Опыт работы "Технологии, которые формируют певческие навыки детей дошкольного возраста"
материал
Актуальность темы обусловлена тем, что в традиционной методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста не достаточно уделяется внимания организации пения, не разработаны приемы, направленные на развитие индивидуальных вокальных данных ребенка, нет целостности системы развития певческих способностей детей.
Целью моей музыкально-педагогической деятельности является развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста.
Задачи, которые я ставлю в своей работе:
- Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку; ладовое чувство, чувство ритма.
- Побуждать к стремлению овладевать необходимым минимум вокально – хоровых навыков.
- Развивать музыкально – образное и ассоциативное мышление, фантазию ребёнка.
- Наладить координацию голоса и слуха.
- Повысить речевую культуру.
- Развивать необходимую координацию движений.
- Стимулировать творческую активность дошкольников, побуждать к импровизации.
- Приобрести начальные знания и простейшие исполнительские навыки в пении.
- Сценически воплощать исполняемые произведения (песни).
- Воспитать духовно нравственного человека.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии, которые формируют певческие навыки детей дошкольного возраста
Карпенко О.П.,
музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 26
Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Текст помогает понять содержание музыки. А само исполнение песни является своеобразной эмоциональной реакцией ребёнка на окружающее. Хоровое пение объединяет детей, создаёт условия для их эмоционального музыкального общения.
Пение можно рассматривать, как средство укрепления организма ребёнка. Пение способствует гармоничной работе дыхательной системы и сердца, правильной речи и других, необходимых для здоровой жизни, навыкам, а певческая установка помогает формированию правильной осанки. Пение часто используют с целью профилактики эмоциональных проблем.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи, развитию социально-коммуникативных навыков, приучая к совместным действиям. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному.
Актуальность темы обусловлена тем, что в традиционной методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста не достаточно уделяется внимания организации пения, не разработаны приемы, направленные на развитие индивидуальных вокальных данных ребенка, нет целостности системы развития певческих способностей детей.
Целью моей музыкально-педагогической деятельности является развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста.
Задачи, которые я ставлю в своей работе:
- Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку; ладовое чувство, чувство ритма.
- Побуждать к стремлению овладевать необходимым минимум вокально – хоровых навыков.
- Развивать музыкально – образное и ассоциативное мышление, фантазию ребёнка.
- Наладить координацию голоса и слуха.
- Повысить речевую культуру.
- Развивать необходимую координацию движений.
- Стимулировать творческую активность дошкольников, побуждать к импровизации.
- Приобрести начальные знания и простейшие исполнительские навыки в пении.
- Сценически воплощать исполняемые произведения (песни).
- Воспитать духовно нравственного человека.
В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:
- правильному звукообразованию;
- правильному дыханию;
- хорошей дикции;
- чистоте интонации;
- ансамблю;
- стройному, согласованному пению.
Остановимся на каждом из этих певческих навыков более подробно:
Звукообразование. Это способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример - педагогу также следует петь высоко, поскольку дети начинают подражать ему и петь в более высоком регистре.
Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает отрывистым.
Дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому, начиная с самой младшей группы, надо учить детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Педагог подбирает соответствующие песни, например народные, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствующих большей протяженности звучания. Дошкольникам, особенно младшим, свойственно произносить слова говорком. Поэтому с ними особенно важно делать упражнения по протяжному пропеванию гласных и четкому произношению согласных звуков.
Дыхание. В пении большое значение имеет дыхание. На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения; Музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова.
Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого что не умеют им управлять. Достаточно музыкальному руководителю, как надо петь, не прерывая дыхания, где его брать, и ребенок легко справляется с этим. При обучении детей пению педагог не объясняет им всю сложность дыхания, а показывает наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. Следит, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы он был бесшумным, спокойным. Подводит их к медленному выдоху, умению брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения.
Дикция. Выразительность исполнения песни зависит не только от интонационно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным: в нем отсутствуют протяжность, выразительность звука. Однако от чрезмерного подчеркивания текста появляется излишнее напряжение, крикливость. Педагоги должны научить детей певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется, показать, как произносить отдельные слова, фразы. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) - протяженность пропевания их является основой пения. Но для ясности дикции надо следить также и за четким произношением согласных. Если в пении согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то пение становится невыразительным, недоходчивым.
Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.
Чистота вокальной интонации. Это интонационно точное воспроизведение мелодии. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты. В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Причины этого различны: у одних - не в порядке голосовой аппарат, другие - плохо слышат после перенесенных инфекционных заболеваний, третьи - застенчивы, четвертые - не обладают устойчивым вниманием. Часто у детей бывает слабо развит музыкальный слух, голос (маленький диапазон). Некоторым детям мешают нарушения в артикуляционном аппарате, неумении извлечь звук.
Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка.
Ансамбль. Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля - целостности, слитности звучания. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз. Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывает объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно. Уже на занятиях с детьми младшей группы музыкальный руководитель должен обучать детей простейшим умениям: петь, не отставая, и не опережая друг друга, не выкрикивать отдельных слов песни. Для того чтобы научить детей стройному согласованному пению, необходимо прежде всего перед началом пения сконцентрировать внимание детей.
Bсe певческие навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, чувство ансамбля) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого-либо одного навыка.
Теперь хочется подробнее остановиться на технологиях, которые формируют певческие навыки детей.
Использование на занятиях здоровьесберегающих технологий побуждает детей активно, на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, рассуждать, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать, избавляться от многих комплексов, присущих детям коррекционных групп.
• ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСЕНКИ-РАСПЕВКИ - задают позитивный тон, поднимают настроение, подготавливают голос к пению.
• ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА - положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении; способствует восстановлению центральной нервной системы, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
• ИГРОВЫЕ ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ- Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению.
• АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА -Способствует тренировке движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов; развивает музыкальную память, чувство ритма.
• РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ - Позволяют укрепить голосовой аппарат и овладеть
всеми выразительными средствами музыки. Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, жесты, движения.
• ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ Развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.
• ИГРОВОЙ МАССАЖ Приёмы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Выполнение массажных манипуляций активно влияет на обменные процессы организма.
Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку. Игровая технология замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно.
Ритмические игры. Направлены на усвоение музыкальной речи и интонационной выразительности.
Игры-загадки. Развивают логическое мышление, сообразительность, стремление к осознанным умственным и практическим действиям.
Игры-забавы. Побуждают к творческой активности и инициативе.
Игры-песни. Развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.
Игры-шутки. Активизируют слуховое восприятие, развивают фонетический слух и все стороны музыкально-слуховых представлений.
Артикуляционные игры. Укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.
За небольшое время работы, мною накоплен определенный опыт в области певческой деятельности с детьми и достигнуты определенные результаты.
Дети с огромным желание поют, проявляют огромный интерес к песням. В работе над вокально-певческими навыками обязательно соединяем обучение с удовольствием, юмором и игрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по развитию певческих навыков детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...
Формирование певческих навыков детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях...

Консультация для воспитателей "Формирование певческих навыков детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий "
Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального...

Комплекс вокально-хоровых, ритмических, дыхательных упражнений для развития певческих навыков детей дошкольного возраста.
Упражнения для развития брюшного дыхания...

«Привлечение родителей к развитию певческих навыков детей дошкольного возраста с использованием здоровье сберегающих технологий»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара...

Консультация для родителей: "Развитие вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста посредством песенного народного творчества"
Народный фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, творчества, музыкального фольклора находит отклик в д...

Упражнения на развитие вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста
Данные упражнения, обьединенные единым сюжетом представляют большой интерес для детей дошкольного возраста....
