«Особенности видов детской деятельности на разных этапах развития по ФОП»
учебно-методический материал

Дубинина Ольга Сергеевна

Справочная таблица для педагогов.

Воспользуйтесь таблицей, чтобы спланировать работу с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности видов детской деятельности на разных этапах развития по ФОП»

Воспользуйтесь таблицей, чтобы спланировать работу с детьми.

Особенности детских видов деятельности на разных этапах развития 

Возраст

Особенности

Задачи педагога

Общение

Младенческий 
(2 месяца – 1 год)

  • Ведущий вид деятельности;
  • направлен на установление эмоционально-положительных контактов со взрослым

Формировать у детей интерес к близкому человеку, потребность в познании окружающего мира
(
п. 4 Методических рекомендаций Минпросвещения от 21.07.2023)

Ранний 
(1–3 года)

Направлен на формирование:

  • ситуативно-делового общения со взрослыми;
  • эмоционально-практического общения со сверстниками

Обучать воспитанников правилам общения со взрослыми и сверстниками 
(
п. 4 Методических рекомендаций Минпросвещения от 21.07.2023)

Дошкольный 
(3–7 лет)

Направлен на развитие ситуативно-делового, внеситуативно-познавательного и личностного общения

Научить детей использовать разные формы общения в зависимости от собеседника и ситуации 
(
п. 4 Методических рекомендаций Минпросвещения от 21.07.2023)

Предметная деятельность

Младенческий 
(2 месяца – 1 год)

Направлен:

  • на овладение предметно-орудийными действиями;
  • усвоение свойств предметов – величина, форма, цвет, движение;
  • усвоение пространственных отношений  – далеко, близко;
  • усвоение части и целого

Научить детей владеть и выполнять манипуляции с предметами 
(
п. 4 Методических рекомендаций Минпросвещения от 21.07.2023)

Ранний 
(1–3 года)

Дошкольный 
(3–7 лет)

Игровая деятельность 

Младенческий 
(2 месяца – 1 год)

 – 

 – 

Ранний 
(1–3 года)

Возникает в конце раннего возраста в формах отобразительной, сюжетно-отобразительной игр и игр с дидактическими игрушками

Мотивировать детей воспроизводить  отдельные простые события из жизни через предметы-заместители: кубики, палочки, лоскуты ткани, коробки разного размера 
(
п. 4 Методических рекомендаций Минпросвещения от 21.07.2023)

Дошкольный 
(3–7 лет)

  1. Ведущий вид деятельности.
  2. Усложняются сюжет и содержание разных видов игр:
  • сюжетно-ролевых;
  • театрализованных;
  • режиссерских;
  • строительно-конструктивных;
  • дидактических;
  • подвижных

Организовывать игровую деятельность в группах с учетом:

  • способов построения игр: от цепочки условных действий с предметами к цепочке специфических ролевых взаимодействий в игре, а затем к последовательным разнообразным событиям;
  • формы организации: от индивидуальных игр, к играм рядом и совместной деятельности;
  • продолжительности: от нескольких минут до нескольких дней;
  • участников: от двух до пяти–семи детей 
    (
    п. 4 Методических рекомендаций Минпросвещения от 21.07.2023)

Двигательная деятельность

Младенческий 
(2 месяца – 1 год)

Ребенок:

  • учится ориентироваться в пространстве, осваивать тактильно-двигательные игры;
  • овладевает навыками хватания, ползания, ходьбы
  • Организовать двигательную активность детей в течение дня на основе положительного эмоционального общения и совместных действий;
  • обучать основным движениям: бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба  (п. 22.1 ФОП ДО)

Ранний 
(1–3 года)

Ребенок осваивает основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры

  1. Создать в группах условия: 
  • для формирования основных движений в совместной деятельности с педагогом: бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба;
  • развития равновесия и ориентировки в пространстве;
  • развития психофизических качеств: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
  1. Привлекать детей и поддерживать их желание:
  • выполнять физические упражнения с педагогом;
  • участвовать в играх, игровых упражнениях, подвижных играх, самостоятельной деятельности. 
  1. Формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
  2. Укреплять здоровье детей средствами физического воспитания.
  3.  Обогащать двигательный опыт детей

(п. 22.2, 22.3 ФОП ДО)

Дошкольный 
(3–7 лет)

