«Артикуляционная гимнастика, как основа формирования правильного звукопроизношения. Зачем она нужна?»
консультация

 Татьяна Бельтюкова М

  Артикуляционная гимнастика нужна для, выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Все упражнения артикуляционной гимнастики, условно, можно разделить на несколько комплексов: "общие" и "постановочные" упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Артикуляционная  гимнастика, как основа формирования  правильного звукопроизношения. Зачем она нужна?»

Цель: 

Обучить  родителей игровым способом развития артикуляционного аппарата, какую роль играет артикуляционная гимнастика, а также формировать умение адекватной, результативной помощи детям по развитию правильного звукопроизношения в домашних условиях».

Задачи: 

1. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой.

2. Дать рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

Ход собрания:

Для чистой речи нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо.

 Все речевые органы состоят из мышц. Язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины, значит, можно тренировать и мышцы языка и губ.

Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).

2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома? Организация проведения артикуляционной гимнастики дома :

Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут. Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать«Давай поиграем с язычком…»

Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бываютАртикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка.

Это такие упражнения

«Заборчик»«Окошечко»«Трубочка»«Чашечка»«Блинчик»«Иголочка»«Мостик»«Парус». Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик»«Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус»мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» — «Окошечко» — «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух. Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку«ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать».

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка.

Это такие упражнения, как«Часики»«Качели»«Лошадка»«Чистим зубки»«Вкусное варенье»«Барабанщик»«Худышки – толстяки» и другие. Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач». Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 
Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для губ

1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 

3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.

6. Кролик. 
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
 

Упражнения для губ и щек

  1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 
    2. 
    Сытый хомячок.
    Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 
    3. 
    Голодный хомячок. Втянуть щеки. 
    4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. 
    Статические упражнения для языка
    1. 
    Птенчики.
    Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 
    2. 
    Лопаточка.  Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 
    3. 
    Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 
    4. 
    Иголочка (Стрелочка. Жало).  Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 
    5. 
    Горка (Киска сердится).  Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 
    6. 
    Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 
    7. 
    Грибок.  Рот открыт. Язык присосать к нёбу. 
    Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

Заключение

Уважаемые родители!

Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет вашему ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников"

Консультация по теме "Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников" рассчитана на воспитателей и родителей. Дополнением к ней презентация, которая поможет пр...

Основы формирования звукопроизношения у дошкольников.

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду.Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими...

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения....

«Артикуляционная гимнастика – основа правильного звукопроизношения»

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов...

Презентация "Речевое дыхание как основа правильного звукопроизношения"

Презентация "Речевое дыхание как основа правильного звукопроизношения"...

Консультация для воспитателей: «Развитие артикуляционной моторики как основа правильного звукопроизношения дошкольников».

«Развитие артикуляционной моторики как основа  правильного звукопроизношения дошкольников»....