Ведь если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок, то мы увидим, что в начале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем после усвоения этого процесса -задания усложняются: дети изготавливают игрушку по рисунку, и, наконец, они без предварительного анализа изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу.

Дети дошкольного возраста очень любознательны, а в работе с природным материалом всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой у детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой поделки, очень важны для общего развития. Незамысловатые поделки приносят искреннюю радость, восторг малышам. А положительные эмоции являются важным стимулом воспитания и трудолюбия.

Кроме того, такой вид деятельности способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Ведь не так-то просто сделать игрушку: и её изготовление требует определённых волевых усилий. Когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Под руководством   взрослого   дети   учатся   устанавливать   причины   неудач, преодолевать их. Так постепенно формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов трудакоторые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость отличного участия в общем деле.

В данном виде деятельности есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.

Деятельность по изготовлению поделок из природного материала может быть индивидуальной и коллективной. Коллективная деятельность приносит детям большую радость. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Формируется умение планировать свою деятельность с учётом общей цели, распределять операции. Большое влияние такая деятельность оказывает на формирование у дошкольников дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Индивидуальное выполнение задания позволяет детям проявить индивидуальное творчество, свое творческое «Я».

Какой природный материал можно использовать в работе с детьми?

Сказочна и прекрасна природа - неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Поделки из него могут стать забавным сувениром, украсят интерьер, внесут в дом тепло и уют. Что же такое – природные материалы? Из самого названия становится ясно, что к природным материалам относится все то, что легко можно найти, едва выйдешь на прогулку. Эти самые природные и материалы сразу начинают нам попадаться буквально на каждом шагу, если мы отправимся в лес, в рощу, в поле или на луг, на берег моря или речки. То есть, стоит нам пойти прогуляться и при этом всего лишь оглядеться вокруг, то мы наверняка, заметим, что нас материалы, получившие название «природные» просто окружают со всех сторон.

Очень богат ассортимент природных материалов! Для тех, кто любит заниматься ручными поделками, это просто бесценные находки, которые обнаруживаются на каждом шагу, и при этом нам трудно удержаться от соблазна – не унести их с собой.

Давайте перечислим хотя бы некоторые из них, самые популярные: шишки, орехи, веточки и сучья, хвоя и листья цветы, трава, солома, желуди, луковая шелуха и яичная скорлупа, тополиный пух, кора деревьев, колючки репейника ягоды рябины, птичьи перья, ракушки. Но это еще далеко не все. Такие материалы мы можем отыскать даже в стенах собственного дома. Оказывается, что семечки тыквы, дыни, арбуза, яблока или апельсина, сами овощи, имеющие разную форму, - все это тоже природные материалы. Конечно, для того, чтобы изготовить из всего этого добра игрушки, нам понадобится еще некоторые подсобные компоненты, но они. Имеется в виду пластилин, тонкие палочки, проволока и клей для соединения отдельных деталей между собой, небольшие кусочки цветной бумаги и ткани для украшения будущих поделок. Все это доступно.

Мы, взрослые, должны с детства вселить в душу ребёнка любовь к прекрасному. И в этом наш помощник - природа.

Развивая творческие способности в ребенке не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей. Поддерживайте инициативу детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Научитесь не торопиться с вынесением суждений. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций. Подходите ко всему творчески.

 

Литература:

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду-М: Мозаика-Синтез: 2017.
  2. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду-М.: ТЦ Сфера, 2016.
  3. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов. Художники М. В. Душин, В.Н. Куров. — Ярославль: «Академия развитию», 1998. — 192 с., ил. — (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
  4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое развитие детей в процессе работы с природным материалом

Способность к творчеству- отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой,создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Развивать творчество детей можно раз...

Развитие восприятия для формирования творческих способностей старших дошкольников. (Из опыта работы.)

Что такое " творческие способности"? Как надо развивать творческие способности? Для чего надо развивать эстетическое восприятие?...

Творческое развитие детей в процессе работы с природным материалом

Способность к творчеству- отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая. Развивать творчество детей можно ра...

Консультация для родителей: «Творческое развитие детей в процессе работы с природным материалом»

Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая....

«Формирование творческих способностей у дошкольников в процессе работы с бумагой и картоном»

Оригами, бумагокручение, аппликация в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста...

Творческое развитие детей в процессе работы с природным материалом.

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе используя природный материал. Работа с ним таит в себе большие возможности и сближает ребенка с природой. Достаточно внимательно пригляд...

Опыт работы " Формирование творческих способностей младших дошкольников (3-4 лет) через театрализованную деятельность"

Цель педагогического опыта: развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.Задачи педагогического опыта:1) Изучить психолого-педагог...