Мастер - класс для педагогов "Валеологические игры для детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Торопова Светлана Александовна

  Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье…. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Что такое здоровье?

Мир природы нельзя познать по картинке и для того,  чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознал, что является его частью, научился  устанавливать связи между объектами и явлениями природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. И чтобы настроить детей  нужно насыть  развивающую среду дидактическими играми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Валеологические игры»

Уважаемые педагоги, прежде чем начать наш мастер – класс, хочу вас попросить назвать по 1 дидактической игре  эколого – валеологического содержания. (Педагоги называют игры)

  Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье…. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Что такое здоровье?

 Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Оно, несомненно, включает такие важные показатели, как отсутствие болезней и травм, но не исчерпывается ими.

Что же такое экология?

 Экология – это наука о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы.

 Здоровье людей зависит не только от индивидуально генетических факторов, но и в большей степени от социально-экологических и экономических условий существования. Отсюда очевидна взаимосвязь экологии и здоровья, необходимость основательного знания и разумного применения экологических социальных закономерностей и правил здорового образа жизни.

Загрязненный воздух и вода, некачественный состав продуктов питания, городской шум и другие неблагоприятные факторы окружающей среды негативно воздействуют на физиологические функции организма, вызывают хронические заболевания, ухудшают самочувствие ребенка, тормозят процессы физического и умственного развития.

 Осваивая экологические знания, у детей совершенствуются познавательные умения, наблюдательность, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Всё это позволяет им творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.

Ребёнок должен не только получать знания о природе, любить, охранять природу, но и заботиться о своём здоровье. И в этом ему помогает валеология.

Быть полностью здоровым можно только в здоровой жизненной среде. Поэтому постоянная забота об окружающей среде и о своём здоровье закладывается у детей с ранних лет.

 

Под эколого – валеологическим образованием детей дошкольного возраста понимают природосообразный процесс обучения, воспитания и развития, ориентированный на формирование гармоничных отношений ребёнка с окружающей средой, который проявляется через познавательные, нравственные, эстетические и практические составляющие и активное отношение к своему здоровью.

Главной задачей государства и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения.

Так ФГОС ДО предусматривает:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

 Закончили с теорией, приступим к практике, но сначала немного разомнёмся. Попрошу всех встать.

     - Я здорова, я здорова, к путешествию готова.

                 - Голова моя светла, умна.

                 - Мышцы стали все сильнее, каждый орган здоровее!

                 - Нервы крепкие – стальные, как пружины заводные.

                 - Ноги – руки – все в движенье. Вот и снято напряженье.

                 - Влево – вправо повернусь, солнцу низко поклонились:

                 - Мы частички, ты и я.(беремся за руки) Это значит мы – семья!

Мир природы нельзя познать по картинке и для того,  чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознал, что является его частью, научился  устанавливать связи между объектами и явлениями природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. И чтобы настроить детей  нужно насыть  развивающую среду дидактическими играми.

1. Игры – упражнения: кроссворды, ребусы, викторины.

Я вам предлагаю разгадать по 1 ребусу

2. Игры – предположения. «Что было бы, если не стало птиц, фруктов, почвы, воды, лесов, солнца, лягушек, дождей, ветров, муравьёв.

Предлагаю попробовать свои знания на игре цепи питания.

3. Игра «Цепи питания»

4. Игры – загадки

 Он вокруг нас незаметен,

Он невидим, невесом,

Хоть без запаха и цвета,

но он каждому знаком.

Без него пропала б жизнь

На планете нашей.

Кто ответит: без чего

Жить не сможет каждый? (кислород)

Проведём эксперимент: например:

  • Закрыть нос, рот
  • Набрать воздух в мешок

5. Для чего нужна кожа?

Наше тело покрывает,

От ненастья защищает,

Будем чаще ее мыть,

Чтобы нам красивей быть, (кожа)

«Как кожа помогает человеку»

1. намочить кожу, подуть  

Чем помогает кожа человеку?

Человек чувствует холод и тепло при помощи кожи, она защищает человека от перенагревания и переохлаждения.

Что будет, если кожа будет грязной? Если кругом будет грязь, пыль?

Грязь заполнит поры, будет мешать выходу на поверхность поту, человеку будет плохо от перенагревания.

2. Попробуйте ущипнуть себя за кожу, что почувствовали? (боль)

Догадайтесь, почему человеку больно, когда он поранит кожу (кожа чувствует боль)

Без кожи лучше, не будет больно

Зачем человеку нужно, чтобы чувствовать боль?

Если бы кожа не чувствовала боль, то человек не заметил раны. Что бы случилось?(попали микробы, болезнь)

Кожа защищает от микробов.

Из чего состоит кожа  (рассматривание через лупу свою кожу)

Рисунок отпечаток пальцев сравнение с другими. (рассматривание через лупу)

6. В кружке - точка,

В точке - ночка,

Что не встретит-

Все заметит. (глаза)

Эксперимент «Нарисуй закрытыми глазами зайца»

 Для чего глаза, уши, нос. Так же можно провести эксперименты.