  • Усложняются основные виды движений, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
  • ребенок осваивает элементы 
    спортивных игр 
  1. Создать условия в группе для обогащения двигательного опыта и оптимальной физической деятельности в течения дня с помощью:
  • упражнений основной гимнастики;
  • общеразвивающих упражнений;
  • музыкально-ритмических упражнений
  • спортивных упражнений;
  • подвижных игр.
  1. На занятиях организовать познавательную деятельность. Формировать:
  • интерес к занятиям физической культуры;
  • положительное отношение активному отдыху;
  • первичные представления об отдельных видах спорта и спортсменах;
  • представления о факторах, влияющих на здоровье.
  1. Развивать:
  • умения технично, точно, осознанно, рационально и выразительно выполнять физические упражнения, осваивать туристские навыки;
  • психофизические качества;
  • равновесие и ориентировку в пространстве.
  1. Воспитывать:
  • волевые качества, самостоятельность;
  • стремление соблюдать правила в упражнениях и играх;
  • бережное и заботливое отношение к своему здоровью.
  1. Укреплять физическое состояние детей: опорно-двигательный аппарат, осанку, иммунитет.
  2. Закреплять у воспитанников культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания 

(п. 22.4, 22.5, 22.6, 22.7 ФОП ДО)

 Речевая деятельность 

Младенческий 
(2 месяца – 1 год)

  • Ребенок осваивает слушание и понимание речи взрослого;
  • появляются первые гуления, лепет и слова
  • Научить ребенка понимать, когда к нему обращаются, откликаться на свое имя, распознавать голоса;
  • создать условия в группе, чтобы побуждать детей давать обратную связь взрослому через гуления, лепет, слова;
  • поддерживать стремление детей вступать в контакт с окружающими взрослыми и детьми в играх;
  • развивать предпосылки активной речи: лепет, подражание простым слогам и звукосочетаниям;
  • обогащать пассивный словарь детей;
  • формировать умение различать близких;
  • закреплять умение по словам педагога находить предмет, выполнять движения, действия
    (
    п. 20.1 ФОП ДО)

Ранний 
(1–3 года)

  • Формируется понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов;
  • развивается активная речь
  1. Воспитывать у детей потребность в общении
  2. Расширять запас понимаемых слов.
  3. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и формировать умение использовать данные слова в речи.
  4. Стимулировать:
  • подражать, речи взрослого;
  • при чтении стихов, текста песен повторять за педагогом разные действия.
  1. Развивать:
  • речевое общение со взрослым;
  • умения отвечать на вопросы педагога, рассказывать об окружающем в двух–четырех предложениях.
  1. Закреплять умения:
  • понимать слова, обозначающие части тела человека, бытовые и игровые действия, признаки предметов, действия, размер, цвет;
  •  понимать простые по конструкции фразы взрослого.
  1. Упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний, отельных слов

(п. 20.2, 20.3 ФОП ДО)

Дошкольный 
(3–7 лет) 

  • Развивается слушание речи взрослого и сверстников;
  • развивается активная 
    диалогическая и монологическая речь
  1. Закреплять у детей умение различать и называть части предметов, качества предметов, сходные по назначению предметы, понимать обобщающие слова.
  2. Продолжать закреплять:
  • умения внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных;
  • умение отвечать на вопросы педагога при рассматривании предметов, картин, иллюстраций;
  • умение правильно, точно по смыслу употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
  • свободно вступать в общение со взрослыми и детьми.
  1. Продолжать совершенствовать:
  • диалогическую и монологическую формы речи;
  • умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
  1. Упражнять в составлении предложений из двух–четырех слов.
  2. Развивать образность речи и словесное творчество: описание сравнений, метафор, описательных и метафорических загадок, сочинение текстов

(п. 20.4, 20.5, 20.6, 20.7 ФОП ДО)

 Музыкальная деятельность

Младенческий возраст
(2 месяца – 1 год)

Направлен:

  • на слушание музыки;
  • выполнение танцевальных движений на основе подражания, музыкальных игр
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку контрастного характера; 
  • формировать навык сосредоточиваться на пении взрослых и звучании музыкальных инструментов;
  • приобщать к слушанию вокальной и инструментальной музыки;
  • побуждать получать удовольствие от прослушивания музыкальной и инструментальной музыки

(п. 21.1 ФОП ДО)

Ранний возраст
(1–3 года)

