Сообщение на педагогическом совете на тему «Эффективность развивающей предметно-пространственной среды детского сада»
консультация на тему

Ирина Владимировна Картавенко

Для реализации задач, направленных на развитие инициативы у детей,предметно-пространственная среда  ДОУ должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_pedsovete.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                             детский сад №20 комбинированного вида

Сообщение на педагогическом совете на тему

 «Эффективность развивающей предметно-пространственной среды детского сада»

 

Подготовила

 Картавенко И. В., воспитатель

г. Голицыно

2016 год

Требования к предметно-пространственной среде, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, направлены на поддержку инициативы детей во всех видах детской деятельности. Так, организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения дошкольников.

Для реализации данных задач предметно-пространственная среда  ДОУ должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Оценка состояния предметной среды предполагает определенные критерии, которые задают нормативы ее формирования. Главный критерий – содержательная насыщенность среды, согласно которому основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности – как совместной, так и самостоятельной. К ним относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность.

Необходимо также обеспечить двигательную активность детей как условие их полноценного физического развития. Соответственно предметная среда ДОУ должна быть разработана, прежде всего для данных видов деятельности, т.е. включать необходимые и достаточные предметы и оборудование. При этом материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста воспитанников в конкретной группе ДОУ и развивающего потенциала игрушек и игровых материалов.

В последнее время отмечается весьма благоприятная тенденция приблизить условия пребывания детей в дошкольной образовательной организации к домашним. Обстановка детских садов становится все более уютной и эстетичной. Она помогает комфортному самоощущению детей и оказывает влияние на их эстетическое воспитание.

В некоторых детских садах появляются уютные уголки с мягкой мебелью, предметами домашнего интерьера. Используется музыкальное сопровождение (в том числе классическая музыка) в разных режимных моментах, что создает благоприятный эмоциональный фон и знакомит детей с лучшими образцами музыкального искусства. Все это позитивно влияет на эмоциональное благополучие дошкольников, формирует у них чувство уверенности и защищенности. Этому же способствует экспонирование фотографий детей и членов их семей, а также выставки детских рисунков.

Гибкость и возможность трансформации в использовании пространства является одним из главных требований в организации предметной среды ДОУ. Многофункциональное использование мест для игровой деятельности позволяет решить многие проблемы с дефицитом площади.

Между тем в большинстве детских садов практикуется жесткое зонирование помещений, зачастую провоцирующее учебно-дисциплинарные формы работы с воспитанниками. Например, фиксированное фронтальное расположение столов и стульев с неизбежностью приводит к тому, что дети сидят «за партами» в застывших позах в течение длительного времени, что отрицательно сказывается на их осанке, физическом и психическом самочувствии и в целом препятствует реализации индивидуальных творческих способностей.

Запрет на перемещение столов и стульев воспитанниками, а также использование их в игровой деятельности существенно обедняет возможности свободной игры. Детские стульчики и столы незаменимы в создании пространства игры – ведущей деятельности дошкольного возраста. Возможность свободного использования детской мебели, мягких модулей и тканей могла бы позволить существенно сэкономить на закупке дополнительного игрового оборудования, а для детей это незаменимый опыт самостоятельного творческого преобразования действительности, активного освоения пространства своей жизни.

К нежелательным стереотипам, резко ограничивающим гибкость пространства, также относятся традиционные стационарные игровые уголкидля сюжетных игр с фиксированными темами и сюжетами: «Кухня», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и т.д. Подобные конструкции превращают сюжетно-ролевую игру в некий стереотип, вносят в нее штампы, препятствующие проявлению самостоятельного игрового творчества по созданию игрового пространства. Содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться, создавая основу для выбора и развития разнообразных сюжетов детских игр. Современные трансформируемые и мягкие модули создают прекрасные условия для организации игрового пространства разнообразной тематики самими детьми.

Жесткость в организации пространства не позволяет создавать некоторые важные для дошкольников функциональные зоны. Так, в большинстве детских садов отсутствуют уголки уединения, что делает пребывание ребенка в группе психологически напряженным, снижает его эмоциональный настрой и в целом нарушает право на отдых. Дошкольник находится в группе из 20-25 детей на протяжении 9-10 ч. Это достаточно мощная нагрузка на зрительное и слуховое восприятие, а также на эмоциональную сферу воспитанника. Дети младшего дошкольного возраста особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Старшие дошкольники часто испытывают потребность в отстаивании своих психологических границ. Создание и оборудование таких уголков (возможно, мобильных, разборных) в пространстве группы или места уединения в смежных комнатах (коридоре, спальне) помогут ребенку почувствовать себя в покое, безопасности, восстановить необходимые ресурсы. Граница уединения может быть даже условной  (например, стол закрывается полупрозрачной тканью, и ребенок, залезая под него, уже чувствует себя в большей безопасности и покое). Место для чтения, оборудованное мягким диваном и полкой с книгами, мягкие модули-качалки также будут удачным решением данной проблемы.

В большинстве ДОУ отсутствует также зона самостоятельного экспериментирования. Это существенно снижает возможности развития детей дошкольного возраста. Наблюдение за физическими явлениями и объектами отвечает познавательным потребностям дошкольников. В группе можно организовать невысокий стеллаж с отделами для хранения различных материалов или динамических игрушек (кегельбанов, волчков, игр с магнитами и т.д.). Эта зона может находиться рядом с творческой зоной или составлять с ней единое пространство.