Ещё один игровой момент, который я использую в работе с детьми – «разговор с друзьями природы»

Письмо березы

Дорогие друзья! Наконец-то вы ко мне пришли, я вас так ждала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Погладьте мою кору. А как вы узнали, что я – дерево? Может, я травинка? Правильно, у меня есть ствол, он твердый, а у травинки не бывает больших стволов.

После проведения беседы возле дерева, педагог говорит:

-Уважаемые коллеги, мы с вами приготовили подарки березе, давайте их вручим.

Воспитатель показывает коробочку с «подарками» (фигурка птицы из бумаги, фигурка бабочки из бумаги, бумажная капелька воды, бумажное солнце, мешочек с землей, мешочек с семенами, кормушка).

-Возьмите по одному предмету, подарите березе и объясните, для чего вы это ей дарите. Послушайте, как это сделаю я.

- Я дарю тебе землю (почву, чтобы ты лучше росла.

Варианты ответов.

-Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом.

-Я дарю тебе солнце. Оно будет согревать тебя.

-Я дарю тебе капельку воды, чтобы напоить тебя. Большое спасибо за внимание.

-Я дарю тебе семена, чтобы из них выросло много твоих деток.

-Я дарю тебе кормушку, чтобы к тебе прилетало много твоих друзей-птиц.

 

Игры- путешествия.

Я вам хочу представить игру- путешествие – терренкур по экологической тропе.

В переводе Терренкур (нем. terrain — местность, участок, территория, kur —    лечение)

Терренкур – это дозированная ходьба по ровному месту и пересеченной местности по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности.

Образовательный терренкур – это специально организованные  маршруты для детей по территории ДОУ с посещением  зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп,  которые способствуют  оздоровлению организма детей, повышают  двигательную,  познавательную, творческую  активность каждого ребёнка. 

Детский терренкур организовывается по замкнутой кривой, указываются направления и расстояния. Беседки и лавочки должны быть через каждые 200 метров и чаще, они необходимы для своевременного отдыха при дозированной ходьбе. Благодаря терренкуру дети легко обучаются правильному дыханию. Ребёнок идёт свободно, без усилий, дышит через нос, равномерно и глубоко. Правила дыхания на терренкуре для детей: делает 2 шага вдох; делает 4 шага и одновременно выдох.

 

Цель образовательного терренкура – оздоровление организма обучающихся, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательской деятельности детей и взрослых.

Организуются терренкуры только на  прогулке.

Следующие игры, с которыми я хотела вас познакомить это:

 игра «Аптека Айболита».

Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют "Зеленым доктором".

Аналогичные игры можно проводить на такие темы как:  "Грибы", Съедобные-несъедобные грибы", "Ягоды", "Цветы луговые" и др.  

2 вариант игры, усложнённый

Она состоит из карточек с лекарственными растениями и нашими органами, вам нужно распределить карточки, какое растение полезно для того или иного органа.

« Что полезно для органов»

«Где живут витамины»

Предлагаю поиграть в игру «Лесник»

 

 

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков. 

Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (муравейник, ягоды, ландыш, гриб съедобный и несъедобный, паутина, бабочка, скворечник, птичье гнездо, костер, еж и др.). 

Ход игры: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами и как это влияет на здоровье человека.

 

Игры – беседы с использование икт технологий. «Вода»

Просмотр «Кислотный дождь», «Для чего нужна вода», настольные игры

Для чего нужна вода?

Проведя с детьми старших групп, мозговой штурм о том, сможем ли мы хоть один день прожить без воды, выяснили, что вода необходима практически везде: для того, чтобы помыть пол, протереть пыль, помыть игрушки, полить цветы, помыть посуду и т.д. Зная о пользе растений, о том, что они выделяют кислород, которым мы дышим, а поглощают вредный воздух, обеспечивая им  необходимый уход, дети  сделали выводы, что без воды растения начинают погибать, значит,   вода -  это не только  источник жизни человека и  животных,  но и растений.   И сделали  еще одно,  неожиданное умозаключение  -  без воды невозможно приготовить никакую пищу, даже испечь хлеб!

На вопрос, как они понимают выражение:  «Чистота-залог здоровья!» дети объяснили, что  именно  вода помогает сохранить наше здоровье. 

Рассуждалочка

Я вам предложу ряд игр, а вы должны рассказать о назначении этой игры и сделать вывод является ли она эколого-валеологической игрой

Чем полезны волки, зайцы, лисы

 Школа юного повара

Что полезно, что вредно для зубов

«Безопасность в природе»

Питание –правильное питание, это один из главных компонентов здоровья человека, пища должна приготовлена из натуральных экологически чистых продуктов, подаренных природой.

Игра «Что кто нам даёт»

Один из  приёмов «Сказочное меню»

Компот из молодильных яблочек

Салат от репки

Суп от царя гороха

Омлет от курочки Рябы

Каша лисья манная

Суп от золотой рыбки с откупом

Каша от петрушки

Хлеб от буратино

Пирожки от Красной шапочки

Булочки от бабушки

Кисель от гусей-лебедей.

«Из чего у нас обед»- дежурные по столовой должны на магнитной доске, сначала это делает педагог, выложить меню из карточек.

Ну и как обойтись без книг, природоведческой литературой. Именно произведения известных детских писателей природоведов помогли дать детям экологические знания, например, рассказ Э. Шим «Кто был рад снегу» или М. Пришвина «Живительный дождь» и др. Природа в этих произведениях выступает,  как основа  всего живого, соединяющая воедино все начала.

Экологические макеты, изготовленные совместно с воспитанниками, используются  на занятиях,  и в самостоятельных играх .  Они являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.  А педагогам, позволяет   закреплять и  систематизировать  знания  детей об  окружающем мире  и его особенностях.

 

просмотр   познавательного  мультфильма  «Откуда берется кислотный дождь» в группах старшего дошкольного возраста   вызвал массу эмоций.  Узнав, что до начала промышленной эпохи вода в естественных, природных условиях была чистой,  но по мере развития цивилизации,  техногенных катастроф люди стали загрязнять источники воды отходами своей деятельности.  Совместно,  пришли к выводу: что источниками  загрязнения воды являются Промышленность,  Нефтедобыча и транспортировка нефти и др.  (Энергетика, бытовая сфера, сельское хозяйство).

Просмотр презентаций, познавательных фильмов и мультфильмов («Капля», «Приключение капельки», «Круговорот воды в природе», «Зачем нужно беречь воду», «Мир глазами капельки», «Что делают с водой животные», «Опустевшая река», «Драгоценная вода», «Свойства воды», «Как вода становится паром и росой», «Три состояния воды», «Секреты здоровья», «Вода, вода, кругом вода!», «Нужная и важная вода», «Что такое водопад», «Что такое болото», «Что такое река», «Что такое рыбы», «Животные морей и океанов», «Способы очистки воды в домашних условиях», «Безопасность на воде») не только углубил знания детей, но и позволил сделать их более яркими и эмоционально окрашенными  и показать детям значение воды и научить беречь ее.  

   Организованная работа с детьми делала их не просто слушателями, наблюдателями, а полноправными участниками. Каждый ребенок почувствовал, что от него самого, от его действий зависит состояние окружающей среды.  И дети сами делали выводы: бросил мусор в реку – загрязнил дом лягушек, рыб; убрал мусор на берегу – они здоровы; забыл полить комнатное растение – оно погибло по твоей вине и т.д.

 Рефлексия "Все у меня в руках!"

На доске крепится плакат с изображением ладони. Большой палец – "Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать", указательный – "Здесь мне были даны конкретные указания", средний – "Мне здесь совсем не понравилось", безымянный – "Психологическая атмосфера", мизинец – "Мне здесь не хватало…".

Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы.

Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дидактические игры, как средство эколого – валеологического воспитания детей дошкольного возраста»

Слайд 2

Что такое здоровье? Наука о здоровье? Здоро́вье у человека — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов . Валеоло́гия (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — буквально " наука о здоровье « Экология – это наука о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы.

Слайд 3

Эколого – валеологическое образование Под эколого – валеологическим образованием детей дошкольного возраста понимают природосообразный процесс обучения, воспитания и развития, ориентированный на формирование гармоничных отношений ребёнка с окружающей средой, который проявляется через познавательные, нравственные, эстетические и практические составляющие и активное отношение к своему здоровью.

Слайд 7

терренкур Образовательные терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа, двигательной активности, заданий по познавательному развитию, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей, их интеллектуальному развитию. Цель образовательного терренкура – оздоровление организма воспитанников, повышение уровня двигательной активности, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.

Слайд 8

Задачи – развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность воспитанников; – воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, эстетическое восприятие природы; – формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы; – приобщать детей к здоровому образу жизни; – упражнять детей в основных движениях; – развивать выносливость, ловкость, координацию движений, навыки самоорганизации; – побуждать ребенка к проявлению инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности. Каждый такой терренкур может быть: * итогом недели , реализации какого-то либо проекта, либо закрепление определённой темы в процессе интеграции НОД; * знакомство с предметами, явлениями, событиями и фактами; * закрепление полученных знаний в процессе реализации темы или проекта

Слайд 9

Этапы проведения 1 этап Одевание по сезону. Обращение к детям, рассказ о предстоящей деятельности. Подготовка атрибутов и снаряжения 2 этап - Сбор и прохождение намеченного маршрута от точки до следующей точки маршрута; - Остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых; - Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений; - Самостоятельная деятельность детей; - Сбор и возвращение в группу. 3 этап Составление мини-отчёта о маршруте (рисунки, поделки, рассказы и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста через игру на народных деревянных инструментах"

Тема: « Развитие ритмического слуха, через игру  на деревянных  музыкальных инструментах».Цель:  Обогащение  духовной культуры детей через игру на народных  деревя...

Презентация-Мастер класс "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах,с использованием нетрадиционных материалов".

Как использовать музыкальные инструменты и инструменты изготовленные из подручного материала в развитии чувства ритма....

Мастер-класс для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактичсекие игры"

Конспект мероприятия с сотрудниками ДООТема: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных м...