ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Покров встречаем-Тихий Дон прославляем. Покровская ярмарка» (для детей старшего дошкольного возраста)
проект (старшая, подготовительная группа)
Тип проекта --- краткосрочный ( с6.10 по 17.10 2025г.)
Проблема:
расширение знаний о традициях и культуре казачества и православия на Дону .
Цель:
Воспитывать у детей желание познавать культуру своей Малой Родины.
Задачи:
- Расширять представления детей о традициях и обычаях казаков.
- Побуждать интересоваться предметами быта казаков.
- Прослеживать взаимосвязь промыслов с народными обычаями.
- Познакомить с историей возникновения праздника « Покрова» «Покровская
ярмарка»
- Предоставить возможность к самовыражению.
- Воспитывать любовь и заботливое отношение к родному краю.
Активизировать словарь детей: рушник, калач, обычай, промыслы, коромысло, купец, ремесленник и другие.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, родители.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №33 «Золотой петушок»
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Покров встречаем-Тихий Дон прославляем.
Покровская ярмарка»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Тип проекта --- краткосрочный ( с6.10 по 17.10 2025г.)
Проблема:
расширение знаний о традициях и культуре казачества и православия на Дону .
Цель:
Воспитывать у детей желание познавать культуру своей Малой Родины.
Задачи:
- Расширять представления детей о традициях и обычаях казаков.
- Побуждать интересоваться предметами быта казаков.
- Прослеживать взаимосвязь промыслов с народными обычаями.
- Познакомить с историей возникновения праздника « Покрова» «Покровская
ярмарка»
- Предоставить возможность к самовыражению.
- Воспитывать любовь и заботливое отношение к родному краю.
Активизировать словарь детей: рушник, калач, обычай, промыслы, коромысло, купец, ремесленник и другие.
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, родители.
Предполагаемые результаты:
- Формирование гуманного, эстетического, познавательного
отношений детей к родному краю.
- Развитие у детей интереса к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, музыкальной и игровой деятельности.
- Обогащение музыкальных впечатлений через эмоциональный отклик
при исполнении фольклорных песен, плясок. Пословиц ,закличек
Принципы реализации проекта:
- учёт специфики и контингента дошкольного учреждения
- учёт возрастных особенностей воспитанников
- интеграция образовательных областей
.Актуальность
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа своей малой Родины, и своей семьи.
По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Приобщение к традициям своей малой Родины особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Разработка проекта
- донести до участников проекта важность данной темы;
- подбор художественной литературы, музыкального репертуара, иллюстративного материала по теме проекта «Покрова на Дону» ,«Покровская ярмарка»;
- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
- составление плана мероприятий по проекту.
Выполнение проекта
План работы с детьми по реализации проекта «Покровская ярмарка»
Цель проекта
Приобщение дошкольников к национальной культуре через формирование интереса к традициям празднования Покровской ярмарки.
Задачи проекта
- Обогащение словарного запаса детей
- Воспитание духовно-нравственных качеств
- Формирование интереса к казачьей культуре и народным традициям
- Развитие чувства собственного достоинства как представителя своего народа, родного края.
