Возраст | Особенности | Задачи педагога |
Общение |
Младенческий (2 месяца – 1 год) | - Ведущий вид деятельности;
- направлен на установление эмоционально-положительных контактов со взрослым
| Формировать у детей интерес к близкому человеку, потребность в познании окружающего мира (п. 4 Методических рекомендаций Минпросвещения от 21.07.2023) |
Ранний (1–3 года) | Направлен на формирование: - ситуативно-делового общения со взрослыми;
- эмоционально-практического общения со сверстниками
| Обучать воспитанников правилам общения со взрослыми и сверстниками (п. 4 Методических рекомендаций Минпросвещения от 21.07.2023) |
Дошкольный (3–7 лет) | Направлен на развитие ситуативно-делового, внеситуативно-познавательного и личностного общения | Научить детей использовать разные формы общения в зависимости от собеседника и ситуации (п. 4 Методических рекомендаций Минпросвещения от 21.07.2023) |
Предметная деятельность |
Младенческий (2 месяца – 1 год) | Направлен: - на овладение предметно-орудийными действиями;
- усвоение свойств предметов – величина, форма, цвет, движение;
- усвоение пространственных отношений – далеко, близко;
- усвоение части и целого
| Научить детей владеть и выполнять манипуляции с предметами (п. 4 Методических рекомендаций Минпросвещения от 21.07.2023) |
Ранний (1–3 года) |
Дошкольный (3–7 лет) |
Игровая деятельность |
Младенческий (2 месяца – 1 год) | – | – |
Ранний (1–3 года) | Возникает в конце раннего возраста в формах отобразительной, сюжетно-отобразительной игр и игр с дидактическими игрушками | Мотивировать детей воспроизводить отдельные простые события из жизни через предметы-заместители: кубики, палочки, лоскуты ткани, коробки разного размера (п. 4 Методических рекомендаций Минпросвещения от 21.07.2023) |
Дошкольный (3–7 лет) | - Ведущий вид деятельности.
- Усложняются сюжет и содержание разных видов игр:
- сюжетно-ролевых;
- театрализованных;
- режиссерских;
- строительно-конструктивных;
- дидактических;
- подвижных
| Организовывать игровую деятельность в группах с учетом: - способов построения игр: от цепочки условных действий с предметами к цепочке специфических ролевых взаимодействий в игре, а затем к последовательным разнообразным событиям;
- формы организации: от индивидуальных игр, к играм рядом и совместной деятельности;
- продолжительности: от нескольких минут до нескольких дней;
- участников: от двух до пяти–семи детей
(п. 4 Методических рекомендаций Минпросвещения от 21.07.2023)
|
Двигательная деятельность |
Младенческий (2 месяца – 1 год) | Ребенок: - учится ориентироваться в пространстве, осваивать тактильно-двигательные игры;
- овладевает навыками хватания, ползания, ходьбы
| - Организовать двигательную активность детей в течение дня на основе положительного эмоционального общения и совместных действий;
- обучать основным движениям: бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба (п. 22.1 ФОП ДО)
|
Ранний (1–3 года) | Ребенок осваивает основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры | - Создать в группах условия:
- для формирования основных движений в совместной деятельности с педагогом: бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба;
- развития равновесия и ориентировки в пространстве;
- развития психофизических качеств: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
- Привлекать детей и поддерживать их желание:
- выполнять физические упражнения с педагогом;
- участвовать в играх, игровых упражнениях, подвижных играх, самостоятельной деятельности.
- Формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
- Укреплять здоровье детей средствами физического воспитания.
- Обогащать двигательный опыт детей
(п. 22.2, 22.3 ФОП ДО) |
Дошкольный (3–7 лет) | - Усложняются основные виды движений, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
- ребенок осваивает элементы
спортивных игр
| - Создать условия в группе для обогащения двигательного опыта и оптимальной физической деятельности в течения дня с помощью:
- упражнений основной гимнастики;
- общеразвивающих упражнений;
- музыкально-ритмических упражнений
- спортивных упражнений;
- подвижных игр.
- На занятиях организовать познавательную деятельность. Формировать:
- интерес к занятиям физической культуры;
- положительное отношение активному отдыху;
- первичные представления об отдельных видах спорта и спортсменах;
- представления о факторах, влияющих на здоровье.
- Развивать:
- умения технично, точно, осознанно, рационально и выразительно выполнять физические упражнения, осваивать туристские навыки;
- психофизические качества;
- равновесие и ориентировку в пространстве.
- Воспитывать:
- волевые качества, самостоятельность;
- стремление соблюдать правила в упражнениях и играх;
- бережное и заботливое отношение к своему здоровью.
- Укреплять физическое состояние детей: опорно-двигательный аппарат, осанку, иммунитет.
- Закреплять у воспитанников культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания
(п. 22.4, 22.5, 22.6, 22.7 ФОП ДО) |
Речевая деятельность |
Младенческий (2 месяца – 1 год) | - Ребенок осваивает слушание и понимание речи взрослого;
- появляются первые гуления, лепет и слова
| - Научить ребенка понимать, когда к нему обращаются, откликаться на свое имя, распознавать голоса;
- создать условия в группе, чтобы побуждать детей давать обратную связь взрослому через гуления, лепет, слова;
- поддерживать стремление детей вступать в контакт с окружающими взрослыми и детьми в играх;
- развивать предпосылки активной речи: лепет, подражание простым слогам и звукосочетаниям;
- обогащать пассивный словарь детей;
- формировать умение различать близких;
- закреплять умение по словам педагога находить предмет, выполнять движения, действия
(п. 20.1 ФОП ДО)
|
Ранний (1–3 года) | - Формируется понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов;
- развивается активная речь
| - Воспитывать у детей потребность в общении
- Расширять запас понимаемых слов.
- Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и формировать умение использовать данные слова в речи.
- Стимулировать:
- подражать, речи взрослого;
- при чтении стихов, текста песен повторять за педагогом разные действия.
- Развивать:
- речевое общение со взрослым;
- умения отвечать на вопросы педагога, рассказывать об окружающем в двух–четырех предложениях.
- Закреплять умения:
- понимать слова, обозначающие части тела человека, бытовые и игровые действия, признаки предметов, действия, размер, цвет;
- понимать простые по конструкции фразы взрослого.
- Упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний, отельных слов
(п. 20.2, 20.3 ФОП ДО) |
Дошкольный (3–7 лет) | - Развивается слушание речи взрослого и сверстников;
- развивается активная
диалогическая и монологическая речь
| - Закреплять у детей умение различать и называть части предметов, качества предметов, сходные по назначению предметы, понимать обобщающие слова.
- Продолжать закреплять:
- умения внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных;
- умение отвечать на вопросы педагога при рассматривании предметов, картин, иллюстраций;
- умение правильно, точно по смыслу употреблять в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
- свободно вступать в общение со взрослыми и детьми.
- Продолжать совершенствовать:
- диалогическую и монологическую формы речи;
- умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
- Упражнять в составлении предложений из двух–четырех слов.
- Развивать образность речи и словесное творчество: описание сравнений, метафор, описательных и метафорических загадок, сочинение текстов
(п. 20.4, 20.5, 20.6, 20.7 ФОП ДО) |
Музыкальная деятельность |
Младенческий возраст (2 месяца – 1 год) | Направлен: - на слушание музыки;
- выполнение танцевальных движений на основе подражания, музыкальных игр
| - Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку контрастного характера;
- формировать навык сосредоточиваться на пении взрослых и звучании музыкальных инструментов;
- приобщать к слушанию вокальной и инструментальной музыки;
- побуждать получать удовольствие от прослушивания музыкальной и инструментальной музыки
(п. 21.1 ФОП ДО) |
Ранний возраст (1–3 года) | Ребенок осваивает слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения | - Формировать эмоциональный отклик на музыку.
- Воспитывать интерес к музыке, желание слушать, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
- Развивать:
- умение прислушиваться к словам песен, воспроизводить звукоподражания и простейшие интонации;
- умение выполнять под музыку игровые и плясовые движения с учетом слов и характера песен
(п. 21.2, 21.3 ФОП ДО) |
Дошкольный возраст (3–7 лет) | Направлен: - на слушание и понимание музыкальных произведений;
- пение;
- освоение музыкально-ритмические движений;
- игру на детских музыкальных инструментах
| - Развивать:
- эстетические чувства при восприятии музыки;
- музыкальность;
- умение различать на слух звуки по высоте, музыкальные инструменты;
- музыкальные способности: поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.
- Обогащать музыкальные впечатления детей.
- Поддерживать интерес к пению.
- Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
- Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса.
- Обучать игре на детских музыкальных инструментах.
- Знакомить с элементарными музыкальными понятиями, жанрами музыки
(п. 21.4, 21.5, 21.6, 21.7 ФОП ДО) |
Трудовая деятельность |
Младенческий возраст (2 месяца – 1 год) | – | – |
Ранний возраст (1–3 года) | Организуется в форме самообслуживания, выполнения детьми простых трудовых действий | Прививать интерес к труду в природе, привлекать к посильному участию в нем |
Дошкольный возраст (3–7 лет) | Ребенок овладевает всеми видами труда: ручной, самообслуживание, хозяйственно-бытовой, работа на природе | - Формировать представления:
- о конкретных видах хозяйственно-бытового труда (мытье посуды, уборка помещений);
- профессиях взрослых и трудовых процессах.
- Формировать потребность быть аккуратным, содержать одежду в чистоте, поддерживать порядок в игровом уголке и групповой комнате.
- Воспитывать:
- бережное ценностное отношение к труду взрослых;
- бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых;
- ответственность, добросовестность, стремление оказывать посильную помощь взрослым.
- Учить помогать приводить в порядок инструменты и оборудование, дежурить в уголке природы.
- Развивать самостоятельность, навыки самообслуживания
(п. 9 Методических рекомендаций Минпросвещения от 21.07.2023, п. 18.4, 18.5, 18.6, 18.7 ФОП ДО) |
Экспериментирование |
Младенческий возраст (2 месяца – 1 год) | – | – |
Ранний возраст (1–3 года) | Организуется работа с разными материалами и веществами: песок, вода, тесто | - Мотивировать детей к исследованию окружающего мира;
- обучать приемам экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы (п. 19.6 ФОП ДО);
- обсуждать возможные варианты поиска решения проблемы в исследовании, прогнозируемые результаты;
- побуждать воспитанников вместе определять цель и способы исследования, формулировать выводы;
- поддерживать детское экспериментирование с творческими материалами, веществами (песок, вода, тесто), музыкальными и немузыкальными звуками (п. 21.4, 23 ФОП ДО)
|
Дошкольный возраст (3–7 лет) | Развивается активная познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование |