проект "Эволюция жилища От пещеры до умного дома”
проект (подготовительная группа)

Ядрова Мария Васильевна

Наше путешествие начинается там, где жили первые люди – в пещерах, защищавших от диких зверей и непогоды. Затем мы увидим, как из бревен и глины рождались уютные избы, полные тепла и семейного очага. Этот проект проведет детей сквозь века, показывая, как изменялись жилища и как в них отражались жизнь и культура народов. Мы узнаем, как кочевники жили в юртах, а жители Севера – в теплых иглу. Увидим неприступные средневековые замки, а затем заглянем в современные многоквартирные дома и коттеджи. И, конечно, заглянем в будущее, где технологии создадут “умные дома” с роботами-помощниками! Мы проследим путь от самых простых укрытий до современных комфортабельных зданий, чтобы понять, как менялись потребности человека и как они находили отражение в его доме.

А конструирование станет нашим главным инструментом! Собирая макеты пещер, изб и замков, дети смогут не только представить себе жизнь в прошлом, но и развить фантазию, создавая собственные проекты – от уютной избушки до футуристичного дома с летающими машинами. Это поможет им понять, как устроены разные здания, и даже придумать свой идеальный дом будущего! Мы проследим путь от самых простых укрытий до современных комфортабельных зданий, чтобы понять, как менялись потребности человека и как они находили отражение в его доме.

Этот проект направлен на развитие исторических знаний у детей, и благодаря конструированию, рисованию, лепке и другим увлекательным занятиям, они узнают много нового об эволюции жилища, о культуре и быте разных народов, и о том, как человек приспосабливался к окружающей среде, создавая свой дом!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2025_yadrova.docx312.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №11 «Колосок»

Педагогический проект

в подготовительной к школе группе «Солнышко».

Тип проекта: познавательно-творческий

Временные рамки проекта: 1 год (2.09.2024 – 29.05.2025.)

Подготовил воспитатель:

Ядрова Мария Васильевна

г.о. Семеновский, 2025 г.

Краткая аннотация проекта

Наше путешествие начинается там, где жили первые люди – в пещерах, защищавших от диких зверей и непогоды. Затем мы увидим, как из бревен и глины рождались уютные избы, полные тепла и семейного очага. Этот проект проведет детей сквозь века, показывая, как изменялись жилища и как в них отражались жизнь и культура народов. Мы узнаем, как кочевники жили в юртах, а жители Севера – в теплых иглу. Увидим неприступные средневековые замки, а затем заглянем в современные многоквартирные дома и коттеджи. И, конечно, заглянем в будущее, где технологии создадут “умные дома” с роботами-помощниками! Мы проследим путь от самых простых укрытий до современных комфортабельных зданий, чтобы понять, как менялись потребности человека и как они находили отражение в его доме.

А конструирование станет нашим главным инструментом! Собирая макеты пещер, изб и замков, дети смогут не только представить себе жизнь в прошлом, но и развить фантазию, создавая собственные проекты – от уютной избушки до футуристичного дома с летающими машинами. Это поможет им понять, как устроены разные здания, и даже придумать свой идеальный дом будущего! Мы проследим путь от самых простых укрытий до современных комфортабельных зданий, чтобы понять, как менялись потребности человека и как они находили отражение в его доме.

Этот проект направлен на развитие исторических знаний у детей, и благодаря конструированию, рисованию, лепке и другим увлекательным занятиям, они узнают много нового об эволюции жилища, о культуре и быте разных народов, и о том, как человек приспосабливался к окружающей среде, создавая свой дом!

Методический паспорт проекта:

Название проекта: «Эволюция жилища: От пещеры до умного дома»

Автор проекта: Ядрова Мария Васильевна

Возраст детей: дети подготовительной группы

Вид проекта: долгосрочный

Тип проекта: познавательно-творческий

Срок реализации проекта: 1 год (2.09.2024 – 29.05.2025.)

Введение

Что такое дом? Это больше, чем просто крыша над головой. Это место, где мы чувствуем себя в безопасности, где нас ждут родные, где хранится тепло и уют. Но дом не всегда был таким, каким мы знаем его сейчас. За тысячелетия он прошел долгий и увлекательный путь эволюции, отражая в себе культуру, традиции и технологические достижения человечества.

В рамках проекта “Эволюция жилища: От пещеры до умного дома” мы приглашаем детей подготовительной группы отправиться в невероятное путешествие во времени! Вместе мы исследуем, как жили наши предки, начиная с пещер, защищавших от диких зверей, и заканчивая современными “умными домами”, наполненными передовыми технологиями.

Мы узнаем, как строили уютные избы, как жили в юртах кочевники и как согревались в иглу жители Севера. Мы увидим неприступные средневековые замки и современные многоквартирные дома.

Конструирование станет для нас не просто игрой, а инструментом познания! Собирая макеты разных типов жилищ, дети смогут лучше понять их устройство и проявить свою фантазию, создавая собственные архитектурные шедевры. Мы будем рисовать, лепить, мастерить, играть, петь и танцевать, чтобы максимально погрузиться в атмосферу каждой эпохи и культуры.

Этот проект – это не только история домов, но и история людей, их потребностей и стремлений. Он поможет детям расширить кругозор, развить творческие способности, научиться работать в команде и с уважением относиться к прошлому. 

Актуальность проекта

В современном мире дети окружены комфортом и технологиями. Они привыкли к удобствам многоквартирных домов, к отоплению, водопроводу и электричеству. Однако мало кто из них задумывается о том, как жили люди раньше, какие усилия прилагали, чтобы создать себе хотя бы минимальные условия для жизни.

В итоге, проект “Эволюция жилища: От пещеры до умного дома” не только расширяет знания детей об истории и культуре, но и способствует их всестороннему развитию, формирует ценностные ориентации и готовит к жизни в современном мире. Это особенно важно в преддверии поступления в школу, когда дети должны быть не только эрудированными, но и любознательными, творческими и коммуникабельными.

Цель:

Формирование у детей подготовительной группы целостного представления об эволюции жилища как отражении истории, культуры и технологического прогресса человечества, через развитие познавательного интереса, творческих способностей, конструктивных навыков и уважения к историческому и культурному наследию.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Познакомить детей с различными этапами эволюции жилища: от пещеры до современного “умного дома”.
  • Изучить разнообразие типов жилищ, характерных для различных эпох и культур: пещера, шалаш, изба, юрта, иглу, замок, многоквартирный дом, коттедж.
  • Выявить основные строительные материалы, использовавшиеся в разные периоды времени (камень, дерево, глина, кирпич, современные материалы).
  • Сформировать представление о взаимосвязи между климатическими условиями, образом жизни людей и типом их жилища.
  • Познакомить с устройством жилищ разных народов, предметами быта и традициями, связанными с домом.
  • Сформировать представления о профессии архитектора и строителя.

2. Развивающие:

  • Развивать познавательную активность и любознательность.
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
  • Развивать связную речь, умение описывать, рассуждать, пересказывать и составлять рассказы.
  • Развивать творческие способности, воображение и фантазию.
  • Развивать конструктивные навыки, умение планировать, проектировать и создавать модели различных жилищ.
  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Развивать пространственное мышление.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к истории и культуре разных народов.
  • Воспитывать бережное отношение к своему дому и окружающей среде.
  • Формировать чувство гордости за достижения человеческой цивилизации.
  • Воспитывать умение работать в команде, сотрудничать и уважать мнение других.

Ожидаемые результаты:

Данный проект не только расширяет их кругозор и формирует историческое сознание, но и способствует комплексному развитию личности, подготавливая к успешному обучению в школе и формируя ценностные ориентации, необходимые для жизни в современном мире. Узнавая о прошлом, дети лучше понимают настоящее и осознают свою ответственность за будущее.