К сожалению, в большинстве детских садов отсутствуют специальные предметы и материалы, которые позволяют изменять структуру и функции  пространства и делают среду гибкой и трансформируемой: ширмы, легкие скамейки, шатры, занавеси, модульная мебель и т. д. Эти простые и недорогие предметы могли бы существенно расширить функции помещения группы.

Значительные трудности возникают при подборе игрушек, предназначенных для главной деятельности дошкольников – сюжетной игры. Набор кукол в большинстве ДОУ крайне однообразный – это преимущественно куклы-девочки и младенцы (пупсы). Кукол, изображающих персонажей разного возраста и профессий, практически нет. Крайне редко встречаются куклы мужского рода, столь важные для мальчиков. Совсем редки маркеры роли – детали, позволяющие ребенку принять и удержать игровую роль (шапочки, воротнички, повязки и пр.). В отличие от нарядов, которых бывает в избытке в уголке ряженья, это не костюмы, а отдельные детали, символизирующие ту или иную роль и помогающие ребенку почувствовать себя каким-либо персонажем.

Особое значение имеют так называемые предметы-заместители (неоформленный  или природный материал), способствующие развитию у дошкольников воображения, знаково-символической функции мышления. К сожалению, в большей части ДОУ они отсутствуют. Детям предлагают муляжи реальных продуктов питания, уменьшенные копии бытовой техники или инструментов, что существенно обедняет их игру.

Еще одна проблема связана с тем, что комплект игрушек и игр остается неизменным в течение всего учебного года. Воспитанники достаточно быстро осваивают имеющийся игровой материал, теряют к ним интерес и скучают даже среди самых хороших игрушек. Разделение игровых комплектов на несколько частей и посменное предъявление их дошкольникам (например, смена игрушек раз в три месяца, по договоренности с детьми) могли бы сделать игровой процесс более разнообразным и эмоционально насыщенным. Новые игрушки вызывают творческий энтузиазм, а возврат к «старым» пробуждает воспоминания о прошлых играх, многие из которых дети захотят повторить, внося в игру элементы нового опыта.

К негативным явлениям следует отнести также неразборчивость при комплектовании игрового оборудования с точки зрения его педагогической значимости. Зачастую в детских садах хранятся старые, изношенные игрушки, принесенные родителями.

Немаловажную роль в реализации игровой деятельности детей играет доступность игрового оборудования в помещении ДОУ. Между тем игры и игрушки, особенно новые, зачастую находятся вне зоны доступа. Они экспонируются на верхних полках или заперты в шкафах. В результате дошкольники не могут играть с новыми привлекательными игрушками, которые предназначены не для них, а для украшения детского сада или для проверяющих инстанций. Такое положение дел представляется совершенно абсурдным.

Размещение игровых материалов должно обеспечивать ребенку свободный доступ не только к играм и игрушкам, но и к материалам для рисования, лепки, конструирования, а также удобство их использования.

Это же относится к играм с правилами. В последнее время на отечественном рынке появилось множество новых увлекательных настольных игр, которые способствуют становлению произвольного поведения детей, развивают их мышление, навыки общения, воображение и т.д. Однако они зачастую не доходят до дошкольных образовательных учреждений, и репертуар настольных игр остается стереотипным и весьма архаичным (лото, домино, шашки и т.д.). Причем даже эти традиционные игры не пригодны для использования: одни из них хранятся в закрытых шкафах, другие содержатся в плачевном состоянии (их детали перепутаны или утеряны, коробки потрепаны …). В результате воспитанники ДОО лишены важнейшего вида совместной игровой деятельности, который столь важен для формирования ценных качеств личности.

Новым веянием в образовательной среде ДОУ стало использование компьютеров в работе с детьми. Зачастую их приобретение и применение не связано непосредственно с нуждами образовательного процесса и является своеобразной данью моде. В то же время этот процесс нельзя игнорировать, поэтому следует проанализировать принципы и условия использования компьютеров в педагогической практике.

Важно обратить внимание на то, чтобы содержание компьютерных программ не дублировало уже имеющиеся традиционные дидактические средства. Их эффективность должна быть выше, чем использование традиционных средств воспитания и развития. Только в этом случае появление компьютера в образовательном процессе может быть оправданным, т.к. работа на нем связана с большим количеством рисков для психического и физического развития ребенка дошкольного возраста.

В заключение следует отметить, что развивающую игровую среду не следует отождествлять с материально-технической базой. Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда соответствуют интересам ребенка и способствуют его развитию. В то же время рациональное использование  самых скромных финансовых средств может оказать положительное влияние на эффективность педагогического процесса. Если игровой и дидактический материал представляет собой «вывеску» для визитов возможных комиссий, не может использоваться детьми в свободное время, нерегламентированных видах детской деятельности и не соответствует их возрасту, он не становится развивающей средой, а остается лишь материально-техническим обеспечением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педагогическом совете по краеведению и экологии, тема: "Туризм в детском саду"

В рамках проекта "Компас", выделено направление детского туризма....

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Педагогический проект на тему «Организация развивающей предметно – пространственной среды по речевому развитию в подготовительной к школе группе в контексте с ФГОС».

Педагогический проектна тему«Организация  развивающей предметно – пространственной среды по речевому развитию в подготовительной к школе группе в контексте с  ФГОС»....

Сообщение к семинару на тему Требования к Развивающей Предметно-пространственной Среде ДОУ с учетом ФГОС

Вопрос создания предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО,  были разработаны требования к ус...

Сообщение на педагогическом совете на тему: "Организация развивающей предметно - пространственной среды в подготовительной группе"

Правильная организация предметно-развивающей среды - это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать в...