Мастер – класс для педагогов «Валеологические игры - одно из средств приобщения детей к здоровому образу жизни».
материал

Томилова Оксана Георгиевна

Цель  мастер класса:  повысить профессиональный  уровень  педагогов  о  валеологическом  образовании,  дать представление о том, что такое валеология,  здоровый образ жизни.

Задачи: Вызвать у участников мастер-класса интерес к валеологическому воспитанию; подробно  рассмотреть   образовательную   область «Безопасность»  раздел «Бережем  свое  здоровье»; развивать творческую активность педагогической  группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klas_valeologiya.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

            Комитет по образованию

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

      «СОШ № 108» г. Улан - Удэ

Мастер – класс для педагогов

«Валеологические игры - одно из средств приобщения    детей к  здоровому образу жизни».

Выполнила: воспитатель Томилова О.Г.

2023-2024 учебный год.

Добрый  день  уважаемые коллеги, участники  мастер -  класса.

Разрешите  представить  Вам мастер - класс  на тему «Валеологические игры одно из средств приобщения детей к  здоровому образу жизни».

Цель  мастер класса:  повысить профессиональный  уровень  педагогов  о  валеологическом  образовании,  дать представление о том, что такое валеология,  здоровый образ жизни.

Задачи: Вызвать у участников мастер-класса интерес к валеологическому воспитанию; подробно  рассмотреть   образовательную   область «Безопасность»  раздел «Бережем  свое  здоровье»; развивать творческую активность педагогической  группы.

 Уважаемые  коллеги! На  современном  этапе  развития  общества  выявлены  тенденции  к ухудшению  состояния  здоровья  детей  в  разных  регионах  Российской  Федерации и,  в  частности, в   Республике Бурятия,  поэтому  нет  необходимости  убеждать  кого - либо  в актуальности  проблемы  здоровья.

Состояние  здоровья  детского  населения  в  целом  по России  характеризуется  как  национальная  катастрофа.  По  данным Министерства  здравоохранения  РФ  лишь    10- 14%  детей  практически  здоровы,  около  50 %  имеют  функциональные отклонения, 35- 40 %  - хронические  заболевания. А   здоровье  детей  дошкольного  возраста  в  настоящее  время  вызывает  большие  опасения.  У  детей  все  чаще  отмечаются    распространенность  и выраженность  нервно -  психических  нарушений, утомляемость,  более  низкая  сопротивляемость  организма.  С  каждым  годом чаще  фиксируется количество детей  со сниженным  функциональным  резервом, дефицитом  массы  тела, хроническими  патологиями, выше  уровень  агрессивности  и    конфликтности. В  последнее  время  к  числу  приоритетных, разрушающих   здоровье  детей,  помимо  прочих,  ученые  относят  пассивность семьи  в  вопросах  сохранения  здоровья  ее  членов,  нерациональное питание,  стрессовые ситуации  в  окружении детей (алкоголизацию,  курение,  наркоманию),  недостаточную  активность  медицинских  служб.

Таким образом, проблема состояния здоровья подрастающего поколения была и остаётся достаточно актуальной.  

Введение в массовое обращение термина «валеология» вызвано стремлением людей к сохранению своего здоровья в условиях безответственно разрушаемой природной среды, снижением доступности квалифицированной медицинской помощи широким слоям населения, ростом статистических показателей заболеваемости, негативными тенденциями демографического состояния России, низкой культуры здоровья.

«Валео»  в  переводе с  латинского  означает «сильный», «второе  значение этого  слова -  «здоровый»,  «логос» -  наука.

        Предметом  изучения  при  обучении  детей  основам  валеологии является  собственное  тело  ребенка.  Дети  получают  научно  обоснованные  знания  о  своем  организме:  функциях,  возрастных и  половых  особенностях,  возможностях, условиях  сохранения  и  укрепления  здоровья.

        Что же такое здоровье? Ошибочным считается тот факт, что при отсутствии болезней или физических дефектов человека считают здоровым.