Подготовительный этап
- Организационная работа:
- Разработка перспективного плана мероприятий
- Подготовка материалов и атрибутов
- Создание предметно-пространственной среды
- Взаимодействие с родителями и социальными партнерами
- Работа с детьми:
- Знакомство с историей праздника
- Разучивание песен, танцев, частушек
- Подготовка творческих работ
- Изготовление поделок
Основной этап
- Познавательная деятельность:
- НОД по познавательному развитию
- Экскурсии в храм
- Беседы о традициях праздника
- Рассматривание иллюстраций
- Художественно-творческая деятельность:
- Лепка из соленого теста
- Рисование народных узоров
- Аппликация
- Создание поделок из природного материал
- Игровая деятельность:
- Народные, казачьи подвижные игры
- Дидактические игры
- Театрализованные представления
- Музыкально-ритмическая деятельность:
- Разучивание песен
- Танцы
- Хороводные игры
- Исполнение частушек
Подробный план работы с детьми
Виды совместной деятельности | Формы и методы работы |
Познавательное развитие | Экскурсия в мини музей «Казачий быт». Тематические беседы: «Как возникла Покровская ярмарка?», «Православные праздники на Дону» |
Речевое развитие | Совместное словотворчество детей, воспитателя и логопеда : чтение стихов, поговорок; Обогащение словаря: гостеприимство, хлебосольство, курень, коробейникии другие. Чтение художественной литературы: «Донские сказки» |
Социально-коммукативное развитие | Сюжетно –ролевая игра «магазин» Разыгрывание театрализованных миниатюр детьми с воспитателем «Продаем свои товары на базаре», «Осенним вечером в курене». |
Художественно-эстетическое развитие | Ознакомление с семикаракорской росписью ; изготовление копилки. Музыкальная деятельность Разучивание песен , танцев и хороводов: «К нам гости пришли». Хоровод «Калина», танец –игра «Плетень» . Итоговые мероприятия: «Покровская Ярмарка». Развлечение «Покрова на Дону» |
физическое развитие | Знакомство и разучивание народных и казачьих подвижных игр. «Гори, гори ясно..» «Атаман» «Золотые ворота» |
Заключительный этап
- Организация ярмарки:
- Оформление помещения
- Подготовка торговых рядов
- Создание атмосферы народного гуляния
- Проведение мероприятия:
- Торжественное открытие
- Выступления детей
- Ярмарочные забавы
- Народные игры
- Дегустация блюд
Работа с родителями
- Совместная деятельность:
- Помощь в подготовке атрибутов
- Изготовление поделок
- Приготовление блюд
- Участие в ярмарке
- Информационная работа:
- Консультации
- Анкетирование
- Совместные творческие задания
Ожидаемые результаты
- Повышение интереса детей к народным традициям
- Развитие творческих способностей
- Формирование духовно-нравственных качеств
- Укрепление детско-родительских отношений
- Создание позитивного эмоционального настроя
Критерии оценки эффективности
- Активное участие детей в мероприятиях
- Качество творческих работ
- Уровень освоения народных традиций
- Эмоциональная вовлеченность родителей
- Общая атмосфера праздника
Тематический праздник: «Покровская ярмарка»
Репертуар и музыкальное сопровождение:
- «Скоморохи», русская народная мелодия;
- «Светит месяц», русская народная мелодия;
- «Коробейники», русская народная мелодия;
- песня «Ярмарка», музыка и слова Волокитиной;
- Попурри на темы русских народных песен;
- «Частушки», русская народная мелодия;
- Перезвон колоколов;
- «Барыня», русская народная мелодия;
- «Кадриль», русская народная мелодия.
Действующие лица:
Ведущий, цыганка – взрослые,
Скоморохи, торговцы, медведь – дети.
Ход праздника:
Зал украшен под ярмарочную площадь: карусель, столы с товарами, павлово-посадские платки и др.
Звучит праздничный перезвон колоколов.
Выходят два скомороха и ведущий в русском народном костюме.
1-й скоморох:
Что за чудо, что за звон?
Слышен он со всех сторон.
Прибежал честной народ:
Это ярмарка зовет.
2-й скоморох:
Эй, честной народ, здравствуйте!
Всех на праздник, ярмарку приглашаю!
Веселья и хорошего настроения желаю!
Ведущий:
Ой, вы, гой еси, красны девицы и добры молодцы, а также гости нашего праздника, приглашаем всех на ярмарку веселую!
Собрались здесь гости желанные:
Плясуны и игрецы, кукольники и певцы.
Начинается на ярмарке веселое представление с играми-потехами, с хороводами и песнями, шутками и прибаутками.
Покажите ярмарке люди торговые, чем богаты города и села русские, чем товары славятся. Приглашаем всех на ярмарку веселую. Время ярмарку открывать…
Звучит фонограмма «Светит месяц». Дети входят в зал, приплясывая, встают полукругом лицом к гостям. Исполняется песня «Ярмарка».
Ведущий:
Пришла ярмарка с добром!
Для кого с пряниками, пирогами и орехами, а для кого с песнями, плясками и потехами.
Тайну вам, друзья, откроем, скажем мы без лишних слов:
Вы сегодня оказались в чудо-граде Мастеров!
Нынче прибыли на праздник
Мастера ремесел разных!
К нам явились не купцы,
А умельцы-молодцы!
1-й скоморох:
Всем давным-давно признать пора –
Всюду русские в почете мастера!
Наш свободный удивительный народ,
Он веками чудо-сказку создает!
2-й скоморох:
И хоть сказкой никого не удивишь,
Знает Палех наш и Лондон и Париж.
