Семинар – практикум «ТРИЗ – технология в работе с дошкольниками»
презентация

Князева Наталья Геннадьевна
Семинар – практикум «ТРИЗ – технология в работе с дошкольниками»
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработала: Князева Наталья Геннадьевна муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 25» Семинар – практикум «ТРИЗ – технология в работе с дошкольниками»

Слайд 2

интеллектуально смелые оригинально мыслящие самостоятельные умеющие принимать нестандартные решения творческие любознательные активные

Слайд 3

История ТРИЗ Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером . Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Слайд 5

Использование ТРИЗ - технологии в работе с дошкольниками ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей, познавательную активность и интерес, связную речь ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию ТРИЗ стимулирует развитие мышления, самостоятельности дошкольников в разных видах деятельности, умение подмечать и стремится разрешать противоречия проявление творчества как детьми, так и педагогами. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира. Девиз: Творчество во всём!

Слайд 6

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и формулировке ситуации. Основной принцип от простого к сложному

Слайд 7

Алгоритм решения изобретательских задач Поиск истины и сути; «тайна двойного» или нахождение и решение противоречия в объектах и явлениях, развитие системного мышления; у мение фантазировать, изобретать предметы с новыми свойствами и качествами; решение сказочных задач и придумывание новых сказок; п рименение полученных знаний, умение находить выход из любой сложной ситуации. Вспомни Додумай Придумай

Слайд 8

Положительные стороны ТРИЗ У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает развивать логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Слайд 9

Условия построения стиля общения с детьми Выслушивать нужно каждого желающего Отрицательные оценки закрепощают Лучше говорить не «правильно», а «интересно», необычно, любопытно, «хорошо» Учите детей возражать. Вам и друг другу, по аргументированию, предлагал что-то взамен или доказывал. Если в группе есть яркий лидер, то со временем его надо переключить на какую- либо деятельность и беседовать без лидера. Обязательное чтение специальной литературы, которая, на первый взгляд, «не для нас».

Слайд 10

Путешествие на планету ТРИЗ

Слайд 11

Методы ТРИЗ 1.Мозговой штурм Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. 2. Синектика Это так называемый метод аналогий а) личностная аналогия Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации б)прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы) 3. Морфологический анализ Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. 4.Метод фокальных объектов Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Слайд 12

5. Данетика Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. 6. Метод Робинзона Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Игра «Аукцион». 7. Системный оператор Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга. 8. При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков.

Слайд 13

Обозначения для построения моделей «Маленькие человечки» твёрдых тел, они крепко держатся за руки «Маленькие человечки» жидких тел, руки у них опущены « Маленькие человечки» газообразные, они бегут в разные стороны

Слайд 14

Игры по ТРИЗ во 2 младшей группе «Раньше – позже» - Учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия"сегодня","завтра","вчера"… развивать речь, память. « Где живет?» - Учить выявлять над-системные связи, развивать речь, мышление. «На что похоже» - Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем. « Что будет если…?» - Развивать мышление, речь, гибкость ума, воображение, знакомить со свойствами предметов, окружающим миром. «Паровозик» - Учить определять временную зависимость объекта и его функции, развивать внимание память, мышление. «Хорошо – плохо» (маятник) - Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. «Раз, два, три… ко мне беги!» - Учить детей сравнивать системы, выделять главный признак, развивать внимание, мышление. «Маша - растеряша» - Тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем, развивать речь.

Слайд 15

Игры по ТРИЗ в средней группе «Мои друзья» - Учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный запас детей, мышление, речь. «Чем был – тем стал» - игра на определение линии развития объекта, развивать логическое мышление, речь. «Волшебный светофор» - Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта, развивать логическое мышление, внимание, речь. «Теремок» - Тренировать аналитическое мышление, учить выделять общие признаки путем сравнения. «Найди друзей» - Учить правильно, находить функции объектов и называть их, развивать логического мышления « Да-нет ка » - Учить точно, задавать вопросы способствующие решению проблемы, развивать познавательный интерес.

Слайд 16

«Инопланетный язык» - Закреплять знание букв, слогов, учить детей образовывать слова из слогов, развивать речь, мышление детей. «Новая сказка» - Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов. «Узнай меня» - Учить детей по описанию определять объект, развивать воображение, мышление, речь детей. « Красная шапочка» - Развитие творческого воображения. «Держи вора» - Тренировать аналитическое мышление, умение выделять отличительные признаки путём сравнения, развивать внимание, речь. «Волшебный экран» (системный оператор) - Научить ребенка находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развивать системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов. Находить и использовать ресурсы.

Слайд 17

Игры по ТРИЗ в старшей группе «Дразнилка» - Учить образовывать слова с помощью суффиксов: - лка , - чк , - ще и др. «Фантазия» - Развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы. «Волшебные картинки» - Развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами). «Изобретатель» - Учить пользоваться приемом разделения - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет. «Путаница» - Находить сходство между явлениями, предметами или понятиями «Цепочки ассоциации» - Активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Учить комбинировать слова, устанавливать связи, составлять рассказы. « Аукцион» - Учить детей выделять дополнительные ресурсы предмета. «Четвертый лишний» - Научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.

Слайд 18

Игры по ТРИЗ в подготовительной группе « Кто? С кем? Где? Когда?» - Развивать умение детей по условной схеме составлять смешные истории. «Перевирание сказки» - Учить детей заменять сюжет сказки, что позволит по-новому взглянуть на привычные сюжеты; разрушить стереотипы. «Префиксы» - Учить комбинировать слова с префиксами получая интересные слова, придумывая рассказы. «Телеграмма» - Развивать творческое воображение при составлении текста с использованием цепочки слов. «Давай поменяемся» - Учить детей выделять главную функцию объекта, развивать логическое мышление, речь, воображение.

Слайд 19

Игровой тренинг

Слайд 20

«Четвертый лишний» Цель. Научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. Лишним будет каждый предмет по очереди, чтобы никому не было обидно. Примечание: сравнивать можно по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, по количеству букв и т.д.

Слайд 21

«Решение сказочных задач» Цель. Развивать творческое воображение, мышление, умение находить выход из сложившейся ситуации. Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Вопрос: Как сделать так, чтобы Иванушка напился, но не стал козленочком? Сказка «Курочка Ряба» Вопрос: Как сделать так, чтобы яичко не разбилось, если все равно мышка побежит и хвостиком махнет?

Слайд 22

«Путаница» Цель. Находить сходство между явлениями, предметами или понятиями Правила. На отдельных листочках одна группа записывает слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что? (имя существительное), другая группа записывает слова, которые отвечают на вопрос что делает? (глаголы). Ведущий наугад зачитывает сочетания слов, нужно объяснить выпавшее сочетание слов.

Слайд 23

«Телеграмма» Цель. Развивать творческое воображение при составлении текста с использованием цепочки слов. Правила. Составить текст телеграммы, каждое слово которой начинается с одной из букв названного слова и обязательно в том же порядке. «ВНУЧКА»

Слайд 24

«Волшебный экран» Цель. Развивать умение детей анализировать и описывать систему связей любого объекта Прошлое Над - с истемы (где можно встретить ) Настоящее Над – системы (где встречается ) Будущее Над - с истемы (где можно встретить ) Прошлое Системы (чем было) Система (рассматриваемый предмет) Будущее С истемы (чем станет) Прошлое Под - с истемы (части) Настоящее Под – с истемы (части предмета) Будущее Под - с истемы (части) 1 2 4 3

Слайд 25

«Кто? С кем? Где? Когда?» Цель. Развивать умение детей по условной схеме составлять смешные истории. Правила. Разделиться на группы. Отвечать на каждый предложенный вопрос, записывая одно слово – ответ. Завернуть верхний край листа «от себя», чтобы не было видно написанное слово, и передать лист другому. В конце зачитывается полученный рассказ. Вопросы: КТО? ГДЕ? С КЕМ? КОГДА? ЧТО ДЕЛАЛИ? КТО ПРИШЕЛ? ЧТО СКАЗАЛ?

Слайд 26

Планета ТРИЗ Планета Земля – г. Ачинск - МБДОУ «Д/с № 25»

Слайд 27

«Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом!» Л. Несмеянов

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизн...

Семинар — практикум. Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками с нарушением речи.

Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.Индивидуальные или подгрупповые занятия, включающие здоровьес...

Программа семинара-практикума «Квест-технология в работе с дошкольниками»

laquo;Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт»  Ж.-Ж. Руссо...

Семинар - практикум " Здоровьесберегающие технологии в работе ДОУ"

quot; Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы"  Томас Карлейль"...

Методическая разработка семинара- практикума «ТРИЗ - технологии как эффективное средство развития монологической речи дошкольников».

Настоящая методическая разработка была создана с целью систематизировать знания и совершенствовать умения педагогов в области использования современных технологий развития монологической речи (ТРИЗ, м...