В результате реализации проекта “Эволюция жилища: От пещеры до умного дома” ожидается, что дети подготовительной группы:

  1. Освоят знания об основных этапах эволюции жилища: от пещеры древнего человека до современного “умного дома”, демонстрируя понимание пройденного пути.
  2. Получат ясное представление о разнообразии типов жилищ: от избы до юрты, от иглу до замка, узнают об их особенностях и назначении.
  3. Будут знать основные строительные материалы: использовавшиеся на разных этапах истории человечества для постройки домов.
  4. Сформируют понимание связи между окружающей средой и жилищем: осознают, как климат и образ жизни влияли на архитектуру домов.
  5. Обогатят свои знания о быте и традициях: различных народов, связанных с их жилищем, узнают об особенностях убранства и обычаях.
  6. Получат первоначальное представление о профессиях: архитектора и строителя, осознавая их вклад в создание комфортного пространства для жизни.
  7. Станут более любознательными и активными: проявляя интерес к новым знаниям и исследованиям, связанным с историей жилища.
  8. Разовьют творческое мышление и воображение: при создании собственных проектов жилищ, рисунках и поделках.
  9. Совершенствуют конструктивные навыки: умея строить макеты жилищ из различных материалов, следуя схемам и проявляя изобретательность.
  10. Проявят уважение к истории и культуре: различных народов, узнавая об их традициях и обычаях, связанных с жилищем.
  11. Сформируют бережное отношение к своему дому и окружающей среде: осознавая ценность комфорта и уюта, а также необходимость сохранения природы.
  12. Научатся работать в команде и сотрудничать: принимая участие в групповых проектах и обсуждениях, слушая и уважая мнение других.

Этапы реализации проекта программы:

Этапы проекта

Этапы проекта

Содержание

I этап

Организационный

1.        Знакомить родителей с метод. Литературой по данной теме.

2.        Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей и родителей.

3.         Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

4.        Насыщение развивающей предметно- пространственной среды группы тематическими содержанием.

II этап

Основной

1.        Планирование деятельности с родителями в соответствии с программой детского сада.

2.        Объединение детей и родителей в рабочие группы.

3.        Формирование знаний, умений и навыков.

4. Решение задач при реализации проекта.

5. Осуществление всех запланированных видов деятельности данного проекта.

III этап

Заключительный

1.        Подведение итогов.

3.        Создание дидактического материала.

4.        Презентация проекта

План мероприятий:

 

Этапы проекта

Срок

Виды деятельности

с детьми

Виды деятельности

с родителями

I этап

Организационный

Сентябрь

Знакомство с миром жилищ

  • Беседы о доме, семье, уюте. Выявление первоначальных знаний детей о разных видах домов.
  • Рассматривание иллюстраций с изображениями жилищ разных эпох и народов.
  • Чтение сказок, стихов о доме.
  • Определение целей и задач проекта совместно с детьми.
  • Планирование деятельности.
  • Организация предметно-пространственной среды (тематический уголок).

Информирование о проекте, анкетирование “Что знают ваши дети о домах?”, консультация “Роль семьи в развитии познавательного интереса”.

Октябрь

Пещера и Шалаш

  • ООД “Как жили первые люди”.
  • Беседы о жизни в пещерах и шалашах.
  • Рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы.
  • Рисование “Пещера древнего человека”.
  • Лепка “Животные в пещере”. Создание макета пещеры из природных материалов.
  • Сюжетно-ролевая игра “Жизнь в пещере”.
  • Дидактическая игра “Найди лишнее”.

Консультация “Расскажите детям о пещерах и шалашах, их особенностях и материалах”.

II этап

Основной

Ноябрь

Русская Изба

  • ООД “Что такое русская изба”.
  • Беседы об устройстве избы, предметах быта.
  • Рассматривание иллюстраций, чтение русских народных сказок.
  • Рисование “Русская изба”.
  •  Аппликация “Украшение избы”.
  • Конструирование макета избы из картона.
  • Сюжетно-ролевая игра “Русская семья”.
  • Хороводные игры.

Консультация “Знакомим детей с русской культурой”.