Воздадим же честь большую и хвалу
Тем, кто сызмальства приучен к ремеслу!
Звучит фонограмма «Коробейники».
Выходят дети-торговцы, становятся за прилавки, расхваливают свой товар.
1-я девочка:
Мы – жнеи молодые, серпы золотые,
Весело жали, серпочки мелькали.
Принесли к вам мы с ячменем пироги,
Пряники, коврижки, калачи и пышки!
Кому пирожки, горячие пирожки!
2-я девочка:
С пылу, сжару,
Гривенник за пару.
Угощайтесь, подруженьки!
Дальние и ближние!
Пирогами и блинами
Да пряниками медовыми!
Два мальчика стоят за прилавками с хохломскими изделиями.
1-й мальчик:
Как волшебная жар-птица,
Не выходит из ума,
Чародейка-мастерица,
Золотая хохлома!
Посуда наша для щей и каши.
Не бьется, не ломается
И порче не подвергается!
2-й мальчик:
Ты разгяди-ка, не спеши,
Миски, ложки и ковши.
Там травка вьется, там цветы,
Необычайной красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем налитые.
Трое детей у лотков с матрешками.
1-й:
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки!
Ложки деревянные, матрешечки румяные!
2-й:
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Даже всех не сосчитать.
3-й:
Матрешка расписная украсила весь свет.
Одежкой похваляется – ей сносу нет!
Матрешка открывается – другая появляется.
Два мальчика с глиняными игрушками.
1-й:Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
2-й:Вот игрушки расписные, хохломские, вятские,
Щеголихи слободские, кумушки посадские!
Ребенок с кружевами, лентами, платками:
Пришли мы с иголками, нитками, пряжей.
Со своим рукоделием.
С лентами, платками,
Узорчатыми кружевами!
Ребенок с маленькими платочками
Платочки шелковые –
Алые, голубые, лиловые!
Ребенок с большими платками:
А вот платки расписные, пасадские,
Можно сказать, даже царские!
1-й скоморох:
Эх, ярмарка, хороша
Поет и пляшет русская душа.
Товары разложены на все вкусы,
А овощи да фрукты –
Сколько хочешь – кушай.
2-ой скоморох:
Эй, эй, эй, да не просто так:
Сначала заплати медный пятак.
Эй, сколько всего голова идет кругом.
Давай не зевай, а иди друг за другом.
Звучит «Коробейники». Выходят девочки, осматривают платки.
- Ну что ж, платочки ваши хороши, Теперь попляшем от души!
Девичий хоровод с Павлово-Посадскими платками под «Красный сарафан».
Два мальчика рассматривают лоток с русскими народными инструментами.
1-й: У дедушки Якова
Товару выложено всякого:
Хочешь - трещотки, хочешь - ложки.
Хочешь - рубель, хочешь - бубен.
А свистулька – лучше соловья.
Тронет за душу музыка моя!
2-й: Инструменты в руки взяли-
Они сами заиграли.
Мы потешим всех гостей.
Оркестр русских народных инструментов исполняет попурри на темы русских народных песен.
Ведущий:
У кого там хмурый вид?
Слышишь, музыка звучит?
Собирайся, детвора!
Ждет вас русская игра!
Какая же ярмарка без карусели!
Проводится игра «Карусель».
Звучат «Коробейники».
Девочки осматривают товар у мальчиков.
Девочка: Поторгуемся, ребята?
Может, что приобретем!
Мальчик: Поторгуемся, девчата.
Заодно для всех споем.
Ведущий: На ярмарке без частушек –
Как за столом без ватрушек.
А ну-ка, мальчишки и девчушки,
Пропойте нам сейчас частушки.
Частушки
Мальчик: Мы – торговцы – зазывалы
Мы ребята – молодцы!
Весь товар у нас на славу:
Ложки, гребни, бубенцы!
Мальчик: Подходите, примеряйте
Наши ленты и платки!
Время даром не теряйте –
Доставайте кошельки.
Мальчик: Ой, вы, девочки – красотки,
Примеряйте каблучки!
При любой они погодке
И нарядны, и легки!
Девочка: Ох, торговцы – зазывалы,
Больно цены высоки!
Покупатель тут бывалый,
Тут народ не дураки.
Мальчик: Не торгуйтеся, мамаша,
Ваша дочка не плоха!
Разоденьте вашу Машу –
Вмиг найдете жениха!
Девочка: Ничего себе обнова,
Ничего хорошего!
Это платье уж не ново,
Это платье ношено!
Мальчик: Вы бы лучше не скупились,
Грош – не лошадь со двора.
Мы же так к вам торопились,
Вон, в лаптях уже дыра!
Девочка: Коли парни сбавят цену
Иль дадут с отсрочкою,
Я кольцо себе надену,
Да еще с цепочкою.
Девочка: Ой, платок узором вышит!
Милый, купишь мне такой?
Притворился, что не слышит,
Притворился, что глухой!
Девочка: Где, девчата, справедливость?
Есть товар, а денег нет!
Мне ж сегодня ночью снился
Новый фартук и берет!
Девочки: Торговались, торговались,
Так положено у нас!
Чтоб на нас полюбовались,
Вышли девки на показ!
Мы – девчонки – загляденье,
Все любуются на нас.
Приходите в воскресенье,
Будет в клубе перепляс!
Все вместе танцуют танец «Кадриль».
Сценка с медведем.
Звучит мелодия «Цыганочка». Выходит Цыганка с медведем. Медведь, рычит, топает, неуклюже покачиваясь.
Цыганка предлагает гостям погадать, ручку позолотить.
Цыганка:
Ну-ка, Миша, попляши да народ повесели.
Ну-ка, Михайло Потапыч не гнись дугой, как мешок тугой,
Привстань, повернись (Медведь выполняет задания),
Красным девицам, да добрым молодцам поклонись.
Покажи нам, как ты плясать умеешь.
(Пляска Медведя под «Барыню»).
Ведущий: Ох и повеселил ты нас, медведь.
Медведь: А мы – то играть будем?
Дети: Да.
Ведущий: Выходи играть, ребята,
Выходи играть, девчата!
Проводится русская народная игра «Медведь». Дети встают вокруг Медведя, у которого в руках лента. Они идут по кругу и поют: «Вышел Миша погулять, стал подружку выбирать. Раз, два, три ну-ка, Мишенька, беги». Медведь останавливается напротив одного из детей и бросает ленту, затем бежит с этим игроком по кругу в противоположных направлениях. Побеждает тот, кто первым поднимет ленту. Игра повторяется.
Ведущий: Ну что ж, танцевал ты ладно, играл задорно.
Иди, принимай от нас бочонок меду,
Приходи к нам опять через годок на ярмарку.
Звучит мелодия «Медвежата». Медведь уходит.
Ведущий:
Ах, как славно у вас получается.
Петь да веселиться вы мастера!
Вы на ярмарке скучали?
Мы такого не видали!
1-й скоморох:
День ушел! Вечер пришел! Так всегда и случается.
Ярмарка наша закрывается.
2-й скоморох:
А теперь, позвольте, гости дорогие,
Отдать вам нижайшее почтение,
Поблагодарить за посещение.
Звучит «Барыня».
Ведущий:
Вот и завершился наш праздник.
Подошла пора проститься с вами.
А теперь все на прощание
Скажим дружно: «До свидания»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско-творческий проект на тему: «Индивидуальный подход в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе их общения со сверстниками»
Изучение форм и методов развития связной речи старших дошкольников в процессе общения со сверстниками"....

Сценарий праздника "Покровская ярмарка" для детей старшего дошкольного возраста
Знакомство с традицией проведения осенних ярмарок. Цели: Приобщение дошк...
Методическая разработка сценария осеннего праздника "Покровская ярмарка"для детей старшего дошкольного возраста в рамках Городской педагогической гостиной .
Сценарий "Покровская ярмарка " составлен на основе российских традиций: праздновать сбор урожая и проведить осенние ярмарки. Дети попадают на ярмарку, где продаются различные тов...

Познавательно-творческий проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста»
Из всех существующих приемов обучения связной речи эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русск...

Познавательно-творческий проект «Метод моделирования сказок как средство формирования навыков пересказа детей старшего дошкольного возраста»
Из всех существующих приемов обучения связной речи эффективным является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русск...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Покровская ярмарка» (для детей старшего дошкольного возраста)
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Покровская ярмарка» ...

Сценарий праздника "Покровская ярмарка" для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий осеннего праздника "Покровская ярмарка" для детей старшего дошкольного возраста...
