Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ
статья (младшая группа)
Представляю свой опыт работы по данному направлению.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Ключевое значение для эстетического развития в раннем возрасте имеет собственное участие малыша в разных видах художественно-эстетической деятельности.
Я сегодня хочу Вам рассказать о направлении изобразительной деятельности образовательной области художественно- эстетического развития детей раннего возраста в условиях дошкольно- образовательного учреждения.
В сфере художественно-эстетического развития детей раннего возраста перед педагогами стоят следующие задачи:
Рисование и лепка – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.
В ранний период (от года до 1,5 лет) ребенок сам не испытывает потребности рисовать. Большей частью первые рисунки возникают потому, что взрослый дает ребенку лист бумаги и карандаш. Лишь постепенно, ближе к двум годам, ребенок начинает заниматься рисованием по своей инициативе.
Важно учитывать, что художественную деятельность дети осваивают постепенно, и задача взрослых — создать условия для её развития, заметить и поддержать интерес ребёнка.
Для поддержания интереса я создаю соответствующую развивающую среду. В группе в доступном для малышей месте находятся материалы для разных видов художественно-эстетической деятельности. Однако не следует предлагать слишком много разнообразных материалов одновременно, так как это рассеивает внимание детей. Ребенку следует предоставить возможность опробовать материал так, как он хочет, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья). Например, сначала малыш может мять и рвать бумагу, катать карандаши, стучать ими, раскладывать по цветам.
Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых. В рисовании лучше использовать толстые мелки и фломастеры, детям удобнее держать их в руке. Краски использую гуашевые, кисточки средней толщины. Бумагу использую разного формата, цвета, фактуры.
Рассматривая с детьми картинки в книжках, обращаю их внимание на одежду персонажей (красивые красные сапожки у петушка, яркий, веселый узор на сарафане у матрешки)..
Во время прогулки побуждаю детей играть с разнообразными природными материалами: листьями, травой, снегом, песком, камешками, водой и т.д. Так, можно складывать коврики из веточек и цветов, украшать домики из песка травой и камешками.
Во время прогулки рисую палочкой на песке или на снегу, мелом на асфальте Здесь же разворачивается игровая ситуация-детям предлагаю войти в «нарисованный на земле домик», или пойти по «нарисованной дорожке».
С помощью разнообразных форм малыши «печатают» на песке рыбок, цветочки, звездочки и т.д. Или говорю: «Посмотрите, какое ласковое солнышко, оно улыбается вам, ребята. Давайте и мы ему улыбнемся, поздороваемся с ним». Также предлагаю малышам изобразить, как топает медведь, прыгает зайчик, летает самолетик, качаются веточки деревьев, шелестят листочки.
Желательно привлекать детей к посильному участию в инсценировках, обсуждать с ними увиденное.
Постепенно от рассматривания готовых изображений и природы подвожу детей к самостоятельному рисованию в свободной деятельности
Например, рисую домик, а дети, кто захочет, цветными карандашами проводят линии-дорожки или рисуют лучи от солнышка, или штрихами передают капельки дождя. Процесс совместного рисования сопровождаю рассказом.
По завершении коллективного рисунка я спрашиваю у малышей, что они нарисовали; помогаю им увидеть в пятнах и мазках знакомые образы (солнышко, цветок, дождик и т.п.); дорисовываю некоторые детали к рисункам детей так, чтобы получился новый образ, например, соединяю линиями цветные пятна или добавляю несколько пятен, чтобы получилась мышка, домик, человечек и т.п.
Благодаря широкому использованию игровых приемов, «пальчиковых игр», подвижных игр, создаются игровые ситуации, что помогает ребенку освоить способы рисования «рисование клубочков для котят», «мячиков для девочки»
Появившийся образ надо закреплять неоднократно, так как дети в этом возрасте быстро забывают.
И хотя со мной рисуют 2-3 детей, остальные с немалым интересом наблюдают, как получается то или иное изображение.
Занятия (особенно в начале года) провожу индивидуально или небольшими подгруппами (до 5 человек) или рисуем играя в свободное время. При этом я сажусь за одним столом с детьми, чтобы помогать каждому ребёнку. Длительность занятия в этом возрасте составляет 10 минут. Листы бумаги, ватмана для рисования можно расположить не только на столе, но и на полу.
Планирую игры-занятия по рисованию, основанные на игровом сюжете, например, «грустный дождик идет, капельки тихо падают на землю», «веселые кисточки пляшут под веселую музыку, оставляя на елочках разноцветные огоньки» и т.д. Я обыгрываю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождаю рисование эмоциональным комментарием, использую стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Обучение рисованию начинаю с прямых линий, если это карандаш.(вертикальных, горизонтальных, прерывистых, наклонных, длинных и коротких), затем рисуем волнистые линии, спирали, а потом круги и овалы различной величины.
Знакомство с гуашью начинаю с рисования пальчиком. Но сначала надо научить детей выставлять один пальчик, помогают в этом пальчиковые игры. Некоторые дети боятся краски, постепенно показываю на своем примере, что краска это не страшно, «Мы порисуем вот так и вытрем пальчик влажной салфеткой»
Использую рисование ладошкой, по трафарету
Учимся ставить отпечатки поролоновыми губками, пробкой, скомканной бумагой.
Рисуем ватной палочкой
Затем переходим к рисованию кисточкой
В работе использую такие приемы:
Рисование в воздухе – это изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки или сухой кисти. Использование этого приёма помогает ребёнку ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать на любой гладкой поверхности (стекле, столе).
Совместное рисование – совместные действия взрослого и ребёнка в процессе рисования. Прием «рука в руке», вкладываю карандаш (кисть) в руку ребёнка, беру её в свою и вожу по бумаге, создавая изображение, Одновременно комментирую рисунок (это капает дождик, распустился цветок, вот бежит зайчик: прыг-скок, так свети солнышко и т.д.). Использование этого метода позволяет научить ребёнка правильно держать карандаш (кисть), надавливать на карандаш во время рисования с определённой силой, набирать на кисть достаточное количество краски, изображать различные линии и фигуры.
Дорисовывание деталей – процесс завершения ребёнком рисунка, начатого взрослым. В качестве основы для рисования предлагаю ребенку заготовку, на которой изображена только часть рисунка, недостающие детали которого малыш должен дорисовать сам. Например «Колеса машине». Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Если занятие проводится индивидуально, можно не предлагать ребёнку заготовку для рисунка, а рисовать основные элементы рисунка у него на глазах. Этот приём помогает привлечь внимание ребёнка, вызвать у него интерес к процессу рисования. Я рисую тучку, а дети – дождь (проводят прямые или прерывистые линии шарики, а дети «привязывают» к ним ниточки. Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребёнком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определённые линии и фигуры). При этом появляется возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.
Самостоятельное рисование – создание ребёнком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию. Использую этот метод, когда у ребёнка уже есть определённые навыки для их закрепления. На этих занятиях использую показ, при этом провожу последовательный показ каждого этапа, все действия сопровождаю комментариями.
Рисование проводится с подгруппой детей, не все малыши после показа могут сразу приступить к выполнению задания. Им индивидуально показываю, как выполнять данное задание. Когда у детей накапливается достаточный опыт, провожу рисование по готовому образцу.
В процессе рисования, лепки движения руки повторяются равномерно, ритмично и нередко сопровождаются ритмичными возгласами: «Дым, дым, дым!», «Кап-кап-кап», «Катится колобок, катится».
Детям раннего возраста необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Детские рисунки не нужно убирать, а организовать «картинную галерею», которую смогут посетить родители и гости. Регулярно обновляю такую «экспозицию».
Процесс лепки в раннем возрасте требует осторожности, поэтому занятия проводятся реже (с одним - двумя детьми). Игры-занятия по лепке планирую три раза в месяц и организую индивидуально и малыми подгруппами. Пластилин лучше использовать восковой, он лучше поддается рукам ребенка. После лепки протираем руки влажными салфетками, промываем водой. В процессе лепки ведущее место занимает «сотворчество» воспитателя и детей, объединенное общим содержанием.
Я показываю, как изменить комок пластилина, нажимая на него ладонью, пальцами. А дети называют ту или иную получившуюся форму «шариком», «пирожком», «конфеткой», «Яичко» и т.д.
Предлагаю ребенку повторить эти действия, поощряю стремление поиграть с вылепленной формой. Во время лепки использую небольшие по размеру игрушки (белочки, мишки, зайки, матрешки), которых дети с удовольствием «угощают».
При проведении занятий и игр с маленькими детьми использую различные виды художественной деятельности, например, рисуем под музыку, лепим персонажей сказок и затем обыгрываем их сюжеты.
И конечно любуемся и украшаем группу своими работами.
Так происходит развитие и формирование творческой личности каждого малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож
Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста. Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.
Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Конспект занятия по формированию художественно-эстетического вкуса у детей раннего возраста
Цель занятия:познакомить детей с красками и простыми способами получения изображений, используя нетрадиционную технику рисования пальчиками,воспитывать интерес к рисованию,развивать воображение, эстет...

Формирование художественно-эстетических представлений у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики дошкольного воспитания на современном этапе развития. Мы считаем, что человек будущего ...

13.10.2022г. Семинар «Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности у детей раннего возраста».
Семинар был подготовлен командой МДОУ «Детский сад № 72» и проведен в формате он-лайн. В ходе семинара обсуждались такие актуальные вопросы: что такое эстетическое развитие малышей; о...