Декабрь

Юрта

  • НОД “Юрта - дом кочевника”.
  •  Беседы о жизни кочевых народов, их культуре и традициях.
  • Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о кочевниках.
  • Рисование “Юрта в степи”.
  • Аппликация “Украшение юрты”.
  • Подвижные игры кочевых народов.
  • Конструирование юрты

Консультация “Как рассказать детям о жизни кочевых народов”. Совместный поиск информации о кочевых народах, живущих в юртах.

Январь

Иглу

  • НОД “Иглу - ледяной дом”.
  •  Беседы о жизни народов Севера, их культуре и традициях.
  • Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о Севере.
  • Рисование “Северное сияние”.
  • Лепка “Белые медведи”.
  •  Создание макета иглу из пенопласта или ваты.
  • Дидактическая игра “Собери картинку”.

Консультация “Знакомим детей с жизнью народов Севера”. Помощь в изготовлении макета иглу.

Февраль

Замок

  • ООД “Замок - жилище рыцарей”.
  • Беседы об истории средневековья, жизни в замке.
  • Рассматривание иллюстраций, чтение рыцарских романов.
  • Рисование “Замок моей мечты”.
  • Конструирование макета замка из конструктора.

Консультация “Как рассказать детям о средневековье”.

Март

Многоквартирный Дом

  • ООД “Многоквартирный дом - наш дом”.
  •  Беседы об устройстве многоквартирного дома, правилах поведения.
  • Рассматривание обстройки современных квартир.
  • Рисование “Моя квартира”.
  • Конструирование макета многоквартирного дома.
  • Дидактическая игра “Подбери мебель”.

Беседы с детьми о правилах поведения в подъезде и во дворе.

Апрель

Коттедж

  • ООД “Коттедж - дом за городом”.
  • Беседы о преимуществах жизни в коттедже, особенностях планировки.
  • Рассматривание фотографий коттеджей.
  • Рисование “Коттедж моей мечты”.
  • Конструирование макета коттеджа с приусадебным участком.
  • Дидактическая игра “Обустрой участок”.

III этап

Заключительный

Май

Дом будущего и подведение итогов

  • Знакомство с концепцией “умного дома”:
  • Обсуждение современных технологий в строительстве и обустройстве жилья.
  • Конструирование макета “умного дома”:
  • Создание модели дома будущего с использованием различных материалов и технологий Лего.
  • Презентация проекта: Выставка макета «Дома будущего»
  • Подведение итогов: Итоговая беседа с детьми, обсуждение достигнутых результатов, рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание на конкурс"Самый умный" выполнение задания дома.

Методические указания и варианты  работ по дисциплине «Иностранный язык»,  конкурс «Самый умный»,  Специальность «Гостиничный сервис»...

познавательно-творческий проект "Дома и жилища"

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в...

Сиди дома. Умные движения.

Развиваемся в игре...

Авторская интерактивная игра (по сказке Т. Шорыгиной "Умный наперсток") "Это верно или нет?" для детей старшего дошкольного возраста (Личная безопасность дома)

Авторская интерактивная игра (по сказке Т. Шорыгиной "Умный наперсток")  "Это верно или нет?" для детей старшего дошкольного возраста  (Личная безопасность дома)...

Конспект комбинированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и продуктивной деятельности в средней группе Тема: «Дом, жилище. Материалы, из которых строят дома»

Конспект комбинированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и продуктивной деятельностью предназначеный для проведения в средне группе детскогго сада. Организация занятия требует предваритель...

«Развитие познавательной активности и кругозора старших дошкольников через интерактивные методы знакомства с разными видами домов и историей возникновения жилищ»

Формирование первичных представлений у детей о многообразии домов. Способствовать формированию знаний детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что люди постоянно стремятс...

Инженерная книга проекта «Профессии будущего: проектировщик "умных" домов и сити-фермер»

Как быстро летит время, как быстро меняется мир вокруг нас… Стремительно развивается наука, возникают новые отрасли производства, появляются новые профессии. По мнению ученых - футурологов The ...