        Здоровье - сложное биосоциальное явление, представляющее собой «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

         Уважаемые  коллеги?  Как  Вы  считаете,  нужно  ли  рассказывать  ребенку -  дошкольнику,  о  том,  как  устроен  его  организм?

-  Да, нужно,  но  не  нужно  читать  ребенку  курс  по  анатомии,  а  необходимо  дать  ребенку  первоначальные  представления  об устройстве  организма,  научить  его  осознанно  заботиться  о  своем  здоровье,  бережно  к  нему  относиться к  себе, соблюдать  гигиену.

Итак,  тема «Как  устроен  мой  организм»

- Тело человека устроено таким образом, чтобы он мог устойчиво держаться на ногах. Его голова может поворачиваться вправо и влево, благодаря чему человек видит, что происходит вокруг. На голове расположены глаза, которыми человек видит, уши, которыми он слышит, нос, с помощью которого человек ощущает запахи, язык во рту, с помощью которого он чувствует вкус пищи.

У человека ловкие и гибкие руки; кисти рук заканчиваются пятью пальцами, которыми удобно держать карандаш, ложку, расческу и многое другое. Ноги человека — длинные и крепкие, они удерживают и передвигают тело; заканчиваются ноги ступнями — для лучшей опоры.

Внутри грудной клетки, защищенной ребрами, расположен замечательный орган, который помогает нам жить, — сердце. Приложи руку к левой стороне груди и послушай, как оно бьется. Сердце человека невелико, размером чуть больше его кулака. Оно все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. Все остальные органы человеческого тела работают то активнее, то медленнее, а иногда вообще отдыхают.

Подумай, какие органы отдыхают и когда? (Глаза, уши, когда человек спит.)

Сердце трудится,  не переставая как мотор или насос, перегоняя кровь. Наше тело пронизано густой сетью сосудов — трубочек, по ним кровь разносит по всему телу полезные вещества, необходимые для питания организма, а значит, и для жизни. Когда человек устает, его телу надо больше энергии и биение сердца ускоряется. Когда человек спокоен или отдыхает, ему требуется меньше энергии и сердце тоже может отдохнуть и биться помедленнее.

Если ты только что бегал, как будет биться твое сердце? А как оно бьется после сна?

Сердце — очень важный орган. Его нужно беречь и укреплять. Игры, прогулки, работа на свежем воздухе, занятия физкультурой, катание на коньках, плавание, утренняя гимнастика, ходьба и бег укрепляют сердце.

Уважаемые  участники  мастер -  класса ответьте  на  вопросы.

Вопросы и задания

  • Почему руки называют первыми помощниками человека?
  • Наше тело хрупкое или прочное? Почему его нужно беречь?
  • От чего нужно беречь глаза (уши, нос)?
  • Вспомни и перечисли правила, которые надо соблюдать, чтобы не болеть. (Мыть руки, умываться и чистить зубы,  содержать свои вещи в чистоте и др.)

 

Макет человека, внутренние органы: игра «Покажи и расскажи», «Полезные и вредные продукты»; «Какие продукты содержат витамины АВCD»

Предлагаю  следующую  тему «Соблюдаем режим  дня»  для рассмотрения.

О чем рассказать ребенку.

  • Знаешь ли ты, что организм человека имеет одну особенность, о которой нельзя забывать: он старается соблюдать свое внутреннее расписание и страдает, если этот порядок нарушается. Например, ты заигрался и совсем забыл, что уже время обедать. И вдруг что-то начинает беспокоить в животе, посасывать в желудке, урчать в кишечнике. Это твой организм дает сигнал, что пора обедать. Или вечером ты рассматриваешь интересную книжку и вдруг зеваешь, глаза начинают слипаться. Это организм сообщает, что он устал и пора спать.

В природе все повторяется в определенной последовательности, как и в режиме дня. Растения и животные приспосабливаются к смене времени суток и года. Ночью все живое спит: не поют и налетают птицы, некоторые цветы закрываются на ночь, а утром снова распускаются

Человек тоже реагирует на изменения окружающей среды. Его «внутренние часы» (биоритмы) подсказывают, в какое время можно потрудиться, а когда необходимо отдохнуть, поесть, чтобы восстановить силы. Если их не послушаться, можно заболеть, так как организм ослабнет и не сможет бороться с различными инфекциями. Вот почему очень важно соблюдать режим дня.

Вопросы и задания

Расскажи о своем режиме дня, отвечая на вопросы:

- В какое время ты утром просыпаешься? Что делаешь? (Зарядка, умывание, завтрак, одевание.)

- В какое время ты завтракаешь, обедаешь, полдничаешь, ужинаешь?

- Перечисли основные блюда, которые ты ешь на завтрак, на обед и ужин.

- В какие игры во время прогулки ты играешь со своими друзьями?

- Что необходимо делать перед сном?

- В какое время ты ложишься спать?

- Расскажи о том, что такое режим дня и для чего он нужен.

Д/И «Что сначала - что потом»;  «Составь меню»; Хороводная игра «Варись, варись каша»

Представляю  следующую тему «Бережем  свое здоровье».                                                   Для формирования здорового образа жизни необходимо рассказывать ребенку о профилактике заболеваний, сообщать элементарные сведения о лекарствах и болезнях. Однажды переболев, ребенок научится сравнивать состояние здорового и больного человека. А вот о множестве причин, которые приводят к болезням, и о том, как избегать болезней, ему надо рассказать. Бывает нелегко убедить ребенка - мыть руки перед едой, не брать в рот сосульки, не есть снег, не сидеть долго за компьютерными играми или перед телевизором и т.д. Дошкольнику сложно осознать связь между болезнью и ее причинами, но научить ребенка заботиться о своем организме, не вредить ему крайне важно. Полезно познакомить ребенка с профессией врача, рассказать о том, как врач помогает людям стать здоровыми.

О чем рассказать ребенку

  • Тебе, наверное, приходилось слышать, как взрослые говорят: «Врачи — наши друзья». Объясни это выражение.

А теперь познакомься: это доктор Неболейко. (Показ иллюстрации.) Он лечит людей и много знает о болезнях. С помощью микроскопа (увеличительного прибора) он изучает мельчайшие организмы, которые не видны человеческому глазу — микробы. С помощью микроскопа в капле грязной воды можно увидеть множество микробов. Если выпить такую воду, можно заболеть. Микробы опасны тем, что находятся повсеместно и, попадая в организм человека, могут вызвать болезни.

Но, к счастью, наш организм способен оградить себя от этого. Во -  первых,  все наше  тело  покрыто  кожей,  Кожа  защищает  тело  от  внешних  воздействий. Очень много  микробов скапливается  на наших  руках ведь ими мы касаемся разных предметов на улице, в местах, где много народу, гладим наших питомцев — животных, общаясь с ними.

Запомни правила доктора Неболейко:

  • не тереть глаза грязными руками;
  • не брать пальцы в рот;
  • придя домой с улицы, мыть руки;
  • мыть руки перед едой.

Во-вторых, организм человека обладает защитным механизмом и способен сопротивляться различным инфекциям. Это свойство организма называется «иммунитет». Но у слабого организма и иммунитет слабый.

Для укрепления иммунитета выполняй правила доктора Неболейко:

  • соблюдай режим дня;
  • соблюдай гигиену, содержи вещи и свою комнату в чистоте и порядке;
  • закаляйся: принимай воздушные и солнечные ванны, летом купайся в реке, озере, море; занимайся гимнастикой; принимай душ и т. д.

В-третьих, человек сам должен заботиться о своем здоровье. Доктор Неболейко предупреждает: при кашле и чихании изо рта человека вылетают мельчайшие частички слюны. Больной гриппом человек выделяет с кашлем и чиханием вирус (источник болезни), который передается по воздуху. Вот почему при контактах с больным нужно носить гигиеническую маску, чтобы не заразиться.

