Сообщение на педагогическом совете по краеведению и экологии, тема: "Туризм в детском саду"
методическая разработка (подготовительная группа)

Денисенко Анастасия Николаевна

В рамках проекта "Компас", выделено направление детского туризма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kompas_turizm.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«Детский сад №500»

630073, г. Новосибирск, ул.Стартовая, 1/3, тел.347-41-61

________________________________________________________________________________

Сообщение на педагогическом совете

по краеведению и экологии, тема:

«Туризм в детском саду»

(как одно из направлений в проекте «Компас»).

                                                      Выступление подготовила:

                                                         воспитатель Денисенко А.Н.

Новосибирск – 2018

            Время не стоит на месте, и для того, чтобы двигаться в ногу со временем, необходимо развивать образовательные услуги, включать в режим дня дополнительные методики и технологии. Такой инновационной методикой является детский туризм. Актуальность выделения данного направления обусловлена проблемной ситуацией, характеризующейся необходимостью введения детского туризма для воспитания у дошкольника экологической культуры, способа оздоровления, познания окружающего мира. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного поведения ребенка в природе и удовлетворение потребности в ежедневной двигательной активности. Таким средством воспитания дошкольников и является детский туризм.

Туристическая работа с детьми имеет уникальную ценность:

  • Образовательная: знакомство с малой Родиной, особенностями ландшафта, животного и растительного мира, формирование общих представлений о временах года, об изменениях в природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об ее охране. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, развивается умение пользоваться картой и компасом, развивается пространственная ориентация, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, анализировать взаимосвязи, делать выводы, правильно оценивать результат своей деятельности.
  • Развивающая: преодоление походных трудностей подталкивает детей к развитию морально – волевых качеств, стремление к общей цели, прохождению маршрута всей группой, развитие взаимопомощи и взаимовыручки. Участие в соревнованиях по спортивному туризму способствует развитию физической подготовки детей. Не мало важное место занимает подготовка к походу, которая способствует развитию логического мышления и сообразительности  дошкольника.
  • Воспитательная: поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявлять внимание к ближнему, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценивать свои поступки и действия сверстников. Решаются задачи и трудового воспитания: формируется навык самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность, ответственность, инициативность.

Характер приключения – ожидание результата туристического похода, повышает интерес к нему, стимулирует подготовку к походу. Основным признаком туристического похода является неизвестность конечного результата, что и делает его интересным.

             Прогулки и экскурсии осуществляются как на территории детского сада, так и за ее пределами, в районе Горского котлована. Представляют собой интересные и полезные для детей путешествия с определенной целью. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, общению с природой родного края, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств, содействуют воспитанию необходимой жизненной ориентировки на местности, решительности, смелости, общей выносливости, укреплению дружеских взаимоотношений.

           Прогулки – походы представляют собой один из важнейших организованных способов двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие: переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий, наблюдение в природе и сбор природного материала, беседа о природе, лесе, выполнение имитационных движений, комплекс игр и физических упражнений,в том числе полоса препятствий, самостоятельные игры (на привале).

           Для более полного погружения в туристическую деятельность, на территории детского сада изготовлена тропа камней, служащая как традицией прохождения на выходе за территорию детского сада, разучен гимн, после каждого похода каждый ребенок заполняет свой дневник юного туриста, зарисовывает свои впечатления.

Для повышения педагогической ценности похода, использую следующие методы работы:

- наблюдение;

- викторины;

- рассматривание иллюстраций;

- экскурсии, походы, квесты;

- опыты;

- экологические праздники;

- подвижные игры;

- экологические акции.

              Находясь среди природы у детей развивается чувство охраны природных ресурсов, формируется ответственность за все живые и не живые ее формы. А также разнообразная двигательная деятельность детей влияет на развитие физических качеств. Детский туризм обладает познавательным потенциалом и может способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.

            По итогам использования данной методики, отмечаю:

  • Повышение интереса к окружающему миру;
  • Улучшение качественных показателей физического развития детей;
  • Формирование эмоционально- волевых и нравственных качеств;
  • Развитие чувства патриотизма.

Таким образом, можно сделать вывод о положительном воздействии туризма в детском саду на всестороннее развитие дошкольников.