Родительский клуб «Мы растем»
методическая разработка (средняя группа)
Родительский клуб
«Мы растем»
Пояснительная записка
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном учреждении одной из основных задач детского сада является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. В настоящее время проблема взаимодействия с семьёй обозначена федеральными государственными требованиями.
Как показало изучение специфики семей группы раннего возраста МБДОУ «Детский сад № 41 «Солнышко» (анкеты, опросы, беседы), родители часто испытывают определённые трудности в воспитании своих детей (30%). Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе (30%), неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития малышей (40%). Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями.
Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей раннего возраста? Как выстроить доверительные отношения с родителями, которые в первые пришли ДОУ и волнуются за своих детей?
К сожалению, в традиционной работе с родителями используются недостаточно эффективные методы.
На мой взгляд, данную проблему можно решить путём освоения новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрения программ по просвещению и обучению семей.
Исходя из вышеизложенного, я пришла к выводу о необходимости создания инновационной программы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и родителей детей раннего возраста.
Реализация данной программы осуществляется в рамках родительского клуба «Мы ростем» на базе МБДОУ «Детский сад №41 «Солнышко» г. Смоленск.
Программа родительского клуба «Мы растем» направлена на обогащение психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детей через их привлечение к сотрудничеству с педагогами, развитие дружеских отношений с другими семьями для успешного освоения дошкольниками основной общеобразовательной программы.
Таким образом, актуальность данной программы состоит в том, что её содержание отвечает требования обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты ДОУ создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности их участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребёнка.
Новизна и практическая значимость программы родительского клуба выражается в том, что её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; развитию психолого-педагогической компетентности родителей, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования инновационных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ, которая ведёт к повышению имиджа детского сада.
Практическая ценность программы определяется тем, что она может быть использована в освоении группой родителей, с учетом возраста их детей; содержащимися в программе практическими материалами по методической поддержке родителей: «Информационный экран «Будь здоров, малыш!», консультации медсестры, рубрика «Советы психолога», памятки и буклеты «Родителям о детях», сборник адаптационного инструментария способствует повышению эффективности процесса взаимодействия специалистов МБДОУ и семьи, планирование работы родительского клуба его заседаний и мероприятий с родителями может быть использовано педагогами в практической деятельности.
Программа родительского клуба дает возможность перестроить недостаточно эффективные методы взаимодействия и сотрудничества, а также психолого-педагогического просвещения современной семьи и предать ей инновационное направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.
Целью программы является создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогических знаний.
Задачи:
• повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических занятиях/мероприятиях;
• поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье;
• расширять воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей;
• привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Реализация программы родительского клуба «Мы растем» рассчитана на время всего посещения детьми детского сада - 5 лет, место реализации МБДОУ «Детский сад №41 «Солнышко» г. Смоленск.
Участники реализации программы:
Воспитатели, педагог-психолог, специалисты ДОУ, медсестра ДОУ, родители, воспитанники.
Формирование группы родителей в клубе происходит на добровольной основе. Программа включает в себя 4 заседания. Остальные встречи проводятся в форме экскурсий, совместного проведения игрового развлечения, консультаций, совместного посещения музея, дня открытых дверей. В клубе работает телефон сотрудничества и служба индивидуальной помощи родителям. Родительские встречи проходят 1 раз в квартал.
Разнообразие форм позволит познакомить родителей со способами взаимодействия в коллективе единомышленников. А педагогам проанализировать те формы работы, которые наиболее понравились родителям, принесли эффективность.
Длительность заседания не превышает 30-40 минут (редко 1 час), что значительно экономит время родителей и повышает эффективность усвоения содержания программы.
Ожидаемые результаты программы
1. Установление тесного контакта и взаимопонимания с семьёй, направленность родителей на активное взаимодействие.
2. Достижение достаточного уровня информированности родителей о процессе протекания адаптации, предупреждение и преодоления возможных трудностей.
3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитании и сохранности здоровья ребёнка раннего возраста.
4. Повышение степени включённости родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Способы проверки ожидаемых результатов.
Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед. Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности родителей на заседаниях и встречах, уровня родительской удовлетворённости и эффективности используемых форм работы, перспективных технологий в работе с семьёй, анализа степени удовлетворённости педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса освоение детьми общеобразовательной программы на конец учебного года.
План работы родительского клуба.
Мероприятия клуба | Содержание | Участники |
Сентябрь | ||
Организационное заседание, ознакомление с планом работы на год |
| Воспитатели Родители |
Ноябрь | ||
Практическое занятие совместно с детьми «Волшебные краски» | · моделирование и решение проблемных ситуаций
| Воспитатели Родители |
Февраль | ||
«Дорога – это не шутка» | · обмен опыта · Памятка для родителей
| Воспитатели Родители |
Май | ||
Итоговое заседание родительского клуба, отчет о работе за год |
| Воспитатели Родители |
Список литературы:
1. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина. – М.: Глобус, 2007.
2. Давыдова О.И.., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
3. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. – М.: Айрис-пресс, 2003.
4. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. Глебова С.В.– Воронеж, 2007.
5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
6. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений М., 2002.
7. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. 2007.
8. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
9. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. 2009
10. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду / Т.Н. Зенина. – М., «Центр педагогического образования, 2008. – 80с.
11. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
12. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006.
13. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
14. Российская газета. Федеральный выпуск №5125. 5 марта 2010 г. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский клуб "Растем вместе"
Проект создан для приобщения детей к народным традициям, посредством привлечения родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе....

Консультации детско-родительского клуба "Растем вместе"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20334570","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Работа с родителями является очень важным аспектом воспитательного процесса в ДОУ. Цель это...

Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе» на 2019-2021 учебные годы
Цель программы:Повышение родительской компетентности в вопросах развития коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста, формирование компетентности и обогащение родительских предста...

Программа детско-родительского клуба "Растем вместе"
Программа детско-родительского клуба "Растем вместе"...
Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе»
Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе»...

Родительский клуба «Растим и развиваем вместе»
Целью взаимодействия детского сада и семьи является создание единого образовательного пространства, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) уютно, интересно и ...