Ребенок осваивает слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения

  1. Формировать эмоциональный отклик на музыку.
  2. Воспитывать интерес к музыке, желание слушать, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
  3. Развивать:
  • умение прислушиваться к словам песен, воспроизводить звукоподражания и простейшие интонации;
  • умение выполнять под музыку игровые и плясовые движения с учетом слов и характера песен

(п. 21.2, 21.3 ФОП ДО)

Дошкольный возраст
(3–7 лет)

Направлен:

  • на слушание и понимание музыкальных произведений;
  • пение;
  • освоение музыкально-ритмические движений;
  • игру на детских музыкальных инструментах
  1. Развивать:
  • эстетические чувства при восприятии музыки;
  • музыкальность;
  • умение различать на слух звуки по высоте, музыкальные инструменты;
  • музыкальные способности: поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.
  1. Обогащать музыкальные впечатления детей.
  2. Поддерживать  интерес к пению.
  3. Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
  4. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса.
  5. Обучать игре на детских музыкальных инструментах.
  6. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями, жанрами музыки

(п. 21.4, 21.5, 21.6, 21.7 ФОП ДО)

Трудовая деятельность

Младенческий возраст
(2 месяца – 1 год)

 – 

 – 

Ранний возраст
(1–3 года)

Организуется в форме самообслуживания, выполнения детьми простых трудовых действий

Прививать интерес к труду в природе, привлекать к посильному участию в нем 

Дошкольный возраст
(3–7 лет)

Ребенок овладевает всеми видами труда: ручной, самообслуживание, хозяйственно-бытовой, работа на природе

  1.  Формировать представления:
  • о конкретных видах хозяйственно-бытового труда (мытье посуды, уборка помещений);
  • профессиях взрослых и трудовых процессах.
  1. Формировать потребность быть аккуратным, содержать одежду в чистоте, поддерживать порядок в игровом уголке и групповой комнате.
  2. Воспитывать:
  • бережное ценностное отношение к труду взрослых;
  • бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых;
  • ответственность, добросовестность, стремление оказывать посильную помощь взрослым.
  1. Учить помогать приводить в порядок инструменты и оборудование, дежурить в уголке природы.
  2. Развивать самостоятельность, навыки самообслуживания

(п. 9 Методических рекомендаций Минпросвещения от 21.07.2023, 
п. 
18.4, 18.5, 18.6, 18.7 ФОП ДО)

 Экспериментирование

Младенческий возраст
(2 месяца – 1 год)

 –  

 – 

Ранний возраст
(1–3 года)

Организуется работа с разными материалами и веществами: песок, вода, тесто

  • Мотивировать детей  к исследованию окружающего мира;
  • обучать приемам экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы (п. 19.6 ФОП ДО);
  • обсуждать возможные варианты поиска решения проблемы в исследовании, прогнозируемые результаты;
  • побуждать воспитанников вместе определять цель и способы исследования, формулировать выводы;
  • поддерживать детское экспериментирование с творческими материалами, веществами (песок, вода, тесто), музыкальными и немузыкальными звуками (п. 21.4, 23 ФОП ДО)

Дошкольный возраст
(3–7 лет)

Развивается активная познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

Развитие речи дошкольников через разные виды детской деятельности.

В соответствии с ФГОС речевое развитие является одной из пяти образовательных областей и предполагает владение речью как средством общения, развитие грамматически правильной монологической и диалогиче...

Развитие речи детей раннего возраста через разные виды детской деятельности

Учить детей внимательно рассматривать игрушки, вслушиваться в речь воспитателя; обогащать словарный запас; развивать элементарные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниямРазвивать умение понима...

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...

"Основные разделы программы по обучению детей ПДД. Их реализация через разные виды детской деятельности в разных возрастных группах"

Нам с вами хорошо известно, что дети – самые уязвимые участники дорожного движения. Для того, чтобы избежать неприятностей на дороге, нам необходимо проводить систематическую рабо...

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно исследовательская деятельность»

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная сист...

Презентация Отличительные особенности игровых технологий и обоснование алгоритма разработки и совершенствования современных игровых технологий в ДОО и разных видах детской деятельности

Эмоция, возникающая по поводу игровой роли, и выполняющая функцию побудителя действия, начинает распространяться на всю игровую ситуацию и образовательную задачу в целом. Воображаемая ситуации и роль ...