Главные вкладки
«Эффективная развивающая предметно-пространственная среда: Как избавиться от "застывших" уголков и создать среду, которая "живет" и меняется»
статья
В статье рассматривается проблема создания динамичной развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в детском саду, соответствующей требованиям ФГОС ДО. Анализируются причины «застывания» традиционных уголков и предлагается практические механизмы их преобразования через принципы трансформируемости, полифункциональности и вариативности. Представлен алгоритм действий для педагогов по переходу от статичной, «выставочной» среды к живой и меняющейся, которая стимулирует детскую активность, инициативу и творчество.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 23
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Статья: «Эффективная развивающая предметно-пространственная среда: Как избавиться от "застывших" уголков и создать среду, которая "живет" и меняется»
Подготовил: Старший воспитатель
Устинова Е.В.
2025 год
Введение современного Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) кардинально изменил наш взгляд на развивающую предметно-пространственную среду (РППС). Из статичного, красиво оформленного фона она должна превратиться в живой, динамичный и мощный инструмент развития ребенка. Однако на практике многие педагоги сталкиваются с проблемой: несмотря на все усилия, уголки и центры активности в группах остаются «застывшими». Они идеальны на фото в первый день, но через месяц, полгода, год выглядят точно так же, теряя развивающий потенциал и интерес детей.
Так как же «оживить» среду, сделав ее по-настоящему трансформируемой, полифункциональной и вариативной? Предлагаю практические шаги, основанные на переходе от логики педагога к логике ребенка.
Почему среда «застывает»? Диагностируем проблему
Прежде чем строить новое, нужно понять причины «статичности»:
1. «Выставочный» подход: Среда создается для проверяющих и родителей, а не для детей. Все должно быть «красиво и ровно».
2. Жесткое зонирование: Уголок рисования – только для рисования, конструкторский – только для конструирования. Материалы не пересекаются, что убивает креативность.
3. Отсутствие «полуфабрикатов»: Среда состоит только из готовых, часто фабричных материалов. Нет бросового материала, деталей неопределенного назначения, которые провоцируют фантазию.
4. Централизованное планирование: Все изменения в среде инициирует и выполняет воспитатель, часто в свое нерабочее время. Дети – пассивные потребители.
5. Страх беспорядка: Педагог подсознательно боится, что после свободного экспериментирования в группе будет хаос, который сложно убрать.
Принципы «живой» среды: от теории к практике
Чтобы среда стала развивающей, она должна быть не только содержательной, но и трансформируемой, полифункциональной, вариативной (как того требует ФГОС ДО).
Давайте посмотрим, что это значит на деле.
- Трансформируемость — «Вся мебель — конструктор». Это возможность изменять пространство силами детей в зависимости от задачи и настроения.
· Что делать?
· Заменить часть тяжелой мебели на легкие модули, пуфы-кубы, мягкие игровые маты, складные перегородки-ширмы. Использовать мобильные стеллажи на колесах, которые можно легко передвигать, создавая новые зоны. Внести «коробки-трансформеры» разных размеров, которые могут быть и домиком, и столом, и полкой.
Пример: Уголок «Космос» в подготовительной группе. Вместо статичного плаката и нескольких ракет мы создали его из синих тканевых полотен, подвешенных на веревках, картонных коробок-модулей для строительства ракетопорта и «луномобилей», фольги и светодиодных гирлянд. Дети сами решали, как сегодня будет выглядеть их космическая станция: как лаборатория или как стартовая площадка.
- Полифункциональность — «Одна вещь — сто ролей». Это использование материалов, не имеющих жесткого назначения, которые можно применять в разных видах. деятельности.
Что делать?
· Создать «Центр неопределенных материалов»: коллекция крышек, катушек, кусочков ткани, пробок, прищепок, веревочек, бусин. Использовать один и тот же материал в разных зонах. Например, набор цветных камушков можно использовать для счета (математика), выкладывания узоров (художественное творчество), как «драгоценности» в сюжетно-ролевой игре «В пещере дракона».
Пример: Обычный кусок голубой ткани в руках детей становится то морем, то небом, то плащом волшебника, то скатертью для пикника. Сравните: готовый пластмассовый набор «Больница» используется только по назначению, а набор деревянных брусочков и цилиндров может стать и продуктами, и лекарствами, и строительными материалами.
- Вариативность — «Среда по подписке». Это периодическая смена материалов в соответствии с интересами детей, темами проектов и образовательными задачами.
Что делать?
· Внедрить принцип «ротации». Не выставлять все материалы сразу, а убирать часть в «запасник» и менять их раз в 1-2 недели. Возвращение «старой» игрушки вызывает новый всплеск интереса. Создать мобильные «тематические чемоданчики» (лэпбуки). Например, чемоданчик «Исследователя» с лупой, блокнотом, перчатками и коллекцией семян. Его можно брать в любую зону группы. Ориентироваться на детский запрос. Если дети увлеклись динозаврами, не обязательно переделывать весь книжный уголок. Достаточно добавить в него энциклопедию о динозаврах, в конструктор – фигурки ящеров, в центр искусства – трафареты и раскраски на эту тему.
Алгоритм действий для педагогической команды
1. Проведите аудит среды. Пройдитесь по группе с фотоаппаратом и чек-листом, где отмечены принципы ФГОС ДО. Что трансформируется? Что используется полифункционально? Что менялось за последний месяц?
2. «Разморозьте» один уголок. Начните не со всей группы, а с одного центра активности. Например, с центра сюжетно-ролевой игры. Замените часть готовых атрибутов на полифункциональные материалы.
3. Вовлеките детей в со-творчество. Проведите утренний круг с вопросом: «Как мы хотим обустроить наш уголок природы на этой неделе? Что нам для этого нужно?». Реализуйте лучшие идеи вместе.
4. Создайте «методическую копилку» идей по трансформации среды. Это могут быть фотографии, схемы, описание игровых ситуаций. Обменивайтесь находками на педагогических часах.
5. Информируйте родителей. Расскажите на родительском собрании, почему вы убрали некоторые «красивые» готовые игрушки и заменили их на «коробки и тряпочки». Объясните развивающий потенциал таких материалов. Привлеките их к сбору бросового материала.
Заключение
Создание «живой» развивающей среды – это не разовое мероприятие, а непрерывный творческий процесс, в котором активно участвуют и педагоги, и дети, и родители. Это процесс, основанный на наблюдении, диалоге и готовности отпустить часть контроля. Когда дети видят, что среда реагирует на их идеи и меняется по их воле, их познавательная активность взлетает до небес. Они чувствуют себя не гостями в красиво оформленном помещении, а настоящими хозяевами своего пространства, способными влиять на мир вокруг себя. И в этом – главная миссия современного детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: " Создание эффективной развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ".
Правильно организованная пространственная среда в группе - это залог самостоятельного поиска детей в своих исследованиях....

Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях»
Материал, представленный в консультации поможет родителям поближе ознакомиться с самим понятием "Развивающая предметно-пространственная среда"...

Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях»
Консультация для родителей«Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях» ВоспитательКоролёва Марина Игоревна...

Сообщение на педагогическом совете на тему «Эффективность развивающей предметно-пространственной среды детского сада»
Для реализации задач, направленных на развитие инициативы у детей,предметно-пространственная среда ДОУ должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, до...

Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях».
Данная консультация поможет родителям правильно и эффективно развивать своих любимых малышей!...

Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности дошкольников
Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развив...

Консультация для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях».
Для детей в детском саду обязательно создаётся образовательная предметно-пространственная среда, которая информативно богата, соответствует современным требованиям к образованию, воспитанию и развитию...