 А теперь  уважаемые  коллеги  ответьте  на  мои  вопросы,  помните,  что  вы  дети.  Вопросы и задания

- Тебе приходилось быть на приеме у врача? Расскажи об этом. Где работает врач? (В поликлинике, в больнице.) Как выглядит врач, во что одевается? Как он тебя осматривал, лечил? Какими медицинскими инструментами пользовался?

Подумай и ответь на вопросы.

- Почему нельзя есть грязными руками?

- Почему при кашле или чихании надо пользоваться платком или отворачиваться в сторону от тех, кто находится рядом?

- Почему мух называют разносчиками болезней?

- Можно ли пить воду из водоема?

Каждый врач имеет свою специализацию.

Продолжи предложения:

- Врача, который лечит простудные заболевания, заболевание сердца и других внутренних органов, называют... (терапевт).

- Врача, который лечит ушибы, переломы, делает операции, называют... (хирург).

- Врача, который лечит заболевания глаз, называют... (окулист).

- Врача, который лечит заболевания ушей, горла, носа называют... (лор).

Настольно-печатные игры: «Предметы гигиены – убери лишнее», «Гигиена и здоровье», «С какими предметами гигиены не стоит делиться даже с лучшим другом».

Д/И «Чей спортивный инвентарь», «На картинку смотри, и вид спорта покажи»

Уважаемые  коллеги!  Игровой  метод -  основной      метод  для  валеологического  образования  дошкольников. Хочу  отметить,  что  овладение  знаниями  через  игру  стало  для  нас  главным  условием работы. В  повседневной  жизни  для  самостоятельной деятельности  детям  предлагала  дидактические  игры на  закрепление  пройденного  материала,  создавала  игровые  и  проблемные  ситуации.  В  дидактической  игре «Назови  и  покажи» мы  называли  какое – то действие,  а  дети  называли  соответствующий  орган  и  показывали  его (например: глаза - видят, уши – слышат).

Целью  игры «Умею -  не  умею»  было  акцентировать внимание  детей  на  умениях  и  физических возможностях  своего  организма (умею ходить, потому что у меня есть ноги; не умею летать, потому что у меня нет крыльев)

Любимая  игра  моих  дошколят «Рисунок на  спине»

Цель:  развивать  кожную  чувствительность  и  способность  различать  тактильный  образ.

             Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые  работы с детьми дошкольного возраста по  валеологическому  образованию.  

Рефлексия.     

А  в  заключение  познакомьтесь  с  самым  лучшим  рецептом   здоровья  и  счастья: Возьмите  чашу  терпения, влейте  в  нее  полное  сердце  любви, добавьте  2 горсти  щедрости, посыпьте  добротой, плесните  немного  юмора  и  добавьте  как  можно  больше  веры. Все  это  хорошо  перемешайте. Намажьте  на  кусок  отпущенной  вам  жизни  и  предлагайте  каждому, кого   встретите  на  своем  пути.                                                                                                                                                          Мне хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов "Системный оператор одно из средств развития инженерного мышления дошкольников"

Мастер класс составлен для ознакомления  педагогов ДОУ с методом ТРИЗ технологии "Системный оператор"...

Мастер-класс для педагогов «Квест - игра - одна из инновационных педагогических технологий ДОУ».

Цель: предоставление практической помощи педагогам дошкольной образовательной организации в использовании квест-технологии в условиях внедрения ФГОС. Повысить мотивацию педагогического колле...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов « Квест-игра - одна из инновационных педагогических технологий ДОУ»

Цель: предоставление практической помощи педагогам дошкольной образовательной организации в использовании квест-технологии в условиях внедрения ФГОС. Повысить мотивацию педагогического колле...

Мастер - класс для педагогов "Валеологические игры для детей дошкольного возраста"

Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье…. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровым...

Мастер-класс для педагогов Тема: « Народная кукла как средство приобщения ребёнка к родной культуре»

За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Обращение к народным традициям – один из способов сохранения нравственных ценностей у...